Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы и перспективы развития менеджмента на современном этапе




Одной из наиболее популярных современных системных концепций менеджмента является теория «7S», разработанная в 80-е гг. такими исследователями как Т. Питер, Р. Уотермен, Р. Паскаль и Э. Атос.

Исследования данных специалистов в области управления приве­ли их к выводу, что эффективная система управления формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начина­ется на «S», эта концепция получила название «7S». Ключевыми со­ставляющими являются следующие:

· стратегия (strartegy) - планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осу­ществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;

· структура (structure) - внутренняя композиция организации, от­ражающая членение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;

· системы (systems) - процедуры и рутинные процессы, протека­ющие в организации;

· штат (stuff) - ключевые группы персонала, существующие в орга­низации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;

· стиль (style) ~ способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура;

· квалификация (skill) - отличительные возможности ключевых людей в организации (мастерство);

· разделяем ценности (separate values) - смысл и содержание ос­новных направлений деятельности, которые организация доводит до
своих членов.

В соответствии с данной концепцией, только те организации мо­гут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из дан­ных семи составляющих.

Хотя ситуационный подход к управлению и провозгласил множественность возможных решений управленческих задач, порож­даемую разнообразием и неопределенностью ситуаций, нет и не может быть единого универ­сального подхода к управлению вообще, попытки найти общие характе­ристики любого управления никогда не прекращались.

Идея единого для всех организаций, универсального управления в 50-60-е гг.как бы априорно предполагала, что в основе теоретической модели такого управления должен лежать американский тип менеджмента, считавшийся в то время не без оснований лучшим и образцовым. Однако практи­ка 70-х гг. показала, что американский тип управления не только не является универсальным, но и далек от того, чтобы считаться лучшим. Особенно наглядно это проявилось при сравнении американского уп­равления с японским.

Американский профессор У. Оучи разработал в 1981 г. теорию «Z», как бы дополняя тем самым идеи Д. Макгрегора, высказанные им в виде теории «X» итеории «Y». У. Оучи, изучив японский опыт управления, при­шел к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип япон­ского подхода к управлению. Основные положения теории У. Оучи были изложены им в книге «Теория Z». Несмотря на то, что теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, так как она скорее дает набор характеристик менеджмента, ее можно рассматривать как попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Предложив теорию «Z» У. Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организаци­ей.

Исходным пунктом концепции У. Оучи является положение о том, что человек - основа любой организации и от него в первую очередь зави­сит успех функционирования этой организации. У. Оучи сформулировал основ­ные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления.

Идеи теории «Z» сводятся к следующему: долгосрочный наем кадров; групповое принятие решения; индивидуальная ответственность; медленная оценка кадров и их умеренное продвижение; неформальный контроль с помощью четких и формализованных методов; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о работниках.

Важным шагом в развитии методологии современной науки яви­лось формирование «теории хаоса». Изданная в 1987 г. и широко известная на Западе книга Дж. Глика «Хаос: становление новой науки» оказала существенное влияние на развитие методологии как естествен­ных, так и гуманитарных наук, в том числе на развитие теории менедж­мента.

Вопросы изучения и решения проблемы хаоса очень актуальны и для развития теории менеджмента. особенно это касается современного состоя­ния экономики России.

Согласно Дж. Глику, основным катализатором теории хаоса были исследования ученого метеоролога Э. Лоренса. В начале 60-х гг. XX столетия Э. Лоренс разработал программу для компьютера, которая ко­пировала систему погодных условий. Набирая бесчисленное количе­ство раз цифры, которые представляли собой начальное состояние ветра и температуры, Э. Лоренс создал в результате рисунок погоды, обнаружив, что даже незначительные изменения кардинально сказывались на картине погоды. Это первый вывод из тео­рии хаоса. То, что оказалось верным для погоды, в равной степени оказалось верным для систем управления, как на макроуровне, так и на микроуровне.

Понимание того, что небольшие изменения могут привести к ради­кальным последствиям существенно изменило видение учеными управленческих проблем. На практике по­ведение даже относительно простых систем управления, в основном, трудно пред­сказать. Например, так складывалась ситуация и с реформами управления в России в 90-х гг.

Но это не означает, что хаотичные системы не имеют никакого ри­сунка. Второй основной вывод теории хаоса заключается в следующем: несмотря на кажущееся случайное поведение таких систем, опреде­ленные поведенческие «рисунки» можно предугадать. Ведь такие сис­темы не перестают существовать, а определенные пути развития этих систем возникают достаточно часто.

Приверженцы теории «хаоса» на­зывают такие пути «странными», «привлекающими». Другими словами, «странные», «при­влекающие» пути позволяют ученым определить в пределах широких статистических параметров, что, по всей видимости, система сделает. Но они не могут позволить ученым определить точно, когдасистема это совершит.

Кроме того, тот способ, по которому ученые определяют предска­зываемые рисунки поведения в системе, стал абсолютно другим. Вме­сто того чтобы пытаться разбить систему на ее составные части и про­анализировать поведение каждой этой части отдельно внимание фоку­сируется, в основном, на динамике всей системы. Вмес­то того, чтобы попытаться объяснить, как порядок вписывается в части этой системы, сейчас ученые делают упор на то, как и каким образом, по­рядок является результатом взаимодействия этих частей в целом. По­этому теорию управления и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а как инструменты. Они по­могают менеджеру предсказать, что, по всей вероятности, может слу­читься, помогая тем самым принимать более правильное решение.

К современным концепциям менеджмента, безусловно, относится и новая теория мотивации, разработанная как альтернатива старой теории побуждения. Авторами данной теории, получившей название «теория экспектации и ценностей», считают К.Левина, Е.Толмена, Д.Макклелланда и Дж.Аткинсона. Важными элементами теории являются целеориентированное поведение и мотивация достижения.

В конце 40-х гг. XX в. Д.Макклелланд и Дж.Аткинсон провели исследование на военно-морской базе США, применив разработанную в 30-е гг. Генри Мюрреем прожективную технику (ТАТ — Тест тематической апперцепции) к распознаванию психогенетических (небиологических) мотивов поведения. Согласно Г. Мюррею, потребность означает силу, которая организует восприятие, интеллект и действия таким образом, что трансформирует в определенном направлении ситуации неудовлетворенности, в которых вечно оказывается человек. Среди описанных подобным образом потребностей он назвал также потребности в достижении.

Результаты проведенных исследований были опубликованы в 1953 г.
Считается, что благодаря усилиям Д. Макклелланда и Дж.Аткинсона разрозненные исследования о мотивации достижения превратились в научную теорию.

В 1961 г. выходит работа Д. Макклелланда «Достигающее общество». В ней рассматривается применение теории достижения к самым разным областям — теории научения и восприятия, автономному обучению, кросс-культурным исследованиям. Среди них важное место занимали вопросы предпринимательской деятельности.

Потребность в достижении, согласно Д. Макклелланду, обозначает состязание с некоторыми эталонами совершенства, стремление превзойти их. Мотив достижения стал у него основным побудителем к занятию бизнесом, а менеджеры отличались от других людей тем, что были способны взять на себя высокую ответственность. Изучив в лабораторных экспериментах весь спектр уровней, или силы мотива достижения, ученый установил, что у предпринимателей он был самым высоким. Их деятельность связана с удачливостью и риском, протекает в рамках рационального поведения.

Д. Макклелланд определил три условия, при которых появляется мотив достижения:

1. человек должен быть готов к тому, чтобы взять на себя всю ответственность за конечный исход дела;

2. надо четко представлять себе, чем закончится дело и принесет ли оно вам удачу или поражение;

3. успех не должен быть четко определенным или гарантированным, но должен быть связан с умеренным риском, с некоторой неопределенностью.

Работа Д. Маклелланда вызвала большой интерес еще и тем, что автор пытался применить психологические методы к объяснению макроэкономических процессов. В частности сравнивая уровень потребности к достижению в разные исторические периоды Д. Макклелланд убедительно доказал, что наибольшего успеха в экономике добиваются тогда и там, когда и где у людей высока сила мотива к достижению.

Следующий шаг в изучении мотивации сделал в 1964 г. Дж.Аткинсон. В своих экспериментах он выявил следующий факт: испытуемые, отличавшиеся высоким уровнем потребности в достижении, как правило, гордились своими успехами. Напротив, люди с низким уровнем этой потребности были очень довольны тем, что им удалось избежать неудачи.

«Формула успеха» Дж.Аткинсона гласила: чем ниже вероятность успеха, тем выше уровень побуждения к нему в связи с его ценой. А в «формуле страха перед неудачей» основную роль играли мотив или стремление избежать неудачи, расхолаживающая сила возможного неуспеха.

