КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая сущность конфликта 2 страница
Оценка состояния психологии групп, социально-психологических явлений и процессов в ней базируется на соотнесении того, что есть, с идеальными (желательными) характеристиками - социальными, нравственными, цивилизованными, психологическими, педагогическими, правовыми, максимально отвечающими здоровым интересам членов групп, других людей и общества. В таком сравнении обнаруживается уровень социально-психологического развития группы и социально-психологических явлений в ней. Поэтому управление социальными группами основывается на анализе уровня их развития. Выделяются как минимум три уровня: низкий, средний и высокий. Каждому из них свойственно особое содержание и качество ее психологии. Низкий уровень (ассоциация) - члены группы только что объединились на основе приказа или личных интересов; в группе могут наблюдаться разобщенность, конфликты, факты нарушений дисциплины, моральных норм, отсутствие товарищества, непорядочность, индивидуализм, чувства групповой и личной ответственности слабы, ценностная ориентация на честь группы отсутствует; группа не сплочена, результаты ее деятельности невысоки, работа не спорится, каждый заботится сам о себе, состав членов быстро меняется. Средний уровень (кооперация) - более осознанная деятельность и дисциплинированность, достаточно прочные товарищеские и служебные взаимоотношения; сплоченность группы оставляет желать лучшего, психологическая удовлетворенность расценивается членами группы как нуждающаяся в улучшении, отток старых и приток новых членов группы достаточно велик. Высокий уровень (автономизация) - четкая организационная структура и дисциплина, внутреннее единство целей и мотивов деятельности; группа сплочена и стабильна по составу, живет и действует с подъемом и хорошим настроением; характерна деловая активность и острая психологическая нацеленность на качественное решение главной задачи; в группе здоровое общественное мнение, настроения, традиции, нормы поведения, отношения долга и ответственности, солидарности и сотрудничества, уважения и поддержки; все работают в условиях максимально благоприятного социального и морально-психологического климата, удовлетворены членством.
Если люди объединяются на основе общих служебных интересов, социально полезных целей, нравственных ценностей, не замыкаются внутри своей группы, то такая автономная группа превращается в коллектив. В психологии коллектива реализуются потенциальные возможности прогрессивного социально-психологического развития, имеющиеся в психологии любой малой группы, как для успешной жизни и деятельности, так и для личностного роста ее членов. Коллектив как союз единомышленников — это максимально благоприятная для человека социально-психологическая микросреда, следовательно, производительность его труда, профессиональный и личностный рост здесь будут наиболее успешными. Поэтому вся работа с малой группой должна быть ориентирована на психологическое превращение ее в коллектив. Вместе с тем автономизация может таить в себе и некоторую опасность, если ее деятельность направлена не туда, куда надо. Если люди скрывают свои намерения, пренебрегают товариществом, за счет других осуществляют свои цели, то такая автономная группа превращается в корпорацию — со всеми вытекающими последствиями. Поэтому криминальные группы, которые могут отличаться высокой организованностью, сплоченностью, единством действий, тем не менее не относятся к коллективам, так как: они заняты не общественно полезной, а антиобщественной деятельностью; воздействие их на своих членов ведет их не к цивилизованному личностному росту и самоутверждению, а к социальной и психологической деградации, к выключению из связей гуманного, морального, демократического, правового общества; они направлены в сторону, противоположную имеющимся возможностям и тенденциям достойного развития общества и человека.
Оценка существующего уровня социально-психологического развития группы и дальнейшее прослеживание изменений ее психологии позволяет понять первоочередные задачи работы с коллективом, корректировать их и в целом успешно управлять социальной группой.
