Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По вопросу о том, подтверждает ли кассовый чек приобретение товара у продавца, в судебной практике существует две позиции. 2 страница




В случаях, когда автомат используется для размена денег, приобретения знаков оплаты или обмена валюты, применяются правила о розничной купле–продаже, если иное не вытекает из существа обязательства.

III. Продажа товаров по образцам. Продажа товаров по образцам регулируется Правилами продажи товаров по образцам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918[16]. Продажа товаров по образцам - продажа товаров по договору розничной купли - продажи, заключаемому на основании ознакомлении покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров.

При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с демонстрируемыми образцами или предложенными описаниями товаров, выбрать и приобрести необходимые товары, передаваемые покупателю после их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором.

При продаже товаров по образцам продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов.

Перечень товаров, продаваемых по образцам, и оказываемых услуг определяются продавцом. Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых продавцом при заключении договора. Предложение товара в его описании или рекламе, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора.

Демонстрация образцов товаров, представление их описаний в месте продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли существенные условия договора, за исключением случаев, когда продавец явно определил, что товары не предназначены для продажи.

Договор может быть заключен в месте продажи товара по образцам путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем передачи покупателем сообщения о намерении приобрести товар посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что сообщение исходит от покупателя, а также в иной форме, согласованной продавцом и покупателем, при непосредственном заключении договора.

Передача покупателю товара, приобретенного по образцу, может быть произведена путем пересылки его почтовыми отправлениями, перевозки, железнодорожным, автомобильным, воздушным или водным транспортом с доставкой товара по месту, указанному покупателем в договоре.

Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и в сроки, установленные в договоре. Договор считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в договоре, а если место передачи товара договором не определено, то с момента доставки товара по месту жительства покупателя или получателя, если иное не было предусмотрено договором.

Продавец обязан передать покупателю товар, который полностью соответствует его образцу или описанию, качество соответствует информации, предоставленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в техническом паспорте на товар, правилах его использования, на этикетке или ярлыке, прикрепленным к товару, на самом товаре или его упаковке либо другими способами, предусмотренными для отдельных видов товаров).

IV. Дистанционный способ продажи. В соответствии со ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» дистанционная продажа товаров представляет собой розничную торговлю товарами с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках, посредством средств связи или иным способом. Таким образом, выделяются основные характеристики данной торговли. Во - первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и, во - вторых, определение средств реализации товаров: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д.

В литературе отмечается, что практика применения нормы о дистанционной торговле, она требует дальнейшего совершенствования и нуждается в особом правовом регулировании. Необходимо законодательно определить субъектный состав рассматриваемых отношений, так как он не подпадает под круг тех лиц, кто участвует в потребительских отношениях, предусмотренных преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей». В отношениях по дистанционной продаже товаров участвуют изготовитель, производящий товар, дистрибьютор или иное лицо, продающее его, и потребитель. В связи с тем, что законодательно не закреплен данный субъект, не определен его правовой статус, на практике возникают различного рода проблемы. Так, например, по данным Роспотребнадзора РФ, при продаже парфюмерно - косметических товаров фирм «AVON», «Mary Kay», «ORIFLAME» продавцом являлись физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, в результате чего при возникновении претензий к качеству товаров потребитель не имел возможности воспользоваться своими правами по законодательству о защите прав потребителей.

Кроме того, наиболее уязвимым местом при дистанционных продажах является не столько товар как таковой, а недостаточная, недостоверная или ложная информация о продавце товара, потребительских свойствах и качестве товара. При этом следует исходить из того, что 80 % реального товарооборота при дистанционной торговле приходится на анонимных продавцов (либо вообще не представляется информация о продавце, предусмотренная ст. ст. 8, 9 Закона РФ «О защите прав потребителей», либо представляется, но в виде абонентского ящика, что не позволяет идентифицировать продавца и определить надлежащего ответчика по делу).

И, наконец, законодательством о защите прав потребителей не определяются порядок, условия заключения договора на момент доставки товара, его форма, что приводит на практике к тому, что либо вообще не заключаются с потребителями соответствующие договоры, либо в них содержатся условия, ущемляющие права потребителя. Необходимо учесть особенности заключения отдельных видов договора, как это предусмотрено в Правилах продажи отдельных видов товаров. Так, в п. 51 оговаривается, что с товаром покупателю передается товарный чек, содержащий сведения о наименовании товара, даты продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего торговлю.

