Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Д. Гетманов

Генетическая классификация рельефа

 

Даже краткое знакомство с многочисленными природными процессами, участвующими в формировании рельефа Земной поверхности, показывает исключительное многообразие встречающихся форм. Поэтому перед исследователями и пользователями геоморфологической информации всегда стояла задача по упорядочению, приведению в систему этого большого набора морфологических образований. Наиболее насущной эта задача была для тех, кто пытался обеспечить геоморфологическое картирование или стремился оценить в хозяйственном отношении рельеф какой-либо территории. В этих случаях разрозненное представление о рельефе недопустимо.

Вариантов группировки форм рельефа по разным признакам было немало. Наиболее верный и плодотворный подход обеспечивается в процессе классификации с учетом генезиса форм рельефа. Однако и этот подход имеет длительную историю, тернистый путь развития.

Одной из первых удачных попыток построения генетической классификации форм можно считать классификацию У. Девиса (1899). Она строилась на основе учета структурного начала развития, а затем ведущего экзогенного процесса и его современной стадии. Понятно, что о структурном построении и сущности процессов тогда было известно меньше.

Гораздо ближе к современным были классификационные разработки американского геоморфолога О. Энгельна (1942) и акад. И.П. Герасимова. О.Энгельн для обеспечения картографического отображения форм в пределах Южноамериканского континента объединил их по структурно-морфологическим признакам в три порядка, а далее использовал для группировки классы и группы типов форм.

И.П. Герасимов предложил сходную по генетическому подходу группировку. Единицами классификации стали геотектуры (планетарные формы), морфоструктуры (формы в пределах материков и океанов), морфоскульптуры (экзогенные образования в горах и на равнине). Такой вариант классификации вполне допустим сегодня при конкретизации структурно-морфологических образований и привязке их к территории. Мелкомасштабные карты с использованием такой классификации имеются в атласах.

Позже разработкой классификации занимались многие отечественные ученые (К.К. Марков, В.Е. Хаин, Е.Е. Милановский, Н.В. Башенина и др.). Однако единой классификации форм рельефа до сих пор нет, т.к. такое разнообразие бесчисленного количества форм заключить в рамки стройной системы классификации невозможно.

Достаточно интересный, хотя и непростой по построению, вариант классификации, использованный для разномасштабного геоморфологического картографирования, приводится в книге Н.В. Башениной «Геоморфологическое картирование» (1977). Классификация основана на следующих принципах:

1. Учет структурно-тектонической основы.

2. Учет взаимодействия эндогенных и экзогенных процессов.

3. Учет возраста и динамичности образования форм.

Все формы сгруппированы в девять порядков. Правда, признаки этого группирования форм сформулированы не очень четко, что затрудняет восприятие форм разных порядков. В сложной классификационной таблице, например, указано, что формы 1-го порядка выделены по различиям рельефа, определяемым планетарными особенностями, мощностью, строением и типом земной коры, общей направленностью тектонических движений и др. Такое представление признаков группировки (а не дифференциации, как приводится здесь) достаточно сложно для использования специалистами, а для усвоения студентами в учебном процессе кажется просто непосильным. Поэтому формулировки признаков нуждаются в трансформации, доступной для понимания студентами, и в иллюстрировании примерами морфологических образований.

Кроме того, полная система классификации (в девять порядков) с дополнительной размерной и типологической значимостью форм разных порядков (III – группа типов мегарельефа, IV – типы мегарельефа,V – группа типов мезорельефа и т.д.) вряд ли необходима для работы со студентами.

Пример упрощенного и более наглядного представления критериев группировки и самих группируемых в порядки морфологических образований приводится ниже.

I – основные планетарные структурно-морфологические образования (материки, переходные зоны к океану, ложе океана, рифтовые зоны);

II – морфологические образования на крупных структурах (равнины материковых платформ, горы геосинклинальных поясов);

III – формы на структурных образованиях, имеющие разные уровни (равнина на материковой платформе – Русская, плоскогорье на платформе – Восточносибирское, горы на платформе – Хибины);

IV – формы с преобладанием денудации или аккумуляции (денудационные равнины на щитах или участках поднятий, аккумулятивные равнины на плитных участках, денудационные горы на щитах);

V – формы, определяемые характером денудации или аккумуляции (денудационные равнины с проявлением эрозии или солифлюкции, денудационно-аккумулятивные аллювиальные равнины, аккумулятивные равнины морские, эоловые, ледниковые).

Порядки VI – IX выделяются с учетом стадии ведущего экзогенного процесса, участия других, размерности форм и элементов.

Такое объединение форм в порядки по существу уже является генетической классификацией или типологией (без возможной типологической группировки форм внутри порядков). Например, показанные на карте участки распространения аккумулятивных низменных морских равнин (форм V порядка) представляют собой не конкретные равнины с их индивидуальными особенностями, а типологические варианты таких форм с общими характерными свойствами. Что же касается внутренней типологии форм (внутри порядка), то ведь в этом, V порядке, приведены известные генетические типы аккумулятивных равнин (морская, эоловая, ледниковая и др.).

Приведенная система генетической классификации форм включает преобладающее число распространенных по разным регионам морфологических образований, хотя, вероятно, не все. Поэтому в разных случаях геоморфологического картирования какой-либо территории (в том или ином масштабе) или при оценке форм и элементов рельефа для решения хозяйственных либо природоохранных задач вполне можно использовать любую необходимую часть этой сложной системы классификации. Надо только научиться ею пользоваться. Так, классификационные морфологические образования III, IV и V порядков были использованы Н.В. Башениной, О.К. Леонтьевым и И.П. Заруцкой при составлении Геоморфологической карты мира мелкого масштаба (1:40 000 000).

Следует напомнить, что кроме типологии форм с возможным показом их объединений на карте существует геоморфологическое районирование территории с отражением различий, морфологической специфики отдельных ее частей.

 


Заключение

 

Итак, курс геоморфологии позволяет ознакомиться с большим количеством природных процессов, которые обеспечивают развитие многообразных форм и создают разные типы и облик рельефа поверхности. Направление и характер развития рельефа определяются многими условиями: структурным построением и динамикой территории, комплексом природно-географических характеристик и взаимосвязей компонентов. Немаловажную роль в развитии и трансформации морфологических образований играет антропогенное влияние. Оно многообразно проявляется на поверхности, в верхней части толщи земной коры и в приземной части атмосферы. Достаточно напомнить, что 10–15 % поверхности суши покрыто инженерными сооружениями (дороги, водохранилища, промышленные предприятия, города и др.), которые серьезно нарушают ее облик и естественное состояние. Добыча полезных ископаемых также сложно влияет на состояние приповерхностной толщи и вызывает создание нежелательных антропогенных форм.

Нередко хозяйственная созидательная деятельность приводит к серьезным отклонениям в ходе естественных морфологических процессов: создание водохранилищ активизирует абразию, оползневые процессы, сельскохозяйственные работы могут вызвать эрозионные процессы, строительство на промерзающих грунтах влияет на криогенные процессы и может вызвать просадки и термокарст. Фактический набор подобных взаимосвязей гораздо богаче и сложнее. А смысл их представления и упоминания здесь состоит в том, что в наше время недостаточно разбираться в процессах рельефообразования и сложном наборе форм. Не менее важно оценивать возможности и направления отклонений в ходе морфологических процессов, причиной которых может оказаться деятельность человека. Кроме того, и рациональное природопользование, и выполнение природоохранных мер, вероятно, следует обеспечивать серьезным грамотным геоморфологическим подходом.

 

Методическое издание

 

Составитель: Анисимов Василий Матвеевич

Геоморфология: содержание курса и его значение для географического образования

Методическое пособие по основным разделам курса

 

 

Редактор Л.А.Богданова

Копьютерная верстка Э.В.Сильченко, В.В. Тарасенковой,

С.А. Юдаевой

 

 

Подписано в печать 22.09.2009. Формат 60х84/16.

Усл.печ.л. 3,95. Уч.-изд.л.3,2. Тираж 75 экз.

Заказ

 

 

Редакционно-издательский отдел Пермского государственного университета. 614990, г.Пермь, ул.Букирева,15

 

Типография Пермского государственного университета. 614990, г.Пермь, ул.Букирева,15

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Геоструктурных областей и морфоклиматических зон | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.