Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И в послевоенный период




Во время Великой Отечественной войны

Средства массовой информации

 

3.1. Печать и радио в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны

 

Конец 30-х гг. характеризовался укреплением в мире двух тоталитарных режимов – фашистского в Германии и советского в СССР. Угроза возникновения войны, явно исходившая от Германии, была велика. Начиная с середины 30-х гг. СССР в соответствии с собственными геополитическими интересами вступает в переговоры с немецким руководством, договаривается о разделе сфер влияния и подписывает так называемый пакт Молотова – Риббентропа. Официально в прессе это все подается как подписание договора о ненападении, а реально (и об этом писала зарубежная пресса) это был своеобразный «раздел Европы». СССР получил от Германии согласие на захват Прибалтики, Бессарабии и западных районов Белоруссии и Украины. Германия же фактически заручилась обещанием СССР не вмешиваться в захватнические планы гитлеровцев в Европе.

Период 1935–1941 гг. был странным в истории развития отечественной журналистики. Официальная печать пропагандировала дружеские отношения с Германией, ей запрещались любые выпады против этой страны, ее руководства и политики. Одновременно на страницах газет велась военно-патриотическая пропаганда, писалось о необходимости быть бдительными, готовыми в любой момент встать на защиту Родины. Многие публикации внушали читателям мысль о несокрушимой мощи и исключительной боевой готовности Красной Армии. Реально же армия требовала технического перевооружения, но провести его было сложно из-за экономических трудностей и кадровых чисток (многие образованные военачальники были репрессированы). Политические просчеты Сталина, уверенного в собственной прозорливости, нежелание руководства видеть и слышать реальные факты, говорившие о готовящемся нападении Германии на СССР, отсутствие свободы прессы, способной обсуждать и анализировать происходящие в стране и в мире процессы, привели к тому, что страна оказалась абсолютно не готова к войне. Следствием этого цена победы, завоеванной великими жертвами, была огромной.

Советская пресса призывала людей на подвиг, на самопожертвование, на преодоление неимоверных трудностей. К выполнению этого идеологического задания были привлечены лучшие журналисты и писатели, которые талантливо, горячо и искренне писали о подвигах и героизме солдат, о трудностях и мужестве людей, об их стойкости и любви к Родине. И сами журналисты (особенно фотокорреспонденты и кинооператоры) часто рисковали жизнью, чтобы выполнить задание редакции, нередко случалось, что они погибали.

Все СМИ во время Великой Отечественной войны работали в особом режиме. Важнейшую роль играло радио. Оно передало правительственное заявление о нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня, и уже через 45 минут транслировались первые военные «Последние известия». 24 июня 1941 г. было создано «Совинформбюро», важнейшей задачей которого являлось изложение сводок с театра военных действий и фронтовых сообщений. С этого времени и до окончания войны каждый день для миллионов советских граждан начинался и заканчивался сообщениями «Совинформбюро». Всего в годы войны прозвучало более 2 тыс. ежедневных сводок и 122 сообщения «В последний час». Перестраивалась на военный лад и работа всех СМИ. В газетах и на Всесоюзном радио появились военные отделы. Их главная задача заключалась в том, чтобы показать коварные замыслы врага, раскрыть его захватнические планы по отношению к народам СССР, а также разъяснить населению и армии, что война для нашего народа является справедливой, ибо призвана защищать Отечество от захватчиков.

В годы войны была перестроена структура СМИ. Сократилось вдвое число центральных газет (до 18), уменьшились их тиражи. Перестали выходить многие специализированные, отраслевые, а также комсомольские издания. Сократилась и местная пресса. Но вместо этого была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых газет. Это были газеты военных подразделений всех уровней – армейские, бригадные, стрелковых, танковых, общевойсковых и специальных армий, войск противовоздушной обороны. Всего к концу 1942 г. было создано около 700 таких газет. Для работы в них проводились специальные мобилизации журналистов в соответствии с директивами партийных органов. В армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Главной из них была «Красная звезда». В ней с началом войны начали печататься такие известные писатели, как А.Сурков, В.Гроссман, К.Симонов, А.Толстой, И.Эренбург и др. 1200 номеров газеты военной поры – это героическая летопись нарастающей мощи армии и военного искусства ее военачальников.

Центральным органом на флоте была газета «Красный флот», а в конце 1941 г. стала издаваться специальная газета для личного состава военно-воздушных сил «Сталинский сокол», затем – «Красный сокол» – для личного состава авиации дальнего действия. Для армии и флота выходили журналы (20) политического и литературно-художественного направления. Важную роль играли и тыловые газеты, которые писали о положении дел на фронте, о героизме солдат, но главное – призывали оставшихся в тылу делать все возможное и невозможное для того, чтобы обеспечивать их всем необходимым. «Все для фронта, все для победы!» – этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий.

