Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрено и одобрено на заседании 1 страница




ЯВОРСКИЙ В.Я.

КУРСАНТОВ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ

ОДЕССА 2013г.

ЯВОРСКИЙ В.Я. CEng. CMarEng. FIMarEST.

ЛАБУНЕЦ В.А. CEng., First Class Eng.

5.07010403

"Эксплуатация судовых энергетических уста­новок"

«СУДОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, СИСТЕМЫ И ИХ ЭКСПЛУАТАЦИЯ»

АВТОРЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ:

Министерство образования и науки Украины

МОРЕХОДНЫЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА

ОДЕССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОРСКОЙ АКАДЕМИИ

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель начальника ОМК ТФ ОНМА

по учебной части

 

_______________ МАЛАЙ Э.Ф.

 

«_____»__________________ 2013г.

 

 

И СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ОМК ТФ ОНМА ПО ПРЕДМЕТУ:

 

 

«СУДОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, СИСТЕМЫ И ИХ ЭКСПЛУАТАЦИЯ»

 

Специальность: 5.07010403

"Эксплуатация судовых энергетических уста­новок"

 

Авторы: ЛАБУНЕЦ В.А.

 

 

цикловой комиссии «ЭСЭУ»

Протокол №____ от _______________2013 г.

Председатель комиссии_______________(Кудинов С.Н.)

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Предмет «Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация» является одним из важных предметов, которые профилируют при подготовке курсантов - механиков стационара обучающихся на 3-м и 4-ом курсах и студентов, обучающихся на 5-ом и 6-ом курсах заочной формы обучения судомеханической специальности ОМК ТФ ОНМА, в соответствии с основными требованиями Международной Конвенции ПДМНВ 78/95/2010.

Цель курса – дать курсантам и студентам знания по теории, конструкции и эксплуатации судовых вспомогательных механизмов и систем соответственно современному уровню высоко экономических и надежных энергетических установок морских судов.

1. В результате изучения дисциплины каждый курсант и студент должен знать:

Ø классификацию и параметры судовых вспомогательных механизмов;

Ø конструкции и основы теории судовых вспомогательных механизмов;

Ø особенности эксплуатации с учетом требований надежности, долговечности и ремонтопригодности;

Ø показатели режимов работы механизмов и устройств;

Ø классификацию судовых систем;

Ø основные требования к судовым системам с точки зрения охраны окружающей среды;

Ø требования Международных Конвенций СОЛАС, МАРПОЛ и Классификационных обществ;

Ø требования Регистра к вспомогательным механизмам и системам;

Ø обязанности вахтенного моториста и вахтенного механика;

2. Каждый обучающийся должен уметь:

Ø подготовить к действию, запустить и остановить любой вспомогательный механизм;

Ø управлять всеми агрегатами и системами;

Ø находить причины неисправностей механизмов и исправлять их;

Ø читать чертеж любого механизма.

 

Учебное пособие, методические указания, курсовые работы, контрольные и экзаменационные вопросы и ответы на них для курсантов дневной формы обучения и студентов заочной формы обучения по предмету: «Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация».

Пособие разработаны: преподавателем специальности «Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация» Одесского мореходного колледжа техниче­ского флота судомехаником 1-разряда ЛАБУНЕЦ В.А. и старшим преподавателем кафедры Технической эксплуатации флота ОНМА, магистром - судомехаником 1-разряда ЯВОРСКИМ В.Я.

 

на основании учебного плана по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок», утверждённого начальником ОМК ТФ в 2013 году, согласно требований Конвенции ПДМНВ 78/95/2010 для обеспечения минимального стандарта компе­тентности для вахтенных механиков (таблица А - III/1) и методических реко­мендаций по разработке учебно-методических пособий, утверждённых прика­зом Министерства образования Украины от 02.06.1997 г, № 170.

Учебное пособие, методические указания, курсовые работы, контрольные и экзаменационные вопросы и ответы на них для курсантов дневной формы обучения и студентов заочной формы обучения рассмотрены и утверждены на заседании цикловой комиссии «Экс­плуатация судовых энергетических установок».

Материалы для проведения лекций, практических и лабораторных работ представлены текстовыми блоками с рисунками, схемами и вопросами для самопроверки.

Изучать материал нужно в последовательности его изложения в текстовом блоке. В тексте, освещающий вопрос, указаны цифровые ссылки на номер рисунка или схемы с нумерацией деталей изучаемого механизма или устройства.

