Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ. 3 страница




детей с ограниченными возможностями путем включения их в различные формы

внеобразовательной социокультурной практики, способствуют

социально-средовой и социально-бытовой адаптации в зависимости от

имеющихся нарушений и ограничений жизнедеятельности, содействуют

наиболее эффективной подготовке к труду и самостоятельной

жизнедеятельности (включая формирование навыков самообслуживания),

развивают пространственно-временные представления (социально-бытовая

ориентировка, ориентация в пространстве), расширяют социальные связи

человека со средой (например, посредством включения ребенка в

деятельность общественных организация, учебно-воспитательных,

спортивных и культурно-досуговых учреждений).

 

Одной из форм выработки навыков взаимодействия с социумом может стать

социально-психологический тренинг, в рамках которого проигрывается

активная роль инвалида в общении с другим человеком, обсуждается его

положение в обществе, формируется положительная “Я-концепция”,

обретается уверенность в себе; происходит отработка социальных навыков и

специфических социальных умений: поиск работы, взаимоотношений в семье,

дружба, ухаживание и т.д.

 

Вторая группа задач в рамках социально-реабилитирующих программ должна

быть ориентирована на здоровых людей — формирование у них

соответствующей установки по отношению к инвалидам (т.е. научить

принимать и ценить людей с физическими и умственными недостатками;

изменить установку здоровых людей, придать ей позитивный характер). В

рамках такого рода программ можно предусмотреть специальные уроки в

школах, которые будут включать наблюдение и помощь инвалидам, общение с

ними, вхождение в их ситуацию (например, здоровые дети двигаются с

закрытыми глазами, примеряют ортопедическую обувь, пробуют освоить книги

для слепых и др., после чего проводятся дискуссии, дети описывают свои

переживания). За рубежом практикуется создание кукольных театров, в

которых часть персонажей представлена куклами-инвалидами. Задача таких

спектаклей — передать детям убеждение, что инвалид имеет право быть

принятым в общество таким, какой он есть.

 

Профессионально-ориентационные и реабилитационные программы

обеспечивают адекватное профессиональное самоопределение (выбор

профессии в соответствии с индивидуальными возможностями личности и

запросами общества); формируют ценностные ориентации, мотивы и

установки по отношению к определенным видам профессиональной

деятельности, воспитывают трудолюбие, развивают инициативу,

предприимчивость, творчество.

 

Например, проект “Выбор профессии” решает задачи профессионального

самоопределения детей с различного рода отклонениями в развитии, помогая

человеку понять себя, свои сильные и слабые стороны, интересы и

ценности, уровень способностей и границы возможностей, определить

перспективы профессионального образования и трудовой жизни в целом.

Формы и содержание деятельности в рамках проекта выстраиваются таким

образом, чтобы обеспечить пять аспектов личностного развития и

профессионального самоопределения: а) “Образ “Я” — знание себя, своих

качеств, способностей и возможностей, сильных и слабых сторон; б) “Мои

социальные роли” — выработка позиций и адекватных ожиданий личности в

отношении семьи, друзей, общества, трудовой деятельности; в) ”Работа” —

моделирование вариантов максимально эффективного использования своего

потенциала на рынке труда, возможных условий профессионального

самоопределения и роста; г) ”Карьера” — осознание карьеры как способа

достижения личного успеха и удовлетворенности трудом, как нелинейной

модели продвижения по служебной лестнице, которая не исключает

последовательную смену видов деятельности, профессий и даже мест работы,

где периоды работы могут чередоваться с безработицей; д) “Изменение” —

развитие качеств и способностей личности, обеспечивающих ее адекватную

реакцию и успешную адаптацию к возможным изменениям, формирование

навыков решения социальных и личностных проблем.

 

В рамках такой программы можно предусматривать практику-стажировку

подростков на конкретных рабочих местах — в различных фирмах (помощник

секретаря, лаборант, экспедитор), учреждениях образования (помощник

психолога, социального педагога), здравоохранения и социальной защиты

(санитар, сиделка, помощник социального работника), на производстве и в

торговле (розничная продажа и торговля, обслуживание и ремонт).

 

Формами реализации программ, обеспечивающих профессиональное

самоопределение и направленных на решение психофизических и

социально-психологических проблем путем включения подростка в различные

виды трудовой деятельности, могут быть:

 

— производственные мастерские при школьных учебно-производственных

комбинатах (или непосредственно при коррекционных школах);

 

— предпринимательские мини-фирмы, участие в которых будет способствовать

развитию навыков предпринимательской деятельности, приобретению опыта

организации собственного дела;

 

— производственные кооперативы (в том числе и совместного труда с

родителями, сверстниками, педагогами).

 

Профессионально-образовательные программы. Их основная задача —

подготовка человека к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях

рыночной экономики, помощь в овладении знаниями, умениями и навыками в

области рекомендуемой профессии.

