Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессуальный подход А. Минделла




Процессуальный подход расширяет юнговскую концепцию бессознательного и методы гештальт-практики. В нем сосуществуют и дух шаманизма, и актерская игра. Он соприкасается с практиками целительства, медитации, осознавания. Процессуальную работу вполне можно отнести к категории новой трансперсональной психологии, поскольку она пробует соединить духовные практики и западные методы психологии.

Начало процессуальной психологии было положено в Цюрихе, в первой половине 70-х, когда Арни Минделл расширил некоторые идеи Юнга по той причине, что в свою практику аналитика-юнгианца ему надо было включить движение и работу с телом. В этот период он написал работу “Сновидящее тело”, в котором говорил о взаимоотношениях между образами сновидений и телесными переживаниями.

Вскоре процессуальная работа стала известна профессионалам во всем мире. Такое быстрое распространение произошло частично благодаря обучению и тренингам, которые Минделл проводил в Европе и Соединенных Штатах, но еще и потому, что в мире назрела настоятельная необходимость объединить разные психологические подходы.

Вскоре к работе со сновидением и телом Минделл добавил работу с взаимоотношениями и теорию сигналов, и границы процессуально ориентированной психологии начали расширяться. Работа с телом привела его к йоге и практикам медитации, а это, в свою очередь, подтолкнуло к работе с людьми, пребывающими в глубоко измененных состояниях сознания.

Процессуальная работа включает в себя элементы шаманизма, искусства, восточной мистики, даосизма. Первые же исследования этой работы вскрыли ее трансперсональную цель и значение, в чем она продолжает линию надежд и ожиданий, с которыми, начиная с Перлза, Роджерса, Маслоу и Грофа, разрабатывались методы взаимодействия с большими группами: как работать с ними, не теряя контакта с духовными измерениями.

Минделл использует танец, рисунок, хореографию для работы с людьми, и он считает, что не наука, а искусство в большей степени помогает исцеляться. Он рассматривал каждый эпизод работы как часть художественного произведения, в котором наиболее запуганная часть человека разворачивается и раскрывает свое глубинное значение и силу.

Еще на ранних стадиях своих исследований Минделл обнаружил, что категориальный аппарат юнгианской психологии, и телесной работы оказался непригодным для описания работы с людьми, находящимися в глубоко измененных состояниях сознания. Юнг явно знал об этих проблемах, поскольку в своем последнем труде, “Mysterium Coniuntionis”, он предполагает наличие нейтрального языка, который когда-нибудь соединит физику и психологию.

Теория процессуальной работы гласит, что “в индивидуальном процессе не существует внешней или внутренней стороны, существует лишь осознание того, как он изменяется и течет. Таким образом, окружающее, как и то, то происходит “внутри” вас, есть часть вашего процесса. Совершенно очевидно, что “ты” и “я” – два отдельных существа, но из индивидуального опыта, психологии межличностных отношений и современной физики мы знаем также и то, что между “тобой” и “мной” не существует четко определенных границ. Мы не можем точно сказать, где кончается “ты” и начинается “я”.

Открытие того, что происходящее с тобой есть часть меня, означает для фасилитатора, что ему необходимо быть целостным, находиться в одно и то же время как внутри, так и снаружи процесса клиента. Бывают моменты, когда становится невозможным понять, чей же этот процесс. Таким образом, движение, прикосновения, взаимодействие, взаимоотношения так же важны, как чувства и сновидения. Кроме того, Минделл в равной степени уделяет внимание и осознанию и поведению.

Основная идея процессуальной работы – создать такую терапию, такие процедуры, которые основываются на всей сложности целостной ситуации, в которую мы включены. Из этого следует, что в какие-то моменты процессуальная работа необходимо должна напоминать известные формы медитативной или психотерапевтической практики. Парадоксально, но вероятно, именно безымянность процедур и широкая адаптивность процессуальной работы и есть ее самая специфическая черта. Ее научное ядро составляют теории осознания и информации, но при этом, несмотря на то, что результаты ее совершенно практические и земные, она может содержать в себе значительные элементы мистики, в зависимости от того, кто является ее конкретным практиком.

Собственно говоря, в процессуально ориентированной психологии есть только одна техника – осознание, использует же она все, чего в данный момент требует процесс: буддизм, юнгианскую психологию, НЛП (нейролингвистическое программирование), гештальттерапию, рольфинг и многое другое, о чем мы и помыслить не можем. В различные периоды времени каждый человек имеет особую приверженность к тем или иным психологическим методам, свой индивидуальный стиль. Словом, процессуальная работа является в значительно большей степени специфическим отношением к людям и природе, чем набором технических приемов.

