Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема III. Личность и творчество в гуманистической психологии




Тема строится на работах основных представителей гуманистической психологии А. Маслоу (1907-1970) и К.Роджерса, в которых трактуются значении различных аспектов творчества, в человеческой жизни. Яркая особенность взглядов этих исследователей отчетливое выведение в основу психологии личности ценностных критериев человеческого бытия. Творчество в этих концепциях определяется как важнейшее свойство человека, реализация которого обеспечивает органичную социальную и культурную интеграцию человека, основы жизнестойкости личности и динамику позитивного развития культуры в целом.

Коцепция А.Маслоу основана на разработанной им типологии потребностей, соотносящихся между собой по принципу иерархии, в которой выделяется пять уровней,

1. Физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности.

3. Потребность в социальных связях.

4. Потребность в самоуважении.

5. Потребность в самоактуализации (Рис.2).

Уровень творчества это пятый уровень, который формируется в возрасте не ранее подросткового. Потребности низшего уровня А. Маслоу называет нуждами, высшего - потребностями роста. Самоактуализация, саморегуляция, самореализация или самоосуществление это - желание человека быть тем, чем он может быть в конкретных условиях. Понятие самоактуализации было введено немецко-американским психологом-гештальтистом К.Голдштейном, понимавшим под этим напряжение, которое делает возможной дальнейшую упорядоченную жизнь организма. К. Голдштейн утверждал, что нормальный организм может временно отложить еду, сон и т.п., если другие мотивы вызывают это.

Формы самоактуализации могут быть совершенно различными, обладание ценностями, властью, почестями, знаниями, социальным статусом и т.п., при этом А. Маслоу определил основные закономерностей мотивации человека:

- чем выше мотив в структуре иерархии тем менее необходимы определяемая им жизненная потребность, тем дольше задерживается ее реализация;

- с момента выполнения низших потребностей они теряют свою мотивирующую силу;

- с повышением потребности повышается готовность к большей активности.

Рис.2 Иерархия потребностей по А.Маслоу

Выход в режим самоактуализации связан с удовлетворением базовых потребностей, диагностируется переход на высшие потребности личностного развития ответами на вопросы о смысле жизни, собственном предназначении и др.

Некоторые из основных характеристик самоактуализации у Маслоу, отражены следующими качествами личности:

полное принятие реальности, принятие себя и других;

увлеченность своим делом;

автономность и самостоятельность суждений;

способность к пониманию других и доброжелательность к людям

различение цели и средств (не всякое средство может использоваться для достижения своей цели);

постоянное ощущение новизны жизни;

готовность к решению новых проблем;

саморазвитие способностей;

юмор и т.п.

Самоактуализация это в первую очередь активная позиция, понимание личностью себя (развитые формы глубокой рефлексии), что возможно только в преодолении (препятствий проблем, отрицательных эмоций), что ведет к личностному росту. В противоположность самоактуализации как позитивной перспективы личностного роста А.Маслоу определяет различные патогенные факторы, не преодоление которых ведет к трансформации и деградации личности. А.Маслоу дал определение основным характеристикам деградации: формирование ”психологии пешки”; деление людей на ”плохих” и ”хороших”, что ведет к стерлизации социальной среды; создание дефицита материальных благ; создание культа самокритики и специальных языков, когда сложные проблемы выражаются короткими и простыми (примитивными) выражениями. Все это путь к искажению восприятия реальности и неадекватности реагирования.

Согласно А.Маслоу смысл жизни достигается несколькими путями:

1 - совершение поступков;

2 - переживание ценностей, единства, любви;

3 - переживание страдания.

Прямой ответ на вопрос как связана самоактуализация с творчеством А.Маслоу не дает, он лишь определяет некоторые характерные признаки этого процесса, главный из которых движение к некоему идеалу (идеалу совершенства) и рассогласованность собственного Я при отсутствии этого движения, буквально музыкант исполняет музыку, художник пишет картину. При успешном продвижении, чем более совершенен результат, тем глубже личность переживает собственную реализацию, она становится трудом и целью, здесь происходит совпадение цели и мотива, т.е. формируется потребность творчестве. Однако А.Маслоу дает определение некоторых качеств творческой личности:

1 - стремление к самореализации, в основе которой общечеловеческие ценности (добро, истина, совершенство и т.п.);

2 - поглощенность делом как призванием (”дело - смысл жизни”);

3 - аутентичность личности, искренность по отношению к себе и другим, открытость в проявлении собственных стремлений, мнений и убеждений;

4 - независимость суждений, а именно неконформизм, самостоятельность оценок;

5 - уверенность в своих силах - адекватность в выборе целей и задач, отсутствие тревожности при выборе цели;

6 - инициативность и гибкость, способность к изменению целей при изменении обстоятельств, оригинальность в решениях;

7 - критичность и высокая степень рефлексии, постоянное внимание к адекватности своих действий, поступков, нетерпимость к непродуманным решениям и недостаткам, извлечение положительного опыта из ошибок.

Также А.Маслоу определяет некоторые барьеры которые не позволяют ”выйти в творчество”:

1 - конформизм, часто из боязни показаться необразованным, глупым, это ведет к соглашательству;

2 - цензура - внешняя и внутренняя, внутренняя принадлежит самому человеку;

3 - ригидность или стереотипность мысли формирует склонность к типовым решениям;

4 - импульсивность мысли - ведет к непродуманным, неадекватным решениям, импульсивность часто проявляется под давлением обстоятельств, недостатка времени и пр.;

5 - эгоцентризм речи, что не позволяет переходить от одной точки зрения к другой, абсолютизация ”мнений” и ”суждений”;

6 - неспособность к рефлексии.

Креативность по А.Маслоу – этап вдохновенного творчества, процесс детализации творческого продукта и придание ему конкретной предметной формы.

Соответственно К.Роджерсу творчество - основное средство адаптации человека к окружающему миру, который очень быстро меняется и если не допустить в жизнь творчество (в широкие рамки адаптации), культура может погибнуть.

Определение творчества К.Роджерс отмечает, что оно не зависит от какого либо конкретного содержания. Нет принципиальной разницы между процессом создания картины, литературного произведения или изобретением орудия убийства, развитием научной теории, поиске новых особенностей в человеческих отношениях или познании новых граней собственной личности. При этом нет границы между ”хорошим” и ”плохим” творчеством, поскольку социальная оценка творческого результата всегда очень подвижна, и поэтому принятие или непринятие творения группой в этом определении отсутствует. В равной степени это понимание творчества касается и действий ребенка и творца масштабов Эйнштейна.

Как поощрить ”положительное” и не поощрять ”отрицательное”, хотя это деление невозможно, т.к. самое главное в творчестве новизна т.е. эталоны отсутствуют. Чем более новизна тем меньше шансов оценивания творения по справедливости. Изучать цели индивида - бесполезно, чаще социально полезные вещи достигаются как стремление индивидуального творчества и наоборот стремление осчастливить всех ведет к трагедиям. Бесспорно здесь то, что человек творит потому что это его удовлетворяет. Разграничивая желательные и нежелательные продукты творчества К.Роджерс делает следующий вывод: в случае открытости индивида всему спектру своего опыта его творческое поведение становится созидательным. Пренебрежение частью своего социального опыта может сделать творчество человека негативным (крайние формы параноидального творчества). Т.е. главное условие созидательности творчества - осознание собственной социальности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.