Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиция – язычество на переломе эпох 1 страница




ПРЕДКИ. ОТ БОЖЕСТВЕННЫХ ПРАРОДИТЕЛЕЙ К ИСТОРИЧЕСКИМ ЛИЧНОСТЯМ

СВАРОГ и СВАРОЖИЧИ.

СТРИБОГ

ЯРИЛО (ЯРОВИТ, РУЕВИТ) и ВОЛХОВ (ВОЛХ) КАК ИПОСТАСИ ВЕЛЕСА

СВЕНТОВИТ – БЕЛЫЙ БОГ СЛАВЯН

МАКОШЬ – БОГИНЯ-ХОЗЯЙКА

МАКОШЬ

5.4.1. МАКОШЬ – ЯГА ( в разные эпохи с изменением функций ) – ГЕКАТА ( Богини Судьбы, магии и перерождения )

Локализация культа Свентовита; Ближайшие аналоги Свентовита: Хеймдалль, Аполлон; Функции Свентовита. Сравнительный анализ белых богов индоевропейцев; Свентовит как одна из двух главных ипостасей Рода

5.6. РОЖАНИЦЫ – ЛАДА И ЛЕЛЯ*

Велес и Ярило – суть и одно из воплощений. Род, Велес, Ярила как группа; Общность годовых обрядов Велеса и Ярилы, Николы и Егория Храброго. "Скотьи" боги; Велес и Ярила. Один и Бальдр. Навий и Явий; предварительные выводы. Кощей – живой мертвец. Велес, Ярило и Дионис. Волхов-Волх – сын Ящера-Велеса.

Функции и культ. Имя бога Стрибога. Стрибог – лунный бог.

Даждьбог, Радегаст и Смага-Огонь как Сварожичи. Разные имена одного. Функции, культ.

 

5.10. ПЕРУН-СВАРОЖИЧ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Алексей Наговицын. КРАСНАЯ ШАПОЧКА или МИФ О СМЕРТИ СМЕРТИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Дмитрий Гаврилов. ТРАКТОВКА ФОНЕМ по методу ДИАЛА

Об авторах.

* – прим. Данные главы изложены в стиле, далеком от научного, однако, авторы преследовали вполне определенную цель – дать пример того, как звучала бы из уст обавника в средние века глубинная языческая Традиция.

 

 

УЭ 1.3.3. Традиция – язычество на переломе эпох (4 ч. учебная конференция)

 

То, что обычно понимают под "язычеством"(paganism), правильнее называть Традицией или "традиционализм" т.е. традиционным мифологическим мировоззрением индоевропейцев. "Язычество", как и "варварство", ругательное слово, доставшееся нам от прошлого, когда Традицию активно преследовали. Греки, а затем и римляне, именовали всех, кто не ведал греческого языка "варварами". Язычниками (по утверждении христианства в Восточной Римской империи, затем Византии) христиане стали называть тех, кто не "проникся божьим словом", на самом же деле “языкъ” в старославянском значит — род, племя, народ. Язычество — родная, народная, исконная вера.

Но коль скоро этот термин утвердился, мы готовы его принять. И вот почему. Под термином "язычество" скрывается на самом деле высокоразвитая космогоническая система, а точнее – иерархия мировоззрений, направленных на самосовершенствование человека и приобретение им необходимых способностей. Оно дает стройную и непротиворечивую картину мира и его создания, опираясь на знания тысяч поколений людей, с их опытом, мыслями и чаяниями.

Традиционализм, как уже было отмечено, это способ мышления, обусловленный диалектикой мифа и основанного на обожествлении человека и природы и признании всех вещей во Вселенной взаимосвязанными и живыми, в том числе имеющими личностную сущность. Божественные аналогии, которые ныне почитаются не больше чем за вымысел, были действительностью и повседневной жизнью в глазах людей прошлого... То, что мы называем поэзией древних, например тексты германской Эдды или русские былины, было для них действительной жизнью, а не маскарадом богов и героев. Если бы мы хоть немного сумели впитать в себя то особое традиционное мифологическое сознание, вероятно, знания и магия древних не показались бы современному человеку вымыслом, недостойным внимания[1].

