Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ю Понятие и виды деятельности туроператора в рамках международного туризма




Тема 1. Теоретические основы организации международного туризма

Курс лекций

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

БАЛЮК Н.А.

ТЮМ ГНГУ

Институт менеджмента и бизнеса

Кафедра маркетинга и муниципального управления

Организация международного туризма базируется на принципах международного права и структуры туристского продукта состоит в основном из перевозки, раз­мещения и развлечений. На производство туристского продукта работают авиационные, морские, железнодорожные, автомо­бильные компании, а также отели и другие средства размеще­ния, музейно-экскурсионный бизнес, места массовых развлече­ний, спортивные, курортные организации и т. д.

Изготовители туристского продукта - туроператоры (ТО) продают свою продукцию как напрямую покупателю, так и опо­средованно - через турагентов (ТА).

Возникновение бизнеса туроператоров явилось следствием формирования массового туризма на дальние расстояния и ус­ложнения туристского продукта, в результате чего развивался процесс специализации деятельности туристских фирм: одни концентрировали свои усилия на производстве пакетов услуг, осваивали новые регионы, разрабатывали новые виды туризма, формируя направление туроперейтинга, другие больше внима­ния уделяли сбыту и развивались как турагентства.

Необходимость туроперейтинга связана и с тем, что при уве­личивающихся количествах предложений услуг гостинично-ресторанного обслуживания, а также крупных туристских и курорт­ных центров турист, купив тур, включающий только размеще­ние и питание, не имеет возможности отдохнуть полноценно. Является очевидным тот факт, что туристы значительные сум­мы денег расходуют на досугово-развлекательные мероприятия. Кроме того, они не прочь заняться спортом, получить допол­нительные курортные, бытовые и другие услуги. Вовлечение в сферу туристского обслуживания организаций, предприятий и фирм, предоставляющих услуги, а также комплектация из этих услуг разнообразных тематических туров - все это потребовало развития специфического бизнеса - туроперейтинга (разработки туристских программ). Это является одной из основных задач туроператора.

 

Туроператор - это туристская фирма (организация), зани­мающаяся комплектацией туров по договорам с поставщика­ми услуг и в соответствии с потребностями туристов. Туропера­тор - это производитель туристского пакета. Он занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рас­считывает цены на туры по этим маршрутам, продает туры напрямую туристам или через посредничество туристских агентств.

Туроператор обеспечивает туристам разнообразие выбора туристских услуг и одновременно упрощает заказ обслуживания в других городах и местностях, беря эти функции на себя.

Туроператоры выполняют специальную роль в туристской индустрии. Они приобретают туристские продукты (места в са­молетах, комнаты в отелях), формируют пакеты туруслуг и про­дают их прямо или косвенно различным пользователям (турис­там) с целью получения прибыли. Туроператор может продавать туруслуги раздельно. Это делается либо из соображений полу­чения прибыли, либо по необходимости.

В первом случае, когда туроператор формирует пакет, он вы­ступает в роли производителя туристских продуктов. Во втором случае, когда туроператор продает услуги по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристских услуг. Это может быть, если туроператор покупает у производителя больше ту­ристских услуг, чем необходимо для формирования туристского пакета. Кроме того, сегодня уже есть специализированные опто­вые туроператоры, имеющие вследствие массовой закупки услуг специальные льготные цены от гостиниц и других поставщиков услуг. В этом также состоит особенность туроператора, т. е. в его способности страховаться от изменения цен на услуги, не­обходимые для формирования туристских пакетов, экономиче­ски доступных для туристов. Цены у туроператора всегда ниже, чем розничные цены отелей.

Но все же туроператоров следует рассматривать как произ­водителей новых продуктов, а не как оптовиков широкого ас­сортимента турпродуктов. Это вполне правомерно, так как ос­новным видом деятельности туроператора является формирова­ние туров или пакетов услуг (турпакетов).

Основные различия между туроператором и турагентом:

А. По системе доходов:

Туроператор покупает некоторый туристский продукт. Его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и це­ной продажи. Очень часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристский продукт со своим механизмом ценообразования.

Турагент же действует как розничный продавец, и его при­быль получается из комиссионных за продажу чужого турист­ского продукта. Турагент реализует туристский продукт (и от­дельные услуги, например авиабилеты, номера в гостиницах) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг.

Б. По принадлежности туристского продукта:

Туроператор всегда имеет запас туристского продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (ус­лугу) только тогда, когда клиент проявляет покупательский интерес.

Однако в повседневной практике иногда бывает трудно оп­ределить четкое различие между туроператором и турагентом, поскольку они могут решать сходные задачи. Туристская орга­низация может быть одновременно и турагентом, и туроперато­ром. Например, фирма как туроператор разрабатывает маршру­ты и продает их туристам и другим агентствам; в то же время это туристское предприятие как турагент приобретает туры у других фирм и продает их туристам.

Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и усиление конкуренции на туристском рынке - все это повлия­ло на структуру туроператоров и предопределило их дальней­шую специализацию.

Туроператоры подразделяются:

По виду деятельности:

1. Операторы массового рынка. Они продают турпакеты с использованием чартерных авиарейсов в места массового ту­ризма.

2. Специализированные операторы - это туроператоры, специализирующиеся на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и т д.). В свою очередь они могут быть:

а) туроператорами специального интереса (например, спор­тивно-приключенческого туризма, организации сафари в Афри­ке и т. д.);

б) туроператорами специального места назначения (напри­мер, поездки в Англию, Францию и т. д.);

в) туроператорами определенной клиентуры (для молодежи, семейных пар, бизнесменов и т. д.);

г) туроператорами специальных мест размещения (в домах отдыха, на турбазах и т. д.);

д) туроператорами, использующими определенный вид транспорта (теплоходы, поезда и т. д.).

