Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданское право в системе публичного и частного права




Права

Отграничение гражданского права от смежных с ним отраслей

 

1. Далеко не все имущественные отношения в нашем обществе регулируются нормами гражданского права. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, а также к налоговым и другим бюджетным отношениям гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. К семейным, трудовым, земельным отношениям и отношениям по использованию других природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающим признакам гражданских отношений, применяется гражданское законодательство, если законодательством о браке и семье, трудовым, земельным и другим специальным законодательством не предусмотрено иное (ч.3 п.1 ст.1 ГК). Поэтому возникает вопрос о разграничении имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, и имущественных отношений, подпадающих под действие норм других отраслей права.

2. В отличие от норм гражданского права, регулирующих товарно-денежные имущественные отношения, субъекты которых выступают как юридически равноправные лица и строят свои отношения обычно на основе соглашений, нормы административного права в имущественной сфере регулируют отношения, один из субъектов которых выступает как орган государственного управления, пользующийся правом применять власть в отношении другого. Это отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Таковы, например, отношения государственных органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, с государственным унитарным предприятием, в отношении которого они приняли решение о его реорганизации и ликвидации.

Некоторые из имущественных отношений, регулируемых административным правом, столь тесно связаны с имущественными отношениями, входящими в предмет регулирования гражданского права, что и те и другие регулируются комплексными законодательными актами. Глубокая сущность таких гражданско-правовых отношений не может быть раскрыта без изучения их в комплексе с административно-правовыми отношениями. Этим объясняется то, что некоторые административно-правовые отношения изучаются в курсе гражданского права. Административное право регулирует некоторые личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, например, отношения, возникающие с изменением фамилий и имен.

3. Гражданское право тесно соприкасается с финансовым правом, регулирующим имущественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства (бюджетной, налоговой, в области финансирования организаций и т.д.).

Гражданское право также регулирует имущественные отношения, возникающие между банками и организациями по расчетам между последними, органами государственного страхования и страхователями, кредитными учрежде­ниями и вкладчиками и т.д. Характерным для имущественных отношений, регулируемых финансовым правом, является то, что они безвозмездны. Финансовые органы, выступающие в качестве субъектов финансово-правовых отношений, осуществляют функции органов государственного управления властными методами. Веления финансовых органов являются обязательными для всех других участников финансово-правовых отношений. Таким образом, отграничение гражданского права от финансового осуществляется как по предмету (характеру регулируемых им отношений), так и по методу правового регулирования (правовому положению субъектов правоотношения).

4. Законодательство об использовании земли и других природных ресурсов и охране окружающей среды регулирует отношения между исполнительными и распорядительными органами, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами, созданными на основе частной или государственной собственности, с другой, по предоставлению им во владение и пользование земли и других природных ресурсов. Предметной особенностью названных отношений выступает то, что они связаны с определенными участками земли. Законодательству об использовании и охране природных ресурсов присущ метод правового регулирования, мало чем отличающийся от метода административного права. Один из участников правоотношения обязан выполнять веления другого, обладающего функциями власти.

Однако земельные отношения и отношения по использованию других природных ресурсов и охране окружающей среды, в которых их участники выступают как равноправные лица, регулируются гражданским законодательством. Так, земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса отнесены к недвижимым вещам (ст.130 ГК) и являются объектами гражданских правоотношений, хотя и с особым правовым режимом. С некоторыми особенностями они находятся в гражданском обороте (гл.17 ГК).

5. Трудовое право постепенно выделилось из гражданского права. Оно отличается от гражданского права по предмету правового регулирования. Трудовые отношения безусловно имеют имущественный товарно-денежный характер. За свой труд работник получает заработную плату. Характерной особенностью трудовых отношений, составляющих предмет регулирования трудового права, является то, что они складываются между рабочими (служащими) и организациями на основе включения работника в состав коллектива данной организации. Работник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и дисциплину труда. Иное положение занимает участник гражданско-правового отношения, принявший на себя обязанность, например, выполнить определенную работу по договору подряда. Он не состоит в штате организации, самостоятельно организует выполнение работ и должен передать другой стороне готовый результат своего труда. Заказчик по договору подряда не имеет права вмешиваться в организацию подрядчиком своего труда. Метод регулирования трудовых отношений характеризуется равноправием их участников с подчинением работника правилам внутреннего трудового распорядка.

6. Гражданское право следует отграничивать от семейного права, которое, так же как и трудовое право, постепенно отпочковалось от гражданского права и имеет свой специфический предмет правового регулирования – отношения по созданию и функционированию особой естественной и основной ячейки общества (семьи) с целью воспроизведения человеческого рода. Основу этих отношений составляют личные неимущественные отношения, которые нельзя отождествлять с личными неимущественными отношениями, регулируемыми гражданским правом. Имущественные же отношения супругов, а также супругов и детей существенно отличаются от имущественных отношений, подпадающих под действие норм гражданского права. Они представляют собой результат создания семьи и не строятся на началах возмездности, хотя и являются стоимостными. Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 г. расширил гражданско-правовое регулирование семейных отношений. В него включены правила об опеке и попечительстве (ст.32–36 ГК), о регистрации актов гражданского законодательства (ст.43 ГК), о совместной собственности супругов (ст.259 ГК).

Новый Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. предоставил супругам право заключать брачный договор, в котором они могут изменить правовой режим совместной собственности супругов, т.е. договориться о совместном имуществе и имуществе каждого из них, порядке раздела совместного имущества супругов в случае расторжения брака и по ряду других их имущественных и личных неимущественных отношений (ст.13 КоБС). Статья 7 названного Кодекса предусматривает, что гражданское, жилищное и иное законодательство применяются к семейным отношениям только в случае отсутствия регулирования этих отношений законодательством о браке и семье. На этом основании сделали вывод, что «семейное право образует наиболее крупное структурное подразделение гражданского права, именуемое подотраслью гражданского права»[29]. С этим вряд ли можно согласиться. Расширение частноправовых начал в семейном праве не означает, что семейное право стало частью гражданского права. Имущественные отношения супругов и в новых условиях производны от их личных отношений, в новом семейном законодательстве сохраняются императивные нормы, регулирующие имущественные отношения супругов (ст.29–33 КоБС) и имущественные отношения родителей и детей (ст.91–113 КоБС).

7. Гражданское право очень тесно соприкасается с гражданским процессуальным правом. Но нормы послед ‑ него не регулируют отношения, являющиеся предметом гражданского права, а лишь определяют форму (порядок) рассмотрения споров, возникающих между участниками отношений, регулируемых гражданским правом.

 

 

1. Деление права на публичное и частное было предложено римскими юристами. Руководствуясь чисто формальными признаками, они делили право на две части – право публичное и право частное. Согласно Ульпиану, «Publicum ius est qvod ad statum rei Romanae spectat, privatum qvod ad singulorum utilitatem pertinet» («Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное – которое [относится] к пользе отдельных лиц»[30]). Правда, в ряде случаев «публичное право» римскими юристами понималось в смысле вообще норм, имеющих обязательную силу, которые не могут изменяться соглашением сторон.

Нельзя сказать, что изложенный критерий деления права на публичное и частное не вызывает сомнений[31]. Предпринималось немало попыток уточнить критерии деления права на публичное и частное. Однако они не увенчались успехом, и деление права на публичное и частное существует во всех развитых правовых системах.

Публичное право обеспечивает защиту интересов всего общества и государства как носителя политической власти. Отношения, составляющие предмет публичного права, регулируются властными предписаниями, обязательными для участников этих отношений.

Частное право имеет целью защиту интересов отдельных физических лиц и созданных ими организаций, обладающих правами юридических лиц. Отношения, регулируемые нормами частного права, возникают между равноправными лицами по собственной воле на основе координации своих пожеланий.

Исторически частное право развивалось параллельно с развитием частной собственности и свободы предпринимательской деятельности.

2. История прошедших столетий показывает, что регулирование экономических товарно-денежных отношений только нормами частного права или только нормами публичного права нельзя признать оптимальным.

Регулирование экономических отношений только нормами частного права без всякого влияния публичного права влечет неопределенность и разбалансированность производства материальных благ, кризисные явления, периодические спады и подъемы производства, подчинение более сильной стороне менее сильной в экономических отношениях стороны, неравенство и диктат в имущественных отношениях. Доказательством наличия этих недостатков частноправового регулирования экономических отношений является наличие в законодательстве государств с развитой рыночной экономикой антимонопольного законодательства, законов о лицензировании многих видов предпринимательской деятельности, государственной регистрации юридических лиц и частных предпринимателей, многих гражданско-правовых сделок, о защите прав потребителей и т.д., привлечение к административной и даже уголовной ответственности за многие правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ее участников.

Опыт показал, что регулирование экономических товарно-денежных отношений только нормами публичного права не имеет никаких преимуществ перед частноправовым регулированием этих отношений, напротив, такое регулирование имеет более существенные недостатки и тормозит развитие производства, поскольку резко снижает заинтересованность работника в результатах своего труда, частную заинтересованность и частную инициативу. Это доказано практикой советского периода нашей истории.

3. Оптимальным в правовом регулировании экономических товарно-денежных отношений является разумное сочетание частноправового и публично-правового регулирования.

Между частноправовым и публично-правовым регулированием экономических отношений нет непреодолимых границ. Их нормы взаимодействуют. Защита нормами публичного права публичных интересов обеспечивает защиту прав и интересов частных лиц, например, от посягательств на их имущество. В то же время защита прав и законных интересов частных лиц нормами частного права способствует укреплению правопорядка в целом.

Как нормы публичного права, так и нормы частного права дифференцируются исходя из предмета правового регулирования. Так, нормы публичного права находятся в конституционном, административном, финансовом, экологическом, процессуальном и других отраслях права.

Нормы частного права также содержатся в различных отраслях права. Гражданское право нельзя отождествлять с частным правом. Оно лишь часть частного права.

4. Термин «гражданское право» происходит от латинского «ius civile». Это право применялось в отношениях римских граждан между собой[32]. Термин «ius civile» получил отражение в наименованиях первых кодификаций гражданского законодательства – Сode civil (Французский гражданский кодекс (1804 г.), Allgemeiness bürgerliches Gesetzbuch (Общее гражданское уложение Австрии (1811 г.), Das bürgerliches Gesetzbuch (Германское гражданское уложение (1900 г.). Правда, в этот период гражданское право стало уже не только правом граждан, но и созданных ими искусственных образований – юридических лиц. Это право, в отличие от права публичного, призвано обеспечивать защиту частных интересов граждан и их юридических лиц.

5. Постепенно из частного права выделились самостоятельные отрасли – гражданского, трудового, семейного, природоресурсового, международного частного права.

Некоторые из норм частного права оказались в отдельных отраслях публичного права (финансового, экологического). Однако основной массив норм частного права содержится в гражданском праве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.