Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высшее образование Франции




Отличительными чертами системы высшего образования Франции в сравнении с другими странами ЕС являются, с одной стороны, большее разнообразие типов высших учебных заведений, с другой – унифицированная и централизованная система управления. Несмотря на начавшиеся в последние два десятилетия процессы децентрализации, в ходе которых большая автономия была предоставлена государственным департаментам, территориальным и региональным властям, государство сохраняет за собой основную роль в управлении образованием (в том числе в решении финансовых и кадровых вопросов).

Система образования Франции разделена на 28 учебных округов (академий), которые являются административными структурами, подчиненными только Министерству национального образования. Полномочным представителем Министерства национального образования в регионе является руководитель учебного округа – ректор академии. Он должен иметь докторскую степень и опыт преподавательской работы в вузе. Его главная задача – контроль исполнения директив министра и соблюдения правовых положений, которые определяют деятельность всех образовательных учреждений. Во многих случаях ректор академии располагает собственными властными полномочиями, предоставленными ему в масштабах учебного округа.

Ректор несет ответственность за все образовательные учреждения в своем округе – от детских садов до университетов включительно. В качестве высшего регионального администратора вузов он имеет статус канцлера университетов. Администрации учебных округов, которые делятся в свою очередь на департаменты, совместно с префектом региона и региональной Счетной палатой осуществляют, каждый в рамках своей компетенции, административный и финансовый контроль деятельности учебных заведений, не ограничивая, однако, предоставленной им по закону автономии.

Многообразие форм высших учебных заведений во Франции предоставляет учащимся широкий выбор возможностей и одновременно создает условия для конкурентной борьбы между «прикладными» вузами, имеющими во Франции давние исторические корни, и «классическими» университетами, которые оказываются менее конкурентоспособными в условиях модернизации и интернационализации высшего образования, о чем свидетельствуют как национальные, так и международные рейтинги вузов.

Кризис университетского образования во Франции задает основной вектор реформ, направленных главным образом на децентрализацию управления вузами, создание новых механизмов контроля качества образования, изменение и унификацию внутренней структуры вузов, разработку и принятие единых вузовских учебных циклов наряду с созданием индивидуальных планов обучения студентов и принятием мер, содействующих академической мобильности.

Необходимо заметить, что французская система образования охватывает не только континентальную Францию, но и иные ее территории и департаменты – острова в Индийском, Атлантическом и Тихом океанах.

Уже в учреждениях общего образования (коллежах) у учащихся появляются широкие возможности выбора своего дальнейшего профессионального пути:

v трехгодичное обучение в общеобразовательном и технологическом лицее заканчивается получением диплома общего или технического бакалавра, открывающего двери на гуманитарные и технические/естественно-научные факультеты университетов;

v двухгодичное обучение в профессиональном лицее дает возможность профессиональной деятельности после получения сертификата или диплома о профессиональном обучении или обучения в высшей школе после двухгодичного обучения в подготовительных классах и получения диплома профессионального бакалавра.

С 2002–2003 гг. Франция начала реализовывать ряд важных инициатив, предусмотренных Болонской декларацией. Введение новой степени магистра и системы степеней LMD позволило приблизить традиционную для Франции систему степеней и дипломов к общепринятой системе «бакалавр – магистр – доктор», а введение степени профессионального лиценциата соответствовало принятому европейскими странами принципу о профессионально ориентированном первом цикле высшего образования. Можно ожидать, что введение новой системы степеней LMD поможет Франции в значительной степени преодолеть издержки разнообразия ее вузовской системы. В 2003 г. около 15 университетов уже ввели новую систему LMD.

Система степеней LMD также облегчила введение европейской системы перезачета единиц (ECTS), придав новым степеням вполне конкретное количественное измерение: получение степени лиценциата (французского аналога степени бакалавра) соответствует 180 кредитным единицам, степень магистра, как научного, так и профессионального профиля, добавляет еще 120 единиц, соответствуя таким образом 300 кредитным единицам. Степень магистра любого профиля присваивается как университетами, так и высшими школами.

Собственно систему высшего образования Франции составляют университеты и многочисленные вузы неуниверситетского типа, которые отличаются условиями поступления, длительностью и содержанием учебных циклов, разнообразием выдаваемых дипломов о высшем образовании.

