Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция материнского и отцовского имаго 2 страница




Посредством символизации отец предоставляет свободу двояким способом. Во-первых, допуская утрату образов матери, он избавляет человека от непосредственности мира, делает его способным отрешиться от объектов и в качестве посредника между субъектом и объектом создать систему символов. Во-вторых, благодаря работе печали и интроекции образа матери он позволяет свободно распоряжаться воссоздаваемыми замещающими образами и тем самым обеспечивает высокую степень бессознательной свободы.

На более позднем этапе развития отец может наложить запрет на инцестуозные желания только в том случае, если этот шаг был подготовлен активной идентификацией с сильным отцом, которая спасает ребенка от опасности "остаться и погибнуть в первично-нарциссической позиции, когда зачаточное Я оказывается поглощенным в первоначальном единстве" (Loch et al. 1974).

Эдипов запрет имеет смысл только тогда, когда может быть понята его необходимость и вместе с тем имеется также стремление освободиться от образов матери; когда у ребенка существует общая тенденция к освобождению и взрослению, а печаль об утрате не превращается в нежелательный, вынужденный отказ. Здесь, пожалуй, можно согласиться с более простой формулировкой, хотя она и не отражает полностью положение вещей: отцовскому запрету должна предшествовать любовь к отцу и базальное доверие к отцовскому принципу.

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Пожалуй, это связано также и с тем, что для него была важна градация и возможность диалектики между различными ступенями. Кроме того, Фрейд в отличие от появившегося позже генетического психоанализа не постулировал для каждой ступени развития некую общую структуру, имеющую интегрированный характер.

2) Представители парижской психосоматической школы (П. Марти, М. Фэн, М. де М'Юзан, Ш. Давид) отстаивают мнение, что у психосоматических больных особенно страдает функция фантазии.

3) В статье Н. Шайнесс показано, что данное представление оказалось ошибочным и сегодня это рассматривается иначе.

4) См. также современные представления о сексуальном развитии в статье И. Шайнесс в т.I.

5) Критика мужского взгляда на развитие женщины содержится в книге Кейт Миллет "Сексус и власть" (Millet 1974).

6) Чтобы получить представление и познакомиться с ее воззрениями и идеями английской школы, можно порекомендовать прочесть следующие публикации: Winnicott 1962b; Fornari 1963; Diatkine et al. 1972; Geets 1971; Jaccard 1971;Segal 1964,1973.

7) Прежде всего следует сослаться на книгу "Природа и функция фантазии" С. Айзекса (Isaacs 1952), а также на рассуждения о фантазии М. Кляйн (Klein 1958), Форнари (Fornari 1963), Мендела (Mendel 1968) и Сегал (Segal 1964,1973).

8) Для более детального изучения следует обратиться к работам М. Кляйн (Klein 1946,1955, 1958), У. Р. Биона (Bion 1967), X. Сегал (Segal 1964,1973).

9) "Как только младенец осознает грудь в качестве источника жизни и приятных переживаний, возникает зависть. Реальное удовлетворение, которое он испытывает у груди, усиленное столь мощной в раннем детстве идеализацией, дает ему ощущение, что грудь является источником всяческого благополучия, как физического, так и душевного, неисчерпаемым резервуаром пищи, тепла, любви, знания и понимания. Приятное чувство удовлетворенности, которое может принести ребенку этот замечательный объект, усиливает его любовь и увеличивает желание обладать грудью, охранять ее и защищать, однако это же переживание пробуждает в нем желание самому быть источником такого благополучия. Он испытывает болезненное чувство зависти и, как следствие этого, желание уничтожить свойства объекта, способные вызывать у него столь неприятные ощущения" (Segal 1964, 1973, 61-62).

10) Страх перед преследователями исчезает после расщепления на преследующий и идеальный объекты. При этом "доброе" интроецируется, а "злое" проецируется. Мы вновь видим действие механизма интроекции и проекции. С расщеплением и образованием идеального объекта, обладающего способностью отстранять преследующий объект, связана также идеализация хорошего объекта, которая может принимать крайние формы. В свою очередь идеализация обусловливает процесс магического всемогущего отрицания и контроля. Если страх уничтожения становится невыносимым, это может привести к всемогущей идеализации хорошего объекта, полному отрицанию и уничтожению преследователя в фантазии.

11) Балинт продемонстрировал, каким образом хронологическую последовательность обеих позиций, предложенную М. Кляйн, можно представить в обратном порядке. Вполне вероятно, что эти шаги в развитии могут происходить даже одновременно, будучи идентичными 6алинтовским позициям окнофилизма (= депрессивная позиция) и филобатизма (= паранойяльно-шизоидная позиция).

12) Для обстоятельного изучения этого процесса можно порекомендовать работы М. Кляйн (Klein 1935,1937,1940, 1948), X. Сегал (Segal 1964,1973) и Д. В. Винникотта (Winnicott 1935, 1958a,1958b).

13) Здесь также напрашивается сопоставление с идеями Балинта о том, что филобат агрессивно и проективно защищается от объекта, а окнофил интроективно притягивает объект к себе.

14) Зависимость нельзя признать, но тем не менее она существует. Зависимость принимается лишь от объекта, полностью подчиненного в фантазии. Триумф тесно связан с всемогуществом и направлен на отрицание чувств уважения, заботы (см. также "беспокойство" у Винникотта, 1963), печали и тоски. В то же время пренебрежение направлено на обесценивание объекта, против чувств утраты и вины. В отношении человека, которого по каким-либо причинам презирают, не приходится испытывать угрызения совести, даже если ему и причиняется зло.

15) Здесь отчетливо видно, как отклоняется от фрейдовской теория сексуальности Мелани Кляйн, где в качестве первичного сексуального символа рассматриваются признаки матери, а не фаллос.

16) Если достаточно хорошая мать способна соответствовать притязаниям своего ребенка и берет на себя поддерживающую функцию Я, то этим она позволяет младенцу вытеснить невыносимые страхи и достичь переживания всемогущества, то есть магического контроля. Это, согласно Винникотту, составляет креативный аспект контроля. Если данное переживание подкрепляется, младенец может вступать в отношения с субъективными объектами. При столкновении с принципом реальности контакт с объективно воспринимаемыми объектами возникает только через субъективные объекты. Однако в этом процессе объект для переживаний младенца создается, а не находится. И все же - Винникотт называет это парадоксом данного процесса - объект сначала нужно найти, то есть он должен иметься, чтобы ребенок его мог создать. Младенец создает объект, но объект существовал уже и до этого, чтобы быть созданным и катектированным. Хороший объект ничем не поможет ребенку, если не будет создан им самим (Winnicott 1962a).

17) Нарциссическим называется здесь восприятие объекта (ребенка) в качестве части субъекта (матери). Таков типичный процесс в диаде мать-дитя.

18) Вегетативные функции нервной системы, не поддающиеся волевому контролю.

19) Только после развития миелиновой оболочки нервных путей последние могут начать выполнять свои функции. Таким образом, значительная часть мозга формируется уже после рождения.

20) Ср. процесс индивидуации, который Малер наблюдала на детях, с тем, который Юнг описывает у пациентов (см. статью Г. Вера в т. IV).

21) В результате расщепления объектного мира на хорошие и плохие части в случае обостренного кризиса повторного сближения, по мнению Малер (и в полном соответствии с представлениями Кляйн), хороший объект должен защищаться от дериватов агрессивного влечения.

Клинический исход этого кризиса повторного сближения определяется:

1) процессом развития в направлении либидинозной константности объекта;

2) количеством и качеством последующих отклонений (стрессогенных травм);

3) возможными шоковыми травмами;

4) степенью страха кастрации;

5) судьбой эдипова комплекса;

6) кризисом развития в подростковом возрасте (Mahler 1975,108)....

22) В приводимом здесь описании восторженного состояния мы опираемся прежде всего на рассуждения Грунбергера (Grunberger 1971, 15-42), которые также излагаются в статье Р. и Ж. Баранд в этом томе. В утробе матери зародыш существует в условиях, которые во многом напоминают фантазии о таком состоянии, возникающие в дальнейшей жизни. Он живет в полном гомеостазе, без потребностей, поскольку последние удовлетворяются постоянно и автоматически. Все дается ему бесплатно и безотказно, все принадлежит ему. Тем самым ему не ведомы ни желания, ни удовлетворение. Ему чужды какие-либо реальные отношения, ибо он находится в космосе, заполненном исключительно его бытием.

