Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Минобрнауки России 2 страница




ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ, ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКОЙ И ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКАХ

Из представленного перечня полномочий главы государства видно, что президентская республика - это такая система правления, при которой высшее должностное лицо государства играет решающую роль в определении как состава, так и деятельности высших органов исполнительной власти, государственного аппарата, в наибольшей степени определяет политический курс, политическое развитие страны.

Как же сформировалась такая система правления? Откуда взялось само понятие "президент"?

Термин "президент" происходит от латинского presidente, что буквально означает "сидящий впереди", а в переносном смысле - председательствующий, стоящий во главе. От первоначального смысла слова "президент" возникла впоследствии целая группа названий должностей, в том числе, например, президент сената. Возникновение же института президентства, особенно как ключевого звена системы президентской республики, непосредственно связано с процессом формирования структур исполнительной власти в Соединенных Штатах Америки. На первом этапе существования этого североамериканского государства не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе - Континентальном Конгрессе. Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях Конгресса. Но практика вскоре убедила американских политических деятелей в необходимости разделения законодательной и исполнительной властей и сосредоточении исполнительной власти в руках одного, а не нескольких должностных лиц. В построении федеральной исполнительной власти США утвердился принцип единоначалия. Глава федеральной исполнительной власти стал именоваться, согласно американской Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки. Такое наименование связано не только с желанием специально подчеркнуть особый статус высшего должностного лица, но и с тем, что в ряде североамериканских штатов в то время главы исполнительной власти назывались не губернаторами, как сейчас, а президентами. Так Соединенные Штаты стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства.

Институт президентства быстро превратился в один из важнейших в политической системе. Особую роль и значение придали ему не только различные нормативные акты и сопутствующие структуры, но и практика избрания президента в ходе всенародного голосования. Приходя к власти в соответствии с волеизъявлением народа, непосредственно от него получая свой мандат, президент получает возможность в случае необходимости противостоять парламенту, диктовать ему свою волю, обходить не устраивающие его решения законодательной власти. Сосредоточение в руках президента огромной региональной власти, использование им не только законодательно определенных, но и так называемых "подразумеваемых" полномочий чревато угрозой крена к режиму личной власти. Опасность этого особенно велика там, где президент обладает почти неограниченными или очень слабо ограниченными и контролируемыми полномочиями, то есть при системах так называемой суперпрезидентской (или ультрапрезидентской) республики. Такие системы отличаются особым перекосом власти в пользу исполнительных структур и прежде всего их главы, "маргинализацией" представительных, контролирующих и судебных органов в условиях, как правило неразвитости гражданского общества и отсутствия подлинной независимости средств массовой информации.

Несмотря на широкое распространение президентской системы правления в современном мире и во многом универсальный характер одноименного ей института, президентскую республику вряд ли можно рассматривать в качестве оптимальной "модели" государственного устройства. Имеющаяся практика не дает оснований утверждать об особой эффективности системы президентского правления. В еще меньшей степени институт президентства является критерием и гарантом демократического политического устройства государства. Отсюда поэтому приверженность многих стран системе парламентарной (или парламентской) республики.

Истоки современного парламентарного государственного устройства восходят еще к характерным для первобытнообщинного и античного миров формам общественно-политического самовыражения человеческих сообществ через представительные образования. Первые же парламенты в их нынешнем понимании появились в Европе (в Испании, Скандинавии, Исландии) в ХI-ХП веках. Собственно слово "парламент" впервые было употреблено в Англии на рубеже ХШ-ХIV веков и именно там же оно стало употребляться для обозначения регулярно собираемого представительного совещания по государственным делам. Как США стали образцом для формирования и развития систем президентского правления, так и Великобритания стала примером для подражания сторонникам и парламентской республики. Из приведенной ранее таблицы полномочий президентов при различных системах правлений можно судить и о главных особенностях этой республики. Исполнительная власть в ней возглавляется премьер-министром, который может называться по-разному. Так, например, в ФРГ он именуется канцлером. Глава правительства является, как правило, одним из ведущих лидеров наиболее влиятельных партийных политических фракций в парламенте. Формируемое им правительство ответственно только перед парламентом. Члены правительства, подотчетные его главе, осуществляют практическое руководство важнейшими сферами жизнедеятельности общества и государства. Изменения в составе и курсе правительства диктуются в первую очередь состоянием дел в парламенте. Таким образом, парламентская республика - это система правления, важнейшие черты и особенности которой определяются волей высшего представительного органа страны.

