Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы




Теория

Аналитическая психология К.Г. Юнга

Карл Юнг развил сложную и чарующую теорию психологии, которая охватывает необыкновенно широкий круг человеческих мыслей и поведения. Его анализ человеческой природы включает исследования восточных религий, алхимии, парапсихологии и мифологии. Он оказал большое воздействие на философов, фольклористов и писателей, и в меньшей степени на психологов и психиатров. Сейчас, однако, рост интереса к человеческому сознанию и человеческим возможностям вызывает возрождение интереса к юнговским идеям.

В своих исследованиях и работах Юнг не игнорировал негативную, плохо приспосабливающуюся сторону человеческой природы; но его основные усилия были направлены на высшие человеческие достижения и устремления. Одно из центральных понятий Юнга – индивидуация; он называет так процесс развития человека, включающий установление связей между эго – центром сознания, и самостью – центром души в целом, объемлющей сознание и бессознательное. Для Юнга сознание и бессознательное находятся в постоянном взаимодействии; это не две отдельные системы, а два аспекта одной системы. Юнгианская психология занимается в основном уравновешиванием сознательных и бессознательных процессов и улучшением динамического взаимодействия между ними (Юнг, 1994г).

Юнг и Фрейд не только по-разному понимали содержание бессознательного и его структуру, но и по-разному интерпретировали соотношение сознательного и бессознательного. У Фрейда они – две самостоятельные сущности, постоянно конфликтующие между собой. Юнг попытался преодолеть методологическую ограниченность Фрейда введением понятия “установка” в функционировании психики. С позиций установки Юнг сделал предположение, что сознательное и бессознательное не противостоят друг другу, а взаимно дополняют и обуславливают.

Обосновывая это положение, он различает сознательную и бессознательную установку, считая, что такая двойственность позволяет говорить о компенсации как функциональном уравновешивании психики: деятельность бессознательного рассматривается в плане уравновешивания сознательной установки, а деятельность сознания, наоборот, как уравновешивание бессознательной установки.

Понимание природы человека Юнгом является более гармоничным и намного менее механистичным, чем у Фрейда. Юнг считал, что мучительная двойственность ума и тела, сознательного и бессознательного, природы (как Оно) и культуры (Я и Сверх-Я), физического и духовного принадлежит определенной стадии развития человека, которая не является постоянной и неизменной.

В психологической культуре Юнг известен в основном как ученый, который разработал понятие архетипов коллективного бессознательного. Под архетипами он понимал элементы коллективного бессознательного, обозначающие суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь человеческой и взаимопонимания людей.

Юнг писал: Любое отношение к архетипу, переживаемое или просто именуемое, “задевает” нас; оно действенно именно потому, что пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. Говорящий праобразами говорит нам как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечно сущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь” (Юнг, 1991б).

Архетип является в наиболее обобщенном смысле сгустком энергии коллективного бессознательного, формой энергии, несущем в себе протосценарий типовых ситуаций. Архетип Младенца это то, как ведет себя младенец во всех возможных ситуациях жизни и проявляется во всех человеческих традициях. Это и появление на свет, первичная чистота, нерасчлененность, это ранимая юность, девственность восприятия, это и слабость, это и чистый духом. Каждый раз мы можем найти эту многоаспектность архетипа, на языке метафор и эмоционально насыщенных праобразов проявляющих первичные протосценарии человеческого сознания.

В терминологии К.Г. Юнга есть понятие “Самости”, центрального архетипа, первообраза упорядоченной целостности, центра и цели индивидуации, то есть становления личности, ее интеграции. На этом пути сперва человек снимает свои Маски – результат социального отчуждения человека. Юнг писал: “Есть опасность стать тождественным свой Маске, скажем, когда профессор отождествляет себя со своей кафедрой или тенор – со своим голосом. Маска – есть то, что человек, по сути дела, не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека” В конечном счете, достижение “Самости” происходит тогда, когда Анима и Анимус, мужское и женское соединяются в иерогамии – священном браке – интимном союзе или внутреннем согласии бессознательной женственной стороны мужчины с его духом.