Процессуальная работа имеет широкое поле приложения. Она годится для маленьких детей и стариков. Может использоваться при работе с клиентами в разных состояниях – спящем и бодрствующем, применима индивидуально и в группе. Многие видят в процессуальном подходе прообраз великой психотерапии будущего, включающей в себя Дао повседневной жизни, игру, радость, осознавание за пределами концепций. Подход Минделла можно назвать метапсихотерапией. Поражаешься отсутствию границ в процессуальном подходе, изумляешься его диапазону (работа с комой, безумием, новорожденными детьми, в любой ситуации и без всяких ограничений, условностей и сценариев). Минделл учит великому единству терапии, искусства и духовных практик. Сам Минделл обладает изумительным даром игры и перевоплощения. Он больше всего походил не на терапевта, а на дзэнского учителя, гнома-весельчака, танцующего даоса, открытого и естественного как ребенок.

Очень трудно рассуждать о процессуальной работе и ее атмосфере. Такие рассуждения – лишь тень происшедшего, ведь никакими ухищрениями невозможно архивировать бесконечномерные файлы жизни в килобайты текста. Реально происходившее – за пределами языка. Искусству психотерапии невозможно выучиться по формальной программе. Необходима огромная работа над собой, заменить которую невозможно ничем. У великих учителей обучаются неизвестно чему за пределами слов. Мастерству обучаются у мастеров. В своих книгах и на своих семинарах Минделл рассказывают вечные истории о Дао-потоке, об испытаниях, о судьбоносных снах, о борьбе с чудовищами, но делают это так, что коммуникативная ткань сознания, сотканная из многих языков переживания и взаимоотражений человека в других, наполняется энергией и радостью и пробуждается.

Все состояния сознания, отличающиеся от обычных (с которыми мы себя идентифицируем), Минделл называет измененными состояниями (А.Минделл, 1998) В нормальных состояниях люди способны давать вербальную или невербальную обратную связь в ответ на вопросы, и могут разговаривать о тех же повседневных реалиях, которые интересуют и других. В измененных состояниях, таких, какие мы встречаем в процессах умирания, обратная связь на вопросы о повседневных реалиях сведена к минимуму или отсутствует совсем. Люди не могут свободно входить в эти состояния и покидать их. Они выглядят отсутствующими, их память может быть серьезно расстроена, и, как правило, у них неважная ориентация в пространстве и времени. Продолжительность таких состояний, в огромной степени, зависит от нашей способности устанавливать контакт с человеком.

В соответствии с мнением Минделла нормальная реальность - это мир, согласующийся с общепринятым мнением. Это мир, с которым связаны наши нормальные идентичности, наша повседневная жизнь. В этом мире мы способны давать, более или менее, мгновенную вербальную или невербальную обратную связь, по своему выбору. В этом состоянии мы проявляем некий интерес к остальному миру.

Легкие трансы описывают те состояния, в которых обратная связь при установлении контакта слегка заторможена или бессвязна. Значит, мы пребываем в легком трансе, когда нас одолевает сонливость, или мы погружены во внутренние раздумья. Большинство из нас находится в легком трансе, когда мы общаемся с другими, не желая этого.

Умеренные трансы - это состояния, в которых обратная связь при общение сильно заторможена или почти не соответствует воздействию. Мы все еще сохраняем чувство связи с другим человеком, пребывая в умеренном трансе. Когда мы пишем или проводим интенсивную внутреннюю работу, мы, обычно, находимся в умеренном трансе по отношению к внешнему миру. Обычно из умеренного транса можно выйти, если появляется такая потребность. Умеренные трансы часто происходят, когда нам приходится выслушивать что-то помимо воли, и наши глаза стекленеют, и фокус плывет.

Неполные трансы, также известные как семикомы(ступоры), могут быть связаны с органическими проблемами. В этом состояние, похоже, что люди не могут контролировать свои колебания между умеренным и полным трансом. Это состояние характерно для людей, выходящих из комы, или в период между бодрствованием и сном. Разница между менее глубокими трансами и неполным трансом состоит в том, что последний вызывает огромные трудности в разговоре о чем бы то ни было, особенно об этом мире. Находящиеся в нем практически недостижимы для других.