Согласно гипотезе Дж.Аткинсона, неудача при решении легкой задачи (что равносильно высокой вероятности успеха) более притягательна для индивида, чем поражение при решении трудной задачи. Предприниматель выбирает, как правило, средний путь, где вероятность достижения успеха равняется 50%. Он стремиться достичь успеха и вместе с тем гордится своими победами, что возможно, если успех достаточно труден. Легкие победы обесценивают конечные результаты.

Формула Дж.Аткинсона выявляет достаточно сложную структуру «игры ожиданий». Совершенно очевидно, что если задача слишком трудна, то ее нельзя решить, полагаясь только на свой интеллект. Необходимо определенное везение. Поэтому говорят, что случай - верный спутник предпринимателя. Но он выпадает лишь на долю тех, кто не боится рисковать.

Таким образом, новая теория мотивации дает широкой диапазон свободы выбора, но это всегда выбор между менее и более рискованными стратегиями поведения.

К числу базовых в зарубежном менеджменте относится и теория мотивации В.Врума. Она активно используется на практике при объяснении поведения людей в организации. В последнее десятилетие теория мотивации В.Врума приобрела популярность и в России.

Все многообразие созданных в зарубежном менеджменте теорий мотивации можно подразделить на две большие группы — содержательные и процессуальные.

В содержательных теориях главным считается вычленение иерархической структуры потребностей, а в процессуальных основное внимание уделяется механизмам переработки внешних сигналов в решения. В основе этого класса теорий лежит понятие целесообразности, при котором человек сравнивает поставленные цели (ожидаемые результаты) с имеющимися в наличие средствами (пути достижения цели) и делает определенные выводы о том, стоит ему браться за это дело или оно не приведет к успеху. Именно к ним принадлежит теория В. Врума.

В 1964 г. вышла в свет его фундаментальная работа «Труд и мотивация» а в 1965г. книга «Мотивация в управлении». Данные исследования сыграли исключительно важную роль в развитии теории и практики современного менеджмента.

По мнению автора, исследование мотивации становится необходимым при изучении таких проблем, как выбор сферы профессиональной занятости, трудовая мобильность, удовлетворенность трудом, обеспечение высокого уровня производительности. В основу своей теории В.Врум положил понятие выбора.

Коренное отличие его концепции, как и вообще теорий такого класса, выражается в том, что поведение человека не детерминируется раз и навсегда жесткой схемой существующих у него потребностей. Индивид может выбирать стратегию поведения среди множества альтернативных вариантов. Вот почему феномен выбора играет решающую роль. Человек выбирает тот образ действий, который сулит ему наилучшие результаты. Мотивированное поведение рационально в том смысле, что человек находит наилучшие средства для реализации собственных целей. Большинство действий человека представляют собой сознательно сделанные выборы. На этой посылке строятся все процессуальные теории мотивации, в том числе и теория ожиданий В.Врума.

Суть теории мотивации В. Врума в том, что он показал не саму машину или ее структуру, но процесс, приводящий машину в действие, то, как в конкретной жизненной ситуации человек принимает решение, влияющие на последующее поведение. Если человек действует рационально, то он рассчитывает, что определенные действия приведут к определенным результатам. Это не означает, что цель будет непременно достигнута или что индивиды рассмотрели все альтернативы и знают весь спектр возможных последствий.

Понимания цели, или предпочтительного результата, недостаточно для объяснения действия. Для того чтобы предсказать поведение индивида, мы должны знать не только его предпочтения или мотивы, но и его убеждения относительно наилучшего пути их достижения.

Вторая посылка утверждает, что в любой момент времени из нескольких результатов, скажем Х и У, человек предпочитает либо игрек иксу, либо икс игреку, либо ему безразлично, что именно он получит.

Выбор зависит от силы желания или привлекательности цели. Если Х больше У, то выгоднее, например, изготовить Х деталей, чтобы заработная плата возросла (при сдельной оплате труда) на столько-то процентов. В другом случае трудиться усерднее невыгодно, так как вслед за рекордной производительностью последует снижение расценок. Его коллегам придется трудиться больше за те же деньги. Наилучшей целью для него будет У, а не Х.