Во Франции 82 государственных университета и 5 негосударственных католических институтов. К числу вузов университетского типа также относятся 3 национальных политехнических института.

При университетах существуют специализированные институты, к числу которых относятся 113 университетских технологических институтов, дающих технологическое образование, 66 университетских профессиональных институтов, готовящих профессиональных инженеров, и 30 педагогических университетских институтов.

Классический учебный цикл в университетах составляет 5 лет и предполагает прохождение нескольких этапов (циклов), каждый из которых заканчивается получением диплома и/или ученой степени: после двух лет обучения студент получает диплом об общем университетском образовании, еще через год – степень лиценциата (licence), еще через два года – степень maоtrise и диплом об углубленном высшем образовании или диплом о специализированном высшем образовании. Получение диплома DEA предполагает дальнейшее продолжение научных исследований, поскольку дает право на поступление в докторантуру (Doctorat). Здесь в течение трех лет идет работа над диссертацией, успешная защита которой заканчивается присвоением степени доктора наук.

Получение диплома DESS в большей степени ориентирует его обладателей на продолжение профессиональной карьеры в той или иной сфере.

Таким образом, в настоящий момент во французских вузах можно получить следующие дипломы о высшем образовании государственного образца:

v лисанс 3 (Licence 3) – 3 года обучения (диплом бакалавра в России);

v мастер 1 (Master 1) – 1 год после лисанс 3, (диплом специалиста в России);

v мастер 2 (Master 2) – 1 год после мастер 1 (диплом магистра в России);

v диплом доктора наук (Doctorat).

Наряду с существующей традиционной системой ученых степеней Франция, будучи одним из инициаторов и активных участников Болонского процесса, с целью создания единой и прозрачной системы степеней в 1999 г. ввела систему «лиценциат – магистр – доктор» (Licence – Mastaire – Doctorat, LMD), присуждаемых соответственно через 3, 5 и 8 лет после получения степени бакалавра (Вас+3, Bac+5, Bac+8).

В технологических вузах университетского типа обучение длится два или три года и направлено на совершенствование профессиональной квалификации через практику на промышленном производстве, в сфере торговли и услуг. Так, обучение в IUT длится два года и завершается получением университетского технологического диплома. Кроме того, в некоторых лицеях (формально относящихся к системе среднего образования, а фактически неразрывно связанных с высшим образованием), имеющих секции по подготовке специалистов технического профиля, выпускникам выдается диплом технического специалиста.

К числу наиболее известных университетов относятся парижские университеты: старейший (основан в 1215 г.) и один из наиболее престижных во Франции и в Европе Парижский университет – Сорбонна и его преемники, получившие статус автономных вузов после знаменитой «майской революции» 1968 г. и последовавших за ней преобразований всей системы французского высшего образования: Университет Париж – Сорбонна, или Paris IV, Университет Пантеон – Сорбонна, или Paris I, Новая Сорбонна, или университет Paris III, имеющие преимущественно гуманитарную направленность, а также Университет Рене Декарта, или Paris V, визитной карточкой которого являются медико-биологические и естественно-научные факультеты и отделения.

Университет Страсбурга наиболее активно использует новые технологии в учебном процессе, а также уделяет наибольшее внимание развитию научных исследований. По критерию студенческой успеваемости лидирует Париж. Национальные политехнические институты Лотарингии и Гренобля, Технологический университет Компьена относятся к числу вузов, наиболее активно развивающих международные контакты.

Наилучшие условия обучения и жизни студентов созданы в университете Руана. Университет Клермона-Феррана, или Университет Оверны, уделяет наибольшее внимание профессиональной подготовке студентов (хотя самых значимых успехов в области профориентации все же удается достичь технологическим университетам и национальным политехническим школам). Эффективные инструменты финансового менеджмента обеспечивают оптимальное финансовое положение университетам Бордо, Сержи, Версаля. Наиболее динамичным является Национальный политехнический институт Лотарингии, а список лидеров в области образования для обладателей базового уровня возглавляет университет Лилль.