Конструкцию и принцип действия механизмов, устройств и систем по рисункам и схемам рекомендуется изучать в следующем порядке:

Ø установить назначение механизма, устройства, схемы;

Ø внимательно рассмотреть рисунок, схему и, читая текст, разобраться в деталях и определить их назначение;

Ø к изучению принципа действия переходить только тогда, когда станет полностью ясным устройство механизма;

Ø изучить принцип действия механизма и его техническую эксплуатацию.

Сокращения, принятые в текстах:

ЦН — центробежные насосы

ОН — осевые насосы

ВН — вихревые насосы

СН — струйные насосы

СА — струйные аппараты

ЦВ — центробежные вентиляторы

ОВ — осевые вентиляторы

РК — рабочее колесо

КПД — коэффициент полезного действия

ГС — гидравлическая сеть

КИП — контрольно-измерительные приборы

ПТУ — паротурбинная установка

ДЭУ — дизельная энергетическая установка

ГТУ — газотурбинная установка

ГТЗА — главный турбозубчатый агрегат

ВОУ — водоопреснительная установка

ПТЭ — правила технической эксплуатации

ХН – характеристики насоса

ХС – характеристики системы

 

 


 

«СУДОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, СИСТЕМЫ И ИХ ЭКСПЛУАТАЦИЯ»

 

Специальность: 5.07010403

"Эксплуатация судовых энергетических уста­новок"

Тема 1

НАСОСНЫЕ УСТРОЙСТВА.

Рис. 1.Схема типов насосов.

 

Назначение насосной установки. Законы гидромеханики, которые применяются в работе насосной установки. Уравнение Д.Бернулли. Работа насоса в судовой системе. Производительность, подача, напор, высота всасывания, КПД, мощность насоса. Классификация насосов.

Методические указания

Применение основных понятий гидравлики помогает уяснить сущность физических процессов, происходящих в гидравлических машинах.

Уравнение Д.Бернулли подтверждает действие закона сохранения энергии в гидравлике и позволяет пояснить особенности работы насосов в различных условиях эксплуатации (расположение насоса выше или ниже уровня перекачиваемой жидкости), а также принцип его работы.

Основным классификационным признаком насосов является деление их по принципу действия на две группы:

первая – объёмные, к которым относятся возвратно-поступательные (поршневые, плунжерные) и роторные, подразделяющихся на роторно-вращательные (шестеренные, винтовые) и роторно-поступательные (пластинчатые, радиально-поршневые и аксиально- поршневые);

вторые – динамические, подразделяющиеся на лопастные (центробежные), осевые и трения (вихревые, струйные).

Используемая литература:

1. Колесников О.Г. Судовые вспомогательные механизмы. М.: Транспорт, 1977.

2. Завиша В.В., Дёкин Б.Г.. Судовые вспомогательные механизмы и системы. Транспорт, 1984.

3. Дельвинг и др. Судовые энергетические установки М.: Транспорт, 1985.

4. Чиняев И.А. Судовые вспомогательные механизмы. М: Транспорт, 1989.

5. Правила технической эксплуатации морских и речных судов. Вспомогатель­ные судовые технические средства. РД 31.2.002.03 - 96.

Вопросы для проверки по теме:

1.Что называется насосом и принцип его действия?

2.Как изменяется статический и динамический напоры при изменении положения оси сечения потока?

3.От каких величин зависит напор всасывания и нагнетания насоса?

4.Какие факторы влияют на высоту всасывания насоса?

5.Что собой представляет всасывание с подпором? Преимущества такого всасывания.

6.Что такое подача и напор? Единицы измерения?

7.Определение мощности и КПД насоса.

8.Как классифицируются насосы по принципу действия и конструкции?

ОБЪЁМНЫЕ НАСОСЫ

  • Поршневые насосы.
  • Конструкции насосов.
  • Принцип действия.
  • Прямодействующие поршневые насосы.
  • Неравномерность подачи и способы её уменьшения.
  • Воздушные колпаки.
  • Технические характеристики и область применения поршневых насосов.
  • Напорно-расходная характеристика поршневых насосов.

Методические указания

При изучении поршневых насосов необходимо учитывать, что они при­меняются там, где нужны высокие напоры при относительно небольших пода­чах и сухое всасывание. Напор практически не зависит от подачи. По этой при­чине запуск насоса с закрытым клапаном на нагнетательном трубопроводе ве­дёт к выходу насоса из строя. Сухое всасывание позволяет использовать насос в системах осушения и зачистных. Недостатком насоса является неравномер­ность подачи и наличие клапанов.