Для описания подобных предпочтений, а также их измерения используется понятие валентноспш (субъективной ценности). Валентность базируется на субъективных оценках, а не на объективных критериях. Объективно привлекательная цель, например, повышение материального уровня жизни, для кого-то в данной ситуации может оказаться незначимой, и он предпочтет меньший заработок более интересной работе. Иметь большую валентность, значит быть субъективно более значимым.

Субъективный характер валентности означает также, что ценность результата индивидуальна. Для одних людей важно реализовать в работе свои способности, другие видят в ней средство сделать карьеру, третьи ориентируются на ценности общения и возможность приносить пользу обществу.

Чем выше полезность результата, тем в большей мере он способен служить инструментом удовлетворения потребностей. Если валентность результата велика (в интерпретации В.Врума больше нуля), то он максимально предпочтителен и работник прилагает все усилия для
достижения. Если валентность низка (отрицательна), то результат нежелателен и человек предпочитает его не добиваться. Если валентность равна нулю, то человеку все равно, достигнет он эту цель или нет.

Валентность — понятие не только субъективное, но
интуитивное. Ее значение зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. Производя определенное количество деталей в день, работник ожидает получить за них деньги, на которые он может купить определенные товары. Чем больше денег он получит, тем больше
товаров он может приобрести, следовательно, высокая заработная плата может иметь для него положительную валентность. Однако в условиях товарного дефицита деньги не имеют положительной валентности.

Таким образом, валентность выражает степень привлекательности той или иной цели, ее ценности. Вместе с тем тот факт, что человек стремится обладать чем-то, еще не значит, что он обязательно будет предпринимать, действия направленные на достижение этого результата.

Иными словами согласно В.Вруму в ситуации выбора конечное действие зависит от силы, подталкивающей индивида к этому действию. Подобная сила, называемая мотивационной, зависит не только от степени привлекательности конечного результата, но и от того, насколько человек уверен, что предпринятые им действия окажутся успешными или необходимыми. Многое зависит от неподконтрольных человеку событий, так как большинство ситуаций, требующих принятия решения, включают элемент риска.

В.Врум предположил, что позитивный результат можно предсказать лишь с определенной вероятностью, или, если говорить точнее, индивид оценивает как привлекательность результата, так и вероятность того, что предпринятые им действиям приведут к нему. Такая осознаваемая (субъективная) вероятность называется ожиданием. К примеру, изготовив 800 Деталей, работник надеется получить прибавку к зарплате в 20%. Но он может ее и не получить либо получить в урезанном виде, если у предприятия нет необходимых средств или администрация предприятия предпочитает использовать финансы на другие цели, поставив оплату труда в конец списка своих приоритетных целей.

Предполагается, что человек определяет субъективную вероятность исходя из своего жизненного опыта. Мотивационная сила, определяющая выбор человека, выражается В.Врумом через следующее соотношение: сила, направленная на то, чтобы человек совершил определенное действие, есть монотонно возрастающая функция от алгебраической суммы произведений валентностей всех результатов и силы ожидания того, что действие приведет к достижению этих результатов.

Положительная мотивация возникает тогда, когда ожидается, что действие вызовет желательные последствия, а негативная — когда ожидается, что действие вызовет неприятные результаты. Для того чтобы предсказать поведение индивида, надо знать валентность результатов для него на данный момент времени и степень его уверенности (субъективная вероятность), что определенные действия приведут к определенным результатам. Их мультипликативное соотношение составляет силу, побуждающую человека совершить (не совершить) то или иное действие.

Несмотря на ряд недостатков, имеющих, впрочем, не принципиальный характер, теория ожиданий В.Врума активно применялась в трех практических сферах: профессиональный выбор, удовлетворенность трудом и эффективность труда (производительность). Полученные здесь эмпирические данные позволили последователям В.Врума разработать частнотеоретические модели, объясняющие мотивацию и поведение людей в организации.

В частности в 1972 г., обобщив массу эмпирических данных, Б.Вейнер заключил, что:

1. неудача способна, вопреки ожиданиям, усиливать мотивацию, но при условии, что речь идет не о простых людях, а об индивидах с сильно выраженным стремлением к достижению;

2. напротив, неудача подавляет мотивацию у тех, кто обладает слабо выраженным стремлением к достижению;

3. мотивация уменьшается, когда предприимчивые (с сильной мотивацией на достижение) добиваются успеха;

4. напротив, мотивация возрастает у людей со слабой мотивацией на достижение, если с ними происходит тоже самое, то есть если они добиваются успеха.

Построенная на такого рода положениях, имеющих солидное эмпирическое подкрепление, модель полезна и в менеджменте, и в бизнесе. На ее основе можно разработать конкретные мероприятия даже на уровне правительства.

Интеграция новых подходов к менеджменту и перспективы его развития. Ключевыми моментами современной системы взглядов на менед­жмент являются следующие принципиальные положения.

· Применение системного подхода в управлении.

· Применение ситуационного подхода в управлении.

· Новая роль управления - нововведения (инновации), интегра­ция, интернационализация. Вопросы нововведений, интеграции и ин­тернационализации являются генеральными проблемами менеджмента. Они тесно взаимосвязаны между собой.

· Признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом в целом.

· Современная наука об управлении делает упор на хаос и слож­ность окружающего мира. Мир, в котором живет большинство сегод­няшних руководителей, часто оказывается непредсказуемым, непоня­тым и неконтролируемым. Сегодня ученые создают методы, с помо­щью которых сложные системы могут эффективно справляться с нео­пределенностью и быстрыми изменениями, и именно в этом заключе­на возможность диалога между практикой управления и наукой.

В последнее время в развитии менеджмента прослеживаются три тенденции. Во-первых, некоторый возврат к прошлому опыту, что вызвано усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, роли производительности и качества продукции с целью обретения конкурентных преимуществ предприятий.

Во-вторых, усиление внимания к организационной культуре, а также к различным формам демократизации, участия рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций.

В-третьих, усиление международного характера управления. В связи с интернационализацией управления перед управленческой теорией и практикой возникает много новых вопросов, важнейшими из которых являются: общие признаки и различия в местном и международном управлении; закономерности, формы, методы управления, которые являются универсальными и которые действуют в конкретных условиях разных стран; особенности национального стиля в управлении и др.

По мнению специалистов, основополагающие положения ме­неджмента, не только будут со­хранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлени­ям:

· Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.

· Широкое использование стратегического планирования и управ­ления в деятельности организаций.

· Постоянная корректировка целей организации как реакция на
изменения внешней среды.

· Достижение стратегических и оперативных целей организации
за счет оптимального распределения материальных, трудовых и фи­нансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.

· Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих
организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.

· Резкое повышение уровня квалификации и искусства менедже­ров в управлении организацией.

· Использование в практике управления оптимальных решений,
выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.

· Совершенствование структур управления за счет большей де­
централизации функций.

· Постоянная забота о повышении квалификации работников орга­низации.

· Максимальное использование инноваций, экономико-матема­тических методов, ЭВМ.

· Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и Интранет).

· Привлечение сотрудников к управлению организацией.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления. Отечественный менеджер в своей прак­тической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся ус­ловиях особое значение приобретает получение нового знания по ис­кусству управления. Построение эффективной системы управления в России требует подготовки достаточного количества менеджеров-про­фессионалов.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. На каких исторических предпосылках базируется американский менеджмент?

2. На что ориентирована современная американская модель менеджмента?

3. В чем заключается сущность «Доктрины производственной демократии» и каково ее влияние на развитие американской модели менеджмента?

4. Назовите преимущества и недостатки американской модели менеджмента.

5. Какие исследователи внесли заметный вклад в становление и развитие западноевропейской модели менеджмента?

6. Что лежит в основе японской модели менеджмента?

7. В чем заключается основное отличие японского метода управления от методов, используемых в США и большинстве стран Европы?

8. Перечислите и раскройте содержание основных направлений стратегии управления в японской фирме.

9. Что является фундаментальной основой концепции «трудовые установки» А. К. Гастева?

10. Раскройте содержание принципа оптимума О. А. Ерманского.

11. Охарактеризуйте концепцию Н. А. Витке.

12. Что характерно для новой парадигмы российского управления?

13. Изложите основные положения теории «7S», теории «Z» и «теории хаоса».

14. На каких положениях базируется современная система взглядов на менеджмент?

15. По каким основным направлениям будет развиваться менеджмент в будущем?

Список литературы:

1. Богданов Н. А. Всеобщая организационная наука (тектология). Ч. 1-2. – М., 1913 – 1917.

2. Витке Н. А. Организация управления и индустриальное развитие. (Очерки по социологии научной организации труда и управления). М., 1924.

3. Гастев А. К. Как надо работать. – М., 1972.

