Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Космогония древних славян в Свете общих представлений индо-европейцев о мироздании 4 страница




Видимо, ипостасью орла не ограничивается "птичья" иконография Укко. Утка, отложившая яйца, из которых был создан Мир – его же ипостась. Именно Укко в образе утки приветила богиня Ильматар на своем колене:

 

Утка красоты приметной

над водой летает, кружит,

смотрит, где гнездо устроить,

место ищет для жилища.

На восток летит, на запад,

юг и север облетела, -

не нашла такого места,

не нашла земли клочочка,

где б она могла устроить

для птенцов своих гнездовье.

Так она летала долго,

размышляя и гадая:

"Коль гнездо совью на ветре,

на волнах жилье утятам, -

то гнездо повалит ветер,

волны унесут жилище”.

И тогда, внимая птице,

мать воды и дева неба

подняла из вод колено,

чтобы утка опустилась

и свила свое гнездовье.

Утка красоты приметной

над водой летает, кружит.

Вдруг – увидела колено

на морском просторе синем,

приняла его за кочку,

за клочок зеленый дерна.

Полетав над синей гладью,

села на колено девы

и, гнездо на нем устроив,

стала класть златые яйца.

Вот на яйца утка села,

стала согревать колено.

День, другой сидит наседка,

наступило третье утро -

мать воды вдруг ощутила,

что горит ее колено

и от жара силы тают.

Лишь отдернула колено, -

яйца в воду покатились,

прямо угодили в волны,

вдребезги они разбились,

разлетелись на кусочки.

Все упавшие осколки

на глазах преобразились:

нижние концы тупые

стали матерью-землею,

островерхие скорлупки

в свод небесный превратились.

И тогда желтка верхушка

ярким солнцем заблестела,

часть белка, его верхушка,

засияла лунным светом;

крапинки скорлупок пестрых

стали звездами на небе,

части темные скорлупок

в тучи темные сгустились. [93]

 

Аналогичное создание Мира в воде уткой или птицей мы находим и у славян. Замечательный украинский исследователь прошлого века Срезневский И.И. приводит ритуальную Новогоднюю песню, записанную на Западной Украине:

Коли то було з початку (нащада) света,

Подуй же, подуй, Господи, и з духом Святым

По земле (– это припев за каждым стихом),

Втоды не было неба ни земли,

Неба ни земли нем(а) сине море,

А серед моря ита два дубойки.

Сели впали два голубойцы,

Два голубойцы,

Два голубойцы на два дубойки,

Почали собе раду радити,

Раду радити и гуркотати:

Яко мы маеме свет основати.

Спустиме мы ся на дно моря,

Вынесеме си дрибного песку,

Дрибного песку, синего каменце;

Дрибный песочек посееме мы,

Синий каменец подуеме мы,

З дрибного песку черна землиця,

Студена водиця, зелена травиця;

З синего каменьца синее небо,

Синее небо, светле сонейко,

Светле сонейко, ясен месячок,

Ясен месячок и все звездойки. [94]

 

Любимыми оберегами у финно-угров были изображения утки или лапы утки. Они осуществляли постоянную связь и обращение к первоутке (первоптице) из яйца, которой создан Мир, т.е. к самому Верховному Божеству. Обереги носили на середине груди или на поясе. У финно-угров в качестве оберегов также использовались изображения птицелюдей и людей с головами хищных птиц. Это, видимо, относится к культу почитания Верховного Божества в виде птицы.

В "Калевале" говорится, что воздух – мать всему на свете. Старший брат – вода, средний брат – огонь, младший брат воды – железо. Это соответствует индоарийскому разделению мира на основные стихии: воздух, вода, огонь и землю, в данном случае - железо. Причем, младшего брата, железо, надо понимать как архетип металла. Там же сказано, что железо (мягкое, серая сталь, некрепленое железо) появилось из молока трех дев творения, среда обитания которых - воздух. Воздушные девы родились от потирания рук Укко у себя на колене. Как показано выше, одна нога Имира с другой зачала великанов.