Используемая литература:

1. Колесников О.Г. Судовые вспомогательные механизмы. М.: Транспорт, 1977.

2. Завиша В.В., Дёкин Б.Г.. Судовые вспомогательные механизмы и системы. Транспорт, 1984.

3. Дельвинг и др. Судовые энергетические установки М.: Транспорт, 1985.

4. Чиняев И.А. Судовые вспомогательные механизмы. М: Транспорт, 1989.

5. Правила технической эксплуатации морских и речных судов. Вспомогатель­ные судовые технические средства. РД 31.2.002.03 - 96.

Вопросы для проверки по теме:

1. Какая разница между насосами одностороннего и двухстороннего дейст­вия?

2. Что называется коэффициентом подачи поршневого насоса и его значе­ния?

3. Какими способами можно повысить равномерность подачи поршневого насоса?

4. Каков принцип действия всасывающего и нагнетательного воздушных колпаков?

5. Какой формулой выражается подача поршневого насоса?

6. Опишите порядок подготовки к работе поршневого насоса?

7. Перечислите характерные неисправности при пуске и работе поршневого насоса.

РОТОРНЫЕ НАСОСЫ

  • Классификация по характеру движения и виду рабочих органов.
  • Схемы, принцип работы, устройство, основные параметры: шестеренных, винтовых, водокольцевых насосов.
  • Схемы, принцип работы, устройство, основные параметры: радиально - поршневых и аксиально - поршневых насосов.
  • Область применения и эксплуатация.
  • Характерные неис­правности и способы их устранения.

Методические указания

В шестеренных насосах жидкость переносится из всасывающей полости в нагнетательную полость. Из полостей, образуемых впадинами зубьев и корпусом (но не через участок зацепления), жидкость вытесняется из насоса входящими в зацепление зубьями. Жидкость остающаяся во впадинах зубьев при запирании её в замкну­тых пространствах при зацеплении, должна отводиться в нагнетательную по­лость при уменьшении запертого объема и сообщаться с всасывающей поло­стью при последующем увеличении запертого объёма. Необходимо ознако­миться с конструктивными вариантами решения этого вопроса у различных на­сосов. Для обеспечения стабильной подачи шестеренного насоса, необходимо поддерживать торцевые зазоры в пределах нормы. Необходимо ознакомиться со способами замера и регулировки торцевых зазоров.

ВИНТОВЫЕ НАСОСЫ

Винтовые насосы имеют конструктивные особенности, которые надо учитывать для правильного понимания их свойств. Винты эвольвентного и циклоидального профилей имеют линейное зацепление и обеспечивают герме­тичное разделение полостей с перемещаемой жидкостью. Такие насосы перека­чивают только чистые жидкости. Винтовые насосы с винтами прямоугольного и трапецеидального профилей не обеспечивают герметичности в зацеплении, не создают высоких давлений нагнетания и используются для перекачивания за­грязнённых жидкостей.

Одновинтовые насосы отличаются от многовинтовых по принципу действия. Винт одновинтового насоса представляет собой однозаходный червяк вращающийся во втулке корпуса насоса. При каждом повороте червяка образуемые им и втулкой замкнутые объёмы сообщаются, последова­тельно перепуская жидкость в освобождающиеся объёмы в сторону нагнетания.

ПЛАСТИНЧАТЫЕ (ШИБЕРНЫЕ) НАСОСЫ

В пластинчатых (шиберных) насосах жидкость из всасывающего трубо­провода в нагнетательный переносится в замкнутых полостях переменного объёма, образуемых эксцентрично расположенным ротором с выдвигающимися пластинами и корпусом.

ВОДОКОЛЬЦЕВЫЕ НАСОСЫ

В водокольцевых насосах межлопастные рабочие полости ограничивают­ся не корпусом, а кольцевым слоем, образуемым на периферии перекачиваемой жидкостью. Кольцевой слой благодаря эксцентрично расположенному ротору с лопатками в первой половине цикла удаляется от центра, а во второй - при­ближается, выполняя роль гидравлического поршня. Насосы этого типа приме­няются в самовсасывающих устройствах центробежных насосов.

РОТОРНО - ПОРШНЕВЫЕ НАСОСЫ

В роторно - поршневых насосах, необходимо обратить вни­мание на следующие моменты. Изменение направления и величины подачи на­сосов производится без изменения направления и частоты вращения приводно­го вала.

РАДИАЛЬНО - ПОРШНЕВЫЕ НАСОСЫ

У радиально - поршневых насосов (РПН) органом управления является скользящий блок (обойма), смещение которого относительно оси насоса приво­дит к увеличению рабочего объёма цилиндров и величины подачи пропорцио­нально величине эксцентриситета. Изменение стороны (знака) эксцентриситета приводит к изменению направления подачи. Распределение жидкости у насоса осуществляется через каналы в неподвижной цапфе, соединяющимися с цилин­драми вращающегося блока.

 

АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВЫЕ НАСОСЫ

В аналогичном порядке изучают аксиально-поршневые насосы (АПН), у которых оси рабочих цилиндров расположены параллельно (аксиально) оси приводного вала, а крутящий момент передаётся блоку через шатуны, шарнирно закрепленные во фланце приводного вала. Изменение рабочих объёмов ци­линдров осуществляется либо отклонением блока цилиндров на угол от оси (насос с наклонным блоком), либо отклонением диска, связанного с шатунами (насос с наклонным диском). Распределение перекачиваемой жидкости у АПН осуществляется через торцевой неподвижный диск, два полукольцевых отвер­стия которого при вращении блока сообщают цилиндры последовательно с нагнетательным и всасывающим трубопроводами. Изменение стороны отклоне­ния меняет функции цилиндров, работающих на всасывание и нагнетание, а, следовательно, и направление подачи.

Используемая литература:

1. Колесников О.Г. Судовые вспомогательные механизмы. М.: Транспорт, 1977.

2. Завиша В.В., Дёкин Б.Г.. Судовые вспомогательные механизмы и системы. Транспорт, 1984.

3. Харин В.М. и др. Судовые вспомогательные механизмы и системы. М.: Транспорт, 1992.

4.Шиняев Е.Н. и др. Судовые вспомогательные механизмы. М: Транспорт,1984.

5. Дельвинг и др. Судовые энергетические установки М.: Транспорт, 1985.

6. Чиняев И.А. Судовые вспомогательные механизмы. М: Транспорт, 1989.

7. Правила технической эксплуатации морских и речных судов. Вспомогатель­ные судовые технические средства. РД 31.2.002.03 - 96.

Вопросы для проверки по теме:

1. Чем запирает жидкость во впадинах зубьев и какими спосо­бами оно устраняется?

2. Каков принцип действия реверсивного шестеренного насоса?

3. Какая разница между герметичными и негерметичными винтовыми насо­сами?

4. Как регулируется подача и давление нагнетания шестеренных и винтовых насосов?

5. Каков принцип действия пластинчатого насоса?

6. Каков принцип действия водокольцевого насоса?

7. Каковы особенности эксплуатации роторно-вращательных насосов?

8. Перечислите неисправности, при эксплуатации роторно-вращательных насосов?

13. Каковы принцип действия, способы подвода и отвода перекачиваемой жидкости у радиально- поршневого насоса?

14. Каковы принцип действия, способы подвода и отвода перекачиваемой жидкости у аксиально-поршневого насоса?

15. Как осуществляется регулировка подачи у роторно-поршневых насосов?

ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ НАСОСЫ

Схема и принцип действия центробежного на­соса. Конструкции центробежных насосов. Конструктивные разновидности ра­бочего колеса, подвода и отвода. Осевая сила и способы разгрузки ротора от неё. Физический смысл уравнения Эйлера. Углы установки лопаток на выходе из рабочего колеса, соответствующие им треугольники скоростей и их характе­ристика.

Напорно - расходные характеристики насосов при работе на трубопро­вод. Параллельная и последовательная работа насосов. Способы регулирования подачи центробежных насосов. Эксплуатация центробежных насосов. Харак­терные неисправности и способы их устранения.

Методические указания

Изучая принцип действия центробежных насосов, следует ознакомиться с конструктивными вариантами преобразования динамического напора жидкости в статический за рабочим колесом и разгрузки ротора от возникающей в про­цессе работы осевой силы. Физический смысл уравнения Эйлера легко понима­ется при рассмотрении изменения величины потока на выходе из насоса, в за­висимости от угла установки лопаток на выходе из колеса. Сопоставляя тре­угольники скоростей при разных углах установки лопаток с величинами дина­мического и статического напоров из рабочего колеса можно прийти к выводу, что угол установки лопаток на выходе из рабочего колеса равный 90°, обеспе­чивает равенство статической и динамической составляющих напора. Отклоне­ние лопаток назад по направлению вращения, приводит к росту статической со­ставляющей полного напора, а отклонение вперёд - к росту динамической со­ставляющей, вплоть до равенства её величине полного напора.