Эти условия существования зародыша соответствуют нарциссическому миру переживаний, суть которого характеризует состояние восторженности. Оно оставляет глубокий след, который в дальнейшем должен быть воссоздан в реальности,- рай, страну грез. К нарциссическому ядру относится сознание собственного личного мира, являющегося жизненно необходимым для индивида. Речь идет не о чем ином, как о скрытой убежденности в том, что, несмотря на все ошибки и недостатки, тебя должны любить самого по себе, а не за какие-либо заслуги. Здесь же коренится и стремление к личной автономии, постоянно присутствующее у индивида, равно как и притязание на магическое всемогущество, которое всегда готово заявить о себе, как только это потребуется.

В нарциссическом ядре скрывается и вера в бессмертие, которая существует в каждом из нлс независимо от религии и без которой - вопреки рациональной действительности - наша психическая жизнь была бы немыслима. Фрейд писал: "В бессознательном каждый из нас убежден в своем бессмертии" (X, 341) и "В этой системе (имеется в виду бессознательное) нет отрицания, нет сомнения, нет степеней безопасности" (X, 285). Описанные Фрейдом специфические свойства (X, 285- 288) и притягательная сила бессознательного (VIII, 250-251) в целом имеют большое сходство с особенностями нарциссического мира переживаний, и нельзя не заметить, что в сущности они являются атрибутами Бога: "Человек создал Бога по своему пренатальному образу" (Grunberger 1971, 38).

23) Одна из крайних форм объектных отношений характеризуется тем, что внешний мир никогда не может быть по-настоящему принят; желанной целью остается исключительно жизнь в фантазии и наряду с ней поиск тотального абсолюта, корни которого скрываются в прошлом, в мире представлений о матери.

24) При другой форме объектных отношений невозможно вынести иррациональные и воображаемые аспекты жизни. Нельзя представить даже парциальное или латентное отклонение от мира реальности. Рационализм и активность гипертрофирован!)!. Главной задачей становится приспособление человека к объективным потребностям и конкретизированной действительности; культура и искусства предстают пустой болтовней, а все бессознательные побуждения и стремление вернуться к истокам, идентифицироваться с матерью переживаются как опасные и подлежат массивному отрицанию. Единственной моделью для идентификации оказывается отец. Тем самым ставится под вопрос сосуществование имаго матери и отца - предпосылки нормального процесса развития.

25) Не подлежит сомнению, что агрессивные чувства и побуждения, будь то сознательные или бессознательные, в свою очередь вызывают сознательные или бессознательные чувства вины, проявляющиеся в виде угрызений совести, "злого" внутреннего образа себя или аутоагрессивного поведения. Кроме того, любое стремление к новому, реализация всех возможностей самораскрытия, стремление к большей свободе и автономии в своем индивидуальном выражении представляют собой нарциссические желания, противостоящие регрессивным стремлениям и потребностям в зависимости. Таким образом, они оказываются обращенными против матери и вызывают чувство вины.

Как уже отмечалось (см. также Stork, 1974, 270~279), эта агрессия первоначально обращается против матери, против зависимости от нее и апеллирует к отцу, который, кроме того, помогает справляться с чувством вины.

26) Эти рассуждения опираются в основном на работы Грунбергера. Последние в свою очередь основаны на теории Фрейда и воззрениях как английской, так и парижской школы, представители которой делают акцент в исследованиях раннего детского развития не на процессах созревания и восприятия, а на динамике бессознательного, соблюдая тем самым верность основным открытиям Фрейда. Главная цель состоит не в том, чтобы описать ребенка в реальности (то есть различные доступные наблюдению факты, относящиеся к развитию), а проработать бессознательные и сознательные фантазии ребенка, способные дать информацию о детерминирующем процессе. В основе использования психоаналитического метода лежит идея о том, что все наблюдаемое является более или менее поддающимися интерпретации знаками, разгадать которые невозможно без учета скрытых за ними фантазий. Этот подход позволил подтвердить универсальность бессознательных фантазий, о которых впервые заговорила Мелани Кляйн, и сформулировать гипотезу, что бессознательные фантазии существуют также и без какого-либо опыта восприятия. Эти фантазии объясняются бессознательными диспозициями (Diatkine et al. 1972, 365) - первичными фантазиями о внутриутробной жизни, первичной сцене, кастрации.