У древних индусов вода связывает воедино Троих, поэтому логично говорить о стихиях: вода-воздух, вода-земля, вода-огонь. Древние германцы "ввели" пятую первооснову – это лёд, и их традиция преломилась в средневековье через устройство магического алтаря, четыре угла которого объединены тем, что в центре, – пятым.

А Укко, творец верховный, отделил от неба воду, разделил воду с сушей.

Дева творения Ильматар – перворожденная (Каве): создательница моря, родительница Вяйнямейнена, вышла из воздушной среды и, возможно, является одной из вышеупомянутых дев, создательниц железа.

Очень важен момент, что по аналогии с Библией (хотя заимствований нет никаких) Укко создает Мир не на прямую, а создает принципы (матрицы мира). В Библии "В начале сотворил Бог Небо и Землю, Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водой". Это говорит о том, что Земля и Небо – не земля и небо, в нашем понимании, разделение божественного принципа и принципа материи. Также и Укко разделяет Воздушное пространство и воду. Но это не та вода, матерью которой стала Ильматар. Она мать морей, воды рек и озер. Она их одухотворила, привнесла в них себя из воздушной среды, удалилась от нее. Укко остается в Воздухе и на Небе. Именно из-за этого разделения "нечисть" и может скрыться от гнева Укко только в море. Царство смерти и Манала (Туонела) связаны с морем, т.е. отделены от Укко. Царство Канмы, смерти, тоже связано с морем.

Священная жена Укко, Рауни – является одним из проявлений воздушного пространства, а также является богиней Земли. Жена Укко, Рауни (финнск. rauni – "куча камней", восстанавливается из герм fraujan, ср. готское, "господин", ср. сканд. Фрейя).

На самом деле, Рауни – Земля, находится внизу и составляет с Укко-небом священную пару, характерную для мифологии всех народов (Уран и Гея, Род и Рожаница, Дый и Дива...). На небе находится душа Земли – Рауни. В мифологиях различается тело бога, которое может быть горой, священной рощей, источником и его сакральная сущность, близкая человеческой душе. Под личностью бога и понималась эта сакральная субстанция, которая могла по своему желанию перемещаться по Вселенной. Поэтому богиня Земли могла жить в доме своего небесного мужа (ср. в греческой мифологии присутствие богини Земли Геи на Олимпе).

Обратим внимание на различные способы создания мира в финно-карельской мифологии: Укко в первую очередь создал трех небесных дев – потер руки на колене. По основному мифу создание земли, солнца, месяца, звезд, туч, небесного свода произошло из железных и золотых яиц, отложенных на колене Ильматар, когда она носилась в водах. Яйца отложила утка, что и процитировано выше.

Лучше было бы остаться

девой воздуха и неба,

чем, как в нынешнюю пору,

по волнам скользить в мученьях:

мне здесь холодно, бедняжке,

зябнуть на волнах студеных.

Ой ты, Укко, бог верховный,

ты творец ветров и неба!

Приходи, когда ты нужен,

ты спустись по зову девы!

От беды спаси бедняжку,

от ужасных резей в чреве!

Поспеши сюда скорее,

помощь мне нужна быстрее".

 

Другая версия состоит в том, что яйца отложены на колене Вяйнямейнена, (что сходен с нашим Велесом), сына Укко и Илматар.

По третьей версии, солнце, месяц и небесный свод выковал божественный кузнец Ильмаринен, аналогичный небесному кузнецу Сварогу в славянской мифологии и Гефесту – в греческой.

Бесполое рождение мира говорит о том, что Рауни – принцип жены, а не персонифицированная жена Укко. Возможно, в древности Укко, как и многие верховные боги-создатели, совмещал в себе женский и мужской принцип. И т.к. в Калевале явно прослеживаются следы матриархата, то, видимо, к его женскому принципу – Рауни и были обращены молитвы предков карел, финнов, эстонцев. (Под матриархатом здесь и далее понимается не всевластие женщин, а их влияние на социум в родоплеменном обществе, когда даже наследование часто происходит по женской линии. В такого типа обществах часто большое влияние имеют женские жреческие коллегии и сообщества. В любом случае, матриархат нами понимается не в марксистско-ленинской трактовке.)