Трансы, или полные комы, - это глубокие явные состояния бессознательного, в которых человек не может реагировать ни на какие вербальные или невербальные подходы. Тотальные комы могут вызываться небольшими или серьезными травматическими расстройствами органического характера. Если вы закричите на человека в коме или ущипнете его, вы не получите нормальной реакции.

ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Для того, чтобы понять трансы эмпирически, А.Минделл предлагает попробовать следующее упражнение. Его можно выполнять одному или с кем-нибудь еще.

Если вы работаете в одиночку, выполняйте это упражнение в виде последовательности внутренних картинок. Представьте себе, что вы лежите, и притворитесь, что находитесь в состоянии глубокого транса или комы, из которого вас не так просто вытащить. Войти в состояние глубокого транса легко, и с равной легкостью вы сможете выйти из него, если велите себе выйти из него через три минуты. Трансы всегда расположены прямо под порогом сознания, в ожидании нас. Мы можем почувствовать их неоднократно в течение дня.

Если вы работаете с партнером, пусть он сядет рядом с вами и просто подержит вашу руку. Вы оба просто отмечайте виды переживаний, которые вы испытываете. Очень важно напомнить сидящему, что три минуты истекли. Если вы работаете над собой в одиночку, это конец упражнения. Если вы работаете с кем-то еще, поменяйтесь ролями, не разговаривая при этом. Делайте то же самое со своим партнером в последующие три минуты, а потом поделитесь друг с другом испытанными переживаниями.

УЧЕБНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

До сих пор, лучший найденный А.Минделлом метод обучения тому, как обрабатывать трансовые состояния, состоит в том, чтобы изучать их, практиковаться в работе с людьми в трансах и переживать чью-то поддержку, в то время, как сам пребываешь в трансе.

Следующее упражнение развивает некоторые технологии, которые нам понадобятся для работы с трансами. Прочитайте текст, описывающий упражнение, до конца, прежде чем его выполнять. Если вы чувствуете, что вам неловко выполнять его, может быть, вы захотите быть "сиделкой". Решите, будете ли вы делать это упражнение в одиночку или с кем-то еще. Если это возможно, лучше всего попробовать его с кем-нибудь еще.

Притворяться, что вы пребываете в трансе - это почти то же самое, что быть в нем, за исключением того факта, что вы приняли сознательное решение исследовать свое осознавание. Итак, это упражнение даст вам опыт собственных трансов и поможет вам в работе с трансами других. Мы также должны помнить, что трансы - это нормальные происшествия: мы все испытываем их по-нескольку раз в день! Поработать над ними сейчас - это не только шанс поработать с около-смертными переживаниями, но и шанс поработать с тем, что происходит с нами каждый день.

ВХОЖДЕНИЕ В ТРАНС

Один из участвующих выбирает роль "клиента"; другой будет "сиделкой". Клиент ложится на пол или на кровать, и его просят вести себя так, как если бы он находился в коме или глубоком трансе. (Если вы работаете в одиночестве, смотрите на себя, входящего в кому, и, одновременно, смотрите на себя самого, как на сиделку.) Если вы работаете в парах, упражнение займет у вас около тридцати минут.

ОБРАБОТКА ТРАНСА

Ваша процессуальная работа начинается с установления связи с коматозной личностью. Сядьте рядом с вашим "клиентом". Когда клиент делает выдох, говорите нежно и медленно, в ритме его дыхания; ваши губы должны располагаться рядом с его ухом. Скажите что-нибудь вроде: " Привет. Я - Арни. Я действительно здесь, рядом с тобой сегодня. Я хочу поговорить с тобой, и через мгновение я слегка прикоснусь к твоей руке.... Вот теперь моя ладонь на твоей руке. Ты можешь почувствовать, как я слегка надавливаю на твою руку. Это способ быть с тобой."

Теперь нежно касайтесь руки клиента, когда он вдыхает, и ослабляйте прикосновение на его выдохе. Продолжайте, следуя за частотой и силой дыхания. Вы нажимаете на вдохе, потому вы подстраиваете его энергию дыхания под свои усилия. (Можно также слегка касаться верхней части грудной клетки, нижней части ноги или макушки головы.) Помните, что говорить надо ненавязчиво и спокойно, и все же быть ближе к уху клиента, когда он выдыхает.

