Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Роль цвета в объектах дизайна. Эстетическая выразительность, художественная образность и композиционная целостность произведений дизайна. 2 страница




воспринимается зеленый цвет определенного оттенка. К – красная отражающая

поверхность избирательно отражает красный, оранжевый, желтый, частично

фиолетовый, в результате чего воспринимается красный цвет определенного

оттенка. Всякое хроматическое тело (окрашенное, прозрачное

или непрозрачное) отражает или пропускает лучи «собственного» цвета

и поглощает цвет, дополнительный к собственному82

Рис. П.1.3. Треугольник Д. К. Максвелла — график смешения цветов,

отражающий основы трехкомпонентной теории цветового зрения

Г. Гельмгольца. Аддитивным смешением монохроматического света

определенных длин волн (соответствующих трем первичным

цветам — красному, зеленому и синему) можно получить очень

широкий диапазон цветов, включающий все цветовые тона разной

насыщенности (чистоты)

Рис. П.1.4. Аддитивный (слагательный) и субтрактивный (вычитательный)

способы оптического смешения цветов: а) получение цветов сложением

монохроматических световых потоков цветных источников света —

красного, зеленого и синего; в местах попарного перекрывания

при проецировании на белый экран образуются

желтый, голубой и пурпурный цвета, в центре — белое пятно;

б) получение цветов вычитанием из белого цвета соответствующих

излучений при помощи светофильтров пурпурного, голубого

и желтого цветов; в местах перекрывания на белом экране образуются

красный, фиолетовый и зеленый цвета, в центре черное пятно84

Рис. П.1.5. 6-секторный цветовой круг И. В. Гете

Рис. П.1.6. Совмещение треугольника Д. К. Максвелла

с 6-секторным кругом И. В. Гете. Три первичных цвета

(красный, зеленый, синий) в углах треугольника на окружности

располагаются под углом 120° друг к другу, в центре дуги,

ограничивающей соответствующий сектор цветового круга. Цвета,

получаемые смешением монохроматических лучей света первичных

цветов — желтый, голубой, пурпурный, проецируются вдоль радиуса

окружности из средней точки каждой стороны треугольника на центр дуги

соответствующего сектора круга. Последовательность цветов

в треугольнике и цветовом круге одинакова86

Рис. П.1.7. Система естественных цветов (NCS)

в цветовом круге Э. Геринга, образованном четырьмя

психологически независимыми первичными цветовыми тонами:

красным, желтым, синим и зеленым

 

Рис. П.1.8. 12-лучевая цветовая звезда И. Иттона, демонстрирующая

ступенчатый переход от чистых хроматических цветов

к разбеленным и зачерненным88

Рис. П.1.9. Стандартный 24-секторный цветовой круг.

Последовательность цветовых тонов:

1) желтый; 2) оранжевато-желтый; 3) желто-оранжевый;

4) желтовато-оранжевый; 5) оранжевый; 6) красновато-оранжевый;

7) оранжево- красный; 8) оранжевато-красный; 9) красный;

10) пурпурновато-красный; 11) пурпурный;

12) фиолетовато-пурпурный; 13) фиолетовый;

14) синевато-фиолетовый; 15) сине-фиолетовый;

16) фиолетовато- синий; 17) синий; 18) зеленовато-синий;

19) сине-зеленый; 20) синевато-зеленый; 21) зеленый;

22) желтовато-зеленый; 23) желто-зеленый; 24) зеленовато-желтый

Рис. П.1.10. 12-секторный цветовой круг И. Иттона

с включенными в него треугольником,

представляющим три основных независимых цвета,

и шестигранником, представляющим смеси этих цветов90

Рис. П.1.11, а Цветовая система А. Х. Манселла.

В этом круге цветовых тонов 10 областей — интервалов.

Интервал одного цветового тона включает 11 радиусов цветового тона

(от 0 до 10, последний 10-й совпадает с начальным 0-м) следующего интервала.

По радиусу 5-го цветового тона расположен основной тон каждого интервала.

По 10-м радиусам — крайние границы цвета каждого интервала. Обозначение

радиусов: R — красный, YR — желто-красный, Y — желтый,

GY — зелено-желтый, G — зеленый, BG — сине-зеленый, B — синий,

PB — пурпурно-синий, P — пурпурный, RP — красно-пурпурный.

Шкала насыщенности располагается вдоль радиуса цветового тона

Рис. П.1.11, б. Круг цветовых тонов из 10 областей-интервалов, на котором

показаны образцы отдельных цветов, изменяющихся по насыщенности

от периферии к центру, и линия охвата возможных стандартных образцов цвета

Манселла при светлоте по Манселлу — 6 (коэффициент яркости Y = 0,30)92

Рис. П.1.12. Цветовой график МКО (Международной комиссии

по освещению) — инструмент исследований в области колориметрии

и определения цветов. Здесь выявлена структура изменения

насыщенности (чистоты) цвета нескольких основных цветовых тонов,

расположенных на графике вдоль границы области цветности всех цветов,

воспроизводимых монохроматическом светом

Рис. П.1.13. Цветовая система В. Оствальда. Цветовое тело

(двойной конус) и его вертикальное поперечное сечение.