Таким образом, традиционализм с младенчества, с колыбельной матери и бабушкиной сказки, закладывал принципы физического и нравственного здоровья рода и его представителя. Обучал человека жить в гармонии с законами природы и окружающим социальным миром. Давал возможность почувствовать себя нераздельной частью огромной вселенной и в то же время личностью, ценной и уникальной в мире, неким естественным микрокосмом, направлял к раскрытию могучих механизмов в управлении своим организмом, своим разумом и Силами. Хорошо известным примером таких возможностей являются всем известные индийские йоги – служители современного нам и в то же время древнейшего языческого культа индийского бога Рудры, по Р.Х. чаще именуемому Шивой. Кстати, одно из имен Шивы – Рудры – Махайогина - Великий Йог. В Индии, где древняя традиция не была уничтожена, последователи Шивы и Вишну на сегодня – самое многочисленное языческое течение, насчитывающее более 700 миллионов человек. Мировоззрение индийских языческих течений базируется на священных текстах "Ригведы", некоторые части которой по последним научным данным сложены не менее чем за 2,5 тысячи лет до н.э. Говоря о необычайных личных силах и способностях, достигаемых людьми, следующими древней традиции, можно напомнить и о легендарных германских и скандинавских воинах – берсеркерах ("проникнутых Духом Медведя") и вервольфах-Ulfhedhnar ("овладевших Духом Волка") – последователях языческого бога-оборотня Одина – "водчего ратей", воинским подвигам которых сегодня посвящена целая литература, жизнь которых стала излюбленным сюжетом в “исторических” кинолентах.

Традиционализм, как и Язычество в целом, – не религия, вернее это и не монотеизм, и не политеизм, а магическая, космогоническая и мировоззренческая система, то общее, что связывает разные политеистические религии.

Как всякая магия – он практичен. Он включает в себя искусство делать выбор, не ограничивая его. Некоторые известные религиозные системы, выросшие из ведической Традиции, много заимствовали у "язычников" в этом направлении. Насколько религиозны сами современные последователи Традиции, ныне судить трудно. Одна их часть пришла к язычеству через науку, обнаружив закономерное сходство в том, чем занимается фундаментальная наука, и языческим мировоззрением и мировосприятием. Вторая часть современных язычников, отрицая значимость исторического опыта и первоисточников, двигается к язычеству через созерцание и собственное мироощущение, потому они религиозны (так как нередко возводят в догму личное восприятие мира, не признавая проверенное временем и социумами опыт и знания). Эти части, однако, составляют целое.

И тут мы сталкиваемся с принципиальным вопросом, становящимся основным предметом разногласий между разными школами: какими путями должна быть реставрирована древняя Традиция?

Поскольку "магическое" знание имеет субъективный характер, то хотелось бы найти некую объективную систему отсчета, чтобы вести о языческой магии предметный разговор. До наших дней, к счастью, сохранилось некоторое количество первоисточников, из которых мы можем черпать сведения о действительном положении вещей в Традиции. Отметим, что в какой-то мере традиционное мировоззрение имеет наднациональный характер, так как законы развития психики и социальных систем применимы ко всему человечеству.

Например:

Веддийская традиция: "Ригведа", "Атхарваведа", "Махабхарата", "Рамаяна", "Упанишады" и т.д.

Древние иранцы и зороастрийцы оставили после себя следующие сочинения: "Авеста", а уже в мусульманское время "Шахнаме" и "Кабуснаме" и т.д.

От греческой и римской традиции сохранились: Орфические и Гомеровские гимны; Гомеровские поэмы "Илиада" и "Одиссея"; "Теогония" Гесиода; "Аргонавтика" Аполлония Родосского, "Мифологическая библиотека" Аполлодора; "О природе богов" Цицерона; "Об Исиде и Осирисе" Плутарха; другие сочинения античных хронистов и литераторов живших до н.э., а также Нонн Панополитанский ("Деяния Диониса"), Диоген Лаэртский и т.д.