В качестве самого раннего переживания Грунбергер выделяет состояние безмятежной гармонии. Однако, по его представлениям, это состояние с самого начала подвержено внешним и внутренним нарушениям. Это означает, что у нарциссизма нет отдельной от конфликтов влечений или параллельной им линии развития - с начальной своей фазы он в качестве автономного фактора вступает в специфические диалектические отношения с компонентами влечений. Согласно Грунбергеру (Grunberger 1971, 12), это диалектическое взаимодействие является фундаментом психического развития ребенка.

27) Наиболее известные авторы: Ж. Лакан (Lacan 1932, 1959), А. Грин (Green 1957), Ж. Лапланш (Laplanche 1961), Ж.Мендель (Mendel 1969a, 1969b), Б. Грунбергер (Grunberger 1971), Ж. йиграс (Bigras 1971), С. Лебовичи (Lebovici et al. 1970) и др.

28) В связи с этим Д. Айке (Eicke 1972) описывал агрессивное влечение как собственно стремление к независимости.

ЛИТЕРАТУРА

ABRAHAM, K.: Untersuchungen ьber die frьheste prдgenitale Entwicklungsstufe der Libido. In: Psycho-analytische Studien zur Charakterbildung. Frankfurt/M.: Fischer 1969

ABRAHAM, K.: Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Libido aufgrund der Psychoanalyse seelischer Stцrungen. In: Psychoanalytische Studien zur Charakterbilldung. Frankfurt/M.: Fischer 1969.,

ADER/CONKLIN, P. M.: Handling of pregnant rats: effects of emotionality upon their offspring. Science, 142,1965, 41.1-412

AMMON, G.: Vorgeburtliche Phantasien und Trдume im gruppenanalytischen ProzeЯ. In: G. H. Graber (Hg.): Prдnatale Psychologie. Reihe "Geist und Psyche", Bd. 2123. Mьnchen; Kindler 1974

ARGELANDER, H.: Ein Versuch zur Neuformulierung des primдren NarziЯmus. Psyche, 25,1971,359-373

AULAGNIER-SPAIRANI, P.: Remarques sur la structure psychotique. La Psychanalyse, 8, 1964, 47-67

BENEDEK,T.: Psychosexual functions in Women. New York: Ronald Press 1952, Psychobiological Aspects ofMothering. American J. of Orthopsych., 26,1956, 272-278

BENEDICT, R.: Pдtterns of Culture. New York: Mifflin 1934

BETTELHEM, B.: Symbolic Wounds. New York: Collier 1954

BIGRAS, J.: Les Images de la Mere. Collection "Interpretation". St.-Jerome (Kanada): Les Editions Interpre-tation 1971; Paris: Hachette 1971

BION, W. R.: Second Thoughts. London: Heinemana Medical Books 1967 BLANCK, G; u. R.: Ego Psychцlogy - Theory and Practice. New York: Columbia Univ. Press 1974

BUHLER, CH.: The First Year of Life. London: Kegan Paul 1937

COLES, R.: Erik H Eiiksori.liostцfliLittle, Brown & Co.1970

DIATKINE, R., SIMON, J.: La psychanalyse precoce. Paris: P. U. F. 1972

EHRENZWEIG, A.: The Hidden Order of An. London: Weidenfeld & Nicolson 1967

ERIKSON, E. H.; Childhood and Society. New York: Norton 1950 Identity and the Life Cycle. New York: Int. Univ. Press 1959

FERENCZI, S.: Entwicklungsstufen des Wirklichkeitssinnes. Intern. Zschr. f. Psychoanalyse, 3, 1913, 124-138