Используемая литература:

1. Колесников О.Г. Судовые вспомогательные механизмы. М.: Транспорт, 1977.

2. Завиша В.В., Дёкин Б.Г.. Судовые вспомогательные механизмы и системы. Транспорт, 1984.

3. Харин В.М. и др. Судовые вспомогательные механизмы и системы. М.: Транспорт, 1992.

4.Шиняев Е.Н. и др. Судовые вспомогательные механизмы. М: Транспорт,1984.

5. Дельвинг и др. Судовые энергетические установки М.: Транспорт, 1985.

6. Чиняев И.А. Судовые вспомогательные механизмы. М: Транспорт, 1989.

7. Правила технической эксплуатации морских и речных судов. Вспомогатель­ные судовые технические средства. РД 31.2.002.03 - 96.

Вопросы для проверки по теме:

1. За счёт чего осуществляется приращение энергии перекачиваемой жид­кости в центробежных насосах?

2. Как зависит величина статического и динамического напора от формы рабочих лопаток центробежного насоса?

3. Как осуществляется преобразование динамического напора в статиче­ский?

4. Как возникает осевая сила в центробежных насосах и каковы способы её уравновешивания?

5. Почему центробежный насос не обладает сухим всасыванием?

6. Что такое коэффициент быстроходности?

7. Каковы причины, признаки и последствия кавитации центробежных на­сосов?

8. Как осуществляется пуск несамовсасывающего центробежного насоса, расположенного выше уровня перекачиваемой жидкости?

9. Каким образом обеспечивается самовсасывание центробежных насосов?

10. Каковы особенности конструкции и расположение у различных центробежных насосов рабочих колёс, уплотнений, опор?

11. Как подразделяются центробежные насосы по способу подвода жидкости, соединению проточных частей, расположению вала, конструкции корпу­са?

12. Каковы способы регулирования подачи центробежных насосов?

13. Как изменяться характеристика центробежного насоса при измене­нии частоты вращения?

14. При каких условиях центробежный насос создаёт наибольший напор?

15. От чего зависит крутизна характеристики трубопровода?

16. Какая разница между характеристиками трубопроводов, выходящими из начала координат Н - Q и из точки Н=Нcт?

17. В чём заключается физический смысл рабочей точки на совместной ха­рактеристике насоса и трубопровода?

18. К чему приведёт работа насоса с подачей Q<Qраб? Q>Qраб?

19. Какова область применения центробежных насосов?

20. В чём заключается обслуживание работающего центробежного насоса?

21. Каковы характерные неисправности центробежного насоса, расположен­ного выше уровня перекачиваемой жидкости, при пуске?

22. В каких случаях работающий центробежный насос не создаёт номиналь­ной подачи и напора.

НАСОСЫ ТРЕНИЯ

  • Вихревые насосы.
  • Схемы и принцип действия вихре­вых насосов.
  • Конструкции центробежно - вихревых насосов.
  • Область примене­ния и эксплуатация центробежно - вихревых насосов.
  • Характерные неисправ­ности и способы их устранения.
  • Конструкция, принцип работы и область применения осевых насосов.
  • Осо­бенности эксплуатации.

Методические указания

У насосов трения жидкость перемещается под действием сил трения.

Осо­бенностью работы вихревых насосов является то, что насосы с открытым кана­лом не обладают свойством самовсасывания, так как вихревой канал у них не­посредственно связан с всасывающим и нагнетательным патрубками.

Са­мовсасывание достигается установкой на нагнетательном патрубке специально­го сепарирующего колпака. У насосов с закрытым каналом всасывающий пат­рубок соединяется с внутренней частью межлопастного пространства, что спо­собствует созданию разрежения при заполнении жидкостью вихревых каналов, а следовательно и самовсасывание.

Используемая литература:

1. Колесников О.Г. Судовые вспомогательные механизмы. М.: Транспорт, 1977.

2. Завиша В.В., Дёкин Б.Г.. Судовые вспомогательные механизмы и системы. Транспорт, 1984.

3. Харин В.М. и др. Судовые вспомогательные механизмы и системы. М.: Транспорт, 1992.

4.Шиняев Е.Н. и др. Судовые вспомогательные механизмы. М: Транспорт,1984.