5.3. Структурные элементы в группе Раскрывая структуру трудового коллектива, прежде всего выделяют следующие его компоненты: 1. Социальная структура может быть представлена такими категориями, как рабочие (в том числе квалифицированные и неквалифицированные), служащие, специалисты и руководители. 2. Функциональную структуру специалисты по управлению обычно представляли таким образом: работники преимущественно физического труда (основные, вспомогательные, обслуживающие) и работники преимущественно умственного труда (административно-управленческий персонал, счетно-конторские работники, производственно-технический персонал). 3. Важна и социально-демографическая структура, в которой выделяются группы по возрасту, полу, национальности и т. п. Хороший руководитель непременно вникнет в профессионально-квалификационную структуру своего коллектива. В ней обычно выделялись следующие группы работников: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные, практики, со средним специальным образованием, с высшим образованием. Знание этих характеристик позволит руководителю увидеть плюсы и минусы своей организации, коллектива, выявить его психологические особенности, а также те персонифицированные силы, которые способны повысить или, наоборот, снизить эффективность его деятельности. 5. В отечественной и зарубежной литературе много внимания уделено взаимодействию формальных и неформальных структур в коллективе. В то же время влюбой организации, учреждении, фирме сами собой возникают неформальные структуры, группы.
Неформальная структура — это спонтанно возникающая группа людей, которая регулярно вступает во взаимодействие для достижения определенных целей. В международном менеджменте проведены исследования, в результате которых сформулирован ряд положений и рекомендаций по управлению неформальными структурами. В частности, отвергнуты мнения, что возникновение неформальных групп есть показатель неэффективного управления. Далее, установлено, что в неформальных структурах наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Неформальные лидеры имеют и используют в основном не меньшее влияние в коллективах, делают ставку на людей, их личностные и индивидуальные качества, а также на взаимоотношения. Известно также, что для коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от смены деятельности, ситуаций и т. д. В трудовом коллективе может быть несколько типов лидеров: деловой лидер (тот, кто лучше других представляет себе суть дела и имеет опыт в решении основных задач, стоящих перед группой); эмоциональный лидер (обладающий наибольшей притягательностью, аттракцией); может быть и ситуативный лидер-человек, который более других способен в какой-то небольшой промежуток времени повести за собой коллектив. Согласно теории американского менеджмента целесообразны следующие действия руководителя по отношению к неформальным структурам: 1)признать существование неформальной структуры и ни в коем случае не предпринимать мер к ее уничтожению, работать с нею и не угрожать ее существованию; 2) стремиться выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп. Знать лидеров, регулярно встречаться с ними, поощряя те группы, которые не мешают, а способствуют достижению целей организации; 3) перед тем как предпринять какие-либо действия, следует просчитать их возможные отрицательные воздействия на неформальные структуры; 4) чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальных групп, необходимо разрешить им участвовать в разработке и принятии решений;
5)быстро выдавать точную информацию, тем самым препятствуя распространению слухов. Реально управлять неформальной группой можно при условии, что субъект управления располагает точной информацией о наличии такой группы и ее структуре. Получить точную информацию позволяет групповая социометрия, суть которой на операциональном уровне анализа определяется понятием "выбор". Исходя из особенностей группы, формулируют вопросы, побуждающие членов группы выбирать себе партнеров как для эмоционально-чувственного общения, так и для делового взаимодействия ("для дела", "для души"). Здесь возможен широкий спектр оценок, обусловленный реальным положительным или отрицательным предполагаемым выбором. Анализ высказываний дает весьма полезную информацию о количестве выборов или отвержений, полученных каждым членом группы, количестве взаимных выборов или отвержений, количестве оправдавшихся или не оправдавшихся предположений о выборе или отвержении со стороны других членов группы и пр. В конечном счете социометрия выявит лидеров группы, отверженных, микрогруппы и даст другую