По месту деятельности:

1. Местные (внутренние) туроператоры. Они составляют турпакеты с маршрутами в пределах страны проживания.

2. Выездные туроператоры ориентируют турпакеты на за­рубежные страны.

3. Туроператоры на приеме. Они базируются в стране на­значения и обслуживают прибывающих туристов.

Кроме того, принято разделять туроператоров на инициа­тивных и рецептивных.

Инициативные туроператоры - это операторы, отправ­ляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договорен­ности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с туристскими предприятиями. Отличием их от ту­ристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего, по нормам Всемирной ту­ристской организации (ВТО), не менее чем из трех услуг (раз­мещения, транспортировки туристов и любой другой, не связан­ной с первыми двумя). Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутримаршрутного транспорта.

Рецептивные туроператоры - это туроператоры на приеме, которые комплектуют туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договора с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досуговоразвлекательными учреждениями и т. д.). Это чистая форма туроперейтинга.

Однако туроперейтинг на приеме (рецептивный) не имеет в России столь активных форм развития. По уровню обслужива­ния он отстает от международных стандартов по нескольким параметрам. Это, прежде всего слабая дифференцированность программ обслуживания, недостаточность разнообразия предла­гаемых услуг, а также отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг.

Важными моментами, влияющими на опережающее развитие в России именно инициативного туроперейтинга, являются: возникновение в постперестроечный период большого спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; снижение спроса иностранных туристов на пу­тешествия в Россию (по причинам безопасности); отсутствие материальной поддержки продвижения России на международ­ном туристском рынке со стороны государства, а также отсутст­вие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения.

Добавить к этому можно еще и то, что быстрое развитие и становление инициативных туроператоров стало возможным в определенной степени благодаря тому, что эта работа строи­лась на базе отработанных годами схем западных туроператоров и при их заинтересованной поддержке выезда наших туристов к ним на отдых и в путешествия. Помогать нам, поднимать нашу экономику путем развития въездного и внутреннего туризма - задача наших туристских фирм и предпринимателей. Справить­ся с ней можно только при помощи современных профессио­нальных знаний и собственных усилий. Поэтому актуальным является изучение вопросов и проблем работы именно рецеп­тивной туроператорской фирмы как основного производителя специфического туристского продукта.

В реальном туристском предпринимательстве наиболее часто встречается смешение функций, что характерно для туристского рынка. По отношению к некоторым своим продуктам турист­ская фирма может выступать и как рецептивный, и как инициа­тивный туроператор, а в некоторых случаях - и как турагент по продаже готовых туров, сформированных другим туроператором.

Функциями туроператора являются:

1. Изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы.

2. Составление перспективных программ обслуживания, ту­ров и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов.

3. Взаимодействие с поставщиками услуг на туры на дого­ворной основе с

• гостиницами - на предоставление туристам мест прожи­вания;

• предприятиями питания - по предоставлению туристам питания;

• транспортными предприятиями, фирмами и компаниями - на предоставление транспортного обслуживания туристов;

• экскурсионными фирмами, музеями, выставочными залами, парками и прочими заведениями - по предоставлению туристам экскурсионного обслуживания;

• фирмами, оказывающими различные бытовые услуги, - на соответствующее обслуживание туристов;

• администрацией спортивных сооружений - на возможность для туристов пользоваться спортивными сооружениями;

• менеджерами шоу, кино, видео, театральных предприятий - на посещение их туристами;

• дирекциями заповедников, заказников, садово-парковых, охотничьих и рыболовных хозяйств - с целью обеспечения ту­ристам отдыха и обслуживания в таковой местности;

• местными муниципальными властями - на предмет паблик рилейшнз своего бизнеса, ориентированного на человека и ок­ружающую его среду.

Взаимодействие с поставщиками услуг на туры должно но­сить как перспективный, так и текущий характер - постоянная проработка новых и контроль действующих туров и туристских программ.

4.Расчет стоимости тура, транстура и определение цены с учетом рыночной ситуации. Установление тарифов и цен на свои услуги по комплектации туров разного состава, классно­сти и др.

5. Обеспечение туристов, путешествующих по маршрутам туров, всеми необходимыми материалами рекламно-сувенирного характера, специальным снаряжением и инвентарем.

6. Подготовка, подбор и назначение на маршруты кадров, вы­полняющих функции контакта с туристами, координации и кон­троля над выполнением программ обслуживания (гидов-экскурсо­водов, инструкторов, аниматоров, методистов и т. д.).

7. Рекламно-информационная деятельность для продвижения своего туристского продукта к потребителям.

8. Продвижение и реализация туров потребителям через сис­тему турагентств.

9. Контроль над надежностью и качеством обслуживания.

10. Постоянная оперативная связь с туристами во время об­служивания, решение возникающих вопросов.

Рецептивный туроператор занимается формированием туров на приеме. Инициативный специализированный туроператор, как правило, формирует тур, комплектуя его из приемов в не­скольких пунктах. Примером этого являются транстуры на спе­циализированном арендованном транспорте (круизные на теп­лоходах, автобусные маршрутные туры по нескольким городам или странам, железнодорожные туры и пр.).

Туроператор комплектует пакет программ, пакет тура (пэкидж-тур), который может быть заказным или инклюзив-туром (с жестким, заранее определенным, не изменяющимся при продаже набором услуг). Соответственно первый продается с вариантами обслуживания, второй - без вариантов, с комплексным набором услуг. Это зависит от возможностей приема и от мар­шрута путешествия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.