Вершина треугольника С характеризует один из 24 чистых цветов

в цветовом круге. Все ромбы внутри треугольника — смеси

чистого цвета с белым и черным. В каждом ромбе определенный процент

соотношения чистого цвета, черного и белого. Ромбы вдоль оси

W—B — нейтральные серые цвета, изменяющиеся по светлоте.

Изовалентные линии соединяют поля цветов, имеющих одинаковый

процент черного и белого, но разный цветовой тон. Изовалентная линия

экватора соединяет поля чистых цветов С — 24 тонов цветового круга94

Рис. П.1.14. Цветовой график МКО. Для определения доминирующей длины

волны (нм) спектральных цветов или дополнительной длины волны пурпурных

ветов вдоль линии спектральных цветностей указаны длины волн

монохроматического цвета. В качестве точки отсчета используется точка

цветности для стандартного излучения (А, В, С, D 65 МКО) или для

равноэнергетического света (Е). На графике точка С — цветность

излучения С МКО (дневной свет); точка Р — цветность пигмента кадмия

красного (длина волны 605 нм). Чистота цвета — частное от деления

отрезка СР на всю длину линии (до точки 605)

Рис. П.1.15. Основные психологические ассоциации, вызываемые

парами дополнительных цветов в цветовом круге. Диаметрально

противоположные цвета, показанные в кружках на этой схеме,

вызывают контрастные по смыслу ассоциации96

Рис. П.1.16. Психологическое восприятие цветов спектра как легких или

тяжелых; светлых или темных; выступающих или отступающих.

Рис. П 1.17. Схемы согласования контрастных цветов. Контрастные

по цветовому тону цвета располагаются в большом хроматическом

интервале цветового круга (1/2). Они полярны и взаимодополнительны.

Их сочетания являются наиболее яркими и активными

Рис. П.1.18. Схемы согласования родственных цветов.

Нюансные по цветовому тону цвета располагаются в малом

хроматическом интервале цветового круга (1/8–1/4). Их связывает один

из психологически независимых цветов (красный, зеленый, синий

или желтый), и они не содержат оттенков контрастных цветов98

Рис. П.1.19. Схемы согласования родственно-контрастных цветов.

Пары таких цветов располагаются в среднем хроматическом интервале

цветового круга (1/4–1/2), в его соседних основных четвертях.

Их гармония основана на признаке родства по какому-либо цвету

и противоположности размещения в какой-либо половине цветового круга

Рис. П.1.20. Схемы согласования цветовой триады:

а) цвета располагаются в углах равностороннего треугольника, вписанного

в круг. Это — сочетание двух родственно-контрастных цветов и цвета,

контрастного к цветовому тону, находящемуся между ними в цветовом круге;

б) цвета располагаются в углах равнобедренного треугольника, вписанного

в круг. Это — сочетание двух родственных цветов и цвета, контрастного

к цветовому тону, находящемуся между ними в цветовом круге

Рис. П.1. 21. Оптические иллюзии. Явления одновременного

контраста. Светлотный (ахроматический) контраст:

кажущееся изменение степени светлоты пятна

в зависимости от степени светлоты фона100

Рис. П.1. 22. Оптические иллюзии. Явления одновременного контраста.

Хроматический контраст: а) кажущееся изменение оттенка пятна

ахроматического цвета на различных по цветовому тону хроматических

фонах; б) кажущееся изменение оттенка пятна хроматического цвета на

различных по цветовому тону хроматических фонах; в) эффект изменения

цвета тем больше, чем меньше площадь пятна по отношению к площади

фона; г) на фоне своего дополнительного цвета цвет пятна приобретает

большую насыщенность; д) на фоне своего цветового тона, но большей

насыщенности, цвет пятна теряет свою насыщенность

Рис. П.1. 23. Оптические иллюзии. Явления пограничного контраста:

кажущееся потемнение и посветление соседних цветовых пятен

на плоскости (примыкающих краями друг к другу) у границ их

соприкосновения. Возникающая иллюзия неравномерно окрашенных

или освещенных поверхностей (эффект «выпуклости-вогнутости»)

устраняется путем разграничения соседних пятен черным

или белым контуром

Рис. П.1.24. Оптические иллюзии. Явление последовательного

контраста. Адаптация и понижение чувствительности глаза

к определенному цвету. Пример: половина красного пятна,

закрываемого на 15–20 сек. черной маской, кажется ярче,

чем наблюдаемая открытая его часть после быстрого отгибания

черной маски (на рисунке маска закрывает половину

красного поля)102

Рис. П.1.25. Оптические иллюзии. Общепсихологический закон

контраста. Кажущееся изменение площади одинаковых фигур,

помещенных на соседних фонах среди двух разных по величине

групп окружающих фигур. Пример: круг посередине меньших

по диаметру кругов кажется больше, чем одинаковый

с ним круг в окружении больших по диаметру кругов

Рис. П.1.26. Иррадиация. Кажущееся увеличение площади светлых

фигур на темном фоне по сравнению с темными равновеликими

фигурами на светлом фоне. Это — положительная иррадиация.

