Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4 Организация бухгалтерского учета




Классификация и план счетов

В бухгалтерском учете отражается большое количество самых разнообразных объектов. При этом возникает необходимость их упорядочить и представить в виде элементов информационной системы, необходимой пользователям бухгалтерских данных. Основным элементом такой информационной системы является счет бухгалтерского учета. Для того чтобы выяснить особенности счетов, их целевое назначение и возможности применения для отражения различных видов имущества, собственного капитала и обязательств, а также процессов деятельности и их результатов необходима научно-обоснованная классификация счетов бухгалтерского учета

Таким образом, назначение классификации счетов состоит не только в упорядочивании счетов, но и в создании информационной системы, отражающей хозяйственную деятельность организации.

В Российской Федерации в качестве основных классификационных признаков принято выделять экономическое содержание счетов, их назначение и структурные особенности.

Формирование информации на бухгалтерских счетах, так или иначе, связано с представлением этой информации в бухгалтерском балансе. Поэтому, к числу важнейших признаков классификации счетов относится их отношение к балансу.

Обобщение информации, учтенной на бухгалтерских счетах, осуществляется в бухгалтерском балансе. Однако при ведении бухгалтерского учета возникает необходимость установления и отражения в нем принадлежности имущества (права собственности) организации. Необходимость этого объясняется тем что, если право собственности не распространяется на используемое организацией имущество оно должно быть показано за балансом.

Поэтому с точки зрения взаимосвязи бухгалтерских счетов и бухгалтерского баланса как информационного комплекса важнейшее значение имеет классификация счетов по признаку их отношения к балансу. Этому признак подразделяет все счета бухгалтерского учета на балансовые и забалансовые счета (табл. 7).

Классификация счетов по отношению к балансу

Таблица 7

 

#G0Классификационный признак Группы счетов
По отношению к балансу Балансовые счета Забалансовые счета
  По назначению Активные Активно-пассивные Пассивные Материальных ценностей Контрольные Условных прав и обязательств

 

Балансовые счета предназначены для учета имущества, собственного капитала и обязательств организации. По своему назначению они могут быть активными, активно-пассивными и пассивными

Забалансовые счета предназначены для учета о наличии и движении средств, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации, ее условных прав и обязательств, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями. Забалансовые счета показываются за итогом баланса и в общий подсчет средств организации не входят.

В забалансовых счетах отражение хозяйственных операций производится без применения принципа двойной записи. При этом сторона дебет соответствует понятию "приход", "получение", а сторона кредит - "выбытие", "передача", "переадресовка".

- План счетов бухгалтерского учета

В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности с 1 января 2001 года вступил в силу План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденный #M12291 901774800приказом МФ РФ № 94н от 31 октября 2000 г#S. (в редакции от 18.09.2006).

В этом Плане счетов приведены все синтетические счета. Каждому счету присвоен свой номер или шифр. При этом балансовые счета имеют номера от 01 до 99, а забалансовые от 001 до 011. Из 99 позиций, предусмотренных Планом счетов, задействовано 60. Остальные 39 позиций представляют собой резерв. Создание резервных позиций в Плане счетов базируется на необходимости осуществления оперативного внесения текущих изменений и дополнений в номенклатуру синтетических счетов при изменении методологии бухгалтерского учета, призванной адекватно оценивать развитие экономики.

Счета, отражающие экономически однородные виды имущества, обязательств, фондов, резервов, процессов деятельности и их результатов, сгруппированы в разделы, каждый из которых имеет свой номер. В рассматриваемом Плане счетов выделено восемь разделов.

Для достижения единообразия в ведении бухгалтерского учета в дополнение к новому Плану счетов Министерством финансов разработана Инструкция, в которой приводится характеристика каждого счета и базовая схема отражения показателей на нем. После характеристики каждого синтетического счета в Инструкции дается типовая схема корреспонденций этого счета с другими синтетическими счетами, а также даются указания по организации аналитического учета.

На основе указанного Плана счетов и Инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов, содержащий полный перечень синтетических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в данной организации. Субсчета, предусмотренные новым Планом счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления ее, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в новом Плане счетов субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета. К каждому синтетическому счету может быть открыто до 10 субсчетов.

При этом, значительный резерв счетов, предусмотренный к разделу "Затраты на производство" связан с тем, что организация может осуществлять совместное ведение управленческого бухгалтерского учета совместно с финансовым бухгалтерским учетом. В этом случае, резервные позиции раздела "Затраты на производство" могут быть использованы для кодирования объектов управленческого учета.

Таким образом, План счетов представляет собой классификатор номенклатуры счетов бухгалтерского учета, на основе которого строится вся система кодирования данных бухгалтерского учета и установления корреспонденций счетов по отражению данных о фактах финансово- хозяйственной деятельности.

 

- Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Общее руководство методологией и организацией учета осуществляет Правительство РФ. При этом основным методологическим центром по бухгалтерскому учету в Российской Федерации является Министерство финансов Российской Федерации, которое разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности. Все эти нормативные акты обязательны к исполнению всеми предприятиями, функционирующими на территории России.

На основе этих нормативных актов Министерство финансов РФ, Центральный Банк РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства издают отдельные нормативные акты, определяющие особенности учета в соответствующих предприятиях, учреждениях организациях и др.