То, как вы общаетесь с ним в невербальном режиме, важно так же, как и то, что вы говорите, поскольку клиент понимает вас телесными чувствами так же, как и посредством слуха. Общаться конгруэнтно - значит четко выстраивать вербальное сообщение так, чтобы оно соответствовало вашему невербальному сообщению. Конгруэнтное общение - это правдоподобное общение. Частота дыхания клиента соответствует переживаниям, которые он испытывает в своем трансе. Таким образом, говоря с ним и касаясь его с той же частотой, вы общаетесь с ним на его языке, или, так сказать, на его длине волны. Так, вероятнее всего, у него создастся впечатление, что вы там же, где и он. Многие люди, постоянно находящиеся в вегетативных коматозных состояниях, будут отвечать вам, давая минимальные подсказки или очень слабую обратную связь. Минимальные подсказки можно распознать по изменениям ритма дыхания или по движению глаз и рта в ответ на ваши попытки установить контакт. Эти подсказки могут говорить о том, что клиент отвечает на ваши действия. Такие реакции - это желанные позитивные указания на то, что контакт устанавливается.

Второй шаг в обработке транса состоит в нахождении пути. Здесь вам следует сделать заявление о ваших намерениях. Вы могли бы сказать, к примеру, " Я следую за ритмом вашего дыхания. Я хочу следовать за всем, чтобы ни происходило в вас. То, что происходит снаружи и внутри вас, - все это важно, потому что это покажет, как нам дальше продолжать. Это укажет нам путь."

Рассказывая клиенту о том, что внутренние процессы могут направлять нас, вы учите его тому, что то, что происходит - важно, что есть путь, которому можно следовать. Это также наделяет клиента чувством, что он не одинок на этой тропе; вы обеспечите помощь, когда он по ней пойдет. И, наконец, это сообщение позволяет ему и воодушевляет его осознать себя самого.

Минделл советует вам, чтобы вы добивались доступа к "пути", помогая клиенту следовать за особыми знаками и сигналами. Когда он делает выдох, вы могли бы сказать:" Все, что вам требуется, это замечать, что происходит. Смотрите на все, чтобы вы ни видели, если вы смотрите по-настоящему. Чувствуйте все, что чувствуете. Слушайте вещи, которые вы слышите, если вы действительно слушаете. Возьмите столько времени, сколько вам надо, и смотрите, слушайте или чувствуйте."

Третий шаг в этой работе требует, чтобы вы начинали улавливать минимальные подсказки.

Теперь вы должны дать клиенту время на ответы, реакции. В то время, как вы советуете ему слушать, чувствовать или смотреть, ищите любую из следующих минимальных подсказок:

· Слуховые изменения в ритме, глубине и звуке дыхания.

· Изменения движений в спазмах, резких толчках, судорогах, гримасах на лице. Некоторые клиенты внезапно двигают краем рта, выворачивают губы или сдвигают брови, как бы размышляя над чем-то. Если эти движения происходят вслед за раздражителем, вы можете считать их формами межперсонального взаимодействия (по контрасту с деятельностью примитивных нервных рефлексов).

· Зрительные изменения, такие как, открывание глаз, фокусирование взгляда, или направление пристального взгляда в определенную сторону. Может также меняться цвет глаз. Глаза коматозных пациентов могут быть открыты и иметь остекленелый вид, что указывает на то, что они не смотрят, а, вместо этого, чувствуют или слушают что-то.

Может пройти некоторое время, прежде чем клиент отреагирует, или прежде чем вы заметите некоторые из этих минимальных подсказок. Пока вы продолжаете следовать за телесными движениями клиента и его дыханием, не будьте просто пассивны, а принимайте участие, наблюдая, что происходит внутри и вне вас самих. Вы можете осознать изменения в своем собственном дыхании, изменение температуры тела или даже спонтанные фантазии или игру воображения.

Тип ответа, который вы даете на минимальную подсказку, очень важен для клиента. Ваши ответы сигнализируют о том, что вы "подсоединились". Теперь он знает, что нашел вас. Ваши ответы также помогают ему осознавать, что он делает, и поддержат его в том, чтобы "сказать" еще больше.

На начальной стадии процессуальной работы, наиболее полезным типом ответа является ответ пустого доступа, который воодушевляет клиента продолжать общение, однако не уточняет содержания сообщения. Попытки понять клиента интеллектуально могут сдерживать его проявления, которые, при достаточной поддержке, внесут ясность в него самого.