Университет Париж лидирует по всем критериям среди всех университетов в области права и экономики, Лион – среди филологических вузов, университет Валенсии – среди вузов, объединяющих гуманитарные и естественно-научные факультеты, Пуатье – среди университетов, которые также имеют медицинские факультеты, а Национальный политехнический институт Лотарингии – среди технических вузов.

Однако целью составления таких рейтингов является не только и не столько выявление «лучших», сколько выявление наиболее «жизнеспособных» в условиях серьезного кризиса французского университетского образования.

Слабая конкурентоспособность французских университетов на международном рынке образовательных услуг объясняется прежде всего их неспособностью привлечь лучших студентов и преподавателей, недостаточным количеством и качеством университетских научных исследований и разработок, что в свою очередь является следствием несовершенства системы управления и финансирования во Франции, а также конкурентной борьбы с вузами неуниверситетского типа, в которой университеты часто проигрывают.

К числу вузов неуниверситетского типа относятся государственные и частные специализированные школы высшего образования – национальные школы, высшие школы самого разного профиля, в том числе 83 государственных и 72 частных инженерных школы, 228 школ управления и коммерции, 4 нормальных высших школы, 23 архитектурных школы, 238 школ культуры и театрального искусства, 143 школы по подготовке социальных работников, 221 многопрофильная школа, готовящие юристов и администраторов, журналистов и редакторов, ветеринаров и т.д.

Высшие школы (специализированные школы высшего образования) появились во Франции в XVIII в., в период кризиса университетов, по инициативе государственных властей в целях подготовки управленческих кадров для работы в государственных структурах, а также по инициативе крупных предпринимателей – для обеспечения предприятий квалифицированными специалистами. Первые высшие школы – Горная школа и Королевская школа мосто- и дорогостроения – были созданы в 1783–1784 гг.

Сегодня высшие школы продолжают успешно справляться со своими задачами, открывая своим выпускникам путь в большой бизнес и в большую политику. К числу наиболее известных высших школ относятся Высшая нормальная школа, Национальная школа администрации, Высшая агрономическая школа, Высшая коммерческая школа, Политехническая школа, Центральная школа гражданских инженеров, Военная общевойсковая школа.

Негосударственные вузы, к числу которых относятся многие инженерные школы, высшие школы коммерции и менеджмента, католические институты, должны получить государственную лицензию на преподавание, что дает им право выдавать диплом государственного образца, получать государственные субсидии, а их студентам – право получать гранты и стипендии. Одновременно негосударственные вузы становятся объектом государственных инспекций, а юридической основой работы руководителя и профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов являются соглашения, подписанные ректором Академии (регионального органа управления образованием).

Особое место среди негосударственного образования занимают программы МВА, существующие на базе многих специализированных высших школ, являющихся международными центрами MBA-образования. Наиболее известными из них являются Королевская школа мосто- и дорогостроения, Европейская школа менеджмента на базе Парижской высшей школы коммерции, Высшая школа экономических и коммерческих наук, Школа высшего коммерческого образования, Европейский институт делового администрирования группы INSEAD и Парижский институт политических наук.

Дистанционное образование находится в сфере компетенции Национального центра по дистанционному образованию и сочетает новые ИКТ с традиционными методиками обучения. Слушатели могут выбирать отдельные дистанционные курсы или полное дистанционное обучение.

Государственное регулирование системы высшего образования. Одной из отличительных особенностей образования Франции продолжает оставаться преобладающая роль государства и высокая централизация управления. Практически все виды образовательной деятельности подлежат государственному контролю и регулированию, формы и механизмы которой подробно прописаны в центральном законодательстве.

Децентрализация образовательной системы Франции, решение о которой было принято еще в 1982 г., предусматривает постепенное перераспределение полномочий в пользу передачи все большей доли ведения и управления местным органам управления, что осуществляется по трем основным направлениям.

Во-первых, местным органам управления образованием в каждой территориально-административной структуре (коммуне, департаменте, регионе) поручается руководство определенным уровнем школьного (довузовского) образования. При этом коммуны несут ответственность за детские сады и начальные школы, департаменты – за коллежи (основное общее образование), регионы – за лицеи и специальные учебные заведения (полное общее среднее и профессионально-техническое образование).