2. Несмотря на растущую взаимосвязь и взаимозависимость государств современного нам мира, их конкретно-исторические условия, пути их исторического развития могут существенно различаться. Это обусловило, в свою очередь, дифференциацию как президентской, так и парламентской республики на специфические конкретно-исторические разновидности. Из большого их числа хочется выделить только те модели систем управления и их характеристики,

которые представляют наибольший практически-политический интерес для новообразовавшихся в последние годы "молодых демократий", ищущих наиболее подходящую им форму правления и желающих избежать негативных осложнений в этом поиске.

По-прежнему большую роль в развитии современных систем правления играет "североамериканский пример", то есть американская модель президентской республики. Система правления в США примечательна не столько тем, что там утвердилась сильная, единоличная и весьма эффективная президентская власть, сколько присущей этой системе совокупностью препятствий превращения ее в режим личной власти. В этих целях в политической системе США создан целый комплекс "сдержек" и "противовесов" в рамках последовательного осуществления принципа разделения властей. В США полноправными партнерами президента в сфере государственной власти, государственного аппарата выступают Конгресс и Верховный суд. Они и институт президентства независимы друг от друга и в то же время тесно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. Определенный крен системы сильной президентской республики в США в сторону суперпрезидентской системы и усиления авторитарных тенденций возможен лишь при условии постоянной и безоговорочной поддержки президента прочным большинством в Конгрессе. Избиратели же в Соединенных Штатах поступают в последние десятилетия таким образом, что президенту и его сторонникам не удается подчинить себе Конгресс, выполняющий роль основного "противовеса" усилению президентской власти. Тесная зависимость президентской политики от позиций и действий парламента - одна из важнейших отличий американской "модели" президентства от авторитарных "моделей" президентской власти.

Собственная "модель" президентской республики сложилась в латиноамериканском регионе. Страны Латинской Америки первыми, еще в первой половине ХIХ в., последовали примеру США в установлении президентской системы правления. Сегодня практически все страны Латинской Америки - президентские республики. Особенностью латиноамериканской "модели" президентской республики следует считать ее значительно большее тяготение к авторитаризму, режиму личной власти вследствие недостаточности или отсутствия вообще сдерживающих такого рода тенденцию "противовесов" и препятствий. Конституционная президентская форма (система) правления в Латинской Америке часто скрывала за собой каудильистские, милитаристские, откровенно диктаторские или авторитарно-бюрократические режимы. Были случаи, когда концентрация огромных полномочий в руках законно избранного президента постепенно вела к установлению режима личной власти, использовалась для физического и морального подавления политических противников главы государства. Президент превращался в этом случае в президента-диктатора, главу жесткого авторитарного режима, прикрывающего видимостью конституционной законности объективно противоправные действия. Важной составляющей этих действий были репрессии против демократических сил, превращение законодательной власти в декоративный придаток диктатуры, сведение функций парламента к правовому оформлению неконституционных деяний президента.

Для латиноамериканской "модели" президентства характерно особо важное, ключевое положение поста президента в системе государственных, политических институтов. Отсюда такое стремление путчистов разного рода к овладению президентским постом.

Президентская власть в Латинской Америке неоднократно воплощалась в военных хунтах и гибридных военно-гражданских правительствах, бонапартистских или "смешанных" авторитарно-бюрократических формах правления. В ряде случаев, особенно в последние десятилетия, президентский авторитаризм сочетался с сохранением роли парламента как представительного законодательного органа при соблюдении принципа разделения властей, сохранении всеобщего избирательного права, идеологического и политического плюрализма.