Обратная картина — отрицательная иррадиация, наблюдаемая

при малой яркости фона

Рис. П.1.27. Оптико-геометрические иллюзии:

а) иллюзия выпуклости; б) иллюзия вогнутости двух параллельных прямых,

пересекаемых под углом пучком сходящихся или расходящихся линий

(эффекты Э. Геринга и В. Вундта); в) иллюзия ряда сходящихся и расходящихся

(в действительности параллельных) линий, пересеченных под углом короткими

отрезками параллельных линий, наибольший эффект при∠=45°,

(эффект Ф. Целльнера); г) переоценка размеров острых углов вызывает иллюзию

разной длины одинаковых линий, замыкаемых с концов одна острыми,

а другая тупыми углами (эффект Мюллера-Ляйера);

д) иллюзия излома наклонной линии, пересекаемой параллельными

прямоугольниками (эффект Поггендорфа); е) иллюзия большей длины

вертикальных линий по сравнению с горизонтальными, заполняющими

одинаковые по площади квадраты; ж) иллюзия искажения геометрической

фигуры, частично пересекаемых параллельными или изогнутыми под тупым

углом рядами линий; з) переоценка длины вертикальной линии по отношению

к равной ей горизонтали: вертикаль кажется длиннее горизонтали, а в случае

меньшей длины кажется равной горизонтали (например, при отношениях длин

20 и 25), при условии, что вертикальная линия как перпендикуляр опускается

на середину горизонтальной линии104

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблицы к темам 7, 9

Таблица П.2.1

Систематизация основных типов цветовых гармоний

Продолжение табл. П.2.1106

Продолжение табл. П.2.1

Продолжение табл. П.2.1108

Окончание табл. П.2.1

Таблица П.2.2

Психологическое воздействие цвета. Ассоциации. Символика110

Продолжение табл. П. 2.2

Примечания. 1) Светлота (яркость) в этой таблице не рассматривается как одна из трех колориметрических характеристик цвета (наряду с цветовым

тоном и насыщенностью). Здесь по этому показателю сравнивается относительная светлота (яркость) каждого из 12 цветов по отношению к другим цве-

там таблицы как феномен зрительного впечатления. 2) В таблице приводятся характеристики психологического воздействия и символического значе-

ния каждого из 12 цветов, взятых изолированно, вне сочетаний друг с другом и иными цветами. Парные, тройные и полихроматические сочетания (хро-

матических и ахроматических цветов) характеризуются своими особенностями цветового восприятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Практические задания к темам 7, 9

З а д а н и е П. 3.1

КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ ПЛОСКОСТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ,

ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОСНОВНЫХ ТИПОВ

ЦВЕТОВЫХ ГАРМОНИЙ (8 ВАРИАНТОВ)

1. На четырех листах чертежной (рисовальной) плотной бумаги

формата А4 (210×297мм) в полях двух квадратов 100×100 мм, располо-

женных по вертикальной оси листа (с интервалом 20 мм между ними

и полями 20 мм сверху и 30 мм снизу, для надписей — номера задания,

названия работы, ниже — номер группы и Ф. И. О. студента) выпол-

нить живописно-плоскостные, линейно-графические, орнаменталь-

ные и т. п. колористические композиции, основанные на заданных

типах цветовых гармоний.

2. Типология (систематизация) типов цветовых гармоний в виде

таблиц (на пяти страницах) имеется на кафедре истории и теории

искусств.

3. На каждом из четырех листов необходимо выполнить гармонич-

ные колористические композиции двух из следующих основных ти-

пов гармонических цветосочетаний:

1) Полихроматические гармонии хроматических цветов:

а) гармония контрастных цветов; гармония родственных цветов;

в) гармония родственно-контрастных цветов или гармония

триады.

2) Поли- и монохроматические гармонии ахроматических цветов:

а) сочетания белых, серых, черных цветов;

в) сочетания серых цветов разной светлоты.

3) Полихроматические гармонии сложных цветов (смесей и

сочетаний):

а) гармония сложных (смешанных) цветов друг с другом;

в) гармония смешанных цветов со спектральными (чистыми) хро-

матическими или с ахроматическими цветами (серыми, белыми,

черными).

