Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка и решение задач Линейного Программирования




Лекция № 3

Четвергая группа — интерпретационные методы

Третья группа — методы обработки полученных результатов

Третью группу (по Б. Г. Ананьеву) составляют методы обработки полученных результатов. Это ограниченное единство количественного и качественного, содержательного анализа. Обработка результатов — это всегда творческий, поисковый процесс, предполагающий подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств.

Наконец, четвертую группу составляют так называемые интерпретационные методы, направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления. Здесь всегда присутствует комплексный, системный набор различных вариантов функционального и структурного методов, замыкающих общий цикл психологического исследования.

Наблюдения (более пассивны) Эксперименты (более активны)
Научный метод исследования не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно-объясняющие причины того или иного психологического явления Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт
Житейские наблюдения ограничиваются регистрацией фактов, носят случайный неорганизованный характер Научный метод наблюдения переходит от написания фактов к объяснению его внутренней сущности. Необходимое условие четкий план, фиксация результатов в спец. дневнике Лабораторный протекает в специальных условиях. Используется спец. аппаратура Естественный протекает в обычных условиях. Применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах
Вспомогательные методы психологии
Анализ продуктов деятельности и биографический метод Близнецовый метод, социометрия, моделирование, анкеты, тесты
       

 

 

3.1. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ

 

Экономико-математическая задача (ЭМЗ) включает четыре группы элементов.

1. Неизвестные задачи. Их обозначим через xj где j — номер переменной. Номер переменной (j = 1,..., n) изменяется от 1 до n или .

2. Известные величины правых частей уравнений и неравенств или свободные члены. Их насчитывается столько же, сколько имеется ограничений. Обозначим свободные члены через Аi, Вi и т. д., где i — номер ограничения. Номер ограничения
(i = 1,..., m) изменяется от 1 до m ().

3. Известные величины при переменных, или технико-экономические коэффициенты аij. Коэффициенты аij обозначаются в зависимости от того, в какой строке (i) и при какой переменной (j) они находятся. В этом состоит двойственность данных коэффициентов. Например, а 12,24 обозначает коэффициент 12-й строки, стоящей при 24-й переменной.

4. Коэффициенты F-строки или целевой функции . Этих коэффициентов насчитывается столько же, сколько имеется переменных.

В совокупности свободные члены Аi, Вi, технико-экономические коэффициенты аij, коэффициенты F -строки составляют исходную информацию ЭМЗ. Содержание переменных, а также значения исходной информации зависят от объекта или процесса, по информации которых задача составляется.

Механизм взаимосвязи элементов позволяет сформировать
общую (типичную) ЭМЗ. Например, найти xj, т. е. значения переменных j при условиях:

а 11 x 1 + а 12 x 2 + а 13 x 3, +... + а 1 nxn В 1;

а 21 x 1 + а 22 x 2 + а 23 x 3, +... + а 2 nxn ≥ В 2;

а 31 x 1 + а 32 x 2 + а 33 x 3, +... + а 3 nxn = В 3;

а 41 x 1 + а 42 x 2 + а 43 x 3, +... + а 4 nxn ≤ В 4;

………………………………

аm 1 x 1 + аm 2 x 2 + аm 3 x 3, +... + аmnxn ≤ Вm;

xj ≥ 0, j = ;

Fmax =

Таким образом, имеется ЭМЗ, состоящая из m строк (или ограничений) и n столбцов (или переменных), т. е. из системы ограничений. В задаче присутствуют все четыре группы элементов. Взаимосвязи элементов в конкретных условиях будут определять содержание и типы ограничений, а также характер взаимосвязи элементов исходной информации. Типы ограничений в задаче обычно бывают следующими: меньше — равно (≤), больше — равно (≥) и равно (=).

Решение экономико-математической задачи связано с нахождением значений переменных xj, которые будучи подставленными в ограничения задачи, обеспечивают выполнение требований этих ограничений: уравнений или неравенств, а функции F придают экстремальное (т. е. минимальное либо максимальное) значение.

Одно из требований ограничений состоит в том, что если задача решается на максимум, то среди системы уравнений и неравенств должно быть хотя бы одно ограничение типа меньше — равно либо равно (при решении на минимум — хотя бы одно ограничение типа больше — равно либо равно). Следует отметить, что при отсут-
ствии названных ограничений величины переменных практически ничем не ограничены и решение задачи теряет смысл

Другие требования к содержанию задачи вытекают из теории математического программирования, основные положения которой, имеющие непосредственное отношение к составлению экономико-математических задач, изложены ниже.

Таким образом, решение ЭМЗ предполагает такой вариант решения системы неравенств и уравнений, при котором функция F принимает максимальное значение (при решении задачи на максимум) или минимальное (при решении задачи на минимум). Отсюда следует, что содержание экономико-математической задачи, с одной стороны, должно включить в себя множество альтернативных вариантов, с другой стороны, — позволять выбрать такой вариант, при котором значение функции отвечало бы конкретным требованиям производства.

Для решения системы неравенств и уравнений ЭМЗ необходимо, чтобы содержание и взаимосвязи ее элементов соответствовали требованиям теории определителей, матриц, векторных пространств и выпуклых множеств.

 

3.2 Формирование минимальной продовольственной корзины

Эту задачу часто называют задачей о рационе. Пусть определен ассортимент продуктов и известны их характеристики (цена; калорийность; содержание белков, жиров, углеводов, витаминов). Требуется найти набор минимальной стоимости, обеспечивающий формирование минимальной продовольственной корзины.

Введем обозначения:

n – число рассматриваемых продуктов;

m – количество учитываемых веществ (в т. ч. калорий);

– содержание i -го вещества в j -м продукте, (); ;

– потребность человека в i -м веществе, ;

– стоимость единицы j -го продукта,

– количество j -го продукта в решении, .

Получим модель, симметричную по отношению к ранее записанной. Только вместо максимума теперь нужно найти минимум, изменились и знаки ограничений

 

Разумеется, и в этом случае может потребоваться введение определенных соотношений между отдельными группами продуктов, ограничение содержания некоторых ингредиентов и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.