Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатель затрат на 1 рубль товарной продукции




Для определения динамики всей продукции предприятия, как сравнимой, так и не сравнимой с базисным периодом, применяется показатель затрат на 1 рубль товарной продукции.

В общем виде показатель уровня затрат на рубль товарной продукции (з) представляет собой отношение полной себестоимости всей товарной продукции () к ее стоимости в оптовых ценах предприятия (), то есть:

.

Поскольку уровень затрат на рубль товарной продукции характеризует затраты, приходящиеся в среднем на обезличенную единицу продукции, то можно получить сводные данные и в отраслевом и в территориальном разрезах. Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции - один из показателей экономической эффективности производственной деятельности предприятия.

Различают два основных показателя уровня затрат на 1 руб. товарной продукции:

плановый:

фактический: .

Выполнение задания по затратам на один рубль товарной продукции определяют в относительных величинах (I з) и в абсолютных величинах () по формулам:

; .

Как видно из формулы, на изменение затрат на 1 рубль товарной продукции по сравнению с планом оказывают влияние три фактора:

1) изменение себестоимости единицы продукции (z):

Iз(z) = ; Dз(z)= ;

2) изменение объема и структуры продукции (q):

Iз(q) = ; Dз(q)= ;

3) изменение оптовых цен (p):

Iз(p) = ; Dз(p)= .

Правильность расчетов проверяется тождествами:

Iз = Iз(z) ґ Iз(q) ґ Iз(p) и Dз=Dз(z) + Dз(q) + Dз(p).

 

Рассмотрим на конкретном примере расчет приведенных показателей (табл. 8.10).

Таблица 8.10

Данные расчёта показателей затрат на 1 рубль товарной продукции.

Показатели затрат на 1 рубль товарной продукции Коп.
Затраты на 1 рубль товарной продукции по плану 87,5
Фактические затраты на 1 рубль товарной продукции 84,0
Затраты на 1 руб. товарной продукции по плану, пересчитанному на фактический объем и ассортимент 85,7
Фактические затраты на 1 руб. товарной продукции в оптовых ценах, принятых в плане 83,0

 

Изменение затрат на 1 руб. товарной продукции по сравнению с планом составит:

всего - Iз = = ґ100% = 96%.

Dз = 84,0 - 87,5 = -3,5 коп.,

в том числе:

- вследствие изменения себестоимости единицы продукции

Iз(z) = = ґ100% = 96,8%;

(Z) = 83,0 - 85,7 = -2,7 коп.;

- вследствие изменения объема и структуры продукции

Iз(q) = = ґ100% = 97,9%;

(q) = 85,7 - 87,5 = -1,8 коп.;

- вследствие изменения оптовых цен

Iз(p) = = ґ100% = 101,2%;

(p) = 84,0 - 83,0 = +1,0 коп.

Таким образом, два фактора обусловили снижение затрат на 1 руб. товарной продукции: за счет изменения себестоимости единицы продукции (z) затраты на 1 руб. товарной продукции снизились на 3,2% (96,8 -100), или на 2,7 коп.; за счет изменения объема и структуры продукции (q) затраты на 1 руб. товарной продукции снизились на 2,1% (97,9 - 100), или на 1,8 коп. В то же время за счет изменения оптовых цен (p) затраты на 1 руб. товарной продукции возросли на 1,2%, или на 1,0 коп. (84,0 - 83,0). Совместное влияние трех факторов обусловило в целом снижение затрат на 1 рубль товарной продукции на 4% (96 - 100), или на 3,5 коп. (-2,7 - 1,8 + 1,0).

Следует отметить, что анализ выполнения плана по уровню затрат на 1 руб. товарной продукции имеет большое значение, так как показатель затрат на 1 руб. товарной продукции остается важнейшим показателем деятельности промышленного предприятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.