FERREIRA, A. J.: Emotional factors in prenatal environment.J.ofNervous and Mental Diseases, 141,1965, 108-118

FORNARI, F.: La vita affettiva originaria del bambino. Mailand: Feltrinelli 1963

FREUD, A.: Einfuhrung in die Technik der Kinderanalyse. Wien, Leipzig: Intern. Psychoanal. Vig. 1927. Taschenbuchausgabe: "Geist und Psyche", Bd. 2111. Mьnchen: Kindler 1973

FREUD, A.: Das Ich und die Abwehrmechanismen. Wien: Inlern. Psychoanal. Vig. 1936. Taschenbuchausgabe: "Geist und Psyche", Bd. 2001. Mьnchen: Kindler 1973

FREUD, A.: Normality and Pathology in Childhood. Assessments of Development. New York: Intern. Univ. Press 1965

FREUD, A., BURLINGHAM, D.: Infants withoul Fainilies. London 1943, New York: Intern. Univ. Press 1945

FREUD, S.: Die Traumdeutung (1900). G. W. II/III

FREUD, S.: Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905). G.W.V

FREUD, S.: Analyse der Phobie eines fьnfjдhrigen Knaben (1908). G. W. VII

FREUD, S.: Bemerkungen ьber einen Fall von Zwangsneurose (1909). G. W. VII

FREUD, S.: Zur Dynamik der Ьbertragung (1912). G. W. VIII

FREUD, S.: Totem und Tabu (1912/13). G. W. IX

FREUD, S.: Das Unbewuste (1913). G. W. X

FREUD, S.: Zur Einfuhrung des Narzismus (1914). G. W. X

FREUD, S.: Triebe und Triebschicksale (1915a). G. W. X

FREUD, S.: Die Verdrдngung (1915b). G. W. X

FREUD, S.: Zeitgemases uber Krieg und Tod (1915c). G. W. X

FREUD, S.: Uber Triebumsetzungen, insbesondere der Analerotik (1916). G. W. X

FREUD, S.: Vorlesungen zur Einrьhrung in die Psychoanalyse (1916/17). G. W. XI

FREUD, S.: Jenseits des Lustprinzips (1920). G. W. Xffl

FREUD, S.: Das Ich und das Es (1923). G. W. XIII

FREUD, S.: Die Verneinung (1925a). G. W. XIV

FREUD, S.: Einige psychische Folgen des anatomischen Geschlechtsunterschieds (1925b). G. W. XIV

FREUD, S.: Selbstdarstellung (1925c). G. W. XIV

FREUD, S.: Hemmung, Symptom und Angst (1926). G. W. XIV

FREUD, S.: Das Unbehagen in der Kultur (1930). G. W. XIV

FREUD, S.: Uber die weibliche Sexualitat (1931). G. W. XIV

FREUD, S.: Abris der Psychoanalyse (1949). G.W.XVH.

GEETS, C.: Melanie Klein. Paris: Ed. universitaires 1971

GESELL, A.: The First Five Years of Life. New York: Harper 1940

GREEN, A.: Le milieu familial des schizophrenes. These de medecine. Paris 1957

GREEN, A.: Analytiker, Symbolisierung und Abwesenheit im Rahmen derpsychoanalytischen Situation. Psyche, 29,1975, 503-541

GRUNBERGER, B.: Le narcissisrne. Essais de psychanalyse. Paris: Payot 1971

HARTMANN, H.: Essays on Ego-Psychology. New York: Intern. Univ. Press 1964

HARTMANN, H., KRIS, E., LOEWENSTEIN, R. M.: Comments on the formation of psychic structure. Psychoanal. Study Child, 2, 1946, 11-38

HENSELER, H.: Zur Entwicklung und Regulation des Selbstwertgefьhls (Die psychoanalytische Theorie des narziЯtischen Systems). In: D. Ohlmeier (Hg.): Psychoanalytische Entwicklungspsychologie. Freiburg i. Br.: Rombach 1973

HETZER, H.: Kind und Jugendlicher in der Entwicklung. Hannover: Schroedel 1948

HORNEY, K.: The dread of Women. Inlern. J. PsychoanaL, 13, 1932, 348.