О германской и кельтской традиции сохранились сочинения: Тацита, Цезаря, Годофрида Монмутского, "Мабиногион", цикл "Похищение быка из Куальнге; а так же героические песни: "Битва деревьев" или "Битва в долине Маг-Туиред"; цикл о короле Артуре в разных изложениях, Старшая Эдда, "Младшая Эдда" и "Круг Земной" Снорри Стурлусона; героические королевские саги и "Саги об исландцах", пряди, баллады и т.д.

Несколько сложнее обстоит дело с памятниками традиции славян, но и тут мы можем использовать целый ряд сохранившихся документов: Полное Собрание Русских Летописей, это, в первую очередь, Лаврентьевская, Ипатьевская, первые Новгородские, Радзивиловская, Воскресенская и Никоновская летописи; "Слово о полку Игореве"; западные хроники о германцах и их соседях – западных славянах, например, сочинение Адама Бременского (ок. 1066 г) "Деяния священников Гамбургской церкви", Дитмара Мерзебургского (ранее 1018 г) "Хроника"; Гельмолда (сер. XII века) "Славянская Хроника"; труды Саксона Грамматика; "Деяния данов" (1177 г.); сообщения арабских путешественников 9-11 вв. н.э. по землям славян типа, Ахмед Ибн Фадлана (921 г.), аль Масуди (ум. 956), Ибн-Якуб-Эль-Нидима (вт. пол. Х века); сочинения Яна Длугоша "История Польши" и более поздних польских и литовских историков – Стрыковского, Меховского; чешский средневековый словарь "Mater Verborum"; всевозможные поучения против язычества и жития святых; "Синопсис" и т.д. Кроме того, с определенной осторожностью можно использовать народный фольклор: заговоры, сказки, былины, духовные стихи.

Данного материала вполне достаточно, чтобы не иметь дела с толкователями этих первоисточников, часто пристрастных, а иметь по вопросам славянского мировоззрения и мифологии собственное суждение. Существенную трудность представляет то, что часть первоисточников не переведена на русский язык или труднодоступна, в таких случаях приходится прибегать к ссылкам на первоисточники добросовестных авторов и исследователей особенно в части славянского язычества: прошлых веков – Ломоносова, Татищева, Кайсарова, Яна Коллара, Cрезневского, Афанасьева, Гальковского, Фаминцына, братьев Гримм, авторитетных авторов нашего времени – академиков Рыбакова, Трубачева и Седова, докторов наук Кузьмина, Бегунова и их последователей.

Особо подчеркнем, что есть еще один неопровержимый источник, который невозможно сжечь на костре, утопить в воде и развеять по небесам – это язык. При системном фонемологическом подходе, как показали исследования В.В. Иванова, В.Н. Топорова, А.В.Гудзь-Маркова, А.Е. Наговицына можно с высокой долей вероятности получить из него сведения о далеком языческом прошлом.

 

Мы собираемся строить нашу работу, опираясь на так называемый внешний круг – широкий круг наших читателей, всерьез увлекшихся историей и обычаями своих пращуров, но отнюдь не религиозным деятелям. Тому, кто считает само "язычество" религией, зададим вопрос: "Каким богам, или какому богу, поклонялись язычники?" Логик сочтет вопрос слишком общим и попросит уточнить, какие именно "язычники". Парадокс заключается в том, что нельзя рассматривать "конкретное", отдельно от "общего". Индоевропейская Традиция неделима, и лучшее подтверждение нашему тезису то, что между язычниками никогда не было войн на религиозной почве. Религиозные войны велись против язычников, они же велись и ведутся до сих пор между представителями монотеистических религий, и в первую очередь христианством, весьма нетерпимой религией (Христос упомянут в "Коране" в качестве пророка, так что ислам уже не может претендовать на первое место).

Наконец, только в традиционализме "язычник" способен подняться до уровня бога. Согласно древнегреческому философу Эвгемеру, языческие боги есть культурные герои, достигшие при жизни того, что дало им бессмертие в памяти потомков. Например, верховный бог германцев Один в первом веке до. н.э., согласно "Младшей Эдде" и "Кругу Земному" Снорри Стурлусона, привел роды асов в Скандинавию с далекого юга, из “страны турок”, по одним гипотезам, с территории Туркмении (Парфии), по другим - из-под самой Трои, из Анатолии. За эти и прочие достижения он был обожествлен. Вспомним и Трижды Великого Гермеса; стали богами и Геракл, и Таргитай…