Архетип, по Юнгу, сам по себе ни добр, ни зол. Он есть морально индифферентное numen, которое становится таким или другим или противоречивой двойственностью обоих лишь через столкновение с сознанием. Этот выбор добра или зла, умышленно или неумышленно, следует из человеческой установки. Человек в модели Юнга имеет огромный потенциал развития самоосознавания и самопонимания, а также прирожденную способность к целостной интеграции. В отличие от Фрейда Юнг серьезно интересовался древними и незападными процессами терапии и интеграции личности и сделал основательную попытку объединить техники, приемы и подходы, совершенно чуждые механистической “научной” терапии Фрейда и его последователей.

Наряду с Джеймсом, Юнг может считаться первым представителем трансперсональной ориентации в психологии. По его мнению, каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуации, или саморазвитию, причем индивидуация является, по Юнгу, синонимом термина “ самореализация”. Индивидуация, по Юнгу, это процесс движения к целостности, большей свободе, отсутствие которых может привести к неврозам. Этот процесс включает в себя развитие самости через интеграцию различных частей души, носящих название архетипов: эго, персоны, тени, анимы или анимуса и других. По мере интеграции содержания этих архетипов они выражают себя более сложным образом. “Чем более мы сознаем себя посредством самопознания... тем более слои личного бессознательного, накладывающиеся на коллективное бессознательное, уменьшаются.. Расширенное сознание-это уже не тот раздражительный... комок личных желаний, страхов, надежд и амбиций.., это функция отношений с миром объективности, вводящая индивидуума в... связующее и неразрывное общение с широким миром” (Юнг, 1991б). Индивидуация – это развитие самости, которая, по Юнгу, является центральным архетипом, архетипом целостности личности. Самость – не только центр, но и вся окружность, охватывающая и сознание, и бессознательное, это центр всей целостности. С точки зрения самости, цель состоит в единении сознания и бессознательного.

Юнг в своих работах описывает процесс индивидуации, состоящий из нескольких этапов. Первый этап – раскрытие персоны, т. е. того, какими люди представляют себя окружающим. Второй этап – встреча с тенью, центром личного бессознательного, включающий материал, несовместимый с персоной. Третий шаг – встреча с анимой или анимусом, бессознательными структурами, представляющими интерсексуальные связи в душе каждого индивидуума. Последняя стадия процесса индивидуации – собственно развитие самости. “Самость становится новым центром души... приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. Эго продолжает оставаться центром сознания, но уже не кажется ядром всей личности” (Юнг, 1991б). Все вышеназванные стадии, по Юнгу, имеют свойство пересекаться, и человек склонен возвращаться к старым проблемам.

Индивидуация может быть представлена как спираль, в которой человек продолжает сталкиваться с теми же фундаментальными вопросами, но каждый раз на новом уровне.

Заканчивая анализ видения Юнгом проблемы самореализации, важным представляется отметить то, что автор отмечал, что те клиенты, которые обращались к нему за помощью в первой половине своей жизни, относительно мало были вовлечены в процесс индивидуации, а были заняты, как правило, проявлением себя как индивидуума, достижением целей эго. Клиенты же более старшего возраста, разрешившие подобные задачи, имели обычно иные цели и были заняты больше интеграцией, поисками гармонии и целостности, нежели внешними достижениями.

Юнг тщательно указывал также и на значительные различия между восточными и западными путями индивидуации. Социальные и культурные обстоятельства, сильно различающиеся на востоке и западе, делают различными также преобладающие отношения к самой индивидуации и к тем, кто активно стремится к этой цели. Желательность внутреннего развития и озарения широко принимаются на Bостоке, где существуют ясно намеченные пути и техники, облегчающие этот процесс.

