Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические (семинарские) занятия




Лекции

Содержание (дидактика) дисциплины

Структура и содержание дисциплины

Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования

Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к циклам: 035700 Лингвистика – естественно-научному (базовой части); 031300 Журналистика – математическому и естественно-научному (базовой части); 080400 Управление персоналом – гуманитарному, социальному и экономическому (вариативной части); 030300 Психология – математическому, естественно-научному и программно-информационному (вариативной части).

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин «История», «Основы философии», «Физика», «Химия», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и служит основой для освоения дисциплин общегуманитарного и специального характера.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:

1) знание основ истории, философии, физических законов, закономерностей химических процессов, открытий и тенденций развития современной биологии и экологии;

2) умения определять место и значение естествознания в современной культуре; применять естественно-научные знания и методы при анализе современных проблем общества и человека;

3) владение методологией естественно-научного познания.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 семестр, 3 зачетные единицы, 108 (44+64) часов.

№ дидактической единицы Наименование дидактической единицы дисциплины Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы
Лекции Практические занятия СРС Всего часов
  Эволюция научного метода и естественно-научной картины мира        
  Пространство, время, симметрия        
  Структурные уровни и системная организация материи        
  Порядок и беспорядок в природе        
  Биосфера и человек. Панорама современного естествознания        
  ИТОГО:        

Раздел 1. Концептуальный подход к изучению природы.

Дидактическая единица 1.

 

Раздел 2.Античный и средневековый этапы развития естествознания .

Дидактическая единица 1.

 

Раздел 3.Формирование классической научной картины мира .

Дидактическая единица 1.

Раздел 4.Принципы симметрии, законы сохранения .

Дидактическая единица 2.

 

Раздел 5.Эволюция представлений о пространстве и времени .

Дидактическая единица 2.

 

Раздел 6. Системные уровни организации материи .

Дидактическая единица 3.

 

Раздел 7. Динамические и статистические закономерности в природе. Концепции квантовой механики.

Дидактическая единица 4.

 

Раздел 8. Порядок и беспорядок в природе.

Дидактическая единица 4.

 

Раздел 9. Особенности биологического уровня организации материи.

Дидактическая единица 5.

 

Раздел 10. Биосфера и ноосфера.

Дидактическая единица 5.

 

Раздел 11. Панорама современного естествознания.

Дидактическая единица 5.

Номер раздела дисцип-лины № п/п Объем, ч Тема лекции
      Естественно-научная и гуманитарная культура. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний
    Концептуальный подход к изучению природы. Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания
    Процесс естественно-научного познания. Чувственные формы познания
    Эмпирическое познание. Методы теоретического познания
      Развитие естествознания в эпоху Античности. Формирование античной (аристотелевой) картины мира
    Развитие естествознания в Средние века и в эпоху Возрождения. Тенденции развития. Взаимопроникновение западной и восточной культур
      Формирование классической научной картины мира. Система натуральной философии Декарта. Научные принципы Галилея – основа экспериментального естествознания. Математические начала натуральной философии Ньютона. Характерные черты классической (ньютоновой) картины мира
      Понятие симметрии в современной науке. Типы симметрии. Пространственно-временные симметрии и законы сохранения. Внутренние симметрии и законы сохранения
      Классические представления о пространстве и времени. Принцип относительности Галилея. Объединение законов Ньютона и принципа относительности
    Постулаты А. Эйнштейна. Специальная теория относительности. Следствия преобразований Лоренца. Единый пространственно-временной континуум. Пространство и время в общей теории относительности. Эквивалентность массы и энергии. Значение теории относительности для современной картины мира
      Системность. Диалектика всеобщей связи и развития. Структурные уровни организации материи. Неисчерпаемость материи. Макро-, микро-, мегамир
      Динамические и статистические закономерности. Вероятностный детерминизм. Концепции квантовой механики
      Второй закон термодинамики, его значение в классической картине мира. Принцип возрастания энтропии. Синергетика. Самоорганизация материи во Вселенной.
      Биологический уровень организации материи. Генетика и эволюция. Возникновение жизни на Земле. Воспроизводство и развитие живых систем
      Популяционно-видовой уровень живой материи. Биоценозы. Биогеоценозы. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере
      Развитие Вселенной. Глобальный эволюционизм. Единство естественных наук. Панорама современного естествознания
Итого    
Номер раздела дисциплины № п/п Объем, ч Тема практического занятия
1, 2     Концептуальный подход к изучению природы. Критерии, уровни и формы научного знания. Античные концепции строения материи. Античная космология. Накопление рациональных биологических знаний в эпоху Античности. Особенности естественно-научной познавательной деятельности в эпоху Средневековья
  3, 4         Формирование классической научной картины мира. Научные принципы Галилея. Законы Ньютона. Понятие энтропии. Второе начало термодинамики. Развитие представлений о природе света. Электродинамика Дж. Максвелла. Типы симметрии. Пространственно-временные симметрии и законы сохранения
      Специальная теория относительности. Следствия преобразований Лоренца. Пространство и время в общей теории относительности. Эквивалентность массы и энергии
6, 7     Структурные уровни организации материи. Макро-, микро-, мегамир. Динамические и статистические закономерности. Квантовая теория. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношения неопределенностей В. Гейзенберга. Уравнение Шредингера
      Понятие открытой неравновесной системы. Неравновесная термодинамика И. Пригожина. Синергетика. Условия и механизмы самоорганизации. Концепции самоорганизации Г. Хакена, М. Эйгена
9–11     Концепции возникновения жизни на Земле. Классическая и синтетическая теории эволюции живых организмов. Взаимодействие человека и природы. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Панорама современного естествознания
Итого    



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.