КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика и специфика юношеского возраста
Юношеский возраст и агрессивное поведение
Психология юношеского возраста - один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Юность - период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. Поскольку процессы физического, психического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно, хронологические границы, отделяющие юность от подросткового возраста и от взрослости, весьма подвижны и определяются учёными по-разному. Юношеский возраст не только завершает период подготовки к взрослой жизни, но и сам по себе исключительно богат и многогранен. В данном возрасте прослеживаются в первую очередь закономерности формирования личности, которая является высшим синтезом психических процессов. Переход от детства к взрослости в человеческом обществе предполагает не только физическое созревание, но также приобщение к культуре, овладение определённой системой знаний, норм и навыков, благодаря которым индивид может трудиться, выполнять общественные функции и нести социальную ответственность. Созревание предполагает, таким образом, социализацию и не может осуществляться вне и помимо её. Теории юности в зарубежной психологии, в частности «теория поля» К. Левина, немецкого психолога, исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой - окружающей её среды. Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга её общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Особненности поведения юноши определяются, прежде всего, промежуточностью его положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Эта особенность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в его психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределённость уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряжённость и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани.
Если процессы развития протекают нормально, то в юношеском возрасте стабилизируется чувство идентичности, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает противоположность - диффузное, расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределённость.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |