Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измененные состояния сознания: картография и методы




Темы для докладов и рефератов

Смерть и возрождение

1. Основные положения концепции Джозефа Кэмпбелла и Мирча Элиаде.

2. Универсальные мифологические сюжеты.

3. Путь героя в культуре и архетип воина.

4. Базовые паттерны духовного кризиса

5. Архетипическая структура мономифа.

 

Рекомендуемая литература

1. Кэмбелл Дж. Герой с тысячью лицами. – К., София, 1997. – 336 с.

2. Элиаде М. Шаманизм – архаичная техника экстаза. – К.: София, 1997. – 381 c.

3. Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. – М.- К.: Рефл-бук – Ваклер, 1996. – 285 с.

4. Юнг К.Г. Подход к бессознательному. // Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991а. – с. 23-94.

5. Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. – К.: Air Land, 1994 – 405 с.

6. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. – К.: Синто, 1995. – 228 с.

7. Юнг К.Г. Психология и религия // Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991 – с. 129-202.

8. Юнг К. Психология бессознательного. – М.: Камон, 1994 – 320 с.

 

Глава 4.

В настоящее время в европейской психологической традиции нет общепринятой классификации состояний сознания. Определения состояний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественной разницы между ними. Это наблюдается не только в континууме "необычных" состояний обычного (нормального) сознания, но и в таких дуальных его составляющих, каковыми являются здоровое и патологическое состояния сознания. Термины необычные состояния сознания, неординарные состояния сознания, измененные состояния сознания представляется излишне широкими, а в общении профессионалов – синонимичными для определения тех психических состояний, которые являются предметом этой главы учебника. Они включают в себя огромное число состояний, которые оказываются малоинтересны, либо вовсе неинтересны с терапевтической или эвристической точки зрения.

Сознание может глубоко изменяться под воздействием самых разнообразных патологических процессов: мозговых травм, поражений химическими или биологическими отравляющими веществами, инфекциями, нарушениями мозгового кровообращения или злокачественными процессами в центральной нервной системе. Подобные случаи, конечно же, могут приводить к глубоким изменениям в умственной деятельности, которые могли бы способствовать тому, чтобы отнести их к категории “необычных состояний сознания”. Однако, такие повреждения, служащие причиной “обыкновенного бреда”, или “органических психозов” - состояний, безусловно, важных с клинической точки зрения, не относятся к нашему рассмотрению. Люди, страдающие от подобных поражений, как правило, теряют пространственно-временную ориентацию и их интеллектуальные возможности скудны.

Определяя сознание как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием в последние несколько лет, мы лишаем обоснованности саму категорию измененных состояний сознания.

Сознание имеет «пустотный» характер и, честно говоря, индивидуальное свободное сознание не меняется. Меняются содержания, распакованные сознанием. Но, на наш взгляд, пересмотр понятия измененных состояний сознания, несмотря на достаточную зрелость контраргументов, преждевренеменен.

Само понятие измененных состояний сознания (altered states of consciousness) было предложено американскими психологами, в частности, в связи с изучением опыта, пережитого несостоявшимися самоубийцами. А точнее - людьми, которые, находясь в тяжелом душевном состоянии, пытались покончить жизнь самоубийством (к счастью, неудачно), бросившись в воду с высокого моста, носящего мрачное название "моста самоубийц". Прыжок с которого, если думать о случайном везении, следуя чистой теории вероятностей, оставлял ничтожно малые шансы остаться в живых, не разбившись о воду при падении с огромной высоты - может быть, один шанс из миллиона. И все они - оставшиеся в живых - описали свои переживания во время этого смертельного полета, длившегося всего несколько секунд, удивительно сходно.

За эти краткие мгновения они успели вспомнить всю свою жизнь, все ее основные события, промелькнувшие, как кадры киноленты в ускоренном темпе. И не просто вспомнить, но как бы пережить заново. При этом все хорошие моменты прошедшей жизни переживались необыкновенно ярко. А то, что казалось когда-то безысходным горем, что послужило причиной попытки уйти из жизни, напротив, воспринималось спокойно и просветленно. И возникало новое, чрезвычайно ясное видение проблем своей жизни, источника их возникновения.

И приходило осознание ничтожности и мелочности былых проблем по сравнению с бесценностью самой жизни. И просыпалась жажда жизни. И в самый последний миг это желание жить включало неведомые мозговые механизмы, позволившие сохранить свою жизнь, так сгруппироваться в полете, чтобы войти в воду под единственно возможным спасительным углом. Сохранить жизнь, которая после этого опыта пребывания на грани между жизнью и смертью, перед лицом неизведанного и беспредельного, неузнаваемо преображалась, освободившись от груза прежних проблем, оставив их в прошлом.

Традиционно психология признает два состояния сознания, присущих всем людям:

1) сон, рассматриваемый как период отдыха,

2) состояние бодрствования, или активное состояние сознания, которому соответствует активация всего организма, позволяющая ему улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествующего опыта и навыков. Таким образом, бодрствование – это состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру.

В этой главе мы дополним общепринятую классификацию состояний сознания, предложенную еще древними индийскими философами несколько тысячелетий назад, разделившими все состояния сознания на четыре класса: обыденное (бодрствующее) состояние сознания; сон без снов; сон со сновидениями; измененные состояния сознания.

Мы будем уделять внимание большой и важной подгруппе необычных состояний сознания, значительно отличающейся от остальных, и представляющей собою неоценимый источник новых сведений о человеческой психике. Они обладают замечательными психотерапевтическими и трансформационными возможностями.

Известный специалист в области холистической медицины Э. Вейл приводит доказательства того, что так называемые “измененные состояния сознания” не только естественны, но и необходимы для благополучия и здоровья человека. Он полагает, что если человек не имеет возможности переживать измененные состояния сознания, результатом может быть появление симптоматики эмоциональных расстройств. Он рассматривает стремление к изменению состояния сознания – как оно выражается в крайностях приема алкоголя, религиозной практике, употреблении наркотиков молодежью, экстатических танцах, как отражение врожденного психологического стремления, коренящегося в структуре мозга. (Weil, 1982).

Систематические включенные наблюдения, эксперименты, проводившиеся на протяжении пятнадцати лет мной и многочисленными моими учениками, убедили меня в исключительной природе, эвристической ценности расширенных состояний сознания (РСС).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.