Наличие семи небес – традиционное место многих культур. Во многих традициях, в том числе в Веддической семерка считалась магическим числом, лежащим в основе Мира. Укко – бог неба. Все небо - это его физическое тело. Персона бога – его душа - может жить в этом теле на одном из уровней; в нашем случае - в верхнем. Семь небес – это семь энергетических частей тела бога Неба. Эти небеса составляли воздушное пространство.

Небеса заселены перворожденными девами и их детьми. Принадлежность этих небес женским божествам говорит о древности представлений, относящихся, видимо, еще к временам матриархального женского правления. К богам среднего неба часто обращаются в заговорах и песнях. Важнейшие из них: Кейто – бог металлов, Терхенетер – богиня туманов, Туймики – божество ветра, Суонетар – богиня жил, крови, жизни, которая плавает в воздухе в медной лодке.

В акте творения Земли, пригодной для жизни человека, основную роль сыграла богиня Ильматар (Каве). Она, создательница вод и берегов, дева света, зачала главного устроителя Земли – Вяйнейменена.

На небесном своде располагались солнце, луна и звезды. Ильмаринен – "небесный вековечный кователь", сковал над Землей свод неба, отделяющий семь небес Мира Укко от Земли. Он же сковал солнце и месяц. Кроме этого, Ильмаринен еще и хозяин бури, повелевающий воздушными стихиями. Вместе с братом своим Вяйнемейненом он и занимается устройством Земли. Он творит огнем и железом, а Вяйнемейнен – словом. Возможно, у славян их звали бы кузнеца – Сварогом, а песнопевца – Велесом. Вяйнемейнен близок и к славянскому вещему Баяну, выученику Велеса.

Очень важно упоминание в карельских и финнских рунах о том, что вещий кузнец Ильмаринен (в данном случае, не бог а культурный герой) потеряв жену, выковывает взамен нее золотую женщину. У финно-угров было поклонение золотой бабе, как хранительнице рода и солнечной жене. У хантов ранее - муж или жена, позднее - жена после смерти мужа, - делала его изображения из дерева, одевала, кормила, сажала на место мужа. Предки рода тоже имели свои изображения и бережно хранились.

Вяйнямейнен – брат Ильмаринена, он же Вейно, Увантолайнен, Осмайнен, Сувантолайнен, певец и вековечный заклинатель, устроитель благоденствия Финнляндии, Прачеловек. Со времени почитания старшего в роду, а также предка рода (не тотемического) сохранились названия – Ванамеес, Ванем (старик, дед, старший), Таеватаат ("небесный дед"), Вана Таат, Ванаиса. Интересна параллель с Ванами, противостоящими Асам в мифологии германских народов.

Хозяин моря – Ахто и его жена Велламо безраздельно правят морской стихией. Кроме природных обитателей моря в их подчинении находятся русалки, чайки, утопленицы. Интересен миф о том, что при появлении огромного дуба, загородившего солнце на земле, на помощь Вяйняйменену из моря появляется закованный в медь карлик. Этот карлик превращается в великана и помогает срубить "злое дерево". Видимо, Бог Ахто и является этим карликом. Характерно то, что морские божества в отличие от хтонических не противостоят, а помогают героям в устройстве Земли. Сын Ахто и Велламо, по имени Ику Турсо (Турсос) помог Вяйняйменену в полевых работах, вынес из моря огонь. Но море может не только помогать, но и карать. Это отражено в том, что Турсос иногда принимает вид морского чудовища.

Описание морского царства у финнов и карел близко к описанию водной стихии в фольклоре приильменских славян. Его населяют Морской царь (Волхов) с царицей (Белорыбицей) и русалки, часть из которых бывшие утопленницы.

Между морем и небесным сводом пребывали боги, Например, Раккой, творящий лунные затмения, дух Рахко, управляющий фазами Луны, и Капеет – мифологическое животное, пожирающее Луну.

Древние финны и карелы, так же как и славяне, рассматривали Землю как место, населенное бесчисленными духами и богами. За каждую работу, растение, животное отвечали определенные боги и духи, которых в песнях и молитвах надо было просить о помощи. Вот основные из них: Тапио, он же Куктана – хозяин доброго леса (разновидность лешего), имеющий дом, двор, зверей, которые были его стадом. Нюрикки – хозяин охоты. Хийси (Ютас, Лемпо) – дух злого леса, которого призывали для злого колдовства, запугивания, у него просили удачи на охоте, особенно на лося. Лось – конь Хийси. Сампса Пеллервойнен засеял мир деревьями. Изображался маленьким мальчиком – духом деревьев.