4. Гастев А. К. Трудовые установки. – М., 1973.

5. Друкер П. Эффективный управляющий. – М., 1994.

6. Ерманский О. А. Научная организация труда и производства и система Тейлора. – М., 1922.

7. Керженцев П. М. НОТ. Научная организация труда и задачи партии. – М. – Пг., 1923.

8. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Всеобщая история менеджмента. М.: Изд-во Элима, 2007.

9. Научная организация труда двадцатых годов: Сб. документов. – Казань, 1964.

10. Основы менеджмента: учебное пособие / Л. В. Плахова, Т. М. Анурина, С. А. Легостаева и др.- М.: КНОРУС, 2007.

11. Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы / Сокр. Пер с англ. – М., 1984.

12. Рогачевская М. А. Выдающийся государственный деятель России — Сергей Юльевич Витте // ЭКО. – 2002. - № 2.

13. Сергеев А. Л. Институты управленческой парадигмы // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005.- № 2. – С. 55 - 66.

14. Сергеев А. Л. Рыночный инструментарий менеджмента: генезис и эффективность. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.

15. Шелдрейк Д. Теория менеджмента от тейлоризма до японизации. – СПб: Питер, 2001.

Заключение.

Современный менеджмент был бы невозможен без знания истории развития управленческой мысли. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, нау­ку.

Истоками менеджмента, безусловно, следует считать управленческие воззрения древневосточных и европейских цивилизаций, базировавшиеся на традициях и обычаях и получившие свое закрепление в законодательных актах и древних письменных источниках.

Значительное влияние на формирование научного менеджмен­та оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа челове­ческих отношений, количественная школа управления. Исследования, проведенные выдающимися представителями этих школ (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.) способствовали внедрению в теорию и практику менеджмента новых методов управления; развитию принципов и анализу функций управления; применению системного подхода к управлению организацией в целом.

Теории, концепции и подходы, разработанные школами управления, нашли свое отражение в практике становления национальных моделей менеджмента (американской, западноевропейской и японской).

В современных условиях стоит задача создания национальной модели менеджмента и в России. Отечественный менеджмент пока далек от заданных глобализацией экономики параметров управления на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Безусловно, годы рыночных реформ в России заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения руководителей с передовыми взглядами и установками.

Однако рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям в России важнейшим факто­ром успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления. Всвязи с этим большое значение при­обретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем.

Сегодня основной особенностью отечественной управленческой мысли является поиск новых путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным аспектам управления примени­тельно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

 


Список литературы.

1. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989.

2. Богданов Н. А. Всеобщая организационная наука (тектология). Ч. 1-2. – М., 1913 – 1917.

3. Большаков А. С. Современный менеджмент. – СПб: Питер, 2002.

4. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

5. Веснин В. Р. Менеджмент: учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

6. Витке Н. А. Организация управления и индустриальное развитие. (Очерки по социологии научной организации труда и управления). М., 1924.

7. Гантт Г. Организация труда. – М., 1923.

8. Гастев А. К. Как надо работать. – М., 1972.

9. Гастев А. К. Трудовые установки. – М., 1973.

10. Глухов В. В. Менеджмент: учебник для вузов / В. В. Глухов. – 3-е изд., СПб.: Питер, 2007.

11. Друкер П. Роль управления в современном мире // Современные тенденции в управлении в капиталистических странах. – М., 1972.

12. Друкер П. Управление, нацеленное на результаты / Пер. с англ. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1992.

13. Друкер П. Эффективный управляющий. – М., 1994.

14. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. – М: Вильямс, 2003.

15. Ерманский О. А. Задачи научной организации труда и ее положения // Вестник социалист. Академии, 1923, № 3.

16. Ерманский О. А. Научная организация труда и производства и система Тейлора. – М., 1922.

17. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000.

18. Кезин А.В. Менеджмент: методологическая культура: Учебное пособие. М., 2001.

19. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001.

20. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «менеджмент». – 2-е изд. – М.: Изд. НОРМА (Изд. Группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001.

21. Корицкий Э.Б. и др. Научный менеджмент: российская история. – СПб: Питер, 1999.

22. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2002.

23. Кредисов А.И. История учений менеджмента. – Киев: ВИРА-Р, 2000.

24. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. Мыслители, которые изменили мир менеджмента. – М.: Инфра-М, 2002.

25. Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Всеобщая история менеджмента. М.: Изд-во Элима, 2007.