Президенты латиноамериканских стран исключительно широко используют "подразумеваемые" полномочия, на практике присваивая себе права и прерогативы, не принадлежащие им по конституции. Такие действия оправдываются обычно ссылками на особо привилегированное положение президента как главы государства, объясняются необходимостью оперативно решать многие вопросы, их конфиденциальностью и т.п. Под этими же предлогами создаются, как правило, различные неконституционные структуры исполнительной власти (Советы национальной безопасности, канцелярии президентов и т.п.). Латиноамериканские президенты традиционно широко практикуют и "указное право", когда издается множество декретов, распоряжений и других подзаконных актов по линии исполнительной власти, фактически ограничивающих юрисдикцию и права парламента. Такие указы и распоряжения весьма вольно интерпретируют принятые парламентом законы, содержат основания для злоупотреблений со стороны исполнительной власти.

Даже в условиях развернувшегося в последнее десятилетие процесса демократизации политических систем стран региона парламент в Латинской Америке остается фактически лишенным целого ряда традиционно присущих данному институту прав и прерогатив. В частности, в абсолютном большинстве стран Латинской Америки парламент не участвует в формировании правительства и не может принимать решений о его отставке. Весьма урезанными остаются права латиноамериканских парламентов и в их главной функции - законодательной. Так, в Мексике обсуждение новых законов идет в русле прежде всего указаний, содержащихся в ежегодном президентском послании Конгрессу. В Мексике, Колумбии, Коста-Рике исключительной прерогативой президента является внесение в парламент законопроектов, касающихся бюджета, учреждения новых административных должностей в системе исполнительной власти, увеличения жалованья правительственным чиновникам, изменений в структуре вооруженных сил, органов безопасности. Право вето у президентов в Латинской Америке шире, чем у президента США. И это касается как законопроекта в целом, так и любой его части, что обычно позволяет латиноамериканским президентам добиться выгодной для себя редакции законодательного акта во время его доработок в парламенте. Кроме того, президенты в Латинской Америке обычно имеют право издавать нормативные акты, дополняющие, а то и полностью видоизменяющие парламентские варианты законопроектов. Президентское нормотворчество в этой связи очень обильно, многогранно, чуть ли не всеобъемлюще. Президентскими декретами и указами обычно вводятся в действие различные кодексы, регламентируется порядок сбора налогов, нередко принимается бюджет.

В числе важных полномочий президента в Латинской Америке - введение чрезвычайного положения. Порядок декретирования и статус его при этом настолько аморфно прописаны в Конституции, что позволяют президенту не считаться ни с ней, ни с парламентом.

Учитывая чрезвычайно большую роль армии в политике латиноамериканских стран, важное значение имеет статус президента как верховного главнокомандующего.

Латиноамериканские президенты нередко серьезно вмешиваются и в деятельность судебной власти. В ряде стран президент может требовать отстранения от должности членов Верховного суда.

Президент в большинстве стран Латинской Америки - полномочный глава исполнительной власти. Свои полномочия главы правительства он получает не от парламента, а от избирателей, что ставит его в независимое от законодательной власти положение. Президент по своему усмотрению формирует правительство и руководит им, назначает и смещает важнейших чиновников. В числе других отличительных особенностей, прерогатив и возможностей президента в Латинской Америке - решающая роль его во внешней политике, способность сильно влиять на электоральные процессы и так далее.

Для хотя бы некоторого ограничения власти президента в ряде стран ныне можно встретить страховочные и сужающие его властные возможности механизмы (непереизбрание на новый срок, импичмент, то есть отрешение от должности, и так далее). Однако перечень должностных преступлений, влекущих за собой импичмент, существенно сужает сферу его применения. Да и сам механизм отстранения от власти далек от совершенства и не везде предусмотрен Конституцией. В последние годы, впрочем, он показал, что вполне может быть использован и прежде всего для пресечения коррумпированности "верхов". Отстранение от должности президента Бразилии Ф.Коллор ди Мелу и президента Венесуэлы К.А.Переса - яркие примеры тому. Кстати, в числе требований демократической общественности Латинской Америки к обладающим огромной властью президентам сегодня фигурируют не только обладание большим жизненным опытом, наличие высшего образования, необходимой компетентности, динамичности и решительности, но и обладание высоким морально-нравственным авторитетом, честностью и порядочностью.