Относительно неисследованной остается проблема включения в договор условий, ущемляющих законные права потребителя. Подобное злоупотребление со стороны продавца (исполнителя, изготовителя) образует состав не только гражданского, но и административного правонарушения и влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ)[17]. Органом, уполномоченным рассматривать такие дела, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)[18] и ее территориальные органы (ст. 23.48 КоАП РФ).

Специфика несправедливых условий договора заключается в том, что они не противоречат закону в явной форме (по крайней мере, императивным нормам), но в конкретной ситуации могут лишать одного из контрагентов прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключать или ограничивать ответственность другой стороны за нарушение обязательств и т.п.

Несправедливые условия договора хорошо известны зарубежному законодателю. Обширная судебная практика западноевропейских стран по спорам между кредитными, страховыми организациями и потребителями их услуг послужила основой для принятия специальных законов, ограничивающих использование несправедливых оговорок в договорах на стандартных условиях: Закон об общих условиях сделок Германии 1976 г.[19], Акт о несправедливых договорных условиях Великобритании 1977 г.[20] и др.

В 1993 г. Совет Европы утвердил Директиву 93/13/EEC «О несправедливых условиях в договорах с потребителями», в соответствии с которой несправедливым является такое условие, которое вносит значительный дисбаланс в права и обязанности сторон по договору в ущерб потребителю. Несправедливым может быть признано лишь то условие, которое не было предметом специального согласования с потребителем (п. 1 ст. 3). Т о обстоятельство, что отдельные условия договора или их некоторые аспекты были индивидуально согласованы, не исключает применение Директивы к оставшейся части договора.

Директива содержит примерный (не исчерпывающий) перечень условий, которые могут рассматриваться как несправедливые:

- наделяющие продавца (исполнителя) правом расторгать договор по произвольному основанию, без какой-либо уважительной причины, если аналогичная возможность не предоставлена потребителю;

- предоставляющие продавцу право в одностороннем порядке изменять условия договора без какой-либо действительной (уважительной) причины, четко определенной в договоре, в частности потребительские характеристики товара (работы, услуги);

- исключающие или ограничивающие право потребителя воспользоваться юридическими средствами защиты, законными процедурами, в частности: обязывающее потребителя разрешать споры с продавцом исключительно путем арбитража, ограничивающее потребителя в представлении тех или иных доказательств, перелагающее на потребителя некоторые обязанности по доказыванию (если соответствующим законом бремя их доказывания возложено на продавца) и пр.

Несправедливые условия договора (оговорки) могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, можно выделить оговорки, имеющие материально - правовое и процессуальное значение. Если первые ущемляют конкретные субъективные права потребителя (на получение товара надлежащего качества, на досрочное расторжение договора и пр.) либо возлагают на потребителя экономически не оправданные обязанности (не связанные с предметом договора и пр.), то вторые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав (в том числе их выборе), в представлении тех или иных доказательств либо возлагают на потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств. Несправедливые условия процессуального характера могут затруднять обращение потребителя за судебной защитой вследствие установления обязательного досудебного (претензионного) порядка разрешения споров по договору или изменения территориальной подсудности для рассмотрения споров.

Несправедливые оговорки материально-правового характера, в свою очередь, могут быть разделены на следующие подгруппы:

- наделяющие продавца (исполнителя) правами на односторонние действия, связанные с исполнением обязательств по договору: правом на односторонний отказ от договора без уважительных причин, правом на изменение потребительских свойств товара (работы, услуги), правом на изменение цены по договору;

- ограничивающие ответственность продавца (исполнителя) за нарушение обязательств по договору, например, только случаями умышленного нарушения обязательств, возмещением потребителю лишь реального ущерба или выплатой исключительной неустойки;

- возлагающие на потребителя дополнительные обременения, не связанные с предметом договора, вследствие одновременного заключения договора о техническом обслуживании приобретенного товара, договора об установке программного обеспечения на приобретенный товар и т.п.;

- ограничивающие потребителя в реализации законных прав и гарантий: включение в договор купли - продажи условий, ограничивающих возможность обмена товара надлежащего качества; установление в договоре возмездного оказания услуг санкций за досрочное расторжение договора или срока предупреждения исполнителя о расторжении договора.

