Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Византия империя ромеев




Византийская модель цивилизационного развития

Своеобразие Византийской цивилизации, как уже говорилось, заключается в сочетании, синтезе античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства предшествующей Римской цивилизации - крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы (Византия включила в себя территории некогда могущественных цивилизаций), сильное государство с развитым римским правом. Переход Византии к феодальным отношениям был менее болезненным, чем на Западе. Здесь сохранялись ранее созданные культурные ценностей и города центры цивилизационного развития. К тому же этот переход совершался гораздо медленнее, чем в Западной Европе. Он завершился лишь в XI в. В основном это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества, и столь же сложный процесс рождения новых социально-экономических отношений.

На Западе варвары, находившиеся на уровне последних стадий первобытнообщинных отношений и ранней государственности, ускорили разложение старых рабовладельческих порядков и способствовали развитию новых феодальных. Такой путь становления феодализма получил название синтезного. В Византии становление феодальных порядков до VII в. осуществлялось бессинтезным путем. Синтезное развитие феодализма началось в VII-IX вв. В X-XII вв. в Византии складывается крупная феодальная собственность, однако византийский феодал-землевладелец не был полным хозяином в своем поместье. Государство держало владения феодала (и его самого) под своим надзором. Оно контролировало количество земли, которой владел феодал, число зависимых крестьян, имело право конфисковать землю. Само государство было собственником огромного числа земель. Особенностью развития Византийской цивилизации было то, что сильная централизованная власть сдерживала рост крупного частного землевладения, ограничивала автономность феодальных поместий. Но в то же время феодализм в Византии не был полностью государственным. Здесь сохранилось римское право, которое узаконивало частную собственность на землю.

 

Во главе Византийской империи стоял император-автократор (самодержец), именуемый по-гречески василевс (царь). Василевс обладал почти неограниченной властью, мог издавать и изменять законы, но никогда не ставил себя выше закона, отличаясь этим от тиранов. Император руководил армией, определял внешнюю и внутреннюю политику империи, хотя не являлся собственником всех земель, его владения были огромны. Резиденцией императора был Константинополь, откуда осуществлялось управление империей. В подчинении василевса был мощный, но громоздкий государственный аппарат, состоящий из многочисленных судебных, военных и налоговых ведомств. Сенат (греч. синклит) выступал как совещательный орган при императоре. Чиновниками и синклитиками (сенаторами) становились не только выходцы из родовой знати. До самых высоких чинов дослуживались и простолюдины, отличившиеся талантом и образованием. Люди низкого происхождения оказывались даже на императорском троне. Это не смущало византийцев, ибо они, как и римляне, считали, что все граждане империи от рождения равны между собой, а родовитость частное дело каждого. Империя как форма государственного устройства представлялась византийцам в качестве наиболее приемлемой и совершенной формы государственности. Идею империи византийцы унаследовали от Рима. Император выступал как господин, правитель, но не собственник государства как на Востоке.

Идею империи укрепляло христианство, придавая ей священный характер. В IV в. один из сподвижников Константина Великого Евсевий Кесарийский создал политическую теорию, которая служила религиозным обоснованием византийской государственности. Согласно этой теории, светская и духовная власть в Византии слиты воедино, образуя симфонию (созвучие, гармонию). Император был не только светским правителем, но и главой церкви. Обожествлялась сама императорская власть, и распоряжения конкретных императоров рассматривались как божественные. И хотя император не обожествлялся (он считался смертным человеком), но по отношению к подданным василевс был подобием Отца Небесного, а неприкосновенной считалась сама императорская власть. Она не передавалась по наследству и, хотя личность императора считалась священной, неугодных императоров часто смещали. В Византии правило 109 императоров, и лишь 34 из них умерли своей смертью. Михаила III зарезали на пиру в его загородной резиденции, Никифора II убили в собственной спальне, Иоанна I отравили, Романа III утопили в ванне. Только за сто лет с начала царствования Василия II (976 г.) до начала правления Алексея I Комнина (1081 г.) было около 50 заговоров и мятежей.

Важным положением в теории Евсевия Кесарийского было обоснование смысла и величия не только византийской государственности, но и Византийского государства. По Евсевию, история человечества начинается с Библейского Адама, потомки которого заселяют землю, дают начало целым народам, создают царства. Но вся эта история лишь подготовка к последнему, христианскому периоду, который начался с появлением Иисуса Христа. Теперь смыслом истории становится постепенное распространение христианства на все племена и народы на Земле, подготовка их ко второму пришествию Христа. Византия оплот христианства, она находится под Божественным покровительством и ведет к спасению все другие народы. Имперская идея помогла Византии сохранить целостность, мировую державу. Однако, имперская идея, византийская авторитарность, ориентированная на сохранение традиций и обычаев, сковывали общество. Феодалы так и не стали сословием. Положение аристократии оставалось неустойчивым. Заговоры и интриги были неотъемлемой частью жизни императорского двора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.