Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоммерческие организации 3 страница. Гражданское законодательство содержит ряд нормативных актов, составляющих правовой институт, нормы права которых в термин «фонд» вкладывают иное содержание




Гражданское законодательство содержит ряд нормативных актов, составляющих правовой институт, нормы права которых в термин «фонд» вкладывают иное содержание. Этот институт состоит из норм статьей 118-119 ГК, Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. №302 и утвержденного им Положения о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь[300], постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1991 г. № 506 «О фонде международного молодежного сотрудничества»[301], от 14 июня 1993 г. №390 «Об образовании Фонда «Взаимопонимание и примирение»[302], от 24 августа 2005 г. № 929 «О порядке передачи местными исполнительными и распорядительными органами регистрационных дел по фондам Министерству юстиции, управления юстиции облисполкомов, Минского горисполкома»[303] и ряда других актов законодательства.

Гражданское законодательство под фондом понимает самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческой организации. Ее понятие содержится в п.1 ст. 118 Гражданского кодекса в редакции Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. и в п. 2 Положения от 1 июля 2005 г. Под фондом понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда.

Фонды как юридические лица характеризуются следующими особенностями:

преследуют общественно полезные цели;

являются некоммерческими организациями;

их имущественная база первоначально создается за счет добровольных имущественных взносов их учредителей (граждан и (или) юридических лиц);

учредители не получают материальных выгод за счет деятельности фонда.

Фонд не вправе преследовать цели, связанные с выявлением и выражением политической воли граждан. Запрещается создание и деятельность фондов, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (части 2 и 3 Положения от 1 июля 2005 г.).

Государственная регистрация фондов осуществляется Министерством юстиции, управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома.

2. Учредительным документом фонда является его устав, утвержденный учредителями фонда. Кроме сведений, которые имеются в уставе любого юридического лица, устав фонда должен содержать:

наименование фонда (включающее слово "фонд", указание на характер деятельности и вид фонда);

сведения об учредителях (учредителе) фонда;

задачи и методы деятельности фонда;

состав и порядок формирования органов фонда;

порядок формирования, полномочия и сроки полномочий попечительского совета фонда;

порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда;

порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав фонда;

источники и порядок формирования имущества фонда;

срок, на который создается фонд, или указание на его бессрочную деятельность;

сведения о созданных фондом представительствах и (или) филиалах, включающие наименования представительств, филиалов и место их нахождения (руководящих органов представительств, филиалов);

сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. При этом такое имущество должно направляться на цели, для достижения которых был создан фонд;

иные положения, предусмотренные законодательством и не противоречащие ГК.

Иные положения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией фонда, не предусмотренные ст. 118 ГК, определяются законодательными актами.

В случае изменения целей фонда; его наименования; вида фонда; места нахождения фонда (руководящего органа фонда) создания или ликвидации представительств и (или) филиалов фонда; изменения сведений об органах фонда, в том числе о попечительском совете, порядка назначения и освобождения должностных лиц фонда, порядка формирования имущества фонда, а также о других фактических обстоятельств, сведения о которых в соответствии с законодательством должны содержаться в уставе, соответствующие изменения и (или) дополнения в устав фонда должны быть внесены и представлены в установленном порядке для государственной регистрации в месячный срок. В этот же срок, если иные сроки не установлены законодательством, должны быть внесены и представлены для государственной регистрации изменения, которые вытекают из законодательства, которым требуется внести изменения и (или) дополнения в устав фонда.

В Республике Беларусь создаются и действуют международные, республиканские и местные фонды (пункты 7-11 Положения от 1 июля 2005 г.).

Источниками формирования имущества фонда являются:

имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем);

поступления от проводимых в соответствии с уставом фонда мероприятий;

доходы, получаемые от осуществляемой в соответствии с уставом предпринимательской деятельности;

иные не запрещенные законодательством поступления.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), находится в собственности фонда. Его учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а последний не отвечает по их обязательствам.

Минимальный размер имущества, необходимый для создания и деятельности фонда установлен п.15 Положения от 1 июля 2005 г. в размере 100 базовых величин для местных фондов, 1000 базовых величин для республиканских и международных фондов.

Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для достижения целей, ради которых он создан, соответствует этим целям и отвечает предмету его деятельности.

Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать унитарные предприятия, хозяйственные общества или участвовать в них, за исключением обществ с дополнительной ответственностью (п. 4 Положения от 1 июля 2005 г.).

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Порядок опубликования и состав сведений отчета устанавливаются законодательством.

3. Органы фонда определены п. 3 ст. 118 ГК. Ими являются правление (совет) дирекция (директор) и попечительский совет. Высшим коллегиальным органом фонда является правление (совет) фонда. Он формируется его учредителями (учредителем). Основная функция правления (совета) фонда – обеспечение соблюдения фондом целей, для достижения которых он создан.

К исключительной компетенции правления (совета) фонда относятся вопросы, перечисленные в п. 3 ст. 118 ГК: изменение и (или) дополнение устава фонда; образование (назначение) исполнительного органа фонда – дирекции (директора) и досрочное прекращение его полномочий; создание и ликвидация представительств, филиалов фонда, определение их компетенции; утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса фонда; реорганизация фонда, если возможность реорганизации предусмотрена его уставом.

Для осуществления исполнительно-распорядительных функций решением правления (совета) фонда создается постоянно действующая дирекция (директор) фонда. Исполнительный директор назначается правлением (советом) фонда. Он по должности входит в состав правления (совета) фонда. Его назначение согласуется с учредителем фонда.

Органом, осуществляющим контроль за деятельностью фонда, является попечительский совет фонда. Он формируется его учредителями (учредителем) при учреждении фонда, а в дальнейшем, если это предусмотрено уставом, - правлением (советом) фонда.

Вопросы исключительной компетенции попечительского совета фонда определены ст. 118 ГК.

Отношения, связанные с реорганизацией фонда, если ее возможность предусмотрена уставом фонда, регулируются п. 2 ст. 119 ГК.

Фонд может быть ликвидирован по заявлению заинтересованных лиц по решению суда в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 119 ГК.

Имущество, оставшееся после ликвидации фонда, в том числе после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, для достижения которых был создан фонд. Если это окажется невозможным, оно передается в равных долях фондам, созданным для достижения аналогичных целей, при наличии их письменного обращения в суд, который принял решение о ликвидации фонда.

В случае отсутствия указанных обращений имущество, оставшееся после ликвидации фонда, передается в доход Республики Беларусь и направляется на цели, для достижения которых был создан фонд (п. 4 ст. 119 ГК).

4. В Республике Беларусь действуют государственные внебюджетные фонды. Согласно ст.37 Закона Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»1, эти фонды являются составной частью государственных средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Государственные внебюджетные фонды лишь внешне напоминают фонды, деятельность которых предусмотрена ст.118 и 119 ГК. Примером может служить Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, Положение о котором утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136[304]. Его имущество формируется за счет добровольных отчислений юридических и физических лиц, отчислений от прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, учрежденных фондом, иных источников, не запрещенных законодательством. Согласно п.10 Положения об этом фонде его имущество «находится в собственности Республики Беларусь». Внебюджетный фонд, являясь юридическим лицом, владеет его обособленным имуществом на правах оперативного управления и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также имуществом, на которое по законодательству может быть обращено взыскание. Государство не несет ответственности по обязательствам фонда, а последний – по обязательствам государства. Реорганизация и ликвидация внебюджетного фонда производятся по решению Президента Республики Беларусь в установленном им порядке. Порядок использования имущества фонда, оставшегося после его ликвидации, определяется Президентом Республики Беларусь.

В Республике Беларусь действуют и бюджетные фонды, законодательство о которых не согласуется с изложенными выше правилами ст.118 и 119 ГК.

Частью 2 п. 1 Положения от 1 июля 2005 г. установлено, что нормы этого Положения не распространяются на фонды, созданные или создаваемые по решению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также на деятельность таких фондов, если в актах законодательства об их создании не установлено иное.

Правила ст.118 и 119 на деятельность внебюджетных и бюджетных фондов не распространяются.

8.10. Учреждения

Понятие учреждения содержится в ст.120 ГК.

«Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично».

Из этого определения следует, что учреждение может быть учреждено любым собственником, но не может быть создано субъектом права хозяйственного ведения или оперативного управления.

Подавляющее большинство учреждений создано государством и административно-территориальными единицами. Учреждениями являются органы государственной власти и управления, учреждения юстиции, культуры, здравоохранения, просвещения и науки, спорта и т. п.

Учреждения могут создаваться гражданами и юридическими лицами, образованными на основе частной собственности, различными общественными и религиозными организациями, благотворительными и иными фондами, объединениями юридических лиц (ассоциациями и союзами), иностранными физическими и юридическими лицами, международными организациями.

Учреждения действуют на основании устава или положения, утвержденного собственником или уполномоченным им органом. Многие учреждения действуют на основании общего положения об учреждениях данного вида. Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 1689 утвержден Примерный устав специального лечебно-воспитательного учреждения[305], постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. № 1604 утвержден Примерный устав специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации[306], приказом Министра юстиции от 22 января 1999 г. утвержден Типовой устав областной (городской) коллегии адвокатов Белинюрколлегия[307].

В уставе (положении) учреждения собственник устанавливает цели и задачи учреждения, которыми определяются пределы специальной правоспособности учреждения.

Имущество учреждения остается в собственности его учредителя, который сохраняет на это имущество вещные права. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (п. 1 ст.277 ГК). Без согласия собственника оно не имеет права отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Уставом (положением) учреждению может быть предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы. Полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение (но не в собственность) учреждения и учитываются на отдельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством (п. 2 ст.279 ГК).

По своим обязательствам учреждение отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами. На другое имущество, находящееся в оперативном управлении, взыскание не может быть обращено, но собственник в таких случаях несет дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам учреждения.

Руководитель учреждения назначается учредителем учреждения (собственником его имущества). Он является единоличным исполнительным органом учреждения. В некоторых учреждениях могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (советы).

Учреждение может быть реорганизовано и ликвидировано по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц, но оно не может быть объявлено банкротом, поскольку субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества учреждения.

8.11. Государственные объединения

К моменту введения в действие в 1999 году Гражданского кодекса Республики Беларусь на ее территории действовали объединения государственных предприятий, учреждений и организаций, созданные по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению министерствами и другими республиканскими органами управления либо по решению органов местного управления и самоуправления.

Такие объединения действовали в организационно-правовых формах концернов, производственных, научно-производственных или иных объединений.

Поскольку ст. 46 ГК в числе коммерческих и некоммерческих организаций таких организационно-правовых форм юридических лиц не предусматривала, в ст. 1141 ГК было установлено, что такие объединения юридических лиц продолжают существовать до особого решения соответственно Президента Республики Беларусь либо Правительства Республики Беларусь.

Вопросы о судьбе названных государственных объединений неоднократно решался декретами Президента Республики Беларусь, назначались сроки приведения ими своих учредительных документов в соответствие с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Практика показала, что в условиях настоящего времени государственные объединения не изжили себя и нет необходимости приводить их учредительные документы в соответствие с Гражданским кодексом, поэтому Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь»[308] в ч. 3 п. 2 ст. 44, п. 2 и 4 ст. 46, ч. 4 п. 4 ст. 63 ГК внесены изменения и дополнения, согласно которым в число видов юридических лиц включены объединения коммерческих, некоммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей в форме государственных объединений, а глава 6 ГК дополнена новым параграфом (§6. Государственные объединения»), содержащим четыре статьи (1231-1234). В связи с этим ч. 5 ст. 1141 ГК исключена.

Ст. 1231 ГК содержит следующее определение государственного объединения: «Государственным объединением (концерном, производственным, научно-производственным или иным объединением) признается объединение государственных юридических лиц, государственных и иных юридических лиц, а также государственных и иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, создаваемое по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления».

Государственное объединение создается, как правило, по отраслевому принципу. Его основными функциями являются: осуществление общего руководства, общего управления деятельностью, координация деятельности и представление интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в состав объединения (п. 2 ст. 1231 ГК). Государственное объединение находится в подчинении Правительства Республики Беларусь, республиканского органа государственного управления, органа местного управления и самоуправления или государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления (п. 3 ст. 1231 ГК).

Как правило, государственные объединения являются некоммерческими организациями. Исключение составляют случаи принятия в соответствии с законодательством решений о признании их коммерческими организациями (п. 4 ст. 1231 ГК).

Правовое положение государственных объединений, права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, входящих в их состав, определяются ГК и иными актами законодательства о таких объединениях, а также их уставами (п. 6 ст. 1231 ГК).

В состав государственного объединения могут входить государственные унитарные предприятия и (или) государственные учреждения по решению государственного органа (должностного лица), принявшего решение о создании государственного объединения, или уполномоченного им органа. по решению государственного органа (должностного лица), принявшего решение о создании государственного объединения, или уполномоченного им органа (п. 1 ст. 1232 ГК). Они могут быть исключены из его состава по решению этого органа (должностного лица) (ч.1 п. 3 ст. 1232 ГК).

На условиях и в порядке, определенных уставом государственного объединения добровольно в его состав могут входить иные организации, индивидуальные предприниматели (п. 1 ст. 1232 ГК). Решение о возможности вхождения их в состав государственного объединения принимается государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о создании государственного объединения, или уполномоченным им органом (ч.2 п. 1 ст. 1232 ГК). Иные участники государственного объединения, входящие в его состав добровольно, вправе выйти из его состава или могут быть исключены из этого состава в порядке, установленном уставом соответствующего государственного объединения (ч.2 п. 3 ст. 1232 ГК).

Участники государственных объединений сохраняют права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть ограничены или иным образом изменены в соответствии с законодательством (п. 2 ст. 1232 ГК).

Решения государственных объединений по вопросам, предусмотренным уставами государственных объединений и актами законодательства о таких объединениях, являются обязательными для их участников (п. 4 ст. 1232 ГК).

Государственное объединение не отвечает по обязательствам его участников, а участники государственного объединения не отвечают по обязательствам этого государственного объединения, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (п. 5 ст. 1232 ГК).

Единственным учредительным документом государственного объединения является его устав, утверждаемый государственным органом (должностным лицом), принявшим решение о его создании, либо уполномоченным им органом (п. 1 ст. 1234 ГК).

В уставе государственного объединения должны быть определены порядок и источники формирования имущества государственного объединения. В его состав не входит имущество участников государственного объединения. Если государственное объединение является коммерческой организацией, в его уставе помимо сведений, указанных в ч. 1 п. 2 ст. 48 ГК и сведений о порядке и источниках формирования имущества государственного объединения должны содержаться сведения о предмете деятельности государственного объединения (п. 3 ст. 1234 ГК). Следовательно, оно обладает специальной правоспособностью.

8.12. Объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей

(ассоциации и союзы)

1. Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели могут по договору между собой создавать некоммерческие объединения (ассоциации и союзы) в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих имущественных и иных интересов (п. 1 ст.121 ГК). Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций (п.2 ст.121 ГК). Хотя п. 2 ст.121 ГК в отличие от п.1 ст.121 не определяет цели общественных и иных некоммерческих организаций, которые они ставят перед собой, объединяясь в ассоциацию (союз), эти цели не отличаются от целей, для достижения которых коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели создают ассоциацию (союз).

Термины «ассоциация» и «союз» в ст.121 и 123 ГК употребляются как синонимы, хотя используются для обозначения при создании ассоциаций и союзов юридических лиц избирательно, в зависимости от того, какие юридические лица объединяются. Ассоциации создают юридические лица одного типа, а союзы – юридические лица, осуществляющие свою деятельность на определенной территории.

Ассоциации (союзы) являются некоммерческими юридическими лицами. Они, как уже отмечалось, создаются для координации деятельности их членов, представления и защиты их общих интересов. Они не вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Если перед объединением ставится задача ведения предпринимательской деятельности, оно преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном законодательством, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Однако полученные от такой деятельности доходы не подлежат распределению между организациями, образовавшими ассоциацию (союз), и используются для нужд последней.

2. Союз потребительских обществ также является некоммерческой организацией, но он может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Доходы от предпринимательской деятельности союза полностью направляются на покрытие расходов при осуществлении уставной деятельности (ст. 28 Закона Республики Беларусь от 25 февраля 2002 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь»[309]).

Для достижения целей, ради которых создан союз потребительских обществ, он может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Полученные доходы (прибыль) от предпринимательской деятельности союза полностью направляются на покрытие расходов от осуществления им уставной деятельности. Союз потребительских обществ вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные учредительными документами союза, создает в установленном законодательством Республики Беларусь порядке единую систему ведомственного контроля.