Квалификация условий договора в качестве несправедливых - процесс достаточно сложный, предполагающий выявление и оценку обычной практики, сложившейся по тому или иному вопросу.

Условия гарантийного талона на приобретенный товар ограничивают потребителя в выборе способов защиты нарушенного права (предъявлении требования о замене товара ненадлежащего качества), а также затрудняют предъявление претензии продавцу.

Индивидуальный предприниматель К. обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - территориальный орган) о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, в удовлетворении заявления было отказано.

ФАС Западно - Сибирского округа, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы предпринимателя.

Частью 2 ст. 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. Статья 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» признает ущемляющими те условия договора, которые исключают или ограничивают права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей.

Из материалов дела следует, что предпринимателем К. в гарантийный талон, выдаваемый на реализуемые товары, включены условия, ущемляющие права потребителя и противоречащие положениям законодательства о защите прав потребителей, а именно: гарантия действительна только при наличии правильно и четко заполненного оригинала гарантийного талона с указанием серийного номера изделия, даты продажи, гарантийного срока, печати фирмы - продавца и подписи покупателя; замена неисправного изделия производится в том случае, если изделие трижды приходило в негодность по одной и той же причине.

Между тем в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не являются основанием для отказа в удовлетворении его требований, связанных с недостатками товара. В соответствии со ст. 18 Закона потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы[21].

Покупателю технически сложного товара навязаны дополнительные платные услуги по сервисному обслуживанию. При этом выданный покупателю сертификат на сервисное обслуживание фактически подменяет предусмотренные законом права покупателя в случае продажи товара ненадлежащего качества.

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления управления Роспотребнадзора по Свердловской области (далее - Управление) о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Решением суда в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе, поданной в ФАС Уральского округа, общество просит это решение отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Как следует из материалов дела, в ходе мероприятия по контролю за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей в принадлежащем обществу магазине управлением установлен факт реализации обществом технически сложных товаров бытового назначения с включением в договор условий, ущемляющих права потребителя. Продажа товаров обусловливалась обязательным приобретением за дополнительную плату сертификата программы дополнительного сервисного обслуживания. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого управление вынесло постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения обществом административного правонарушения. По мнению ФАС Уральского округа, выводы суда являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.

В силу п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг).

Судом установлено, что при продаже технически сложного товара бытового назначения (стиральная машина), в отношении которого изготовитель указал гарантийный срок качества, покупатель обязан был приобрести за дополнительную плату сертификат программы дополнительного сервиса. При этом продавец магазина сообщал покупателям, что стиральная машина продается по специальному предложению и приобретение сертификата программы дополнительного сервиса является обязательным.

Кроме того, в сертификате программы дополнительного сервиса указан период действия сертификата - два года со дня его выдачи. Дата выдачи сертификата совпадала с датой продажи бытовой техники, т.е. с началом течения гарантийного срока. Следовательно, указанный сертификат, не устанавливая дополнительных услуг, подменяет права потребителя на безвозмездное устранение недостатков товара при их обнаружении в течение гарантийного срока, на безвозмездную замену товара и на безвозмездное предоставление услуги по доставке крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг для ремонта, что является нарушением положений ст. ст. 18, 19 Закона о защите прав потребителей[22].

 

1.3. Договор поставки

Данный вид договора преобладает в обороте рыночного общества, так как при его посредстве осуществляется товарообмен на национальном и международных уровнях, а также происходит переход большой массы имущественных благ и материальных ценностей от одних экономических субъектов (поставщик) к другим (покупателям). Данное обстоятельство естественным образом привело к тому, что законодательство и правоприменительная практика всегда уделяли регулированию правоотношений поставки повышенное внимание.

Легальное определение договора поставки содержится с ст. 506 ГК РФ. По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется предать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Договоры купли - продажи и поставки разграничиваются по следующей совокупности признаков:

1. Обязательным участником договора поставки (поставщиком) выступает только предприниматель, каковым является или предприятие - юридическое лицо или гражданин - предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. К предмету договора поставки может относится специальная разновидность имущества - товар, предназначенный для предпринимательской деятельности или иных целей, не связанных с личным (семейным, домашним) потреблением. В отличие от договора купли - продажи предметом договора поставки может являться имущество, относимое к категории движимого, перемещение которого возможно без несоразмерного ущерба его назначению. В связи с этим предметом договора поставки не могут быть дома и квартиры, ценные бумаги, иностранная валюта, имущественные права.

В качестве другой особенности предмета договора поставки можно назвать то обстоятельство, что данное имущество, как правило, характеризуется родовыми признаками. Это обусловлено тем, что в силу экономических причин предметом поставки в основном выступают крупные партии тех или иных товаров. Однако предметом поставки может служить и индивидуально - определенное оборудование, например, если поставляется сложное комплектное оборудование, произведенное по специальному заказу покупателя и поставляемое по частям.

Предмет договора поставки (товар) может быть изготовлен, а может и не быть изготовлен на момент заключения этого договора, во всяком случае, действующее законодательство к данному обстоятельству относится безразлично.

3. Сроки заключения договора и его исполнения, как правило, не совпадают.

Этот факт всегда отмечается в отечественной цивилистике, так как он выступает в качестве обязательного признака договора поставки. Иначе говоря, договор поставки должен быть заключен до его исполнения.

4. Самым существенным признаком, разграничивающим договоры купли - продажи и поставки, является неоднократность передачи товаров при поставке продавцом и неоднократность их приемки и оплаты покупателем.

При наличии всех вышеуказанных признаков к возникающим отношениям необходимо применять нормы о договоре поставки.

Структура договорных связей определяет, какие лица и сколько лиц участвуют в доведении продукции от изготовителя до потребителя. При прямой структуре договор заключается непосредственно между изготовителем продукции ее потребителем. Сложная структура - это связь, при которой процесс доведения продукции до потребителя опосредствуется двумя или более договорными с участием посредников - оптовых, торговых, комплектующих, снабженческих, сбытовых, иных организаций. Продукция при сложной структуре связей может быть отгружена непосредственно потребителю или грузополучателю. Покупатель по договору имеет право предписать поставщику куда, по какому адресу должна быть отгружена продукция. Отгрузочная разнарядка - это документ, в котором покупатель указывает грузополучателя и их отгрузочные реквизиты. Содержание разнарядки по количеству и ассортименту подлежащих передаче покупателям товаров, срокам (периодам) поставки должно соответствовать условиям договора поставки (ст. 509 ГК РФ). Поставка непосредственно грузополучателю именуется транзитной.

Для договора поставки характерен особый порядок заключения. Статья 507 ГК РФ содержит правило, которое никогда не было известно российскому законодательству. Сторона, получившая проект договора должна сообщить в течение 30 дней об отказе или о заключении договора на других условиях, то есть должны применяться меры к продолжению разговора. Акцепт на иных условиях нельзя просто выбросить. Довольно мягкое правило: сообщить ответ. Это не обязанность заключить договор. Ответ нужен, чтобы внести определенность в отношения сторон. В противном случае можно взыскивать убытки из-за длительного отсутствия ответа (например, затраты на подготовку производства к исполнению договора).

Содержание договора поставки. На протяжении всей 250-летней истории правоприменения договора поставки обязательство поставщика поставить товар к определенному сроку является одним из определяющих признаков этой сделки. Это существенное условие договора поставки, но определимое существенное условие, поскольку при отсутствии этого условия в тексте договора должны применяться диспозитивные нормы, позволяющие определить срок исполнения обязательства, не содержащего условия о дате его исполнения. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18. (п. 7) имеется разъяснение, согласно которому в случае, когда момент заключения и момент исполнения договора не совпадает, а сторонами не указан срок поставки товара и из договора не вытекает, что она должна осуществляться отдельными партиями, при разрешении споров необходимо исходить из того, что срок поставки должен определяться по правилам, установленным ст. 314 ГК РФ (ст. 457 ГК РФ).

Существенным условием для договора поставки, предусматривающего поставку товаров в течение всего срока действия договора отдельными партиями, служит период поставки, то есть сроки поставки отдельных партий. Если же в договоре периоды не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно. В этом случае периодом поставки будет считаться месяц.

В зависимости от конкретных условий могут быть установлены и графики поставки (декадный, суточный) и самостоятельно ответственность за его нарушение.