В поучениях против язычества XV века находим многие поминания треб богам славянским еще в те времена (Лет. рус. лит. т.IV, 89, 92, 97, 107): "и приступиша къ идоломъ и начаша жрети молнiи и грому, и солнцю и луне, а друзiи Переуну, Хоурсу, вилам и Мокоши, упиремъ и берегынямъ, ихже нарицають тридевять сестриниць, а инiи въ Сварожитца верують и в Артемиду, имже невеглаши человечи молятся, и куры имъ режуть... и инеми въ водахъ потопляеми суть. А друзiи къ кладезямъ приходяще моляться и въ воду мечуть... жертву приносяще, а друзiи огневи и каменiю, и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и в дрова – не токмо же преже въ поганьстве, но мнози и ныне то творятъ" [95] .

Все виды хозяйственной деятельности у финнов имели своих покровителей и защитников. Аналогичную ситуацию можно наблюдать в славянском фольклоре. Вот имена некоторых из духов покровителей хозяйства.

Кратой – дух оберегающий имущество. Тонту – покровитель домашнего хозяйства. Калевантиойят – косари лугов (великаны, сыны богатыря Калева). Рынготеус – дающий рожь. Пеллон Пекко – дух ячменя. Виранканнос – дух овса. Эгрее – урожай бобов, гороха, репы, капусты, льна, конопли. Кендес – покровитель пахоты. Укко и Рауни (дождь земля) – хорошая погода, забота об урожае. Кекри – увеличивал приплод скота. Ведеи-эма – покровитель рыбной ловли.

Мир смерти финнов делился на две части: Место ужаса, или Ад, называлось Манала (Туонела), а жилище богини смерти – Канмы. Аналогичное разделение мы можем наблюдать в германской мифологии.

Злые духи и боги были многочисленны. Многие связывались с силами природы.

Мана (Кальма) – царь страны страха и мертвых Маналы или Туонелы. Страну окружают ущелья и черная река смерти, где плавает черный лебедь, громадная щука, змея. Туда доставляют души в лодке. Страну населяют злобные демоны. Жена Маны звалась Туони. Их сын был олицетворением страха, другой сын Маны, Каммо, – дух ужаса. Ему поклонялись в образе камня. Киви или Киммо – сын Каммо, хозяин речных порогов, имел священный камень со своей генеалогией. Мелатар – женское божество смертельно опасных речных порогов.

Все данные божества связаны с опасностью или смертью на воде. Рыболовство у финнов и карел было одним из важнейших и древнейших занятий. Поэтому и боги, представляющие опасность на воде, более архаичны, чем боги покровители сельскохозяйственных работ.

Интересен миф о появлении гадюки. Она появилась из мозгов уток и чаек и из слюны ведьмы Сюэтар. Волны растащили этот "коктейль", солнце согрело, ветер качал на воде и выбросил на берег. Жизнь в гадюку вдохнул злой бог Хийси.

Сюэтар сохранилась в сказках до настоящего времени. Из людоедки, живущей в норе и колдовством вредящей людям, она преобразилась в аналог русской бабы-Яги. Сохранилась в сказках до наших дней и память о Ловьятар-матери девяти болезней и недугов, зачатых ею от бури и ветра. В русских старинных заговорах так же упоминаются семь или девять болезней-лихорадок. У финнов и карел полностью отсутствует благодушие, имеющееся в русском фольклоре, в отношении демонических и опасных персонажей. Даже Мороз у карел и финнов, в отличие от русского порою добродушного Деда Мороза, ужасен, он вспоен гадюками в чужих землях, мать его без груди, отец – злодей.

Весьма серьезным отражением представлений о космогонии практически у всех народов являются обереги.

Замечателен тот факт, что знаки, используемые карелами в магических амулетах, встречаются на языческой утвари и даже на окладах икон на Руси. Причем, если у карел магический смысл амулетов ясен (по их основной функции), т.е. магия знаков на них, то русскую вязь рассматривают просто как узор.