Кроме фронтовых газет были еще подпольные (около 200 в 1944 г.) и партизанские издания, выходившие на оккупированной территории. Были созданы 17 газет, рассчитанных на разложение войск противника, но они себя не оправдали. Важное значение приобретали в период войны листовки, плакаты, воззвания, обращения, которые выпускались массовыми тиражами и предназначались для распространения как среди своих войск, так и в армии противника.

На оккупированных территориях выпускались и профашистские местные газеты, вещали профашистские местные радиостанции. Впрочем, они просуществовали недолго, до освобождения этих районов от оккупации.

 

3.2. Публицистика в годы войны

 

Публицистика военного периода была весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем солдат, тружеников тыла, и это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели и публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создавали произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру в несокрушимость Советской Армии.

Важную роль играли статьи и корреспонденции военных журналистов. Одним из наиболее известных из них был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду.

Публицистика использовала и сатирические жанры; памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и др.

Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. С 1941 г. выходили специальные журналы «Фронтоваяфотоиллюстрация» и «Фотогазета». Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени.

Зарубежные русские эмигрантские издания также имели патриотический настрой. Они сочувствовали бедам соотечественников на родине, выступали в поддержку их справедливой борьбы, но отделяли победу России в войне от торжества сталинизма. Однако некоторые из живших в Германии эмигрантов начали сотрудничать с фашистами, благодаря чему были озвучены идеи русского фашизма. Но в целом эмигрантская среда настороженно относилась к фашизму и сочувствовала России в ее борьбе с ним. Некоторые из эмигрантов после войны даже приняли советское подданство и вернулись на родину.

 

3.3. Тема восстановления и подъема народного хозяйства в послевоенной советской прессе

 

Победа, завоеванная ценой жизни миллионов людей, принесла освобождение от фашизма, но никак не сказалась на политической обстановке в стране. Экономическое же положение было катастрофическим. Разрушенное хозяйство, города и села, лежащие в руинах, нехватка мужских рук в промышленности и сельском хозяйстве, товарный и продуктовый голод – все это было реальностью и создавало непростые условия для развития журналистики. Партия побуждала народ к новым подвигам – теперь уже на экономическом фронте, призывала не жалеть сил для восстановления разрушенного хозяйства, обязывала самоотверженно трудиться. Это и стало важнейшей задачей журналистики наряду с усилением идеологической пропаганды. Была восстановлена довоенная структура прессы – центральные, республиканские, краевые, областные, городские и районные издания. На качестве этих изданий сказывались экономические трудности, нехватка кадров. Стали выходить новые газеты и журналы, отвечающие идеологическим задачам партии: «Промышленность стройматериалов», «За прочный мир, за народную демократию», «Проблемы мира и социализма». Не последнюю роль играл факт создания так называемого «социалистического лагеря» стран народной демократии (Польши, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Румынии, ГДР, Югославии), где необходимо было перестраивать жизнь на социалистический лад. Советской пропаганде нужно было создавать хотя бы видимость демократичности, поэтому многие материалы газет и журналов строились по принципу защиты идей и образа жизни стран социализма. В советской печати нередки были статьи-опровержения любых критических выпадов в адрес Советского Союза, пусть даже справедливых.

 

3.4. Радио и телевидение в первые послевоенные годы

 

В 1945 г. началась работа по усилению роли электронных средств массовой информации в стране. Возобновилось телевизионное вещание в Москве. В 1947 г. существенно повысилась доля радио в общем информационном процессе. Готовятся разнообразные политические, художественные, литературные программы; был выдвинут лозунг радиофикации всей страны; получили дальнейшее развитие местные студии радиовещания. В 1951 г. началось ежедневное телевизионное вещание в Москве. Его работа строилась по аналогии с работой редакций газет. Рассказ и показ успехов и достижений работников промышленности, строительства и сельского хозяйства являлись главной задачей телевидения. Дальнейшее развитие радио, в том числе и беспроводного, поставило перед партией задачу ограничения идеологически чуждого влияния западных радиостанций, вещающих на СССР (особенно в связи с началом в 1946 г. «холодной войны», т.е. войны идей). С этого времени ведется активное глушение западных радиостанций, используются другие методы борьбы против инакомыслия. Для пропаганды советского образа жизни за рубежом организовывается издание советской периодики на иностранных языках.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.