Во-вторых, местным органам управления образованием предоставлено право разработки и реализации инвестиционных программ, так что ответственность за создание детских садов и начальных школ возложена на коммуны, за создание коллежей – на департаменты, что предусматривает необходимость постоянного диалога местных и центральных властей, ибо компетенция в выделении педагогических ставок сохраняется за центральными властями.

В-третьих, соответственно перераспределяются полномочия и ответственность различных уровней власти за материально-техническое и социально-бытовое обеспечение образовательных учреждений соответствующего уровня образования.

Что касается высшей школы, то здесь децентрализация ассоциируется в первую очередь с расширением академической и частично финансовой автономии вузов и вузовских подразделений, с участием в управлении вузами представителей деловых кругов и общественности, с развитием различных форм вузовского самоуправления.

Децентрализация во Франции не затрагивает, однако, такой важной составляющей образовательной системы, как кадровая политика. Зачисление в штатный состав и увольнение преподавателей не только высших, но и учебных заведений среднего звена осуществляется от имени министра, а все преподаватели, получившие назначение по итогам прохождения национального конкурса, становятся государственными служащими.

Все мероприятия в системе образования рассматриваются в рамках различных коллегиальных инстанций совещательного характера на национальном и региональном уровнях. На национальном уровне основные проблемы образования обсуждаются Высшим консультативным советом национального образования. В его составе 92 члена, из них: 48 – представители центрального аппарата министерства, ведущие профессора и известные специалисты в области педагогики; 28 – представители органов местного управления, учреждений науки и культуры, социально-экономической сферы, 13 из которых – делегаты от родительских и студенческих ассоциаций соответственно. Совет, занимающийся преимущественно проблемами довузовского образования, вырабатывает заключения и рекомендации министру по рассматриваемым вопросам.

Непосредственное курирование проблем высшего образования входит в компетенцию Национального совета по высшему образованию и научным исследованиям, из 61 члена которого 29 представляют преподавателей вузов, 11 – студенты и аспиранты и 21 – представители культуры, науки, производства и общественных организаций. Совет, главной задачей которого является оценка учебных и исследовательских программ, а также дипломных работ третьего цикла обучения, формирует две комиссии из 20 и 23 членов. Рекомендации совета в ряде случаев имеют обязательный характер. В компетенцию совета входят некоторые дисциплинарные вопросы в отношении преподавателей, научных работников и студентов вузов. Оба названных совета возглавляются Министром национального образования.

Параллельно с советами, работающими в качестве коллегиально-совещательных органов при министре, на национальном уровне также действует Национальный совет университетов, состоящий из групп и секций по определенным дисциплинам (специальностям), которые дают рекомендации по комплектованию и продвижению преподавателей в государственных вузах. По существу это технический орган, обладающий определенными полномочиями в отношении педагогического персонала. И наконец, представительные консультативные органы, объединяющие руководителей вузов, – это Конференция президентов университетов и Конференция директоров высших инженерных школ.

В соответствии с основополагающим законом Савари от 1984 г. определяющая роль принадлежит Министерству по национальному обучению, высшему образованию и науке (до 2004 г. – Министерство по делам молодежи, образованию и науки, далее – Министерство образования), которое выполняет большинство функций по управлению вузами, в том числе утверждает учебные программы, дипломы государственного образца, осуществляет основное финансирование, проводит кадровую политику, в частности, назначает генеральных секретарей (административное руководство) университетов, оценивает качество научно-исследовательских программ в вузах.

С 1989 г. ежегодная аккредитация вузов была заменена практикой подписания четырехлетних контрактов между вузами и государством, позволяющих вузам в большей степени проявлять свою самостоятельность. Предметом контракта становятся проекты развития вузов, учитывающие общенациональные цели и региональные потребности образования. Эти проекты разрабатываются вузами и обсуждаются совместно с представителями Министерства образования. Контракты выполняют тройственную функцию: они позволяют учитывать интересы представителей различных подразделений вузов, являются эффективным инструментом диалога между вузом и государством, а также достаточно гибким механизмом среднесрочного планирования развития вузов, позволяющим учитывать как меняющиеся потребности системы образования в целом, так и отдельных вузов, гарантируя при этом их финансовую стабильность на четырехлетний период.

