Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология агрессивных проявлений




 

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные харак­теристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Це­лью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрес­сии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия) [2].

Агрессия бывает направлена на внешние объекты гетероагрессия (людей или предметы) или на себя аутоагрессия (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону [1].

Агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной ре­акции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как:

— выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

— тенденцию к разрушению;

— направленность на причинение вреда окружающим людям;

— склонность к насилию (причинению боли).

Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например ак­тивность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозна­чают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побужда­ются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состя­заниях и т.д.

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Агрессия может иметь как явные, так и латентные формы. Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве. Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фанта­зии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею наси­лия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в сво­их фантазиях или испытывать сильный аффект.

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивно­сти и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, не- терпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетво­рению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повы­шение самооценки. При этом агрессия может частично или полно­стью не осознаваться ее хозяином.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аф­фектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью че­ловека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. (Безусловно, ненависть может быть и нормальной реак­цией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) При определенных условиях ненависть и желание мести могут не­адекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характе­рологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера [5].

В более «легких» случаях психопатологии ненависть приобрета­ет форму жестких моральных запретов и агрессивного утвержде­ния собственных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности-желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти — стремление к уничтожению (убийству) или радикальное обесценивание всех и вся.

Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоцио­нального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким — тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Это и детские шалости и игры, это и подростковые драки, и конфликты; сюда же относятся столкновения у взрослых войны, убийства, оскорбления, насилия и изнасилования, терроризм и апартеид. Мотивационно психологический анализ форм деятельности человека, в том числе и агрессивных, показывает, что они отличны по генезу, но всегда обусловлены той или иной ситуацией, имея с ней сложную мотивационно-причинную связь.

Как подчеркивает Хекхаузен X. (1986), «когда речь идет об агрессивных действиях, выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу». Проявляя агрессию, человек, как правило, не просто реагирует на какое-либо обстоятельство среды и ситуации, но оказывается включенным в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценить намерения других людей и последствия собственных поступков. Хекхаузен X. (1986) различает реактивную и спонтанную агрессию.

Фишбах С. (1964, 1970) различает экспрессивную, враждебную и инструментальную формы агрессии, исключая непреднамеренную агрессию. Экспрессивную агрессию он представляет как непроизвольный, нецеленаправленный, быстро прерывающийся взрыв гнева и ярости. При этом сам источник агрессии не обязательно и не всегда подвергается нападению, К враждебной агрессии автор относит те случаи, где преследуется цель нанесение вреда другому. В то время как инструментальная агрессия направлена на достижение цели нейтрального характера, а сама агрессия является всего лишь средством.

3. Фрейд выделял следующие виды агрессивности: импульсивная жестокость, садизм, деструктивность. Импульсивная жестокость возникает независимо от сексуальности и базируется на инстинктах самосохранения. Их цель осознавать реальные опасности и защищаться от их поползновений. Такая агрессивность направлена на защиту того, что необходимо для выживания или защиту от угрозы жизненно важным интересам. В своем представлении о садизме Фрейд усматривал единую форму деструктивности, для которой вожделенны акты разрушения, принуждения, мучения.

В одной из первых монографий, затрагивающих проблемы агрессии, «Фрустрация и агрессия» (1939) Доллард и соавторы, представляют агрессию как «акт, целевой реакцией которого является нанесение вреда организму». Это определение оказалось определяющим для многих последующих исследований. Многие авторы рассматривают агрессию как реакцию враждебности на созданную другим фрустрацию, независимо от того, насколько эта фрустрация имеет враждебные намерения. Возможны случаи, где агрессия не является реакцией на фрустрацию, а возникает из каких-либо внутренних побуждений; спонтанно.

Зилман предпочитает говорить об агрессии «обусловленной раздражителем» (действия, направленные на устранение неприятной ситуации) и «обусловленной побуждением» (действия, предпринимаемые с мелью достижения различных внешних выгод.

Некоторые авторы рассматривают агрессию настолько широко, что оно сливается у них с понятием власти. Авторы пишут, что «действие может быть отнесено к категории агрессивных при следующих условиях: I) действие включает в себя ограничение возможностей другого путем принуждения и наказания»; 2) наблюдатель воспринимает действие как преднамеренное нанесение ущерба интересам; иными словами, как злонамеренное или эгоистическое; 3) действие представляется наблюдателю как противоречащее нормам и антизаконное. Однако следует не забывать, что мотивационные цели «власти» и «агрессии» совершенно разные.

Анализируя поведение животных, Э. Фромм выделяет следующие виды агрессии: агрессия хищников, агрессия внутривидовая и агрессия межвидовая. Э.Фромм выделяет пять основных типов человеческой агрессии доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм).

Он различает агрессию биологически адаптативную (доброкачественную) способствующую поддержанию жизни и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптативная агрессия это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо ее причины.

Биологическая неадаптивная агрессия это злокачественная агрессия, то есть деструктивностъ и жестокость. Она вовсе не является зашитой от нападения или угрозы и является специфически человеческим феноменом - она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления жестокое истязание или убийство не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. Анализируя деструктивность как проявление злокачественной агрессии, Э. Фромм (1994) выделяет две формы: спонтанная агрессия и агрессивность, связанная со структурой личности. Проявлению спонтанной агрессии (деструктивности) способствуют условия войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве.

Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии. Он различает следующие подвиды псевдоагрессии: непреднамеренная псевдоагрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранением человека); игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакции).

Концепция псевдоагрессии как самоутверждения находит подтверждение в наблюдениях за связью между воздействием мужских половых гормонов и агрессивным поведением. Сексуальная агрессивность мужчин имеет большое значение для продолжения жизни, рода. Поэтому и природа снарядила самца особенно высоким потенциалом агрессивности. Но агрессивность не ограничивается только сферой сексуального поведения. В структуре личности агрессивность одно из важных качеств, она необходима полицейскому, врачу, спортсмену и многим другим для достижения успеха. В ситуации, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности проявляется так называемая оборонительная агрессия.

Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба.

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

- ф изическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица;

- косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.);

- вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань;

- с клонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;

- н егативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

- обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.;

- подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Таким образом, общепринятый, универсальный вариант типологии агрессии в настоящее время отсутствует. Однако, исследователи проблем агрессии предлагают множество вариантов классификации агрессивных проявлений, выделяя формы и виды агрессии в соответствии с различными основаниями (критериями).

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. С чем связаны трудности в типологии агрессивных проявлений?.

2. Какие типы агрессии выделяет Э.Фромм?

3. Что представляет собой враждебность?

4. В чем разница между инструментальной и враждебной агрессией?

5. Охарактеризуйте проявления псевдоагрессии.

6.Что можно отнести к внутренними репрезентациями агрессии?

7. Перечислите известные вам агрессивные аффекты.

Литература

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб., 2001.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.-СПб., 1997.

3. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения.- М., 2004.

4. Психоаналитические термины и понятия /Под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Фаина. - М., 2000.

5. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Составитель К.В. Сельченок.- Мн., М., 2001.

6. Реан А.А. Психология личности. – СПб., 2001.

7. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М.,2000.

8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М.,1994.

9. Фурманов А. В. Психология детей с нарушениями поведения М., 2004.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.