Христианство же – это религия, выросшая на базе другой религии – иудаизма. Христианство и является реформированным иудаизмом, хотя было само затем им отвергнуто. Так иудаизм не принимает "Евангелие" и саму идею богочеловека Иисуса, а вместе с тем и попытки любого иного отображения бога-творца. Но сами христиане и их институты признают "Ветхий Завет" наравне с "Новым...". И в последнее время идет активное сближение христианства и иудаизма – в чем мы не видим ровным счетом ничего плохого – напротив, это не удивительно, а закономерно, если почитать первоисточники:

"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства" [2] , "Бог Израилев" [3] ;

"Он же (Христос) сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" [4] ;

"Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие" [5] .

Христианство, по мнению ряда ученых, изначально сформировалось как религия рабов, противостоящих римскому образу жизни, и любой христианин в первую очередь "раб божий". Хотя следует отметить, что в первые века было, как бы два христианства, одно исповедовали городские низы и оно было ориентированно на ритуал и обычаи всевозможных дохристианских сект, в том числе ессеев, а второе исповедовалось римской интеллигенцией, часть которой стремилась через исповедь христианства противостоять римской официальной традиции, связанной с культом императора. Таким образом, эта часть интеллигенции через исповедь христианства стремилась к сепаратизму.

При этом подобное положение рабства не принимается даже иудаизмом, из которого вышло христианство и частью которого достаточно долго было как иудо-христианство, где постулируется свобода воли для человека, данная Богом изначально. Правда, под человеком подразумевается исключительно иудей. В иудаизме человек может “спорить с Богом, или роптать на него”. Известны средневековые процессы иудеев против Бога, нарушающего договор – “Завет между Ним и сынами израилевыми”.

В христианстве достаточно вспомнить обряд венчания "раба божьего к рабе божьей". А еще лучше вспомнить весьма характерное изречение того же святого апостола Павла из его знаменитого послания тем же римлянам: " Рабы, повинуйтесь господам со смирением"...

Отметим, что Традиция, напротив, не принижает человека, а именует людей прямыми потомками богов (славяне – "внуки Даждьбожи" согласно "Слову о Полку Игореве"), а богов (по эвгемеристической традиции) – бывшими людьми:

“в прелъстъ великоу не внидят мняще богы многы пероуна и хорса дыя и трояна и инiи мнози ибо яко то человецы были суть старейшины пероунь в елинахъ, а хорсь въ Кипре, Троянь бяше царь в риме.” [6]

Эвгемеризмом мы называем языческое учение, объясняющее происхождение богов посмертным или прижизненным обожествлением знаменитых или наделенных властью людей, культурных героев. Свое имя это направление получило в честь древнегреческого философа Эвгемера, автора утраченного утопического романа “Священная запись”. Эвгемер жил где-то в конце IV— начале III века. до н. э., и в фантастическом рассказе об о-ве Панхея дал описание идеального общества, свободного от рабства, социальных пороков и конфликтов. Произведения Эвгемера не сохранились до нас в подлиннике, но дошли до потомков в пересказе историка Диодора Сицилийского. Эвгемер в “Священной записи” описывает счастливую жизнь на затерянном в Индийском океане острове, где нет частного владения землей, но люди по роду занятий делятся на жрецов, людей умственного труда, земледельцев, пастухов и воинов. На острове есть “Священная запись” на золотой колонне о деяниях Урана, Кроноса и Зевса, устроителей жизни островитян. Излагая ее содержание, Эвгемер дает свое объяснение происхождению религии: боги—это некогда существовавшие выдающиеся люди, устроители общественной жизни, объявившие себя богами и учредившие свой культ.

Сочинения Эвгемера имели значительную популярность в Риме уже во втором веке до н.э., когда были переведены на латынь.

Таким образом Эвгемер был одним из первых, кто начал задумываться о корнях мифа, как операционной среды язычества. Уже вслед за ним изучением мифов в разные периоды времени занимались: Шеллинг, Мюллер, Афанасьев, Фрейзер, Малиновский, Фрейд, Юнг, Лосев, Топоров, Мелетинский и другие.