5. Дельвинг и др. Судовые энергетические установки М.: Транспорт, 1985.

6. Чиняев И.А. Судовые вспомогательные механизмы. М: Транспорт, 1989.

7. Правила технической эксплуатации морских и речных судов. Вспомогатель­ные судовые технические средства. РД 31.2.002.03 - 96.

Вопросы для проверки по теме:

1. Каков принцип действия вихревых насосов с открытым и закрытым кана­лами?

2. Каковы особенности пуска вихревых насосов?

3. Какова область применения вихревых насосов?

СТРУЙНЫЕ НАСОСЫ

  • Схема, принцип действия, классификация и ос­новные параметры струйных насосов.
  • Конструкция и эксплуатация струйных насосов.
  • Область применения струйных насосов.

Методические указания

При изучении принципа действия струйных насосов необходимо уяснить физическую сущность способа создания разрежения во всасывающем трубо­проводе, используя для этого уравнение Д. Бернулли.

Изучая процессы, которые происходят в струйном насосе (камерах всасывания, смешения и диффузоре), нужно знать, что основным техническим пока­зателем процесса является относительная подача - q (коэффициент эжекции).

который определяет отношение количества среды, которая перемещается - Q, к количеству рабочей среды – Qр, (q=Q/ Qр).

Струйные насосы применяются на судах как вакуумные и водоотливные насосы. К преимуществам струйных насосов относятся: отсутствие движущих­ся частей, простота и компактность конструкции, при малой массе и габаритах, возможность сухого всасывания и перекачивания загрязнённой жидкости. Не­достатки, которые сужают область их применения, это очень низкий общий к.п.д. 3 -4% и невозможность регулирования подачи.

Используемая литература:

1. Колесников О.Г. Судовые вспомогательные механизмы. М.: Транспорт, 1977.

2. Завиша В.В., Дёкин Б.Г.. Судовые вспомогательные механизмы и системы. Транспорт, 1984.

3. Харин В.М. и др. Судовые вспомогательные механизмы и системы. М.: Транспорт, 1992.

4 Дельвинг и др. Судовые энергетические установки.М.: Транспорт, 1985.

5. Чиняев И.А. Судовые вспомогательные механизмы. М: Транспорт, 1989.

6. Правила технической эксплуатации морских и речных судов. Вспомогатель­ные судовые технические средства. РД 31.2.002.03 - 96.

 

Вопросы для проверки по теме:

1. Каков принцип действия эжектора и инжектора?

2. Как подразделяются струйные насосы в зависимости от рабочей и пере­качивающей среды?

3. Каковы технические данные и область применения струйных насосов?

Тема 2

ВОЗДУШНЫЕ КОМПРЕССОРЫ И ВЕНТИЛЯТОРЫ

Воздушные компрессоры

  • Принципиальные схемы и принцип действия поршневых воздушных компрессоров двойного сжатия в разных цилиндрах.
  • Многоступенчатое сжатие и необходимость охлаждения воздуха.
  • Конструкции компрессоров.
  • Устройство основных узлов компрессора.
  • Системы охлаждения и смазки.
  • Предохранительные устройства.
  • Воздухопро­вод.
  • Эксплуатация воздушных компрессоров.
  • Характерные неисправности и способы их устранения.
  • Воздухохранители и их эксплуатация.
  • Требования Классификационных обществ к судовым воздушным компрессорам и воздухохранителям.

Вентиляторы

  • Классификация и конструкции центробежных и осевых вентиляторов.
  • Эксплуатация судовых вентиляторов.

Методические указания

В курсе рассматриваются только поршневые компрессоры, применяемые на судах. При их изучении следует ознакомиться с конструкциями, имеющими различные варианты систем смазки и охлаждения, в которых применяются поршни простые и дифференциальные. Необходимо уделить особое внимание вопросу безопасной эксплуатации компрессоров, так как компрессорные уста­новки взрывоопасны.

 

Используемая литература:

1. Колесников О.Г. Судовые вспомогательные механизмы. М.: Транспорт, 1977.

2. Завиша В.В., Дёкин Б.Г.. Судовые вспомогательные механизмы и системы. Транспорт, 1984.

3. Харин В.М. и др. Судовые вспомогательные механизмы и системы. М.: Транспорт, 1992.

4.Шиняев Е.Н. и др. Судовые вспомогательные механизмы. М: Транспорт,1984.

5. Дельвинг и др. Судовые энергетические установки М.: Транспорт, 1985.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.