Мы все время используем пустой доступ совсем не случайно. Медитация, любование морем или горами, или даже прослушивание музыки - все это пустые доступы, что значит открыться тому, что требует выхода наружу. Мы заполняем пустоты нашими собственными звуками, образами и фантазиями. Все методы пустого доступа являются, по своей сути, смягчающими и творческими, поскольку они помогают взрастить то, что находится внутри, предоставляя ему пространство и время. Вербальный пустой доступ звучит примерно так: "О, да, так." Слуховой пустой доступ означает высказывания типа: " Послушай это." Такие ободряющие, но в основе своей пустые, высказывания могут быть очень полезными. Визуальные пустые доступы, вроде "Посмотри вовнутрь и увидь" или "Посмотри на пустую стену и нарисуй картину", могут работать волшебным образом.

Пустой доступ к движению. Если клиент хоть чуть-чуть двигается, вы могли бы сказать: "О! Какое замечательное движение!" Еще раз напомню, что просто заметить или прокомментировать действия клиента - это ободряющий акт, который не направляет или смущает наличием какого-то особого содержания.

Полезный метод воодушевления на движение состоит в мягком прикосновении к тем мышцам, где движение зарождается. В случае размашистых движений рук и ног, полезно помочь членам двигаться или осторожно приостановить их движения. Помогайте, создавайте и поддерживайте движение в том месте, где оно берет начало, аккуратно используя свою руку на теле для того, чтобы растягивать, сжимать, расслаблять или возбуждать телодвижения в том направлении, в котором они уже развиваются. Вам нужно использовать очень развитое чувство прикосновения и телодвижения, поскольку вы работаете с анатомическими элементами, двигающимися в соответствии с глубинными, бессознательными и сноподобными внутренними переживаниями. Если вы на правильном пути, тело будет отвечать, двигаясь с вами, или противясь вам. Если ваш путь неверен, вероятно, вы не получите никакого ответа.

Другой способ заключается в том, чтобы слегка прикоснуться к той части тела, или руке, которая внутри чревата движением, положив свой палец на кость - например, на запястье, локоть, лодыжку, колено или на голову. Такое очень медленное движение позволяет клиенту осознать свой собственный двигательный потенциал. Затем он может "направить" вас своими мышцами, не обладая достаточной силой, чтобы двигать всей конечностью самостоятельно. Здесь большее значение приобретает не ваше движение, а направление вас клиентом. Если найдено его собственное движение, фразы типа " Да, да! Продолжайте это движение." помогают ему выразить себя в движении.

Если конечности остаются совершенно вялыми, ваша работа с движением не получает никакого ответа. Вы находитесь в неверном коммуникативном канале. Если они слишком окостенели, не пытайтесь изменить их ригидность, потому что она присутствует не без причины. Попробуйте ободряющие реплики типа " Вы хорошо используете свою силу. Продолжайте и используйте ее."

Доступы к дыханию. Еще один очень полезный тип общения с кем-то в глубокой коме - дышать вместе, параллельно. Ведите дыхание клиента в течение трех вздохов, а потом добавьте новую форму дыхания, свою собственную, с другим звуком или темпом. Некоторые клиенты заметно отвечают на этот тип общения, накладывая на свое дыхание новые звуки, ритмы, или шумы.

Эти методы поиска пути, ответа и невербального общения представляют собой маленькие советы для того, чтобы помочь вам выполнить это упражнение. Разделите время упражнения примерно по пятнадцать минут на участника. "Клиент" должен вести себя, как если бы он был в коме, а "сиделка" должна (или должен) вести его дыхание, искать минимальные подсказки, а затем отвечать. Всеми своими чувствами курсируйте между режимами "говорения" и "слушания".

В этой работе есть нечто таинственное. Следование за процессами, чье содержание неизвестно, - это акт веры и убежденности в том, что индивид сам знает путь и укажет его нам. Работа с пустыми доступами - это работа с чем-то, чего мы не знаем. Поскольку некто жив, я предполагаю, что у этого человека есть основания пребывать здесь, и что он знает и реагирует на это. Интенсивное концентрирование на минимальных подсказках - это, так сказать, форма любви и уважения. Мы используем все, что у нас есть, и делаем нечто почти из ничего.

Вопросы и задания.

1. Теоретические основы процессуальной работы.

2. Психотехническое содержание процессуальной работы.

3. Клиентура процессуальной работы

4. Уровни транса

5. Методы процессуальной работы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.