Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для контроля и самоконтроля




Ключ

Номер шкалы Название шкалы №№ суждений
  Неприятие или непонимание индивидуальности человека 1, 10, 19, 28, 37
  Использование себя в качестве эталона при оценке других 2, 11, 20, 29, 38
  Категоричность или консервативность при оценке других 3, 12, 21, 30, 39
  Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера 4, 13, 22, 31, 40
  Стремление переделать, перевоспитать партнера 5, 14, 23, 32, 41
  Стремление подогнать партнера под себя, сделать его удобным 6, 15, 24, 33, 42
  Неумение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности 7, 16, 25, 34, 43
  Нетерпимость к психическому или физическому дискомфорту партнера 8, 17, 26, 35, 44
  Неумение приспосабливаться к партнерамёё 9, 18, 27, 36, 45

 

Комментарии к содержанию шкал.

1. Вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей.

Индивидуальность другого это прежде всего то, что со­ставляет особенное в нем: данное от природы, воспитан­ное, усвоенное в среде обитания. Мера несовпадения лич­ностных подструктур партнеров и составляет различия их индивидуальностей.

2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя.

В этом случае вы отказываете партнеру в праве на ин­дивидуальность и, словно в прокрустово ложе, втискивае­те партнера в ту или иную подструктуру своей личности. Более того, в прямом или завуалированном виде вы счита­ете себя «истиной в последней инстанции», судите о парт­нерах, руководствуясь своими привычками, установками и настроениями.

3. Вы категоричны или консервативны в оценках людей.

Таким способом вы регламентируете проявление инди­видуальности партнеров и требуете от них предпочтитель­ного для себя однообразия, которое соответствует вашему внутреннему миру – сложившимся ценностям и вкусам.

4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров.

Качества личности партнера, которые определяют по­ложительный эмоциональный фон общения с ним, назо­вем коммуникабельными, а качества партнера, вызываю­щие негативное отношение к нему – некоммуникабельны­ми. Человек с низким уровнем общей коммуникативной толерантности обычно демонстрирует неуправляемые от­рицательные реакции в ответ на некоммуникабельные ка­чества партнера. Неприятие в другом чаще всего вызыва­ют некоммуникабельные типы лиц, некоммуникабельные черты личности и некоммуникабельные манеры общения.

5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера.

В сущности, вы беретесь за непосильную задачу – воз­намерились изменить ту или иную подструктуру личнос­ти, обновить, переподчинить или заменить ее элементы. Попытки перевоспитать партнера проявляются в жесткой или мягкой форме, но в любом случае, они встречают его сопротивление. Жесткая форма отмечается, например, в привычке читать мораль, поучать, укорять в нарушении правил этики. Мягкая сводится к требованиям соблюдать правила поведения и сотрудничества, к замечаниям по разным поводам.

6. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным.

В данном случае вы как бы «обтесываете» те или иные качества личности партнера, стремясь регламентировать его поступки или добиться сходства с собой, настаиваете на принятии вашей точки зрения, оценивая партнера, ис­ходите из своих обстоятельств и т.д.

7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, нелов­кость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.

Это означает, что ваше сознание «застревает» на разли­чиях между личностными подструктурами – вашей и парт­нера. Таков источник взаимных обид, стремления услож­нить отношения с партнером, придавать особый неприят­ный смысл его поступкам и словам.

8. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер.

Такое наблюдается в тех случаях, когда партнер недо­могает, жалуется, капризничает, нервничает или ищет соучастия и сопереживания. Человек с низким уровнем коммуникативной толерантности – душевно черствый и поэтому либо не замечает подобных состояний, либо они его раздражают, по крайней мере, вызывают осуждение. При этом он игнорирует то, что сам тоже бывает в диском­фортных состояниях и обычно рассчитывает на понима­ние и поддержку окружающих.

9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, при­вычкам, установкам или притязаниям других.

Данное обстоятельство указывает на то, что адаптация к самому себе для вас функционально важнее и достигает­ся проще, чем адаптация к партнерам. Во всяком случае, вы постараетесь менять и переделывать прежде всего парт­нера, а не себя – для некоторых это непоколебимое кредо. Взаимное существование, однако, предполагает адаптаци­онные умения обеих сторон.

Подсчитайте сумму баллов, полу­ченных вами по всем 9-ти признакам и сделайте вывод: чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которое мож­но заработать – 135, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так невероятно получить ноль баллов – свидетельство терпимости личности ко всем ти­пам партнеров во всех ситуациях. В среднем, опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений - 31 балл, медсестры — 43, врачи — 40 баллов. Сравните свои данные с приведенными показателями и сделайте вывод о своей коммуникативной толерантности.

Обратите внимание на то, по каким из 9-ти предложен­ных выше поведенческих признаков у вас высокие сум­марные оценки – здесь возможен интервал от 0 до 15 бал­лов. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту от­ношений. Разумеется, полученные результаты позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные вашим взаимоотношениям с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообразнее.

 

Задания для самостоятельной работы к разделу 4.

1. Какова специфика изучения личности в социальной психологии?

