Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новое индустриальное общество




Третья научно-техническая революция

Огромное влияние на развитие Индустриальной цивилизации в XX в. оказала Третья научно-техническая революция. Ее повивальной бабкой можно считать Вторую мировую войну, в ходе которой воюющие страны создали принципиально новые системы оружия и военной техники, прежде всего атомную бомбу, реактивный самолет, реактивный миномет, первые тактические ракеты, первые массовые образцы ручного автоматического оружия и т.д. Предпосылки для научно-технической революции были созданы уже научными открытиями первой половины XX века, в частности в области ядерной физики, квантовой механики, достижениями кибернетики, микробиологии, биохимии, химии полимеров, высоким техническим уровнем развития производства. Таким образом, наука стала превращаться в непосредственную производительную силу, что является характерной чертой Индустриальной цивилизации.

Принято отмечать, что Третья научно-техническая революция прошла два этапа: первый с середины 40-х по 60-е годы, второй с 70-х гг. до настоящего времени. Границей между двумя этапами считается создание и широкое внедрение ЭВМ четвертого поколения, на основе чего была завершена комплексная автоматизация.

Характер и темпы развития научно-технического прогресса в эпоху Третьей научно-технической революции наглядно прослеживаются в хронологии ее открытий и изобретений.

На первом этапе (40-60 гг.) появились атомная бомба, радар, ракеты, телевидение, транзисторы, компьютеры, синтетические волокна, пенициллин, водородная бомба, искусственные спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, электроэнергетические установки на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением. В 60-е годы знаковыми событиями цивилизационного развития стал первый запуск космической ракеты с человеком на борту и освоение околоземного космического пространства.

На втором этапе (70-80 гг.) были созданы микропроцессоры, технологии волоконно-оптической передачи информации, промышленные роботы, биотехнологии. Достижениями научно-технической революции стали сверхбольшие и объемные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез.

Стимулом к ускорению научно-технического прогресса явилось стремление национальных корпораций обеспечить устойчивый рост прибыльности производства. Особую роль в развитии научно-технической революции сыграли имперские амбиции США и СССР, длительное противостояние двух военных блоков в период холодной войны. Уже с первых своих шагов научно-техническая революция поставила перед человечеством вопрос о сфере использования ее результатов, и первоначально это была преимущественно военная сфера.

Научно-техническая революция привела к существенным изменениям в социальной структуре общества. Росло городское население, увеличивалась доля занятых в сфере обслуживания и торговли, изменился облик рабочего, выросла его квалификация, уровень профессиональной подготовки. Повысился уровень оплаты труда а вместе с ним у уровень жизни, изменился стиль жизни, увеличивается занятость в новых высокотехнологичных отраслях (радиоэлектроника, компьютерные технологии, атомная энергетика, химия полимеров и т.д.). К началу 70-х годов численность средних слоев населения занимала от 1/4 до 1/3 самодеятельного населения.

На втором этапе научно-технической революции все эти тенденции приобретали второе дыхание в условиях начавшейся разрядки в международных отношениях. Значительные средства были высвобождены и перешли из военно-промышленного комплекса в социальную сферу. Принято считать, что изобретение микропроцессоров и развитие электронно-информационной техники, достижения в области биотехнологий и генной инженерии открыли второй этап научно-технической революции становление общества высоких технологий. За счет повсеместного перехода к ресурсо- и трудосберегающим, экологически чистым, наукоемким производствам и технологиям, произошла глубокая структурная перестройка хозяйства ведущих стран. Это вызвало и ряд глубоких социальных изменений рост количества занятых в сфере информации и услуг, возрастание интеллектуальной функции труда, повышение общеобразовательного уровня лиц, занятых в различных сферах экономики.

В то же время научно-техническая революция породила и ряд негативных последствий, в частности хроническую безработицу. Только сочетание новаций НТР и социально-политических реформ позволило многим странам обеспечить населению материальный достаток и высокий уровень демократических свобод. Таким образом Третья научно-техническая революция не только качественно преобразила сферу материального производства, но в значительной степени изменила общественные отношения, оказала огромное влияние на духовную жизнь общества.

 

Важнейшим последствием научно-технической революции явилось то, что Индустриальная цивилизация вступила в фазу образования нового индустриального общества. Основное содержание цивилизационного развития на этом этапе определяло противоборство двух мировых систем и оформление третьей силы в результате распада колониальной системы.

В XX веке изменилась расстановка социально-политических сил на мировой арене и внутри многих стран. В первой половине XX в. сложились и находились в состоянии противоборства три центра мировой политики: фашизм, социализм и страны западной демократии. После 1946 г. линия противоборства пролегла между двумя мировыми системами: капиталистической (лидер США) и социалистической (лидер СССР). Это противоборство, отмеченное небывалой гонкой вооружений, получило свое название холодная война. Нейтральную полосу составлял ряд небольших стран: Швейцария, Швеция, Финляндия, Австрия. Оформились и противостояли друг другу два блока НАТО и страны Варшавского договора. Произошел распад мировой колониальной системы, начавшийся после 1917 г. и получивший новый импульс вследствие Второй мировой войны. Возникли десятки независимых государств третьего мира. Прошла череда локальных войн и конфликтов, часть которых могла привести к третьей мировой войне с применением термоядерного оружия, так как в них отразилось противостояние двух мировых систем (война в Корее, Берлинский и Карибский кризисы).

Изменилась и социально-политическая обстановка во многих странах. Расширилось число государств, где утвердился буржуазно-демократический строй, к которым можно отнести Италию, ФРГ, Японию, многие освободившиеся страны, например Индию. Страны, где сохранялись полуфашистские режимы (Испания, Португалия) оставались в политической изоляции. В социалистических странах после смерти И.В. Сталина смягчился режим партийно-государственного диктата, прекратились массовые репрессии, за исключением Китая периода культурной революции и большого скачка. Нарастали тенденции сближения (конвергенции) двух мировых систем. К 80-м годам сложились предпосылки для нового этапа цивилизационного развития, получившего название постиндустриальная цивилизация.

Раздел IX. Глава 1. Постиндустриальная цивилизация




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.