Национальная система нормативного регулирования состоит из документов четырех уровней.

Первый (законодательный) уровень составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организации.

Особое место на этом уровне занимает #M12291 9032598Федеральный закон "О бухгалтерском учете"#S являясь одним из важнейших в системе экономических законов, разрабатываемых и утверждаемых применительно к новым условиям хозяйствования в Российской Федерации.

Принятие и вступление в законную силу #M12291 9032598ФЗ "О бухгалтерском учете"#S привело к повышению юридического статуса норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций. Закон закрепляет обязательность ведения и организации бухгалтерского учета в юридических лицах. Кроме того, данный документ устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета. При этом статьей 5 Закона устанавливается система нормативного регулирования бухгалтерского учета, важнейшим элементом которой являются Положения по бухгалтерскому учету.

В Законе четко определено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в юридическом лице, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, т. е. руководитель его исполнительного органа либо лицо, ответственное за ведение дел организации. Таким образом, на законодательном уровне закреплено положение, что руководитель, а не главный бухгалтер, несет ответственность за обнаруженные нарушения правил ведения бухгалтерского учета, несоблюдение законодательных норм в части совершения хозяйственных операций и в других случаях.

Весьма важное место на этом уровне занимают #M12291 9027690Гражданский кодекс Российской Федерации#S, #M12291 901714421Налоговый кодекс Российской Федерации#S и Трудовой кодекс РФ.

Второй уровень системы нормативного регулирования составляют положения по бухгалтерскому учету. В этих документах обобщаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, а также возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности. В настоящее время действует Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и 22 Положения, регламентирующие отдельные участки учета.

Раскрытие Положений по бухгалтерскому учету должно осуществляться в документах третьего уровня - методических указаниях и рекомендациях по ведению бухгалтерского учета. К этой группе документов относятся методические рекомендации по планированию учету и калькулированию себестоимости продукции, методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету основных средств, методические указания по учету материально-производственных запасов, методические указания и рекомендации, связанные с бухгалтерской отчетностью и формированием ее показателей и др. Одним из важнейших документов этого уровня является #M12293 0 901774800 3645514197 669057970 642377912 377006900 881663685 2428756068 996174789 13План счетов бухгалтерского учета#S и инструкция по его применению. К ним также можно причислить и многочисленные указания Министерства Финансов Российской Федерации по вопросам, впервые возникающим в практике хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень в системе регулирования занимают рабочие документы организации, формирующие направленность ведения бухгалтерского учета в методическом, техническом и организационном аспектах. Все это должно быть выражено в приказе об учетной политике организации.

Рассмотренная система нормативного регулирования бухгалтерского учета должна обеспечить формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. Потребителями такой информации являются различные ее пользователи.

Учетная политика предприятия - это документ, который должен быть на каждом предприятии. Учетная политика предприятия представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, выбранных организацией для использования. Методы учета различных активов и обязательств установлены положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), и организация должна сама самостоятельно решить, какие из них она будет применять. Если для каких-либо конкретных ситуаций способы ведения бухгалтерского учета не установлены, организация может разработать их самостоятельно. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08) дает понятие об учетной политике, а также определяет, какая информация должна содержаться в учетной политике.

Учетная политика предприятия составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем. Каждая организация должна самостоятельно разрабатывать учетную политику, так как законодательство позволяет применять различные способы учета по отношению к одинаковым объектам.

Например, законодательством установлены различные способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Поэтому организация должна самостоятельно выбрать наиболее удобный способ для себя и отразить это в специальном документе - учетной политике.

Учетная политика должна обязательно содержать:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, который включает синтетические и аналитические счета, необходимые для его ведения.

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов (например, бухгалтерская справка.)

- порядок проведения инвентаризации (сроки, причины);

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота (документооборот оформляется отдельным документом, в приказе об учетной политике дается ссылка на утвержденный документооборот)

- порядок контроля за хозяйственными операциями (кто визирует первичные документы, ответственные исполнители)

Помимо учетной политики для бухгалтерских целей, предприятию важно сформировать и учетную политику для целей налогообложения. В настоящее время требование об обязательном наличии такого документа содержат две главы Налогового кодекса РФ: 21 «Налог на добавленную стоимость» и 25 «Налог на прибыль организаций».

 

Тема. Первичное наблюдение – основа информационной системы бухгалтерского учета

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные регистры должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы, дату составления, наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, личные подписи и их расшифровка (в том числе случаи создания документов с применением средств автоматизации учета).

Первичные учетные документа с 1998 года принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбома и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственных операций, а если это невозможно – сразу по окончании операции.

Внесение исправлений в банковские и банковские документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указаниями даты внесения исправлений.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов могут составляться сводные учетные документы (регистры синтетического учета).

Первичные и сводные учетные документы составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготавливать за свой счет копии таких документов на бумажных носителях.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств и т.д.) определяются руководителем организации, за исключением следующих случаев, когда проведение инвентаризаций необходимо:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально-ответственного лица;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи;

- в случаях стихийных бедствий, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

- при реорганизации или ликвидации предприятия;

- в других предусмотренных законодательством случаях.

-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.