Трактовки о сроках в договоре поставки при определенных условиях иногда способствуют созданию ситуации, когда может быть не соблюдено одно из важнейших начал отечественного гражданского законодательства - равенство участников правоотношений, поскольку изначально предопределяется возникновение сильной и слабой сторон, правового преимущества одного из контрагентов в некоторых сферах предпринимательства.

Так, например, при поставке мороженого минтая с Дальнего Востока в Центральную часть России, рынок которого характеризуется значительными колебаниями спроса в короткий промежуток времени, вопрос прибыльности или убыточности предприятия - покупателя в ближайшей перспективе впрямую зависит от времени подхода партии этого вида морепродуктов на рынок сбыта. В течение двух месяцев, с конца марта по начало июня, соотношение спроса и предложения на крупнооптовом и среднеоптовом рынке минтая в г. Москве претерпевает изменения от одного полюса к другому. В марте минтай обладает высоким и устойчивым спросом. В июне же наблюдается противоположная ситуация. Четкой, определенной даты перехода рынка из одного состояния в другой, естественно, нет. Поэтому понятие «разумный срок» из ст. 314 ГК РФ в данном случае носит относительный характер.

Товары, поставленные досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества, подлежащих поставке в следующем периоде. Досрочная поставка - это поставка до наступления предусмотренной договором календарной даты передачи товара либо периода поставки. Согласие покупателя на досрочную поставку может быть оговорено непосредственно в договоре либо сообщено им поставщику в письменной форме по конкретной поставке.

Специальные правила, касающиеся ассортимента, регулируют лишь отношения сторон, складывающиеся при поставке товаров отдельными партиями в течение всего срока действия договора. В подобных ситуациях поставка товаров одного наименования в большем количестве, чем предусмотрено договором, не засчитывается в покрытие поставки товаров другого наименования, входящих в тот же ассортимент и подлежит восполнению, если не было предварительного согласия покупателя.

Принимая во внимание долгосрочный характер договорных отношений стороны, приобретает особое значение регулирование порядка восполнения недопоставки товаров. Поставщик обязан восполнить недопоставленное количество товаров в следующем периоде (ст. 512 ГК РФ). Обязанность восполнения недопоставленного количества товаров сохраняется в отношении каждого получателя, если покупатель направил отгрузочную разнарядку, предусматривающую поставку товаров ряду получателей.

Покупатель вправе, уведомив поставщика, отказаться от принятия товаров, поставка которых просрочена, если в договоре поставки не предусмотрено иное. Своим правом отказа покупатель не может воспользоваться, если просрочка произошла по его вине (например, не выставил аккредитив).

Неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства в пределах его обязанности восполнить недопоставленное количество товаров в последующих периодах поставки, если иной порядок уплаты неустойки не установлен законом или договором. Изложенный порядок направлен на стимулирование реального исполнения поставщиком обязательства.

Специальные правила касаются условия о качестве и комплектности (ст. ст. 518, 519 ГК РФ). Поставщику разрешается заменить или доукомплектовать товары и тем самым избежать последствий по ст. ст. 475, 480 ГК РФ.

У покупателя по договору поставки есть особое право, которого нет у покупателя по договору купли - продажи. Если поставщик не выполнил обязанности по поставке в определенном количестве или не заменил недоброкачественный товар, не доукомплектовал его, покупатель получает право приобрести непоставленные товары у других лиц с последующим отнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на их приобретение.

Покупатель может отказаться также от оплаты товаров ненадлежащего качества либо некомплектных, или если оплатил их потребовать возврата уплаченных сумм.

Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. При отсутствии условий о транспортировке выбор вида транспорта предоставлен поставщику. При выборе транспорта должны учитываться обычаи делового оборота, а также то обстоятельство, на какую из сторон относятся расходы по доставке.

Договором может быть предусмотрено получение товаров покупателем в месте нахождения поставщика (выборка товаров). Поставщик обязан уведомить покупателя о готовности товара к передаче, которая означает выполнение поставщиком действий, предусмотренных ст. 458 ГК РФ, то есть действий по идентификации товара (маркировка, упаковка, затаривание и т. п.). Срок получения товаров покупателем в месте его нахождения может быть предусмотрен путем согласования графика поставки. В этом случае уведомление о готовности не требуется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.