2. Что такое «имплицитные теории личности»?

3. Перечислите группы социально-психологических качеств личности. Каково их соотношение с «базовыми» качествами?

4. В чем заключается феномен когнитивной сложности? Какое влияние он оказывает на характер процесса общения?

5. Нарисуйте иерархическую схему диспозиционной регуляции социального поведения личности.

6. Как Вы можете объяснить результаты эксперимента Р. Лапьера по исследования связи установки и поведения?

7. Какие методы и методики социально-психологической диагностики личности Вы знаете?

 

1. Перечислите основные явления, которые изучает социальная психология.

2. Назовите причины различного понимания предмета социальной психологии в 20-е годы.

3. Как развивалась отечественная прикладная психология в 30–40-е годы?

4. Какие периоды выделяют в развитии социальной психологии?

5. Приведите примеры использования социально-психологических знаний в период до выделения социальной психологии в самостоятельную науку.

6. Каковы предпосылки создания «Психологии масс»? Перечислите создателей этой теории.

7. Перечислите основные положения «Психологии народов».

8. Что рассматривается в качестве основной детерминанты поведения человека в теории инстинктов социального поведения?

9. Как соотносятся понятия «взаимодействие», «межличностные отношения», «общение»?

10. Перечислить факторы, определяющие специфику передачи информации в процессе коммуникации.

11. Назовите причины одинакового и различного понимания элементов невербального поведения в различных культурах.

12. Приведите примеры проявлений фундаментальной ошибки атрибуции в межличностном восприятии.

13. Какова роль установки при формировании первого впечатления о человеке?

14. Перечислите механизмы социальной перцепции.

15. В чем отличие и сходство стереотипа и предубеждения?

16. Какие функции выполняют стереотипы и предубеждения в процессе социального познания?

17. Приведите примеры поведенческих проявлений предубеждений.

18. Дайте определение понятиям «убеждение» и «внушение». В чем сходство и различие между этими двумя способами воздействия?

19. Каковы конструктивные функции конфликта?

20. Какие виды конфликтов Вы знаете?

21. Перечислите основные стратегии поведения в конфликте. Какая из стратегий является наиболее конструктивной и почему?

22. В чем суть феномена «сдвига к риску»?

23. Что такое «огруппление мышления»?

24. Какие психологические механизмы определяют групповую поляризацию мнений?

25. Перечислите методы повышения эффективности групповой дискуссии.

26. Какие виды конформности Вы знаете?

27. Перечислите личностные и групповые факторы конформности.

28. Кто экспериментально исследовал феномен конформности?

29. В каких ситуациях конформность играет конструктивную роль?

30. Почему, по мнению Г.Г. Дилигенского, психология больших социальных групп является важнейшей проблемой социальной психологии?

31. Что входит в понятия «психический склад» и «эмоциональная сфера» в психологической структуре этнической группы?

32. Приведите примеры больших социальных групп.

33. Что является регуляторами поведения в большой социальной группе?

34. Каковы составляющие образа жизни?

35. Каковы методы исследования больших социальных групп?

36. Приведите примеры стихийных групп.

37. Перечислите психологические механизмы образования стихийных групп?

38. Каковы особенности стихийного массового поведения?

39. Перечислите основные признаки малой группы.

40. Перечислите основные отличия формальной группы от неформальной.

41. Как соотносятся понятия «статус» и «роль»?

42. С чем связано существование групповых норм?

43. Какие факторы влияют на рост сплоченности в группе? Как соотносятся групповая сплоченность и продуктивность работы в группе?

44. Перечислите основные отличия и сходства феноменов руководства и лидерства.

45. Как связаны характер групповой задачи и стиль руководства?

46. Какова специфика изучения личности в социальной психологии?

47. Что такое «имплицитные теории личности»?

48. Перечислите группы социально-психологических качеств личности. Каково их соотношение с «базовыми» качествами?

49. Перечислите институты социализации.

50. Перечислите основные сферы социализации.

51. Назовите механизмы социализации.

52. Какие этапы социализации выделяет Г.М.Андреева?

53. Как Вы считаете, социализация является ограниченным по времени процессом или продолжается в течение всей жизни человека? Со взглядами каких психологов согласуется Ваша позиция?

54. Какие специализированные методы используют психологи для проведения прикладных исследований?

55. Какие компоненты выделяют в структуре социальной установки?

56. Всегда ли социальная установка определяет поведение человека?

57. В каком эксперименте проверялась связь между социальной установкой и поведением?

58. Какой психологический механизм может быть задействован в процессе изменения социальной установки?

 

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов заочной формы обучения

 

1. Основные области исследования социальной психологии.

2. Краткий исторический очерк социальной психологии.

3. Формы, функции, виды и уровни общения.

4. Воздействие в процессе общения.

5. Методы разрешения конфликтов.

6. Групповая совместимость, групповая сплоченность.

7. Феномены межгруппового взаимодействия.

8. Механизмы развития группы.

9. Модели развития групп.

10. Управление малой группой.

11. Проблема группового сознания.

12. Психология массовидных явлений.

13. Понятие гендерной роли.

14. Идеалы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.