Итак, в язычестве нынешние боги – это в ряде случаев вчерашние культурные герои, опередившие свое время и достигшие того, чего не сумели современники, в том числе и на уровне сознания. Последнее отличает в основном индуистскую ветвь. Имена богов – это не просто магические операторы для перехода из одной системы мифа в другую, это память о носителях тех идей, что некогда волновали человечество и продолжают это делать поныне. Вот лишь некоторые из смертных, ставших по преданию богами или достигших уровня просветления, что ставит их в ранг богов: Геракл, Диоскуры, Таргитай, Будда, Гермес Трижды Великий, Асклепий, Один, Фрейр, Ньерд, Фрейя… В данном случае для нас важен сам факт, что по верованиям древних народов, человек принципиально может достичь уровня бога, через героические поступки или внутреннее просветление.

Из истории же хорошо известно, что новомодная и активно-агрессивная на первые века новой эры религия “рабов божьих” и “воинов Христовых” была использована правящими кругами в рабовладельческих государствах. Религия стала сливаться с государственным институтом. Наиболее характерно это проявилось в истории Рима. А затем и в раннефеодальных государствах: Византии, Франкском государстве, Священной Римской Империи, Киевской Руси. Христианство стало часто использоваться как более выигрышная для подавления самосознания народа со стороны правящей верхушки, в сравнении с язычеством, идеология. Государственная идеология для поддержания господства класса имущих над классом неимущих, которому обещана "райская" жизнь на Том Свете взамен всех несправедливостей этого мира. При этом отметим, что христианство при этом является межнациональной религией, и поэтому отрицало семейные и родовые отношения. Иными словами христианин, какбы терял поддержку своего семейного и родового клана перед лицом власти, а сама власть могла рспространяться на разноплеменные народы. Вооюще христианство получило силу при переходе от мифологического мировоззрения, связанного с приватом родо-семейных отношений к религиозному, связанному с господством межнациональных административно-религиозных структур.

Язычество славян, как и Традиция вообще, не знает понятия нации, оно сошло с политической арены задолго до того, как эти нации начали появляться. Говорить о русском или украинском язычестве тем более не верно. Род, семья, община, племя, народ наконец но не нация! Таким образом, при язычестве невозможна и межнациональная рознь между язычниками, невозможно построение государства по национальному признаку. Не случайно националистические и шовинистические организации России и их течения тяготеют к монотеистическим религиям. Не случайно в среду нынешних язычников пытаются внедрить националистов всех мастей и навредить возрождающейся народной Традиции. Не получится. Язычники, отвергают национал-шовинизм, но, тем не менее, не желают знать над собой какого-либо единственно богоизбранного народа, как бы он не назывался (и, конечно, мирового диктатора в лице сверхдержавы), но в тоже время отсутствует желание быть самим таким богоизбанным народом с некой великой миссией, во имя которой унижаются и подминаются иные культуры. Нет миссий у народов, которые им спускаются по разнарядке свыше.

Между богочеловеком Христом и его паствой есть посредник, и это Церковь – Воинство Христово. Жизнь христианина, как её постулирует Церковь, – непрерывная духовная война. Что есть цель любой нормальной, тем более - духовной войны? Уничтожение идеологического противника любой ценой. Противником в такой войне в целом ряде случаев является как уничтожение нормальных чувств и ощущений самого человека, который, фактически, должен отринуть мир и любовь “ради Отца Небесного”, так и уничтожение всех тех, кто не принимает подобную догму или ей противится в своем желании остаться человеком, имеющим, по текстам той же Библии “свободу воли”.

Бегло пройдем по минувшим векам и приведем на ряде примеров, причем, далеко не полном, тезис о сращивании института христианства с институтом государственным и глумление христианских “чиновников” над народными, языческими святынями на протяжении столетий.

 

956-986 гг. Гаральд Синезубый силой пытается ввести христианство в Дании, вплоть до 960 г. Это же делает Гакон Добрый и Трюггви, отец Олафа Трюгвассона в Норвегии[7]

995 г. Широкомасштабное насаждение христианства на территории Польщи.[8].