Юнг утверждал, что восточные пути индивидуации, такие как йога или буддизм, в общем неподходящи для западных людей. Культурный контекст и отношения, связанные с этими практиками, во многом чужды тем, кто родился и вырос на западе. Те западные люди, которые пытаются следовать восточным дисциплинам, пытаются отрицать свое западное наследство, имитируя насколько возможно восточную культуру и отрезая себя от важных частей своей же души (Юнг, 1994в). И все же, несмотря на отдельные ограничения, особенно психотехнического и методического характера, Юнгу принадлежит выдающаяся роль в формировании трансперсональной психологии.

Нужно понять, что Юнг предоставил мировой психологической, психиатрической и философской научной общественности теоретическую модель такой глубины, которая объемлет все возможные уровни функционирования человеческой психики. И часто его описание феноменологии психического, особенно интерперсонального уровня, обладает той подробностью, что по сравнению с ними некоторые современные трансперсональные карты психического выглядят детскими каракулями.

Хотя нами разработано огромное количество упражнений по глубинной психологии, мы хотим представить Вашему вниманию несколько из традиционного понимания юнгианского анализа (2, с.90-92)

Символика снов

Это упражнение предлагает испытать побуждающую и эмоциональную силу символов. Предлагается отрывок из действительного сна, несколько видоизмененный. Чтобы пережить его наиболее полно, попросите кого-нибудь прочесть его вам. 'Расслабьтесь и закройте глаза. (Примечание для читающего: «/» означает паузу, «//»—длительную паузу).

«Во сне вам говорят, чтобы вы вошли в пещеру и искали там нечто, очень для вас ценное. Вы входите в пещеру. / Она сырая, сырость на камнях; но есть и сухие места по дороге. Продвигаясь, вы чувствуете себя неуютно; вы ищете что-то, но не знаете, что именно. /

В конце длинного прохода вы видите жемчужину—жемчужину величиной с вашу ладонь. Она лежит на чем-то, распространяющем свет вокруг. Вы знаете, что это и есть то, что вам было сказано найти.

Двигаясь к жемчужине, вы замечаете, что весь проход загорожен паутиной с толстыми нитями. / Вы в страхе останавливаетесь. Вы всегда боялись пауков, но никогда до сих пор не видели такого огромного и пугающего паука. Вы не знаете, что делать. //

Через некоторое время вы склоняетесь на колени, потом ложитесь на живот. Вы медленно ползете к паутине. У пола есть небольшой промежуток, где можно проползти, не задев паутину. Обливаясь потом от страха и напряжения, вы проползаете медленно / очень медленно в этот промежуток. //

Оказавшись на другой стороне, вы лежите еще некоторое время, дрожа в облегчении. Потом вы встаете и идете к жемчужине. Вы поднимаете ее, восхищаетесь ее тяжестью и красотой. Обладание жемчужиной кажется наполняющим вас энергией. /

Вы возвращаетесь к паутине. Вы знаете, что, удерживая жемчужину в руке, вы уже не сможете проползти обратно под паутиной. Паук сидит в ее середине, его лапы выгибаются и втягиваются. Волна старого страха пробегает по вашему телу. / Вы надвигаетесь на паука, держа жемчужину двумя руками, как шпагу, вы вонзаете ее в паука, убивая его. Затем вы используете жемчужину, чтобы прорубить путь в паутине; / вы возвращаетесь к выходу из пещеры.

Снаружи вы видите широкую пустую лужайку. Вы выходите на нее держа жемчужину и не зная, что с ней делать теперь, когда вы уже освободились от паука. Когда солнце заиграло на поверхности жемчужины, она начинает изменять форму. Она становится мягче, и постепенно превращается во что-то вроде хлеба или пирога. /

Не совсем понимая, что вы делаете, вы начинаете есть ее. Она нежна на вкус, и каждый кусочек, кажется, наполняет вас энергией и хорошим самочувствием. // Доев ее, вы замечаете, что на лужайке появляются люди и начинается танец. Все люди приближаются к вам и вы присоединяетесь к танцу. // К концу сна все вы танцуете».