 

В качестве примера проектного решения такого рода задач можно привести

программу “Технология”, которая сегодня вводится как в

общеобразовательные, так и коррекционные школы. Программа включает

основы экономики, менеджмента, бизнеса, маркетинга, предпринимательства.

В рамках программы подростки знакомятся с наиболее распространенными и

перспективными с точки зрения будущего трудоустройства технологиями —

графикой, технологиями обработки ткани, пищевых продуктов,

художественной обработки материалов, информационными,

оформительско-дизайнерскими и строительными технологиями.

 

Рост числа инвалидов, превращение их во все более значимую в

количественном отношении социальную группу диктует необходимость поиска

принципиально новых подходов к решению проблем

социально-психологической и социально-культурной реабилитации

инвалидов, актуальность разработки научно-обоснованных принципов,

приоритетов и механизмов специализированной социокультурной политики в

отношении данной группы населения, учитывающей ее количественные и

качественные особенности, региональные возможности и специфику

современной социокультурной ситуации.

 

В качестве примера одного из возможных подходов к решению данной группы

задач приведем обоснование замысла научно-исследовательского проекта

“Культура и инвалиды”, актуальность которого определяется повышением

удельного веса инвалидов в социально-демографической структуре общества,

с одной стороны, и отсутствием на региональном уровне концепции

реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства — с другой.

 

Методологию, основную идею и содержание данного исследования определяет

характер проблем инвалидов, которые возникают в системе “человек —

среда” и носят, преимущественно, социально-личностный характер, т.е.

переживаются личностью как трудности и препятствия, возникающие в

процессе удовлетворения значимых социальных потребностей (непризнание

ближайшим окружением, отверженность, социальная незащищенность,

неблагоприятное самочувствие в социальной среде, неадекватная оценка со

стороны других, отсутствие эмоциональной поддержки, чуткости, внимания,

внутренний дискомфорт и чувство неполноценности, отсутствие условий для

самореализации в сфере досуга и др.).

 

Носителем обозначенных выше проблем является сам инвалид, однако в

качестве объекта социально-культурной и социально-педагогической

регуляции необходимо рассматривать не столько инвалида, сколько его

социальное окружение, которое в результате целенаправленных акций и

мероприятий должно принципиально измениться, ибо обрести социальный

статус, ощутить личностную значимость человек может лишь тогда, когда

изменится отношение к нему со стороны общества, его социальных

институтов, ближайшего социального окружения.

 

Цель исследования — разработать теоретические и

организационно-методические основы социальной реабилитации инвалидов

средствами культуры и искусства с учетом региональной специфики.

 

Задачи исследования: выявить социальные, социально-культурные и

личностные проблемы различных категорий инвалидов; исследовать потенциал

и специфику различных видов художественной деятельности как средства

социальной реабилитации и адаптации; изучить современное состояние и

определить институциональные ресурсы совершенствования социокультурной

реабилитации инвалидов; определить приоритетные направления деятельности

учреждений культуры и досуга по социальной адаптации и реабилитации

инвалидов; разработать теоретические и методические основы формирования

социально-культурных программ, оптимизирующих социальное и

психологическое самочувствие инвалидов; скорректировать приоритеты

региональной культурной политики с учетом актуальности проблемы

социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями;

разработать межотраслевую региональную концепцию социокультурной

адаптации инвалидов.

 

Содержание работы в рамках проекта: разработка программы и

инструментария исследования; проведение социологического исследования с

целью изучения социальных и социально-психологических проблем инвалидов;

контент-анализ публикаций по проблемам социальной адаптации и

реабилитации различных групп инвалидов; подготовка и проведение серии

поисково-диагностических деловых игр по разработке социально-культурных

программ, оптимизирующих отношения в системе “инвалид — социальная

среда”; анализ и обобщение результатов исследования; разработка

межотраслевой региональной концепции социальной адаптации и реабилитации

инвалидов; подготовка пакета методических рекомендаций обществам

инвалидов, органам власти, учебным заведениям.

 

Ожидаемые результаты:

 

1.Теоретическая концепция социально-психологической адаптации и

социальной реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства,

включающая: принципы реабилитации и адаптации; региональные условия

оптимизации социальной адаптации инвалидов средствами культуры и

искусства с учетом существующей инфраструктуры; информационное,

кадровое, правовое и организационное обеспечение региональной политики

социальной реабилитации инвалидов;

 

2.Теоретические и методические рекомендации по разработке

социально-культурных программ для инвалидов;

 

3.Рекомендации органам исполнительной власти, органам управления в сфере

культуры, образования, здравоохранения, политическим, общественным

организациям, деловым кругам по вопросам оптимизации процессов

социокультурной реабилитации инвалидов;

 

4.Рекомендации учебным заведениям Министерства культуры России по

корректировке учебных программ подготовки и пере-подготовки

специалистов, способных квалифицированно осуществлять функции социальной

реабилитации инвалидов средствами искусства;

 

5.Предложения по законодательному обеспечению социально-культурных прав

инвалида в условиях рыночной экономики и с учетом опыта и традиций

международного права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.