Во многом близка к латиноамериканской, особенно в ее традиционном понимании, афро-азиатская "модель" президентской республики. "Модель" эта сравнительно молода, ее характеристики не могут не испытывать на себе влияния демократизационных процессов в современном мире. Тем не менее, она и сегодня отличается особой близостью к явно авторитарным и даже тоталитарным системам. В афро-азиатских странах режим президентской республики очень часто тяготеет к режиму личной власти, иногда даже превращаясь в этот

последний. В связи с этим представительная власть, демократия со всеми важнейшими ее институтами в этих странах весьма слабы, неразвиты.

Европейская "модель" президентской республики даже в такой стране, как Франция, которая внесла наибольший вклад в ее становление и развитие, выступает в форме прежде всего полупрезидентской системы правления. Это не исключает предоставления Конституциями соответствующих европейских стран президенту страны функций арбитра между различными силами в государстве и обществе, гаранта суверенитета, национальной независимости, территориальной целостности и безопасности государства и т.п. Особенно показательно это для конституционного права той же Франции, а также Греции, Финляндии, Польши, Румынии и так далее.

Что касается парламентарной республики, то эта система правления - явление прежде всего европейское. В других регионах планеты определенное, но весьма незначительное пока, число стран дают примеры не столько региональных, сколько являющихся, как правило, исключением для региона единичных "страновых" "моделей" парламентарных систем. Среди них старейшими и наиболее развитыми можно считать "модели", сложившиеся в Индии и Израиле. Число стран с парламентарной системой правления пополнялось в последние годы за счет прежде всего появления "новых" демократий.

3. К числу появившихся в 90-е годы "новых демократий" относится и наше Отечество - Российская Федерация. Ее политическое устройство определяется сегодня Конституцией, принятой в 1993 году. Надо иметь в виду, что провозглашению (по сути своей, а не в форме политико-правовой нормы) в Конституции 1993 года России президентской республикой предшествовала напряженная общественно-политическая борьба, в ходе которой активно заявляли о себе также сторонники разных форм парламентарной республики. Особенно сильными выглядели одно время позиции сторонников полупрезидентской системы правления, отстаивавших необходимость прежде всего сильного парламента, непосредственно причастного как к формированию, так и к определению деятельности правительства. В конечном итоге политический успех оказался на стороне приверженцев сильной президентской системы правления в России. Сегодня не только текст действующей в России Конституции, но и сама президентская практика показывают, что в нашей стране имеет место система не только президентская, а весьма близко стоящая к суперпрезидентской республика. Институт президентства в России явно доминирует над другими государственными, политическими институтами. Представительно-законодательная же власть в стране весьма слаба и неразвита. Это особенно убедительно показали схватки между исполнительной и законодательной властями по проблемам бюджетной политики, кадровым вопросам, "чеченской проблеме" и так далее. Выяснилось, в частности, что даже предусмотренное в Конституции право парламента участвовать в процедуре назначения ряда ведущих должностных лиц государства президент может легко обойти и, как результат, практически, единолично способен решить важные кадровые вопросы. Возможности законодателей реально влиять на действия правительства оказались чрезвычайно ограниченными. Как следствие, - сегодня даже наиболее проправительственно настроенные законодатели вынуждены признавать свое бессилие перед исполнительными органами власти.

Наличие в России тяготеющей к суперпрезидентской республике системы правления нельзя оценивать однозначно. Как исторические, так и конъюнктурные причины диктуют сегодня необходимость сильной, возможно как раз единоличной власти в стране. Без сильного президентства России, как считают некоторые политики и политологи, не удастся в короткие сроки решить стоящие перед ней сложные проблемы. Однако, и мириться с бессилием парламента вряд ли можно. Как результат, требуется поиск такого перераспределения

властных полномочий, чтобы поднять авторитет и политический вес представительной власти, местных администраций. Этот поиск идет как "сверху", так и "снизу", вызывая не просто оживленную общественно-политическую дискуссию, но и принятие решений на самом высоком уровне, касающихся перспектив эволюции нынешней российской политической системы. Важную роль в окончательном определении особенностей президентской системы правления в нашей стране должны сыграть и избирательные кампании 1995-1996 годов, призванные сформировать новые составы основных органов власти. Их итоги покажут нам степень готовности нынешнего россиянина жить и работать при демократии.

ЛИТЕРАТУРА

Дахин В., Дахина А. Формирование дуализма общественно-политической жизни в России. - М., 1994.

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. - М., 1994.

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ухтинский государственный технический университет»

(УГТУ)

 

Кафедра электрификации и автоматизации технологических процессов

 

Учебно-лабораторный практикум

по дисциплине

«Электроника»

 

Учебное пособие для выполнения лабораторных работ

для бакалавров направления

140400.62 «Электроэнергетика и электротехника»

(в двух частях)

 

Ухта 2013


УДК 621.382.232

Я 31

Ягубов З.Х. Учебно-лабораторный практикум по дисциплине «Электроника»: Учебное пособие по выполнению лабораторных работ для студентов направления 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника». В двух частях /З.Х.Ягубов, Л. П. Бойченко, А.Э. Старцев, И. А. Дементьев. – Ухта: УГТУ, 2013. – 93 с.: ил.

Данное учебное пособие (в двух частях) предназначено для выполнения

лабораторных работ по дисциплине «Электроника» в первом и во втором семестрах изучения дисциплины «Электроника». Оно может, также, использоваться при

подготовке к сдаче экзамена по указанной дисциплине студентами ФБО направления 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника».

В учебном пособии кратко изложены теоретические сведения по темам

лабораторных работ при изучении диодов, стабилитронов, биполярных и полевых транзисторов, задания, схемы, последовательность выполнения лабораторных работ и

примерный список вопросов к их защите. Кроме этого, в приложениях приведены: классификация и обозначения полупроводниковых приборов (отечественных и зарубежных); условные графические обозначения полупроводниковых приборов; условные буквенные обозначения полупроводниковых приборов в электрических схемах; стандартные условные графические и буквенные обозначения некоторых элементов электрических схем; требования к оформлению отчёта по выполнению лабораторной работы; форма титульного листа отчёта.

Учебно-лабораторный практикум предназначен для бакалавров направления 140400.62 «Электроэнергетика и электротехника» кафедры электрификации и автоматизации технологических процессов Ухтинского государственного технического университета в соответствии с Государственным образовательным стандартом третьего поколения.

Данное учебное пособие рассмотрено, одобрено и рекомендовано кафедрой ЭАТП, протокол №5 от 27.05.2013.

Рецензент: Балахнов Д.А., к.т.н., начальник отдела автоматизации и метрологии ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» ООО «Лукойл-Коми» и Назаров А.В., д.т.н, начальник отдела центра разработки газовых и газоконденсатных месторождений филиала ООО «Газпром ВНИИГАЗ» в г. Ухте.

Редактор: Г.В. Данилов, к.т.н., доцент кафедры АИС УГТУ.

В учебном пособии учтены замечания рецензентов и редактора.

Корректор К. В. Коптяева. Технический редактор Л. П. Коровкина.

План 20__ г., позиция __. Компьютерный набор. Подписано в печать __.__.2013.

Объём 73с. Тираж 150 экз. Заказ №____.

© Ухтинский государственный технический университет, 2013

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13. Типография УГТУ.

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13.

 

ОГЛАВЛЕние

 

Введение................................................................................................................. 4

Часть I …………………………………………………………………………...5

1. Выпрямительные диоды...........................................................................5

1.1 Эффект p-n перехода в диодах................................................................ 5

1.2 Полупроводниковый однополупериодный выпрямитель.................... 7

1.3 Полупроводниковый мостовой выпрямитель........................................ 11

1.4 Неуправляемый выпрямитель трёхфазного тока................................... 14

2. Стабилитроны (диоды Зенера)....................................................................... 19

2.1 Характеристики стабилитрона................................................................. 19

2.2 Исследование параметрического стабилизатора напряжения.............. 21

2.3 Сглаживание пульсаций выпрямительного напряжения...................... 23

3. Диоды с особыми свойствами........................................................................ 26

3.1 Светодиоды................................................................................................ 26

3.2 Диоды с переменной ёмкостью (варикапы)............................................ 28

Приложение 1........................................................................................................ 33

Приложение 2........................................................................................................ 34

Приложение 3 …………………………………………………………………..

Библиографический список.................................................................................. 36





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.