Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История и теория




Процессуально-холономный подход в даосизме

Темы для докладов и рефератов

6. Индуизм как философско психлогическая система.

7. История эволюции учения индуизма.

8. Медитативные практики и их психологическая сущность.

9. Классификация медитативных практик

10. Влияние индуизма на трансперсональную психологию.

Рекомендуемая литература

  1. Гроф C. Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования. – М.: ТПИ, 1995. – 342 с.
  2. Гроф С. Космическая игра: исследование рубежей сознания. – М.: ТПИ, 1997. – 256 с.
  3. Девере Г. Йога. – М.: ТПИ, 1997. – 144 с.
  4. Золотые письмена. / Под ред. Рейнольдса Дж. – М.: Цасум Линг, 1999. – 216 с.
  5. Интегральная йога Шри Ауробиндо. – М.: Никос, 1992. – 397 с.
  6. Кабат-Зинн Дж. Куда бы ты ни шел – ты уже там: медитация полноты осознавания в повседневной жизни. – М.: ТПИ, 1998. – 199 с.
  7. Каптен Ю.Л. Основы медитации. Вводный практический курс. – СПб.: Андреев и сыновья, 1991. – 332 с.
  8. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 384.
  9. Козлов В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. – М.: Психотерапия, 2007 – 528 стр.
  10. Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. / Ред. Касавин И.Т. – М.: Республика, 1992. – 527 с.
  11. Озанич Н. Чакры. – М.: ТПИ, 1997. – 176 с.
  12. Сатпрем. Шри Ауробиндо. – Л.: Изд. Ленингр. Универ., 1989. – 334 с.
  13. Уилбер К. Проект Атман: трансперсональный взгляд на человеческое развитие. – М.: ТПИ, 1999. – 256 с.
  14. Файдыш Е. Мистический космос. – М.: ТПИ, 1999. – 368 с.
  15. Хаксли О. Вечная философия. – М. – К.: Релф-бук – Ваклер, 1997. – 330 с.
  16. Что такое просветление? / Под ред. Дж. Уайта. – М.: ТПИ, 1996. – 326 с.
  17. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. – М.: Медиум, 1994б. – 254 с.

 

Возникновение даосизма связывают с именем легендарного древнего философа Лао-цзы, автора трактата “Дао-дэ цзин” (“Книга о дао и дэ”), относящегося к IV – III вв. до н.э. Основа даосизма – концепция Дао – всеобщего закона или пути Вселенной. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. В природе все подчинено Дао. Духовный характер Дао ведет к возможности его познания чисто интуитивным образом. В школах философов-даосов оно, видимо, обозначало и закон как природу вещей, а в синтетическом плане – и саму жизнь (Малявин, 1997).

Высшая цель человека, согласно представлениям даосов, состоит в том, чтобы познать Дао, следовать ему и слиться с ним. В этом – смысл, цель и, одновременно, счастье для людей. По структуре и процессу – познание Дао – познание изначального состояния, целостности психического и физического. Нарушение принципов естественной жизни, отход от Дао приводит к болезням, дряхлости и преждевременному старению. Наоборот, простота и естественность жизни, следование Дао дают здоровье и долголетие. В этом смысле мы можем обозначить даосизм не только как систему психотехник для сохранения физического и психического здоровья, но и определенную систему теоретических представлений, обрисовывающую картину практической психологии и духовного пути.

Рекомендуемые различными даосскими школами пути спасения и достижения физического бессмертия были разнообразны. Так, один из них состоял в употреблении определенных растений, трав, грибов, минералов или специальных лекарств. Приверженцы “внешней алхимии” (вэйдань) в основе таких лекарств использовали золото или серебро, добываемое различными способами из свинца, киновари, ртути. Это сближает даосов с сектой Расайана в древней Индии, которые в поисках подобных лекарств, дающих бессмертие, первыми практически использовали соли тяжелых металлов в медицинских целях. Даосы считали, что пилюли бессмертия тем эффективнее, чем более рафинировано, очищено и концентрировано лекарство. Для усиления их действия также рекомендовались очищения, посты, уединение в горах или на островах. Согласно легендам, принятие пилюль бессмертия обычно сопровождалось сначала видимой смертью принявших их людей, которые затем приходили в себя и становились бессмертными.