26. Макиавелли Н. Сочинения. Т. 1. – М. – Л., 1934.

27. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. СПб.: Азбука, 2000.

28. Маршев В. И. История управленческой мысли, М.: ИНФРА – М, 2005.

29. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007.

30. Научная организация труда двадцатых годов: Сб. документов. – Казань, 1964.

31. Основы менеджмента: учебное пособие / Л. В. Плахова, Т. М. Анурина, С. А. Легостаева и др.- М.: КНОРУС, 2007.

32. Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы / Сокр. Пер с англ. – М., 1984.

33. Рогачевская М. А. Выдающийся государственный деятель России — Сергей Юльевич Витте // ЭКО. – 2002. - № 2.

34. Рогачевская М. А. М. И. Туган-Барановский – выдающийся русский экономист // ЭКО. – 2001. - № 9.

35. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

36. Сергеев А. Л. Институты управленческой парадигмы // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005.- № 2. – С. 55 - 66.

37. Сергеев А. Л. Рыночный инструментарий менеджмента: генезис и эффективность. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.

38. Тейлор Ф. У. Научная организация труда. – М., 1925.

39. Уорнер М. Классики менеджмента. Бизнес-класс. – СПб: Питер, 2001.

40. Файоль А. Общее и примышленное управление. – Л. – М., 1924.

41. Чудновская С.Н. История менеджмента. Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2004.

42. Джон Шелдрейк Теория менеджмента от тейлоризма до японизации. – СПб: Питер, 2001.

43. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. – М. – Л., 1931.

44. Follet M. P. Dynamic Administration. – N. Y., 1942.

45. Herzberg F. Work and the Nature Man. – N. Y., 1966.

46. House R. J., Mitchell R. T. Path-Goal Theory of Leadership // Journal of Contemporary Business? 1974.

47. Maslou A. H. Motivation and personality. – N. Y., 1970.

48. Maslou A. H. Theory of Human Motivation // Psyhol. – Rev., 1943. July.

49. Mayo E. The Social Problems of an Industrial Civilization. – L., 1949.

50. McGregor D. The Human Side of Enterprise. – N. Y., 1960.

51. Mitchell R. T. Motivation, New Directions for Theory, Research, and Practice. – N. Y., McGraw-Hill, 1978.

52. Mooney J. D., Reiley A. C. The Prinsiples of Organization. – N. Y., 1939.

53. Mooney J. D. The Prinsiples of Organization (rev. ed). – N. Y., 1954.

54. Urwick L. F. The Elements of Administration. – N. Y., 1943.

55. Vroom V. H. Motivation in Management. – N. Y., 1965.

 


[1] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. С. 68.

[2] Там же С. 5.

[3] Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд. Перераб. и доп. – М.: Экономист, 2005. С. 21.

[4] Мюллер В. К. Большой англо-русский словарь / В. Мюллер. – Изд. 5-е., М.: Цитадель – трейд, 2006.

[5] Рубцов С. В. Целевое управление в корпорациях. Управление изменениями. М.: Академический проект, 2001. С. 8.

[6] Друкер П. Эффективный управляющий. М. 1994.

 

[7] Термин «скалярный» произошел от слова «скейл», что означает лестницу, движение по соци­альным ступенькам вверх, карьеру. Скалярный принцип описывает вертикальную координацию и означает иерархическое построение организации, расположение уровней управления сверху вниз.

 

[8] Друкер Питер Ф. энциклопедия менеджмента.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004, С. 28-30.

[9] Оучи У. Методы организации производства: японский и американский методы. М.: Наука, 1993. С. 12.

[10] Певзнер Я.А. Государственно- монополистический капитализм в Японии // Сб. Япония: экономика и политическая история. М.: Наука, 1989. С. 198.

[11] Пшенников В.В. Японский менеджмент. 27 уроков для нас. М.: Япония сегодня, 1997. С. 137.

 

[12] Каору Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1989. с. 32.

[13] Каору Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1989. с. 67.

[14] Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы.. М.: Наука, 1993. С. 56.

[15] Рамзес В. Японская экономика в ожидании перемен. // Мировая экономика и международные отношения. 1998. №5. С 54.

 

[16] Другие исследователи предпочитали говорить об искусстве администрирования (И. Н. Бутаков), тектологии (А. А. Богданов), экономической энергетике (Н. А. Амосов).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.