Республиканский союз потребительских обществ представляет интересы своих членов в международном кооперативном движении в соответствии с делегированными ему полномочиями.

3. Негосударственной некоммерческой организацией, созданной добровольно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, является их объединение, именуемое торгово-промышленной палатой. Оно создается в целях содействия развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, интегрирования ее экономики в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами.

Основы правового статуса торгово-промышленных палат а также порядок их создания и деятельности, особенности взаимоотношений торгово-промышленных палат с Белорусской торгово-промышленной палатой и государством определены Законом Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. «О торгово-промышленной палате»[310]. Торгово-промышленная палата (ТПП) является юридическим лицом, учредительным документом которого является устав.

При создании ТПП учредители наделяют ее имуществом, минимальный размер которого должен составлять сумму, эквивалентную 10000 евро. Оно формируется за счет вступительных и членских взносов, прибыли от предпринимательской деятельности ТПП, других доходов и поступлений, не запрещенных законодательством, и находится в собственности ТПП. Члены ТПП никаких прав на ее имущество не имеют и утрачивают права на имущество, переданное ТПП в качестве вступительных и членских взносов.

В случае ликвидации ТПП имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов, используется по решению ликвидационной комиссии в целях, предусмотренных уставом ТПП.

Высшим органом управления ТПП является съезд ТПП, который созывается не реже одного раза в три года. Съезд ТПП избирает постоянно действующий исполнительный орган ТПП, осуществляющий руководство ее деятельностью в период между съездами.

Принятие в состав ТПП, а также исключение из ее состава членов ТПП осуществляются в соответствии с уставом ТПП. Члены ТПП могут выйти из ее состава в любое время. Отказ ТПП в принятии юридического лица или индивидуального предпринимателя в состав ТПП, а также решение об исключении из ее состава членов ТПП могут быть обжалованы этим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в суд в течение шести месяцев со дня получения отказа или принятия решения об исключении.

4. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор и устав, утвержденный ее членами. Кроме сведений, которые в соответствии с п.2 ст.48 ГК и п.29 Положения от 16 марта 1999 г. должны содержаться в учредительных документах любого юридического лица, в учредительных документах ассоциации (союза) должны быть указаны условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

5. Источниками образования имущества ассоциации (союза) являются взносы ее (его) участников, доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, а также иные источники, не запрещенные законодательством. Союз может формировать фонды в соответствии с уставом союза. Имущество ассоциации (союза) находится в ее (его) собственности и используется строго по назначению для достижения цели, предусмотренной учредительными документами. Выбывший из ассоциации (союза) член не имеет права на часть ее (его) имущества (п. 3 ст.44 ГК), но он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода, если эти обязательства возникли во время его членства в ассоциации (союзе) (п. 2 ст.123 ГК). В случае ликвидации ассоциации (союза) ее (его) имущество, оставшееся после удовлетворения претензий кредиторов, не подлежит распределению между ее (его) участниками, а направляется на цели, предусмотренные учредительными документами. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, а последние несут субсидиарную ответственность по ее (его) обязательствам в порядке и в размере, предусмотренных учредительными документами (п. 4 ст.121 ГК).

6. Член ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее (его) услугами, по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года и может быть исключен из нее (него) по решению оставшихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами. Хотя в ст.123 ГК это прямо не предусмотрено, член ассоциации (союза) обязан вносить взносы для финансирования ее (его) деятельности.

С согласия всех членов ассоциации (союза) в нее (него) может войти новый участник. Его вступление может быть обусловлено субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

7. Высшим органом ассоциации (союза) является общее собрание ее участников, которое образует исполнительные органы и назначает должностных лиц. Высшим органом союза потребительских обществ является общее собрание представителей членов союза. Норма представительства определяется уставом ассоциации (союза).

8. Реорганизация и ликвидация ассоциации (союза) осуществляется по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц, но ассоциация (союз) не может быть признана банкротом, поскольку по ее обязательствам субсидиарную ответственность несут ее члены.

Имеются особенности ликвидации потребительских союзов. Они ликвидируются по решению их высших органов с согласия соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа (в случае ликвидации республиканского союза – с согласия Правительства Республики Беларусь), а также по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь (ст. 41 Закона Республики Беларусь от 25 февраля 2002 г. «О потребительской кооперации»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.