988 г. Подневольное крещение киевлян кн. Св. Владимиром (Василием): ("А кто не прийдет, противен мне будет" [9] ), кумир Перуна избит палками и лошадями протащен через весь Киев, уничтожены кумиры Хорса, Стрибога, Симаргла, Макоши, Даждьбога. Возможно, и другие, упомянутые в поучении “О идолах Владимировых”.

Дядя князя, Добрыня и воевода Путята, епископ Иоаким Корсунянин крестят огнем и мечом новгородцев[10]. "посем повеле идолы опроврещи, овыя сещи, а другия огневи предати", "посем вскоре повеле рубити церкви и поставляти по местом, иде же стояще кумиры"...

Церкви ставятся там, где прежде стояли языческие кумиры. Уничтожены Кумиры Услада и Велеса, что стояли на Подоле, они не вошли в прежний пантеон, но речь идет о всех имеющихся в городе "идолах"[11].

Нам возразят, наверное, что известие о крещении новгородцев отсутствует в древнейших летописных сводах – Лаврентьевском и Ипатьевском. Во всех древних летописях новгородского круга, Новгородских 2, 3, 5, Софийской 1, Вологодской, Тверской, Устюжской говорится только, что новгородцев крестил и уничтожил идолов Иоаким Корсунянин. Только-то и всего? Без всяких душераздирающих подробностей. Однако пересказ Татищева Изначальной (Иоакимовский) летописи о крещении огнем новгородцев подтвержден археологическими раскопками, обнаружившими следы пожаров 989-990 гг. именно в тех частях Новгорода, что указал упомянутый Иоаким. Да и с чего бы этому ученому греку было врать?

Текст этот, скорее всего, судя по употреблению ("приидохом", "стояхом", "пребыхом" и т. д.) идет от одного, первого лица, очевидца событий. Процитируем же полностью летописный рассказ:

"В Новеграде людие, уведевше еже Добрыня идет крестити я, учиниша вече и закляшася вси не пустити во град и не дати идолы опровергнути. И егда приидохом, они, разметавши мост великий, изыдоша с оружием, и асче Добрыня с прещением и лагодными словы увесчевая их, обаче они и слышати не хотяху и вывесше два порока великие со множеством камения, поставиша на мосту, яко на сусчия враги своя. Высший же над жрецы славян Богомил, сладкоречиа ради наречен Соловей, вельми претя люду покоритися. Мы же стояхом на торговой стране, ходихом по торжисчам и улицам, учахом люди, елико можахом. Но гиблюсчим в нечестии слово крестное, яко апостол рек, явися безумием и обманом. И тако пребыхом два дни, неколико сот крестя. Тогда тысецкий новгородский Угоняй, ездя всюду, вопил: "Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание". Народ же оноя страны, разсвирепев, дом Добрынин разориша, имение разграбиша, жену и неких от сродник его избиша. Тысецкий же Владимиров Путята, яко муж смысленный и храбрый, уготовав лодиа, избрав от ростовцев пятьсот муж, носчию перевезеся выше града на ону страну и вшед во град, никому же пострегшу, вси бо видевши чаяху своих воев быти. Он же дошед до двора Угоняева, онаго и других предних мужей ят и абие посла к Добрыне за реку. Людие же страны оные, услышавше сие, собрашася до пяти тысяч, оступиша Путяту, и бысть междо ими сеча зла. некия же шедша церковь Преображения господня разметаша и домы христиан грабляху. Даже на разсвитании Добрыня со всеми сусчими при нем приспе и повеле у брега некие домы зажесчи, чим люди паче устрашени бывше, бежаху огнь тушити; и абие преста сечь, тогда преднии мужи, пришедше к Добрыне, прося мира. Добрыня же, собра вои, запрети грабление и абие ИДОЛЫ СОКРУШИ, ДРЕВЯННИИ СОЖГОША, А КАМЕННИИ, ИЗЛОМАВ, В РЕКУ ВЕРГОША; и бысть нечестивым печаль велика. Мужи и жены, видевше тое, с воплем великим и слезами просясче за ня, яко за сусчие их боги. Добрыня же, насмехаяся, им весча: "Что, безумнии, сожалеете о тех, которые себя оборонить не могут, кую пользу вы от них чаять можете". И посла всюду, объявляя, чтоб шли ко кресчению. Воробей же посадник, сын Стоянов, иже при Владимире воспитан и бе вельми сладкоречив, сей иде на торжисче и паче всех увесча. Идоша мнози, а НЕ ХОТЯСЧИХ КРЕСТИТИСЯ ВОИНИ ВЛАЧАХУ И КРЕСЧАХУ, мужи выше моста, а жены ниже моста. Тогда мнозии некресчении поведаху о себе кресчеными быти; того ради повелехом всем кресченым кресты деревянни, ово медяны и каперовы на выю возлагати, а ИЖЕ ТОГО НЕ ИМУТ, НЕ ВЕРИТИ И КРЕСТИТИ; и абие разметанную церковь паки сооружихом. И тако крестя, Путята иде к Киеву. Сего для людие поносят новгородцев: Путята крести мечем, а Добрыня огнем".