информацию. В целом неформальные группы, существующие в рамках организации, могут действовать в направлении интересов и целей организации, против ее интересов и целей и безразлично (индифферентно) по отношению к ним. Кроме того, для нормальной, эффективной организации труда, для управления совместной координированной деятельностью большое значение имеет все, что связанно с приемом, передачей и переработкой информации. Здесь необходима синхронизированность, правильное и точное понимание передаваемого, чтобы последующие действия были также целенаправленны и эффективны. Многое поэтому зависит от организации, построения коммуникативной структуры, коммуникативной связи в социальной группе, учреждении, фирме. 6. Коммуникативная структура организации, социальных групп — довольно сложное явление, и оно до сих пор является предметом исследований. Коммуникативная структура может быть представлена как сеть каналов или путей, по которым в группе происходит обмен информацией и мнениями. При организации обмена информацией выделяют формальные и неформальные каналы связи. Формальные каналы связи установлены административно в соответствии с должностной организационной структурой и связывают людей по вертикали и горизонтали внутри трудового коллектива. Ясно, что формальные потоки никогда не удовлетворяют потребности участников трудового процесса, ибо социальные контакты не ограничиваются сугубо официальными рамками. Неформальные каналы связи — это те, которые выходят за пределы организации и не совпадают с официально установленными. Зачастую неформальная информация опережает формальную, иногда она бывает на уровне слухов, т. е. недостаточно достоверной. Однако в нормально функционирующих коллективах всегда существует некий баланс формальных и неформальных информационных потоков с превалированием то одного, то другого. Существует еще одно разделение коммуникаций — нисходящая и восходящая информация. Нисходящая информация — это та, которая направлена "сверху вниз", т. е. от руководства к подчиненным, с верхних эшелонов управления на нижние. Восходящая же направлена "снизу вверх", от непосредственных участников трудового процесса к руководителям, менеджерам среднего и высшего уровней. Дефицит информации — традиционная болезнь наших российских организаций. Нередко руководство не дает полной информации, засекречивает ее, хотя в этом нет никакой необходимости. Психологически работники, не получающие сверху достаточной информации, чувствуют себя неуверенно и даже униженно. В государственных организациях — это проблема власти, в новых коммерческих организациях — это еще не отрегулированная часть отношений, хотя и не обязательно утаивание чего-либо с безнравственной целью. Необходимо стремиться к тому, чтобы два потока, нисходящий и восходящий, были уравновешены, чтобы они не создавали напряжения в отношениях, а способствовали успеху решения общих задач. Кроме того, внутрикоммуникативные сети подразделяют на централизованные и децентрализованные. В организациях централизованного управления вся коммуникация замыкается на руководителе или лидере группы, в организациях нецентрализованного управления она более или менее равномерно распределяется между всеми членами организации. Установлено, что централизованные сети в большей мере, чем децентрализованные, способствуют лучшему решению относительно простых задач, но препятствуют эффективности решения сложных проблем, а также уменьшают удовлетворенность работой у членов группы, снижают групповую сплоченность, хотя и способствуют развитию лидерства. Известно множество и других вариантов коммуникативных моделей. В реальной жизни имеется еще большее разнообразие коммуникативных сетей и моделей. На основе их изучения американскими специалистами выявлены четыре типа "коммуникаторов" в пределах организации[5]: 1."Сторож" — работник, который контролирует прохождение информации к другим работникам. Обычно эту роль играют секретари, диспетчеры, операторы телефонных станций и т. п. 2. "Лидер мнений" — человек, оказывающий влияние на установки и поведение некоторых людей. Чаще это неформальный лидер, мнения которого противоречат официальному. "Связной" — тот, кто служит связующим звеном между двумя и более группировками. Настоящий связной стремится дистанцироваться от каждой группировки, чтобы более объективно передавать информацию. 