Разработку и реализацию образовательной политики осуществляют консультативные органы министерства, главными из которых являются Национальный совет по высшему образованию и научным исследованиям, Национальный совет по университетам, Национальный совет по учебным программам, Национальный комитет по оценке.

В сферу компетенции Национального совета по университетам (CNU) входит кадровая политика: набор специалистов на преподавательские и научно-исследовательские должности.

Национальный совет по учебным программам (CNP) призван разрабатывать и принимать решения, позволяющие поддерживать связь между различными уровнями образования, прежде всего между средним и высшим образованием. Вопросами модернизации высшего образования также занимаются Ассоциация генеральных секретарей, Агентство по сближению университетов.

Важную работу по научным исследованиям в сфере образования проводят Высшая школа по национальному образованию, Национальный институт педагогических исследований, Французский университетский институт. Последний, в частности, с 1991 г. проводит ежегодные рейтинги среди преподавателей университетов по критерию их научной активности.

Большинство институтов высшего образования – все университеты, высшие научные школы, высшие нормальные школы, государственные инженерные школы, такие как Национальная горная школа, Национальная автодорожная школа – находятся в сфере компетенции Министерства по национальному обучению, высшему образованию и науке. Большинство специализированных высших учебных заведений подчиняются профильным министерствам и ведомствам. Так, военные академии и Политехническая школа (École polytechnique) подчиняются Министерству обороны, а Национальная школа администрации – непосредственно премьер-министру Франции.

Особенностью французской системы управления высшим образованием является наличие на региональном уровне «представительств» Министерства образования, которые называются академиями. Таким образом, Франция разделена на 30 академий, каждая из которых объединяет несколько департаментов, соответствующих традиционному административно-территориальному делению Франции. В соответствии с Законом о децентрализации 2003 г., направленным на повышение роли регионов, департаментов и местных сообществ в управлении образованием, были созданы новые посреднические структуры на региональном уровне – академические советы по национальному образованию и территориальные советы по национальному образованию. Таким образом, на практике меры по децентрализации оборачиваются усложнением структуры управления образованием, негативно влияющим на динамизм и эффективность ее функционирования.

Законодательство. Принятый в 1968 г. закон Эдгара Фо во многом способствовал модернизации и демократизации высшего образования, провозгласив независимый статус, административную, финансовую и педагогическую автономию вузов. Закон от 26 января 1984 г. (так называемый Закон Савари) закрепил основные принципы предшествующего закона – принцип автономии вузов, доступности образования, а также ввел новое понятие «профессионального обучения» как составляющей высшего образования.

Положения Закона Савари касаются не только основного образования (начального, среднего, высшего), но и образования взрослых, научных исследований, распространения результатов образовательных реформ, международного сотрудничества в сфере образования.

Закон от 12 июля 1987 г. установил также принцип свободы высшего образования, закрепляющий статус негосударственных вузов и условия их государственного лицензирования.

Принципы, определенные вышеперечисленными законами, легли в основу так называемого Ориентировочного закона о высшем образовании, принятого в 1989 г. Законодательной основой для интеграции Франции в общеевропейское образовательное пространство стали декрет от 17 ноября 1999 г., который ввел степень профессионального лиценциата, декрет от 30 августа 1999 г., утвердивший новую степень магистра, занявшую свое место в системе степеней LMD, а также декрет от 8 апреля 2002 г., заменивший термин «мastaire» на общепринятый англоязычный термин «мaster» и определивший ряд мер по поддержке образования в течение всей жизни.

Большое влияние на перераспределение компетенций в сфере образования и повышение автономии вузов оказал ряд законов, направленных на децентрализацию государственного управления во Франции. Базовые законы о децентрализации от 1982, 1983 и 2003 гг., а также новый закон о децентрализации, принятый 28 марта 2003 г., существенно расширили сферу компетенции территориальных сообществ на уровне регионов и департаментов, в том числе и в сфере образования, а также разграничили сферы полномочий государства, региональных и муниципальных властей на основе принципа субсидиарности, предполагающего взаимодополнение и уменьшающего риск дублирования функций по управлению образованием. В соответствии с этим принципом на государство возложены функции по разработке концепции образовательной политики, определению стратегических целей и задач развития образования, поддержанию общего социально-экономического равновесия функционирования образовательной системы. На регионы возложены задачи по определению и согласованию стратегий развития учебных заведений, расширению их региональных экономических связей. Департаменты призваны обеспечить более тесное и эффективное сотрудничество между учебными заведениями одного региона. В свою очередь местное сообщество (коммуны) должно поддерживать контакты с гражданами, общественными объединениями, обеспечивая тем самым непосредственную связь с потребителями образовательных услуг.