Это не первый религиозный "подвиг" Добрыни. Религиозная про-Перунова реформа, проведенная Добрыней в 983 году уничтожила древний хтонический культ ильмерских словен. Так, по крайней мере, считают В. Иванов и В. Топоров в своих "Исследованиях в области славянских древностей" и И. Я. Фроянов в "Мятежном Новгороде". Идол Перуна был построен на месте уничтоженного древнего капища трех богов (Род и рожаницы или Змей-Ящер-Волхов [Jasse] и рожаницы).

Продолжим список:

989 г. Учреждение "Церковного Устава св. Владимира", где предписывалось сожжение волхвов. Св. кн. Владимир при покорении и крещении белых хорватов уничтожил десятки городов и сел[12].

995-1002 г. Олаф Трюгвассон начинает введение христианства в Норвегии, оскверняет капище Тора[13].

1008 г. Уничтожена священная роща (Святобора) сорбов близ Мерзебурга епископом Мерзебургским[14]

1024 г. Широкомасштабное насаждение христианства силой в Муроме, Суздале и Ростове (Ростовские епископы Илларион и Федор, затем Леонтий)[15]. К указанным источникам необходимо добавить "Житие епископа Леонтия" и "Житие Константина Муромского". Оба очень отличились в "ниспровержении кумиров". Леонтий за чрезмерное рвение убит возмущенными ростовчанами.

1069-76 г. "Усмирение" славяно-финских язычников Белоозера Яном Вышатичем[16]. В это же время убийство кн. Глебом Святославичем и епископом Федором волхва и его сторонников в Новгороде.

1050-е гг. Монах Авраам низвергнул в Ростове кумира Велеса и начал активно насаждать христианство, поставив на этом месте церковь.

1071 г. Убийство волхвов в Киеве ("и вринуша его беси в ровъ" [17] )

1091 г. Подавление движения волхвов в Ростове ("волхв погибе вскоре")[18].

Нач. 11 вв. Кумир Прове низвергнут собственной рукой Альденбургского епископа Герольда, им же сожжен священный лес Прове[19]

до 1157 г. Крупнейший культовый центр Сварожича располагался на землях лютичей-ретарей, неоднократно уничтожался и отстраивался вновь.

В 953 г. он разорялся Оттоном Первым, в 1068 г. - саксонским епископом Бурхардтом Вторым и был окончательно сожжен германцами в 1147-1150 гг., вероятно, во время крестового похода против язычников баварского герцога Генриха Льва.

1168-69 г. Епископом Абсалоном низвергнут кумир Ругевита в г.Карензе-Кореница (Рюген), ему подрубили ноги, а епископ Свен уселся верхом на свергнутое божество и проехался на нем по городу[20]. Им же уничтожены кумиры Поревита и Поренуча[21].

1168-69 г., 15 июня – осквернен и разграблен храм Свентовита на мысе Аркона на острове Рюген, кумир Свентовита вместе с другими изображениями языческих кумиров истреблен епископом Абсалоном[22].

До 1177 г. – Правила митрополита Иоанна: не давать причастия тому, кто " ходите по волхвам ".

XII вв. – Бенедиктинцы свергают кумиров Лады, Воды (Боды) и Лели на лысой горе близ с.Келец (Польша). Ставят там костел. А затем и монастырь[23].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.