Другое направление даосской практики, собственно и связанное с даосской йогой, называлось “внутренней алхимией” (нэйдань). Оно состояло в “выплавлении внутренней пилюли бессмертия” в самом теле человека за счет системы контроля внутренних энергетических потоков в организме.

Дао часто переводят как “Путь”. На самом деле, это в полной мере не передает космологической глубины его смысла. Проявляясь в словах мудрецов, например, Лао-цзы («Дао дэ-цзин”), Чжуан-цзы (книга названа по его имени) или Ле-цзы (так же), в путях, проложенных мудрецами, бессмертными и пр., оно действительно оказывается Путем, Дорогой. Однако даосизм учит, что оно гораздо шире этого понятия. Дао – изначальная первопричина всего, источник, предшествующий источнику и несотворенное, которое творит все сущее. Для даосов Дао – это вечное предельное, превосходящий даже Единство и Единение. Как таковое, оно также лежит за пределами языка, что Чжуан-цзы неоднократно подчеркивает в своих трудах. Таким образом, нам следует отказаться от попыток выразить невыразимое и обратиться к его более очевидным аспектам, Единству и взаимосвязанности всей жизни и Пути, посредством которого Дао приводит движение и созидает как материальный, так и духовный мир.

В отличие от большинства западных духовных учений, даосизм помимо души рассматривает и тело как сущность, необходимую для достижения бессмертия.

Поиск бессмертия включал в себя два основных подхода: ретроспекцию, т.е. медитацию и размышление, которые часто служили составляющими частями уединенного образа жизни мудреца; и попытки претворения физического тела в вечные формы – алхимию. Что касается поиска бессмертия, то здесь вокруг даосизма буквально расплодились сотни групп различного толка, ищущих свои собственные пути.

Даосизм – одна из великих религий мира. Ее корни уходят глубоко в доисторические времена. Его влияние сегодня ощущается во многих уголках мира и в тех дисциплинах, где еще пятьдесят лет назад о даосизме и не слышали. Он активно работает в повседневной жизни китайцев. Его мифы и легенды – одни из самых мудрых, веселых и трогательных сказаний мировой культуры. Его философские работы воодушевляют, его обряды и ритуалы впечатляют. И все же, даосизм еще мало известен на Западе. Мы прочли “Дао дэ-цзин” и полагаем, что знаем Дао. Вряд ли нужно говорить, как сам автор “Дао дэ-цзин” мог бы оценить такое поверхностное знание, или в какую ярость впал бы Чжуан-цзы по этому поводу! Это мир, который нам еще предстоит исследовать, и который открывается нам с таким трудом. Любая вера, подкрепленная корпусом в четыре тысячи томов священной литературы, наводит на мысль об утомительном и длительном изучении. Тем не менее, путешествие началось, и это странствие – одно из самых захватывающих в мир.

Для большинства людей даосизм связан с образом мудреца или бессмертного, восседающего высоко в горах, вдали от искушений и суеты жизни – наподобие того персонажа, который нам часто встречался в предыдущей главе. Безусловно, мудрецы занимают видное место в сложной истории даосизма. И все же, есть еще одно направление, которое, как можно утверждать, является более важным. Это то направление, которое, сплавляясь с философией и мудростью, с поиском бессмертия и долголетия, закладывало основы того, что мы сегодня знаем как даосизм. Это оно заставило даосизм подняться над академической, научной средой, где он зародился, и превратило его в популярную народную религию. Корни этого направления уходят в доисторическую эпоху Китая. Его первые заметные проявления обнаруживаются в удивительных мирах шаманизма.

