Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Мониторинг, анализ и оценка социально-экономической ситуации в структуре консалтинга




Управление политическим (впрочем как и экономическим, социальным, духовным) развитием общества невозможно без точной и систематической информации о его состоянии. Для управления любой политической организацией важно систе­матически определять состояние политических процессов, а также выявлять политические предпочтения и электораль­ное поведение и другие показатели, характеризующие раз­витие политического объекта.

Методика проведения мониторинга социально-политических процессов. Для решения практических проблем управления социаль­но-политическими процессами чрезвычайно важна разработка теоретико-методологических и методических основ монито­ринга, дающего систематическую информацию о политичес­ком объекте. Политическому консультанту для этого необхо­димо провести обоснование теоретико-методологических подходов к проведению мониторинга социально-политических процессов, явлений в социальных и политических организа­циях различного уровня.

Понятие "мониторинг" имеет ла­тинское происхождение (англ. monitor — напоминающий, предостерегающий), первоначально оно обозначало разно­видность контрольных приборов. В политологии к функциям мониторинга относят слежение и раннее предупреждение нежелательных политических событий. Под политическим мониторингом подразумевается систематическое наблюдение исследуемого объекта в целях осуществления контроля над политическими процессами, вызывающими исследовательский интерес. Или иначе, политический мониторинг можно рассматривать как специально организованный, непрерыв­ный процесс поиска, сбора и комплексной обработки инфор­мации с целью определения тенденций развития объекта и выработки упреждающих мер управленческого воздействия.

На сегодняшний день теория мониторинга как целостная система не разработана, а теория политического мониторинга и вовсе не сформирована. Политический мониторинг является способом познавательной и предметно-практической деятель­ности, обеспечивающей комплексную оперативную и адекват­ную оценку социально-политических процессов с целью выра­ботки оптимальных управленческих решений и составления эффективных прогнозов развития политического объекта.

Реализация комплекса мер по проведению мониторинга. Реализация политического мониторинга включает после­довательное прохождение ряда этапов. На подготовительном этапе осуществляется методологическая и методическая раз­работка концепции, принципов и способов организации политического мониторинга, ставятся задачи, связанные с не­обходимостью уточнения предмета исследования. Разрабатываются предметная и научно-организационные структуры, затем — методы построения и реализации выборки, методы и инструментарий исследования, который с требуемой разрешающей способностью может обеспечить сбор и анализ информации.

Разрабатывается и экспериментально проверяется науч­ная и предметная структуры, организационные принципы и методический инструментарий. Для конкретизации предмета мониторингового исследования применяется метод эксперт­ных оценок, в ходе реализации которого нужно дать ответы на вопросы, касающиеся уточнения инструментария иссле­дования, корректировки этапов и сроков его проведения.

На последующих этапах осуществляется сбор материа­лов, позволяющих сделать заключение (промежуточное или окончательное) по тому или иному предмету исследования. Каждый очередной этап завершается корректировкой мето­дики, принципов, инструментария исследования, если про­межуточные результаты требуют этого.

Методический инструментарий мониторинга включает в себя постоянный блок, который на каждом этапе дополняет­ся новыми блоками, включающими в себя индикаторы, по­зволяющими дополнить информационную базу исследования новыми данными. При этом если новые индикаторы не были апробированы ранее, то рекомендуется провести пилотаж­ное исследование для отработки скорректированного инст­рументария.

Обобщение эмпирических данных позволяет перейти к заключительному этапу решения научных задач, ставящих задачу логического обобщения данных об объекте исследо­вания применительно к предмету исследования в намечен­ные промежутки времени.

Этапы проведения мониторинга. Таким образом, мониторинг осуществляется посредством Реализации определенной последовательности процедур: о пределение объекта исследования; обследование выделенного объекта; создание модели информационного анализа объекта наблюдения; определение методики измерений; определение состояния объекта наблюдения; прогнозирование изменений состояний объекта наблюдения; преобразование информации в удобную для использо­вания форму.

Для эффективной организации этой работы необходимы; комплексная реализация всех мероприятий мониторинга; со­четание мониторинга с другими методами сбора данных; учет правовых организационных, финансовых аспектов; учет то­чек критического состояния при проведении мониторинга; учет обратных связей, возникающих в процессе мониторинга.

Объектом политического мониторинга может быть и по­литическая система страны, и каждая из ее составляющих, например, не все аспекты деятельности рассматриваемой политической организации, а лишь состояние политических; предпочтений членов организации. В качестве объекта политического мониторинга в зависимости от поставленных целей рассматриваются и политические партии, и политические институты, их взаимосвязи и взаимодействия, динамика, а также политические лидеры и индивиды как представители политической структуры. Количество и конкретный состав показателей для наблюдения и оценки процессов также определяет сам исследователь.

Задачей любого мониторинга является систематическое получение сопоставимых данных об объекте исследования по определенному предмету исследования. Сегодня в сложив­шейся мировой практике посредством мониторинга получа­йся данные исключительно с использованием метода опроса. Однако, по нашему мнению, эти данные во многих случаях можно получать и другим методом сбора информации, на­пример, с помощью контент-анализа. Главным методическим условием при проведении мониторинга является неизменность объекта исследования.

В самом общем виде функцией мониторинга является наблюдение за объектом, оценка его состояния, предупреждение нежелательных тенденций его развития, осуществление контроля за происходящими наблюдаемыми процесса. Функциями мониторинга как инструмента управления социально-политическими процессами являются:

• определение состояния рассматриваемого политического объекта в заданный момент времени и выявление динам­ки и направления развития;

• выявление причинно-следственных связей и противоре­чий, лежащих в основе наблюдаемых явлений;

• прогнозирование исследуемых социально-политических процессов;

• систематический контроль над ходом политического про­цесса и его соответствия намеченной тенденции развития;

• информационное обеспечение постановки задач управ­ления социально-политическими процессами.

Принципы построения политического мониторинга. Рассматривая принципы организации мониторинга средств массовой информации, отметим, что необходимо следующее:

• осуществление всех мероприятий мониторинга конкрет­ных СМИ в комплексе;

• сочетание мониторинга СМИ с другими методами сбора данных;

• учет правовых аспектов свободы средств массовой ин­формации;

• учет при проведении мониторинга точек критического состояния массовой аудитории (состояние аудитории, нахо­дящейся в состоянии перехода на новый качественный уро­вень, например, состояние электората, когда лишь незначи­тельное воздействие на него меняет его отношение к канди­дату на выборную должность), определение пороговых величин значений социальных индикаторов;

• учет обратных связей, возникающих в процессе монито­ринга СМИ.

Подготовка и проведение мониторинга социально-полити­ческих процессов опирается на принципы построения систе­мы мониторинга: системности, адресности и предметной на­правленности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.