Тут мы снова сошлемся на мнение российского исследователя Традиции, Антона Платова, этот автор пишет:

"Есть люди, рядом с которыми хочется находиться, чье присутствие вдохновляет, люди, у которых спорится всякое дело, за которое они берутся. Есть, напротив, люди, чье присутствие угнетает, привносит тяжесть, рядом с которыми опускаются руки и теряется "вкус к жизни". Каждый из нас – иногда осознанно, а иногда инстинктивно – стремится быть рядом с первыми и избегать общества вторых. Этих вторых мы часто называем неудачниками, уже не помня истинного, древнего смысла этого слова.

"Удачи!" – привычное пожелание, произносимое русскими при расставании, и соответствующие ему древне-скандинавское "Auja!" и древне-среднеевропейское "Aja!" мы понимаем сейчас просто как пожелания везения. Между тем эти восклицания, имеющие, как будет видно дальше, магический, заклинательный характер, связаны с одним из важнейших представлений нордической Традиции.

Понятие Удачи, как мы видим его в этнографических материалах и в древних скандинавских сагах (как, впрочем, и в карельских рунах), означает отнюдь не "везение", но некую важнейшую интегральную характеристику человека. В скандинавских текстах мы можем встретить такие формулировки, как "у него была хорошая Удача" или "у него была плохая Удача", "он приобрел (или потерял) Удачу, совершив то-то и то-то", "его Удача стала более (или менее) хорошей". В русском языке до сих пор сохранились выражения, отражающие те же представления: "его Удача оставила его".

Отметим такую любопытную и немаловажную деталь. Морфема "уд" присутствует в старославянском "уды" – половой член. Удалой, удочка, удивление, удовольствие, ударить – в данном случае можем порадовать старика Фрейда; он попал в точку; максимальное удовольствие человек получает в минуты секса. Удалой козак Илья Муромец позабавился с дочерьми Соловья Разбойника, прежде чем убить. У него тоже была хорошая удача. Вообще в данном контексте саму удачу, даже если она связана с сексуальной силой человека, а значит с возможностью иметь сильное и здоровое потомство, которое являлось обозначением силы и значимости семьи и рода, можно рассматривать, как благословление богов. Подобное отношение имело место и в германской традиции.

"Скандинавский термин Auja, обычно переводимый на русский как "удача", подразумевает под собой не только "везение", но и счастье, радость, силу. О викинге, которому повезло в бою, говорили, что он победил, потому что у него была хорошая Удача; но так же отзывались о том, у кого ладно строились корабли, чья жена рожала много детей, кто умел вести за собой людей. Таким образом, "везение" – это только одно – хотя и характерное – из проявлений Удачи. Сама же она понималась древними нордами как особое личное [магическое] могущество (др.-исл. Megin), приносящее удачу в узком смысле слова и благо вообще. Так же и русское слово удача само по себе не связано с "везением", хотя благоприятное стечение обстоятельств мы до сих пор понимаем как одно из проявлений Удачи. Однако само это слово происходит от глагола дать и подразумевает значение "то, что дано". Как характеристика конкретного человека, Удача – это то, что ему дано. И если речь идет о язычестве, то Удача – это то, что дано богами."

Первейшей задачей оберега как раз и было привечание Бога и его Силы.

Сильным оберегом считалось изображение медведя, или три головы медведя, одна над другой. Этот оберег приносил охотникам удачу. Медведь – ранее священный хозяин леса, играл важную роль в свадебном обряде. Бытовали легенды о браке медведя и женщины. Охотники извинялись за его убийство перед его духом. Эти представления о медведе очень близки к древнеславянским, совпадают мотивы половой связи женщины и медведя[96].

Двухголовый конь, как оберег, использовался для украшения гребней зданий и как подвеска на груди. Коньки на крышах известны по всей России. В отличие от славянских аналогичных украшений, конек у финнов и карел имел подвески на цепочках в виде стилизованной кукушки (кукушкой и назывался), он берег здоровье и благополучие в доме, его звон отгонял злых духов. Наибольшее распространение "кукушки" имели у ливов и финнов.