4) Полихроматические гармонии:

а) сочетания хроматических (чистых) цветов с белыми и серыми;

в) сочетание таких цветов с черными и/или белыми.112

4. Эскизные предложения колористических композиций предвари-

тельно согласовываются с преподавателем, отбираются лучшие, дора-

батываются по замечаниям и рекомендациям. После этого выполня-

ются начисто.

5. Материалы для выполнения заданий:

1) акварельные краски, гуашь, темпера;

2) цветные карандаши; фломастеры;

3) цветная бумага (аппликации, коллажи).

6. Возможно выполнение композиций (после согласования эски-

зов) на компьютерной технике при наличии цветного принтера, обес-

печивающего хорошее качество воспроизведения цветовых гамм каж-

дой композиции.

З а д а н и е П.3.2

КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ ПЛОСКОСТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ,

ОСНОВАННЫЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ

ЦВЕТОВ И ИХ СОЧЕТАНИЙ

(колористические ассоциации на заданные темы)

1. На двух-трех листах чертежной (рисовальной) плотной бумаги

формата А4 (210×297 мм) в полях двух квадратов 100×100 мм, рас-

положенных по вертикальной оси листа (с интервалом между квад-

ратами — 20 мм, полем сверху — 20 мм и снизу — 30 мм для необхо-

димых надписей: № задания, темы композиций, ниже № группы и

Ф. И. О. студента) выполнить колористические выразительные

гармоничные композиции (2–3 варианта), представляющие собой

по ассоциативному впечатлению (вызванному психологическим

воздействием, сочетанием, конфигурацией, взаиморасположени-

ем, площадью выбранных цветов) тематически противоположные

(контрастные) явления, состояния, настроения и т. п. Это могут

быть, например, впечатления: о временах года, суток; климатиче-

ских зонах; или о состояниях (настроениях): тревоги и покоя, ра-

дости и горя, холода и жары, сухости и влажности, легкости и тя-

жести, стремительности и медлительности (динамика — статика);

впечатления об элегантности, изяществе и грубости, примитив-

ности; о молодости, юности, зрелости, старости; о мужественности

и женственности; о серьезности и игривости; о замкнутости и от-

крытости; о романтичности и прагматичности; о природном и тех-

ническом начале и т. д.

2. Для выполнения композиций следует пользоваться таблицей

«Психологическое воздействие цвета. Ассоциации. Символика» (име-

ется на кафедре истории и теории искусств).

3. Эскизные предложения по композиции предварительно согласо-

вываются с преподавателем и после доработки (переработки) по заме-

чаниям и рекомендациям выполняются начисто.

4. Материалы, техника выполнения и требования к качеству вы-

полнения аналогичны требованиям к заданию «Колористические

плоскостные композиции, основанные на использовании основных

типов цветовых гармоний».114

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизай-

не/Пер. с англ. И. В. Пеновой. — М.: Мир, 1982. — 181 с.

2. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. — М.: Совет-

ский художник, 1987. — 232 с.

3. Ашкенази Г. И. Цвет в природе и технике. — 3-е изд., перераб. и

доп. — М.: Энергия, 1974. — 89 с.

4. Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам

зрительного восприятия. — М.: Академия Моды, 1996. — 117 с.

5. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнамен-

тального образа. — М.: Галарт, 1998. — 328 с.

6. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. — М: Мир, 1978.

7. Иттен И. Искусство цвета/Пер с нем. и предисл. Л. Монахо-

вой. — 2-е изд. — М.: Изд. Д. Аронов, 2001. — 96 с.

8. Казаринова В. И. Товароведу о красоте и композиции. — 3-е изд.,

перераб. — М.: Экономика, 1978. — 156 с.

9. Максимов В. В. Трансформация цвета при изменении освеще-

ния. — М.: Наука, 1994.

10. Медведев В. Ю. Основные типы цветовых гармоний и принципы

их применения в композиции произведений дизайна // Вестник

СПГУТД. — 1998. — № 2. — С. 128–133.

11. Миронова Л. Н. Цветоведение: Учеб. пособие. — Минск: Вышэй-

шая школа, 1984. — 286 с.

12. Сомов Ю. С. Композиция в технике. — 3-е изд. пер. и доп. — М.:

Машиностроение, 1987. — 288 с.

13. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство (прикладная

цветопсихология) / Сокр. пер. с нем. С. В. Гавалова. — М.: Стройиз-

дат, 1973. — 117 с.

14. Farbgestaltung. Zeichnungslehre, Schriftlehre, Ornamentlehre, Farbenlehre, Farbenanwendung. — Autorenkollektiv unter der Leitung von

Wolfgang Arnold. — Berlin: VEB Verlag fur Bauwesen, 1985. — 248 s.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.