Человек, рассказавший этот сон, добавил: «После этого сна было чувство обновления, облегчения и уверенности во всей будущей жизни. Исчезло также прежнее отношение к паукам. Я по-прежнему не люблю их, но мне трудно даже вспомнить прежнюю слепую панику, которую вызывала даже мысль о пауке» (Из личного общения).

1. Вам может захотеться записывать свои чувства во время опыта; если в нем участвовало несколько человек, можно поделиться своими переживаниями.

2. Может вам кажется, что нужно несколько изменить сон, чтобы он соответствовал вашим нуждам или вашему опыту? Что в символике сна подходит вам, а что нет?

3. У кого-то могут вызвать возражения некоторые аспекты сна (например, убивание паука, или превращение жемчужины в пирог); если у вас есть такие возражения, рассмотрите их.

4. Как сон и ваше переживание его соответствует теориям Юнга?

 

Активное воображение

Можно вовлечь бессознательное в диалог с эго посредством воображения так же, как посредством сновидений. Активное воображение—это любая сознательная попытка создать материал, прямо относящийся к бессознательным процессам, ослабить обычный контроль эго, не давая при этом бессознательному преобладать полностью. Активное воображение включает много техник и методик обращения с бессознательным, различных для каждого индивидуума. Одним более всего подходит рисование, другим фантазирование, или иные формы выражения.

Рисование

Заведите «дневник каракулей», каждый день рисуйте в него какие-нибудь наброски. Через некоторое время вы сможете увидеть, как заметные изменения в вашей психологической жизни отражаются на вашем рисовании. При этом вы, может быть, найдете, что определенные цвета или формы ассоциируются с определенными эмоциями или людьми, и ваше рисование станет ясным посредником для самовыражения.

Еще один подход к рисованию состоит в том, чтобы сесть со стопкой бумаги и карандашами и задавать бессознательному вопросы, затем давать своему воображению найти образ, и перенести его на бумагу. Но не «придумывайте» ответ.

Сознательное воображение

Начните с образа сна или любого образа, который особенно значим для вас. Размышляйте над ним и смотрите, как он начинает меняться и развертываться. Не старайтесь что-то сделать, только наблюдайте то, что кажется происходящим спонтанно. Придерживайтесь первоначального образа, старайтесь избегать нетерпеливых перескакиваний с одной темы на другую.

Вам может в какой-то момент захотеться самому войти в картину, обратиться к образу и послушать, что он скажет в ответ.

Другие средства

Юнг использовал различные средства в общении с бессознательным. Он обставлял свой домик в Буллингене согласно своим внутренним потребностям, по мере того, как он сам рос, он добавлял новые пристройки к домику. Он рисовал на стенах; он писал манускрипты латинским и немецким готическим шрифтами, иллюстрировал свои рукописи, делал барельефы на камне.

Сегодня нам доступно много новых средств. Фотография и кинематография представляют очень широкие возможности, включая использование темной комнаты для специальных эффектов. Звукозапись, в том числе многоканальная, видеозапись и пр.—потенциальный материал для занятий по активному воображению, равно как и музыка — традиционная и электронная.

Упражнение на персону

Перечислите свои любимые предметы одежды, украшения и пр., которые вы обычно носите (сумочка и т. п.). Выберите что-нибудь, что, как вам кажется, наиболее представляет вас, в качестве неотъемлемой части вашего.образа себя. Выберите что-нибудь, что вы носите на себе или с собой почти все время.

1. Походите без этого с неделю и понаблюдайте свою реакцию на отсутствие этого предмета.

2. Дайте поносить это приятелю (приятельнице). Какова ваша реакция, когда вы видите это у другого?

Вопросы и задания.

1. Структура психического по К.Г.Юнгу

2. Архетипы коллективного бессознательного.

3. Индивидуация

4. Слои психического в модели Юнга и достижение самости

5. Роль Юнга в развитии теории и практики трансперсональной психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.