Стоит остановиться на сходных изображениях птицечеловека у карелов и веси (IV-VI в.в. н.э.), а также у коми (I-VIII в.в.н.э.). У коми встречаются птицелюди, увенчаные головами хищных птиц, орлов. Это является косвенным доказательством тому, что верховный бог, финно-карел Укко почитался в обличье орла.

Достаточно редко встречается у финнов изображение предков. Рассмотрим данные изображения у коми (исходя из предпосылки, что они являются потомками чуди, т.е. балтийских финно-угров). Предков они представляют в виде людей-лосей. Интересно сравнение с праматерями-лосихами, рожаницами в язычестве древних славян.

У ливов, веси, карелов также встречаются на нагрудных амулетах изображения головы лося или двух лосей, переплетенные рога которых дают изображение мирового дерева.

Аналогичные амулеты и представления встречаются у восточных славян (см., например, Б. Рыбаков " Язычество древней Руси").

Многие знаки, символы и узоры были переняты славянами и финно-уграми друг у друга, хотя почти всегда проявляется "национальный колорит", выраженный или в цвете, или в некотором изменении формы оберега. Например, остяцкий (обские финно-угры) родовой идол соответствует изображению на рукаве одежды у карел а также богу древних поляков Trzy, т.е. Трибогу, истукан которого имел три головы. В г. Щетине высшим владыкою признавался Триглав, властвующий над тремя областями мира, в том числе и - над небом. Ему посвящался орел, как и у Укко, Зевса, Свентовита. Однако три головы у него были козлиные, что скорее указывает на связь с Нижним миром и Велесом (именно три головы у нижнего изображения на Збручском кумире).

Многие узоры встречаются с вариациями как у финно-угров, так и у славян. Например, можно сравнить изображения на подоле у финнов, сегозерских карелов (Медвежьегорский р-н Карелии) и у русских (Новгородская, Псковская обл. и т.д.). Одни из них указывают на почитание великой праматери, так женщина изображена с "двумя головами" земной и божественной, и имеет солярные знаки. Сходные объяснения дает и Б. Рыбаков в книге "Язычество древних славян".

Изображения на подоле у балтийских финнов, кареллов, саамов, встречается в вышивках русского Севера.

Часто на них изображен изображен бог, находящийся между двумя оленями. Две лосихи-Рожаницы в древнейшей славянской мифологии часто изображались совместно с богиней Макошью. Одной из функций Макоши было плодородие земли. Знак двойного (тройного) ромба в большинстве индо-европейских традиций обозначает плодородную землю[97]. По сути же это руна Ингуз, положенная на бок, связанная с Ингви-Фрейром, скандинавским богом плодородия. Круг с "лучами" – голова божества - близок к солярным знакам. Из этого наблюдения можем сделать вывод, что это знак призыва плодородия. Предположительно, изображена как раз Рауни – хозяйка Земли.

Самым подробным образом финно-карельская мифология рассмотрена нами ранее, и заинтересованного читателя мы отсылаем к соответствующей работе[98].

 

Для того же, чтобы лучше понять представление, бытующее в индоевропейской традиции о человеческой душе и ее соотнесении с космогонией, воспользуемся материалами из монографии одного из авторов этой книги А.Е. Наговицына “Этруски”.

Этруски, как и индоевропейцы, считали, что человеческая жизнь, жизнь поселения и народа, в целом тесно связана с состоянием Космоса, и так же как и судьба, находится в зависимости от божественной воли. Поэтому свои представления о душе они соотнесли с устройством Мироздания и его законами.

“Судя по ряду фактов, – пишет А. Наговицын, – этруски верили в то, что человек имеет три души. Наличие у каждого человека нескольких душ типично для многих древних религиозных систем и восходит к индо-европейскому шаманизму. Так, современники этрусков – древние греки – считали, что у человека две души: одна – тень, призрак – отправлялась в Аид после смерти, а другая была совокупностью всех духовных свойств человека, его волевой частью, локализованной в сердце и диафрагме. Представления о нескольких душах человека бытовали во многих регионах Средиземноморского мира. Например, в Древнем Египте знали о нескольких душах человека, самыми известными из которых были души Ба и Ка.