3. "Пограничник" — человек, который имеет высокую степень связи с организационным окружением. Оптимизация коммуникативной структуры — важный элемент интенсификации контактов внутри коллектива и управления им. 7. Кроме коммуникативной структуры в каждом коллективе выделяют также структуры влияния, ожидания и симпатий. Структура влияния формируется на основе взаимодействий двух категорий лиц одной группы — тех, которые заявляют о своих желаниях, и тех, которые выполняют эти желания. В коллективе почти всегда есть люди, которые навязывают другим свою волю, и всегда находятся такие, которые подчиняются. Это можно наблюдать во время выполнения группой какого-либо самостоятельного задания, или, как говорят, проигрывания соответствующего сценария Структура ожидания возникает благодаря консенсусу одной (более или менее крупной) части группы относительно того, какое поведение следует ожидать от определенных членов группы в конкретных ситуациях. Это ожидание особенно ощутимо в одобрительных, отрицательных или нейтральных реакциях на поведение отдельных членов группы. Иногда даже прозвища позволяют судить о том, какую роль играет в группе тот или иной ее член и что группа ждет от него. Структура симпатий отмечена тем, что члены группы относятся друг к другу с различной степенью симпатии, антипатии или равнодушно. Достаточно хорошо разработаны методики выявления внутригрупповых симпатий и антипатий с помощью "социометрических тестов". Имеются в виду "замеры" притяжения и отталкивания, аттракции и отвержения, в которых выявляются "звезды" и "аутсайдеры", т. е. лица, наиболее часто выбираемые большинством членов группы и совсем не выбираемые, отвергнутые. Часто в каждой группе выявляются подгруппы, сохраняющие свою относительную самостоятельность, но связанные общим чувством и словом "Мы". Таким образом, социально-психологическая структура организации представляет собой сложную систему. Важной характеристикой группы является контактность ее членов, которая зависит от численности, состава, структуры группы. Наличие в организации неформальных групп — это закономерность, с которой руководство должно взаимодействовать и использовать ее для достижения своих целей. Слаженное функционирование коллектива, успешное решение им всех задач в условиях конкуренции потребует качественной отладки коммуникативной структуры, что благотворно влияет на социально-психологический климат и самочувствие каждого члена. 4. Сущность групповых социально-психологических явлений Психологическая реальность существует не только в виде психологии индивида, но и как психология групп. Жить в обществе, в социальной среде и не зависеть от них ни материально, ни психологически невозможно. Окружающий мир делает психическую деятельность человека связанной с окружающей социальной средой. По законам психического отражения социум вторгается в психику индивида, представлен в ней, навязывает определенные мысли, отношения и переживания, намерения и поступки. Поэтому психологию и поведение человека нельзя понять, не разобравшись, какие групповые психологические явления оказывали и оказывают на него влияние и что он сам делал и делает при этом. Отсюда существует такое определение: психика — это не только мир человека, но и человек в мире. Социально-психологические явления важны и тем, что они действуют не только на отдельных людей, но и на жизнь групп, начиная с малых и кончая обществом в целом. Социально-психологические явления различаются: 1)по носителям — личностные, межличностные, личностно-групповые, групповые, межгрупповые; 2) функциональным особенностям — взаимодействие, общение и взаимоотношения. В целом социально-психологическая реальность — это интегральный продукт совместной жизни, взаимодействия и общения людей, их психической деятельности и поведения, единая система индивидуальных и социальных структур. Основной причиной возникновения социально-психологических явлений выступает природный и социальный мир, в котором живут люди. Причиной одинаковости взглядов групп людей, их убеждений и мнений, мыслей и интересов, намерений и норм поведения служит общность условий жизнедеятельности. Схожесть условий инициирует тягу определенных групп людей к сближению и объединению, взаимопониманию и сплочению, совместным действиям и взаимной поддержке для достижения общих и личных интересов. На такой основе происходит образование микрогрупп (друзей, спортивных секций и команд и др.), малых групп (организаций, фирм, производств, преступных групп и др.), больших групп — общностей (население региона, группы по национальности, вероисповеданию, образованности и пр.), всего общества и даже народов разных государств (например объединение сил народов в борьбе с терроризмом). Общее всегда сплачивает людей, а различия разъединяют. Принадлежность человека к той или иной группе во многом характеризует