Обеспечение качества высшего образования. Качество образования на всех ступенях обучения контролируется органами управления образованием, которые образуют централизованную иерархическую структуру, возглавляемую генеральными инспекциями Министерства национального образования, имеющими свои подразделения во всех регионах и департаментах.

В отличие от других стран во Франции отсутствует аккредитация высших учебных заведений или учебных программ. Все государственные вузы считаются аккредитованными, однако они должны обладать правом осуществлять обучение и выдавать дипломы государственного образца, что означает также и возможность получения государственного финансирования. Это право ежегодно подтверждается министерством в форме публикуемых официальных списков видов подготовки (наименование дипломов с перечислением вузов, в которых министерство предусматривает данную подготовку на предстоящий учебный год и соответственно планирует её финансирование).

Основной формой внешнего контроля вузов во Франции является оценка их деятельности, которую осуществляет Национальный комитет по оценке – вневедомственное учреждение, созданное специальным законодательным актом и обладающее административной и финансовой независимостью.

В соответствии с рядом мер, направленных на децентрализацию управления высшим образованием, вузы получают все большую степень автономии, прежде всего в вопросах выбора и содержания учебных и научных программ. Однако качество и соответствие программ уровню выдаваемых государственных дипломов является предметом контроля со стороны государства.

На государственном уровне оценочные и контролирующие функции выполняют:

v Национальный оценочный комитет;

v Главная инспекция управления национальным образованием и наукой;

v Высший совет по оценке, возглавляемый чиновником Национального аудиторского агентства и состоящий из выбираемых на государственном и местном уровнях представителей различных категорий участников образовательного процесса.

Деятельность всех этих структур координирует Департамент по оценке и развитию образования Министерства образования Франции.

Франция также является членом Европейской сети по обеспечению качества высшего образования (ENQA), Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной сети агентств, гарантирующих качество высшего образования (INQAAHE).

Прием в университеты и большинство университетских институтов открыт для всех студентов, имеющих степень бакалавра (baccalauréat), присуждаемую после окончания лицея, диплом доступа к университетскому образованию или эквивалентную квалификацию. Исключение составляют медицинские, стоматологические и фармацевтические факультеты университетов, а также IUT, которые предполагают конкурсный отбор студентов.

Система приема студентов в многочисленные вузы неуниверситетского типа базируется на единых строгих процедурах отбора. Большинство специализированных высших школ осуществляют конкурсный набор студентов, которому предшествует подготовка и сдача экзаменов в двухгодичных подготовительных классах (CPGE) и секциях по подготовке специалистов технического профиля (STS), существующих на базе профессиональных и технологических лицеев.

При всей видимой доступности высшего образования и разнообразии вузов конкуренция между университетским и неуниверситетским образованием становится серьезным фактором социального расслоения.

Существенно расширив возможности выбора, система высшего образования во Франции в начале XXI в. столкнулась с новой проблемой – «разрыва» между лицеем и вузом (университетом), университетским и неуниверситетским образованием, связанной с тем, что все большее число выпускников лицеев (бакалавров) предпочитает поступлению в университеты профессиональную деятельность либо учебу в подготовительных классах (CPGE) и секциях по подготовке специалистов технического профиля (STS) для дальнейшего поступления в более престижные высшие школы.

Своеобразной особенностью, отличающей взаимодействие системы высшего образования с рынком труда во Франции от рассмотренной выше ситуации в Великобритании (и ряде других стран – США, Японии и др.), является высокая востребованность на рынке и высокий уровень (и престиж) профессионального образования по сравнению с академическим.

Академическое университетское образование испытывает серьезные трудности с отбором и обучением талантливой молодежи, предпочитающей профессиональное образование и карьеру в промышленности и бизнесе. Следствием этого является невысокая успеваемость студентов университетов и снижение престижности дипломов об общем университетском образовании (DEUG).