ISAACS, S.: The Nature and Function of Phantasy. Developments in Psycho-Analysis. London: Hogarth 1952

JACCARD, R.: Melanie Klein et la Pulsion de Mprt. Lausanne: Ed. L'Age d'Homme 1971

JACOBSON, E.: The Seif and the Object Worid. Psychoanal. Study Child, 9, 1954, 75-127.

JOFFE, W. G., SANDLER, J.: Some conceptual probleins involved in the consideration of disorders of narcissm. J. Child PT, 2, 1967, 56-66.

JOHANSSON, C. G., WEDENBERG, E., WESTIN, B.: Measurement of Tone Response by the Human Fetus. Acta otolaryng., 57, 1964, 188-192

JONES, E.: The Life and Work of Sigmund Freud. Vol. IL Years ofMaturity, 1901-1919. New York: Basic Books, London: Hogarth 1955

JUNG, C. G.: Symbole der Wandlung. Zьrich: Rascher 1952

KERNBERG, 0.: Further Contributions to the Treatment of Narcissitic Personalities. Int. J. Psycho-Anal. 56, 1947, 215-247

KHAN, M. R.: D. W. Winnicott - sein Leben und Werk. In: D. W. Winnicott: Die therapeutische Arbeit mit Kindern. Mьnchen: Kindler 1973

KLEIN, M.: Zur Fruhanalyse. Imago, 9, 1923, 222-259

KLEIN, M.: Die psychologischen Grundlagen der Frьhanalyse. Imago, 12, 1926, 365-376

KLEIN, M.: Fruhstadien des Odipuskonflikles. Intern. Zschr. f. Psychoanal., 14, 1928, 65-77

KLEIN, M.: The Psycho-Analysis of Children. London: Hogarth 1932. Ha нем. ЯЗ.: Die Psychoanalyse des Kindes. Reihe "Geist und Psyche", Bd. 2109. Mьnchen: Kindler 1973

KLEIN, M.: A Contribution to the Psychogenesis of Manic-Depressive States. Intern. J. Psychoanal., 16, 1935, 145-174

KLEIN, M.: Love, Guilt and Reparation. In; Love, Hate and Reparation. London: Hogarth 1937. Ha нем. ЯЗ.: Seelische Urkonflikte. Mьnchen: Kindler 1974

KLEIN, M.: Mourning and its Relation to Manie-Depressive States. Intern. J. Psychoanal., 21,1940

KLEIN, M.: Notes on some Schizoid Mechanismus. Intern. J. Psychoanal., 27, 1946

KLEIN, M.: A Contribution to theTheory of Anxiety and Guilt. Intern. J. Psychoanal., 29,1948

KLEIN, M.: Some Theoretical Conclusions regarding the Emotional Life ofthe Infant. London: Tavistock 1952 On Identificarion. In: New Directions in Psycho-Analysis. London: Tavistock 1955

KLEIN, M.: On the Development of Mental Functioning. Intern. J. Psychoanal., 39,1958

KLEIN, M.: Envy and Gratitude. London: Tavistock 1958.

KOHUT, H.: Forms and transformations of Narcissm. J. of the American Psychoanal. Assoc., 14,1966,243-272

KOHUT, H.: The Analysis of the Seif. A Systematic Approach to the Psychoanalytic Treatment ofNarcissistic Personality Disorders. New York: Intern. Univ. Press 1971

KRUSE, F.: Der prдnatale Mensch. Entwurf einer Primordialpsychologie. Imago mundi, 4,1973,141-168

LACAN, J.: De la psychose paranoiaque dans ses rapports avec la personnalite. These pour le doctorat en medecine. Le Francais 1932

LACAN, J.: D'une question preliminaire a tout traitement possible de la psychose. La Psychanalyse, l, 1959,41-58

LAPLANCHE,J.: Hцlderlin et la question du pere. Paris: P. U. F.1961

LAPLANCHE,J., PONTAUS.J.-B.: Vocabulaire de la Psychanalyse. Paris: P. U. F. 1967. Ha нем. ЯЗ.: Das Vokabular der Psychoanalyse. Frankfurt/M.: Suhrkamp 1973

