Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности агрессивного поведения в подростковом и юношеском возрасте




Несмотря на то, что изучение проявлений агрессивности стало предметом систематических исследований, ряд вопросов остался малоизученным. Проявление агрессивности рассматривается, как правило, лишь в стабильные периоды жизни человека, не касаясь переломных, кризисных моментов развития. Между тем, именно в критические периоды агрессивность чаще всего возрастает и проявляется не только отдельными индивидами, а характеризует целые группы. Помимо этого, практически нет данных относительно динамики агрессивности и формирования её взаимосвязей с другими личностными чертами. Решение этих вопросов позволит с большей надежностью судить о факторах, влияющих на проявление агрессивности, степень её устойчивости, а также прогнозировать агрессивное поведение.

Представления о критических периодах формировались в русле генезиса теоретических взглядов на проблему периодизации развития. В отечественной психологии впервые проблема возрастных или «нормативных» кризисов получила полное освещение в работах Выготского Л.С., который указывает на то, что для критических возрастов характерны не только деструктивные тенденции; в это время происходит развитие свойств и черт личности, которые несут основную смысловую нагрузку в конкретном возрасте. Дальнейшее развитие эта проблема получила в исследованиях Божович Л.И., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Запорожца А.В.

В зарубежной психологии каждый кризис рассматривается вехой в рождении и развитии личности, раскрывает преобразование человеческих отношений, переворот которых и обозначает завершение одного этапа развития и открытие неограниченных перспектив другого (Э.Эриксон, А. Валлон, Д.Левинсон, Ж.Пиаже, Дж.Спенсер).

Подростковый и юношеский периоды представляют собой остропротекающий переход от детства к взрослости, где переплетаются противоположные тенденции развития.

В отечественной психологии агрессивность в подростковом и юношеском возрастах обычно связывают с проблемами социальной адаптации, рассматривают как форму протеста против непонимания взрослых, а причины повышенной агрессивности видят в ошибках и упущениях воспитательной работы, в недостатках заботы и внимания со стороны близких (Д.И.Фельдштейн, В.В.Знаков, Л.М.Семенюк, Ю.Б.Можгинский).

За рубежом агрессию у подростков и юношей объясняют ролью отрицательной адаптации (Э.Эриксон), неосознаваемым понижением уровня самоуважения, вызывающим определенные трудности адаптации (Д.Мунн), нарушением понятия локуса контроля и самоуважения (Дж. Каплан).

Агрессия как основная реакция на фрустрацию зависит от успешности или неуспешности прохождения кризисов семи лет и пубертатного возраста, поэтому сами кризисы переживаются в форме фрустрирующих реакций.

Возникающее давление со стороны взрослых в подростковом и юношеском возрастах и отсутствие адекватных каналов для самореализации, не только актуализируют проявление таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение себя сдерживать, но и способствуют росту проявлений агрессии.

Агрессивное поведение в подростковом и юношеском возрастах становится одним из самых распространенных, а для многих и наиболее удобным способом решения проблем, возникающих в сложных ситуациях и вызывающих психическую напряженность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.