По верованиям этрусков, местом обитания одной из душ в теле человека при жизни, служила печень. Считалось, что этот орган находился в магической связи с божественными силами и является своеобразным Микрокосмом. Божественные силы, в свою очередь, так же как и в ассиро-вавилонской традиции, связывались с космическими телами. Поэтому в гадательных практиках использовалась вначале, по-видимому, печень человека, а позднее – печень животных. Печень животного показывала этрусским жрецам состояние Космоса в момент гадания.

Н.К. Тимофеева говорит по этому поводу: "Местом обитания души в теле человека при жизни, в представлении этрусков служила печень. Возможно, что, в представлении этрусков, человек имел несколько душ, как это было, например, у египтян". "Система гепатоскопии основывалась на вере, что печень – обиталище души, такое же представление в значительной степени сохранилось в Вавилоне и Ассирии в течении разных периодов истории этих государств. В иудаизме печень и сердце связывались с эмоциями и интеллектом"

С душой, по славянским традициям, соотносятся три части тела. Прежде всего – грудь, о которой говорят “душа нараспашку”. В терминологии кулачного боя сохранились выражения “выбить душу”, “ударить от души”. Собственно грудь, это то место, где гнездится сама душа. Во-вторых, – это очи, которые выклевывает навья птица ворон и уносит душу к своему властителю - Черному богу, путь души, по которому она уносится в Навь. Зачем? А не он ли, Чернобог, по Аль-Масуди ворошит кости мертвецов, т.е. готовит их к новому рождению. Наконец, пятки – куда душа уходит уже сама собой, когда страшно, поближе к предкам, к тому же навьему богу, и такая душа соотносилась бы с Подземным миром и должна посвящаться тому миру, в котором правит Велес, Черный навий бог. Если во время не уйдет – чужой душою можно завладеть, с доброй ли целью под влиянием сильной страсти, или с недоброй… Приворожить, заворожить душу тем или иным образом было под силу либо искреннему человеку, либо наделенному даром магии.

Для того, чтобы лучше понять особенности языческого мировоззрения, необходимо говорить не только о мифологии, но и о самом культе с данной мифологией связанном. Иначе невозможно представить саму суть мифа, который для древних народов не являлся сказкой или старинным преданием, а был отражением реального мира. Сам культ был неким магическим инструментом влияния человека на мироздание, необходимым условием целостного существования человека как микрокосма в макрокосме.

“По аналогии с шаманскими представлениями о троичности человеческой души, и исходя из того факта, что многие этрусские храмы были посвящены триадам богов, можем предположить, что душа, по представлениям этрусков располагавшаяся в печени, могла также соотноситься с Подземным миром. – продолжает А.Наговицын. – Мы полагаем, что триады этрусских богов в храмах соотносились с тремя уровнями мироздания. Так, храм построенный в Риме царями этрусской династии был посвящен трем богам: Тину – царю небесных богов, богине Уни – покровительнице царской власти и значит, отвечающей за земные дела и богине Менрве, которая связывалась с посмертным перерождением души и хтоническим миром.

Можем предположить, что первая душа этруска, содержавшая эмоции и чувства, и поэтому находившаяся в печени (печень считалась вместилищем чувств), погибала после смерти человека в Подземном мире или являлась его жертвой богам. Чувства имеют природу, близкую к стихийным хтоническим силам, поэтому умерший при своем перерождении должен был очиститься от них при перерождении в существо более высокого порядка. Можно сказать, что чувственная душа должна была слиться с Первоматерией Подземного мира, их и породившей. Кроме того, "эмоциональные души", видимо, могли перерождаться в некоторых обитателей Подземного мира, осуществляющих кару и сопровождение душ умерших. Смысл гадания по печени заключался, по-видимому, в том, что участки печени, соотносимые с теми или иными чувствами "откликались", реагировали на то или иное состояние Космоса за каждое из которых отвечали определенные боги. Издревле было замечено, что эмоциональное состояние человека зависит от состояния окружающей среды. В настоящее время определена такая зависимость от солнечной активности, магнитных бурь, "парада планет" и т.д. Найденная этрусская гадательная печень имитировала печень овцы.”




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.