Важно отметить, что даосизм как живая религия, вероятно, так бы и не развился, если бы не влияния, привносившиеся в него шаманизмом. В те времена, когда начинали формироваться философские основы даосизма, существовали, как говорят китайцы, “Сотня Школ”, каждая из которых стремилась завоевать общественное внимание. Большинство из них исчезли, оставив по себя лишь примечания на страницах истории. Именно шаманское измерение укрепило и окончательно сформировало даосизм в качестве современной народной религии.

Согласно даосизму, телу дают жизнь и поддерживают его две силы. Первой и наиболее важной была энергия, которая, в особенности, выражала себя в дыхании. Эта энергия, известная как ци, была тем, что делало возможной жизнь тела. Даосы определили множество разных видов дыхания, которые циркулируют по телу, причем не все из них являются благотворными. Таким образом, было важно пытаться сохранять и поддерживать те из них, которые оказывают полезное действие, и избавляться от вредоносных. Особое внимание уделялось эмбриональному дыханию. Так называли изначальное дыхание, которое входило в тело еще в материнской утробе. Было чрезвычайно заманчиво попытаться определить, где и как изначальное эмбриональное дыхание на самом деле входит в утробный плод. Бытовало убеждение, что если бы это изначальное дыхание можно было обнаружить и сохранить, то бессмертие было бы обеспечено. Поэтому было разработано множество практик, которые должны были обеспечивать сохранение и закрепление воздуха в теле. Это привело к развитию дыхательных упражнений, предназначенных для продления времени удержания воздуха, поскольку при выдохе человек, безусловно, теряет некоторую часть жизненного дыхания, которое обеспечивает жизненные функции. При этом внимание уделялось не только носоглотке. Воздух, как мы все знаем по своему горькому опыту, может исходить и из других частей тела! Именно поэтому диета была также очень важна, и некоторые продукты, к примеру, лук, некоторые виды зерна и фасоли просто запрещались (Антология даосской философии, 1994).

В контексте традиционной китайской анатомии, тело представляло собой микрокосм вселенной. Другими словами, оно содержало противоположности Инь и Ян, оно содержало огромное множество внутренних богов, оно содержало в себе внутренние дыхания, но также и трех червей, в чьи задачи входило разрушать тело и его Ци. Таким образом, даосское следование этим учениям состояло в том, чтобы поддерживать баланс Инь и Ян, поддерживать и уважать богов в различных частях тела и пресекать попытки трех червей подавить и разрушить жизненные силы Ци тела. Достижение этого требует терпения и покоя. Было разработано множество упражнений с тем, чтобы обеспечить расслабленность и сбалансированность тела, наделить его гибкостью, которая взбадривает все его части, смягчить те напряженные участки тела, где действуют черви. Эти изящные и исключительно полезные упражнения представляют собой одну из наиболее устойчивых и наглядных форм даосского влияния на современную китайскую культуру. Стоит зайти в любой парк в Китае или в китайский район в любой части мира, и можно увидеть там людей, выполняющих эти упражнения.

Все пути, предлагаемые в даосизме, при помощи внутренних и внешних практик, являются осознанной попыткой возврата в “изначальное”, достижения трансперсональных пространств в психической реальности. Зрелое сознание китайского философа уже несколько тысячелетий назад понимало, что оно потеряло, приобретая временное вне “у вэй” (принцип недеяния).

“У вэй” как принцип недеяния не сводится к “ничего-не-деланию”, как он часто интерпретируется в европейской традиции. “У вэй” – призыв к ненарушению природного порядка вещей. Говоря языком нашей книги – призыв не нарушать изначальное состояние. Сознание ясно и чисто, но оно не относится, не переживает, не нарушает, а только наблюдает за потоком жизни, как древний старик на солнцепеке сидит, не шелохнувшись, и взирает за игрой детей. Но уже не играет и не входит в переживание игры.

Даосское рассмотрение мира как взаимосвязанного процесса получило современное выражение в процессуально-ориентированной психологии А. Миндела и философии процесса А. Уайтхеда (Уайтхед, 1990; Минделл, 1998). Даосские практики медитации и основанные на даосизме боевые искусства и эстетические каноны оказали большое влияние на развитие трансперсональной психологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.