и его отношения, психологию и поведение. Важным фактором, определяющим особенности социально-психологической действительности, выступают социально-психологические связи между людьми и группами. Связь в философском понимании — отношения между объектами и явлениями, разделенными в пространстве и во времени, сила, обеспечивающая их взаимное сближение или отталкивание. Социально-психологические связи превращают множество индивидов и других субъектов социальной действительности из разрозненной россыпи, сборищ в социальные системы. К числу ведущих социально-психологических связей принадлежат взаимодействие, общение и взаимоотношения. Взаимодействие — это универсальная философская и межнаучная категория, характеризующая как внешние, так и внутренние воздействия разных объектов друг на друга, взаимообусловленные внутренние и внешние изменения, организацию их совместной активности. Внешне взаимодействие обнаруживается в сплоченных и слаженных, дружных и эффективных или, напротив, неорганизованных и беспорядочных, разрозненных и конфликтных действиях. Поэтому под взаимодействием прежде всего понимаются поведенческие связи между людьми. Взаимодействие людей нужно ради удовлетворения ими своих потребностей и интересов, реализации планов и целей, намерений и стремлений в жизни и в профессиональной видах деятельности. Близость или совпадение их определяет тесноту взаимодействия, а различия — отсутствие его или соперничество, противостояние, конфликты, противоборство. Сказываются на взаимодействии и другие особенности людей: - взаимоотношения и общение людей и групп; - степень единства подходов к решению проблем; - понимания обязанностей, прав и способов решения проблем; - опыт взаимодействия оказывает обратное влияние на эти социально-психологические феномены. Общение — это информационные связи (контакты) между людьми. Психологическая наполненность его определяется: • коммуникативностью — обменом информацией об опыте, понимании окружающего, отношении к происходящему в нем, намерениях и проявляемой активности (что сделал или делает); • интерактивностью — воздействиями друг на друга с помощью передаваемой информации и других средств общения; перцептивностью — взаимным восприятием, изучением и оценками друг друга и реакциями на сообщаемую информацию в процессе общения. Общение сопутствует взаимоотношениям, испытывает влияние их особенностей и в свою очередь насыщает их дополнительными психологическими характеристиками. Под влиянием общения и опыта его возможно изменение взаимоотношений. Взаимоотношения — это позиционно-психологические связи (контакты) между людьми. Они возникают под влиянием положения, которое в силу разных причин занимает человек или группа в системе социальных связей с другими, ролей, выполняемых ими. По источнику возникновения и проявлению различаются: • статусные, или позиционно-ролевые, взаимоотношения. Их психология задается различием или общностью социального положения (имущественного, должностного, профессионального, образовательного, возрастного и др.) людей и групп, т. е. статусом и социальными ролями; • поведенческие взаимоотношения. Их психологическая насыщенность возникает в опыте совместной жизни и деятельности людей. Так, взаимоотношения взрослого и ребенка, учителя и ученика, руководителя и сотрудника в окончательном виде задаются не только позициями, но и опытом совместной деятельности и общения. Порой одним действием можно превратить взаимоотношения в дружеские или конфликтные. Все рассмотренные виды социально-психологических связей способствуют развитию психологии групп, их сплочению, единству действий, а их различия, даже при общей объективной основе, порождают разобщенность, конфликты и даже распад групп. Значимую роль, определяющую возникновение, развитие и особенности социально-психологических явлений, играют и определенные социально-психологические механизмы'. Механизм массовой силы (фасилитации, что от англ. facilitate — облегчать, способствовать, помогать) — облегчение и способствование более энергичному и полному проявлению своих желаний, возможностей, сил членами группы (или группой) при нахождении в составе группы. Этот механизм способствует повышению (или, напротив, снижению в зависимости от доминирующих в группе социально-психологических явлений) проявлений активности, совершению поступков отдельными людьми, которые они не совершили бы, если бы были одни. Например, профессиональный коллектив, охваченный энтузиазмом, творит чудеса, а охваченный конфликтами, раздорами, унынием, безразличием, паникой, резко снижает не только общие результаты, но и успешность