Финансирование системы высшего образования. Государство по-прежнему остается основным источником финансирования высшего образования во Франции. Общенациональные расходы на высшее образование (включая государственное финансирование, финансирование, поступающее от региональных властей и бизнеса) составили 17 млрд евро в год. В среднем пятилетнее обучение одного студента, проживающего отдельно от своей семьи, обходится французскому государству в 47 750 евро, т.е. около 9 500 евро в год. По этому критерию Франция оказывается ниже среднего показателя по странам ОЭСР. Общие расходы на высшее образование во Франции составляют около 1,1% от ВВП (из них 1% – государственные расходы; 0,1% – частные), что в 2 раза меньше, чем, например, в США (2,3% – общие расходы; 1,1% – государственные; 1,2% – частные).

При этом высшее образование не является приоритетной расходной статьей государственного бюджета, выделяемого на нужды образования: 13,5% против 33,5%, выделяемых на общее среднее образование, и 22,3%, выделяемых на начальное среднее образование. Об этом свидетельствует также объем кредитного финансирования (кредитов на покрытие текущих расходов, инвестиционных кредитов, кредитов для погашения обязательств по текущим платежам): из 64,6 млрд евро, выделенных в 2004 г., 55,5 млрд евро предназначены для учреждений среднего образования и только 9 млрд евро – для вузов.

За общими цифрами финансирования скрывается достаточно плачевная ситуация в университетах, вынужденных проводить политику «жесткой экономии» (т.е. экономить на отоплении и ремонте, на квадратных метрах рабочих помещений кафедр и лабораторий) и отказывающихся принимать свой бюджет в случае недостаточного размера государственных дотаций, активные протесты со стороны студенческих и преподавательских профсоюзов, петиции от лица ведущих ученых и преподавателей.

Действующий порядок финансовых отношений между государством и вузами был введен в 1989 г. На смену ежегодному финансированию пришла практика заключения четырехлетних контрактов между государством и вузами. Основой этих контрактов являются планы институционального развития, которые обсуждаются представителями вуза и Министерства образования и анализируются различными государственными инстанциями по оценке и контролю в сфере высшего образования. В настоящее время предлагается расширить предмет контрактов, включив в них не только план институционального развития, но и вопросы кадровой политики, учебные и научные программы вузов, однако, как подчеркивают представители специальной оценочной комиссии при министерстве образования, а также представители многих университетов, пока университеты к этому не готовы. Более реальными и приемлемыми как для министерства, так и для вузов являются предложения по продлению срока действия этих контрактов (как минимум до 6 лет), а также упрощение процедуры оценки программ институционального развития по принципу «единого окна».

В то же время финансовый кризис, переживаемый сегодня системой высшего образования Франции, заставляет многие университеты более активно включаться в систему региональных экономических связей, осваивать основы предпринимательской деятельности.

Интересным примером в этой связи являются распространенные во Франции инженерные школы. В них удается сочетать образовательный и научно-исследовательский процесс, с одной стороны, и учебные и научные программы с новыми требованиями построения Единого европейского образовательного пространства – с другой. Студенты и выпускники этих школ уже в процессе обучения включаются в экономическую и предпринимательскую деятельность, поскольку их курсовые и дипломные работы часто являются проектными работами, выполняемыми в рамках контрактов школ с малыми и средними предприятиями. Таким образом, инженерные школы становятся непосредственными участниками инновационного процесса (процесса производства новых знаний и технологий), инициируемого МСП, сокращают разрыв между сферой теоретического и практического знания.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите законодательство, регулирующее образование во Франции. Дайте его характеристику.

2. Как осуществляется финансирование образования?

3. Кто осуществляет управление системой образования?

4. Как обеспечивается качество высшего образования во Франции?

5. Выделите структуру высшего образования и дайте характеристику.

 

ГЛАВА 9. РОССИЯ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

9.1. Мотивы участия России в Болонском процессе.

9.2. Особенности и проблемы внедрения кредитно-модульной системы в России.

9.3. Система образования Российской Федерации в рамках Международной стандартной классификации образования (МСКО).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.