LEBOVICI, S.: Les aspects precoces de la relatlon objectale. La relation anaclitique. Bulletin de l'Assoc. des Psychanalystes Beiges, 25, 1955. Ha HCM. a3.: Die Aspekte der frьhen Objektbeziehungen. Psyche, 10, 1956/57,82-92

LEBOVICI, S., CREMIEUX, R.: Apropos du role et de l'image du pere. La psychiдtrie de l'enfant, 13,1970,341-447

LEBOVICI, S., SOULE, M.: La connaissance de l'enfant par la psychanalyse. Paris: P. U. F. 1970

LEDERER, W.: Gynophobia ou la peur des femmes. Paris: Payot1970

LEUBA, J.: Mere phallique et mere castratrice. Revue Francaise de Psychanalyse, 12, 1948, 287-296

LEVI-STRAUSS, CL.: Anthropologie structurale. Paris: Plon 1958

LIDZ, TH., CORNELISON, A., FLECK, S., TERRY, D.: The intrafamiliar environment of the Schizophrenie. I: The father. Psychiatry, 20,1957,329-342

LOCH, W.: Zur Entstehung aggressiv-destruktiver Reaktionsbereitschaft. Psyche, 24, 1970, 241-259

LOCH, W., JAPPE, G.: Die Konstruktion der Wirklichkeit und die Phantasien. Psyche, 28,1974,1-31

MAHLER, M. S.: On Human Symbiosis and the Vicissitudes of Individuation. New York: Intern. Univ. Press 1968

MAHLER, M. S., PINE, F., BERGMAN, A.: The Psychological Birth of the Human Infant. London: Hutchinson 1975

MAHLER, M. S., PINE, F., BERGMAN, A.: Symbiose und Individuation. Die psychische Geburt des Menschenkindes. Psyche, 29,1975,609-625

MALINOWSKI, B.: Mutterrechtliche Familie und Oedipus-komplex. Imago, 10,1924, 228-277. In: A scientific theory of culture and other essays. Chapel Hill: Univ. of North Carolina Press 1944

MANN, TH.; Doktor Faustus (1947). Frankfurt/M.: Fischer 1967

MENDEL, G.: La revolte contre le pere. Paris: Payot 1969a. Ha HCM. si3.: Die Revolte gegen den Vater. Frankfurt/M.: Fischer 1972

MENDEL, G.: La crise des generations. Paris: Payot 1969b. Ha HCM. дs.: Generationskrise. Eine soziopsychoanalytische Studie. Frankfurt/M.; Suhrkamp 1972

MENDEL, G.: Pour decoloniser l'enfant. Paris: Payot 1974 MORIN, E.: La nature humaine; Le paradigme perdu. Paris: Seuil 1973

NEUMANN, E.: Ursprungsgeschichte des BewuЯtseins. Reihe "Geist und Psyche", Bd. 2042. Mьnchen: Kindler 1974

NIETZSCHE, F.: Die Geburt der Tragцdie (1871). Leipzig: Krцner 1922

RABIN, A. I., WINDER, C. L.: Psychological Studies. In: L. Bellak, L. Loeb (Ed.): The Schizophrenie Syndrome. New York: Grьne & Stratton 1969, 205-225

RHEINGOLD, J. C.: The Fear of Being a Woman: A Theory of Maternal Destructiveness. New York: Grьne & Stratton 1964

RWIERE, J.: A Contribution to the Analysis of the Negative Therapeutic Reaction. Intern. J. Psychoanal., 17,1936,304-320

ROTTMANN, G.: Untersuchungen ьber Einstellungen zur Schwangerschaft und zur fцtalen Entwicklung. In: G. H. Grдber (Hg.): Prдnatale Psychologie. Reihe "Geist und Psyche", Bd. 2123. Mьnchen: Kindler 1974

SAUGUET, H.: Preface. In: D. W. Winnicotl De la Pediatrie д la Psychanalyse. Paris: Payot 1969

SCHUMACHER, W.: Bemerkungen zur Theorie des NarziЯmus. Psyche, 24, 1970,1-22

SEGAL, H.: Introduction to the Work ofMelanie Klein. London: Hogarth 1964 and 1973. На нем. яз.: Melanie Klein. Einfьhrung in ihr Werk. Mьnchen: Kindler 1974

SIMMONS, J. E., OTTINGER, D., HAUGK, E.; Maternal Variables and Neonate Behavior. J. Amer. Acad. Child Psychiat., 6, 1967, 174-183

SPITZ, R. A.: Hospkalism. New York 1945. Psychoanal. Study Child, l, 1945, 53-74

SPITZ, R. A.: Anaclitic Depression. Psychoanal. Study Child, 2, 1946,313-342

SPITZ, R. A.: Grief, a Peril in Infancy (Film). New York University Film Library 1947

SPITZ, R. A.: The Psychogenic Diseases in Infancy: An Attempt at thelr Etiologic Classification. Psychoanal. Study Child, 6, 1951, 255-278

SPITZ, R. A.: No and Yes. New York 1957

SPITZ, R. A.: The First Year of Life. New York: Intern. Univ. Press 1965. Ha HCM. H3.: Vom Sдugling zum Klein-kind. Stuttgart: Klett 1967

STORK, J.: Hysterie und Schizophrenie. Jb. f. Psych. Psychotherapie und med. Anthropologie, 18,1970, 332-351

STORK, J.: Die Bedeutung des Vaterbildes in der frьhkindlichen Entwicklung. In: J. Stork (Hg.): Fragen nach dem Vater. Preiburg i. Br.: Alber 1974.

THOMPSON, W. R., SONTAG, L. W.: Behavioral Effects in the Offspring of Rats Subjected to Audiogenic Seizure during the Gestational Period. J. Comp. Physiolog. Psycholog., 49, 1956, 454-456

TURNER, E. K.: The Syndrome in the Infant resulting from Maternal Emotional Tension during Pregnancy. MedicalJ. Australia, l, 1956, 221-222

WAEHLENS, A. DE: La psychose. Louvain: Ed. Nauwelaerts 1972

WINNICOTT, D. W.: The Manie Defence (1935). In: Collected Papers: Through Paediatrics to Psycho-Analysis. London: Tavistock 1958

WINNICOTT, D. W.: Primitive Emotional Development (1945)

WINNICOTT, D. W.: Birth, Memory, Birth Trauma and Anxiety (1949)

WINNICOTT, D. W.: Aggression in Relation to Emotional Development (1950)

WINNICOTT, D. W.: Primary Maternal Preoccupation (1956a)

WINNICOTT, D. W.: Uber die emotionelle Entwicklung im ersten Lebensjahr (1958a). Psyche, 1960a, 25-37

WINNICOTT, D. W.: The Capacity to be Alone. Intern. J. Psychoanal., 39,1958b

WINNICOTT, D. W.: Psycho-Analysis and the Sense of Guilt. In: Psycho-Analysis and Contemporary Thought. London: Hogarth 1958c

WINNICOTT, D. W.: The Effect of Psychotic Parents on the Emotional Development of the Child. Brit. J. Psychiatrie Soc. Work,6,1959

WINNICOTT, D. W.: The Theory of the Parent-Infant-Relationship. Intern. J. Psychoanal., 41, 1960b

WINNICOTT, D. W.: Ego Distonion in Terms of True and False Seif (1960c)

WINNICOTT, D. W.: Ego Integration in Child Devetopment (1962д)

WINNICOTT, D. W.: A Personal View of the Kleinian Contribution to the Theory of Emotional Development at Early Stages (1962b)

WINNICOTT, D. W.: Communication an Not Communication Leading to a Study of Certain Opposites (1963a)

WINNICOTT, D. W.: From Dependence towards Independence in the Development of the Seif (1963b)

WINNICOTT, D. W.: The Development of the Capacity for Cцncern.. Bull. Menninger Clin., 27, 1963

WINNICOTT, D. W.: Playing and Reality. London: Tavistock 1971

WYSS, D.: Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anfдngen bis zur Gegenwart. Gцttingen: Vandenhoeck & Ruprecht 1961

ZIMMER, H.: Die indische Weltmutter. Eranos, 4, 1941




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.