действий своих членов. Механизм идентификации — психологическое приобщение себя к группе и деятельности в ней, отождествление своих взглядов, отношений и интересов с соответствующими психологическими феноменами их; принятие групповых целей, ценностей, норм, образцов как собственных, порождающих в итоге чувство общности с группой. Механизм группового давления — постоянное ощущение членами группы психологического давления на них мнений, настроений, традиций, обычаев и других социально-психологических явлений. Сила психологического воздействия группы на человека поэтому значительно больше, чем воздействие на него другого человека. Ему психологически трудно сделать что-то, что не согласуется с мнениями и нормами поведения, существующими в группе, к которой он себя причисляет или членом которой состоит. Этот механизм особенно сильно проявляется в подростковом и юношеском возрастах. Один из первых соци часть группы людей, присущи системе ее психологии, влияют на всех или большую часть ее членов, находят отражение в их психологии. По преобладающим в них психологическим признакам массовые явления преимущественно бывают: • мотивационно-потребностного характера: групповые цели и потребности, групповые интересы и чаяния, надежды и ожидания, групповые стремления и мотивы, групповые намерения и установки, групповые ориентации; • познавательного характера: групповое мнение и взгляды, групповые убеждения и представления, групповые восприятия и суеверия, предрассудки и слухи, групповая (социальная) память; • эмоционального характера: групповые настроения, чувства и переживания, групповые социальные ожидания и социально-психологические напряжения, групповые аффекты и паника; • поведенческо-волевого характера: групповая деятельность и действия, групповое поведение и нормы, обычаи и традиции, мода и вкусы. У членов групп под влиянием их психологии, ее массовых проявлений и социально-психологических механизмов возникают личностные, индивидуальные социально-психологические явления — динамические изменения психической деятельности и поведения. Все описанные социально-психологические явления представляют собой структурные элементы социально-психологической реальности. Но чтобы понять, какова же эта реальность на самом деле, надо знать содержательное наполнение социально-психологических явлений. Так, отношения, общение, взаимодействие могут характеризоваться единством и согласием, доверием и взаимопомощью, уважительностью и вежливостью, доброжелательностью и терпимостью, дружбой и любовью и т. д. или противоположными психологическими характеристиками. Достижение положительных характеристик взаимодействия, общения и отношений — практическая задача руководителя в работе с группами как при решении социальных, так и профессиональных проблем.
Вопросы для повторения 1.Перечислите основные социально-психологические процессы, происходящие в малой группе. 2. Дайте определение малой группы, назовите ее основные качественные признаки. 3. В чем специфика групповых социально-психологических явлений на предприятии и в руководстве? 4. Перечислите и охарактеризуйте основные виды малых групп. 5.Назовите основные механизмы образования формальных и неформальных малых групп. 6.Перечислите основные характеристики социометрической структуры малой группы. 7. Что понимается под уровнем социально-психологического развития группы и каковы основные психологические характеристики коллектива? 8.Раскройте сущность управления социально-психологическим климатом. 9.Опишите основные феномены межгруппового взаимодействия. 10. В чем состоит основное различие между руководителем
Задания для размышлений 1. Составьте структурно-логическую схему базы знаний по данной теме. 2. Проанализируйте и опишите особенности проявления социально-психологических процессов в вашей группе. 3. Приведите примеры проявления феноменов группового давления и конформизма. 4.Для некоторых членов производственной бригады одного предприятия характерны были следующие особенности: а)недоброжелательность, эгоизм, взаимное недоверие, зависть; б) низкий уровень сплоченности и слаженности в действиях, недобросовестное отношение к профессиональной деятельности и ее низкое качество; в) низкая степень удовлетворенности результатами и условиями деятельности. Охарактеризуйте, каков социально-психологический климат производственной бригады и что необходимо предпринять для его оздоровления. Обоснуйте основные рекомендации психологической науки по работе с коллективом. Тема. Лекция 6. Психологическая конфликтология в управлении
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |