Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тримурти и гуны: брахма-вишну-шива, раджас-саттва-тамас




ТРИЛОКА

 

В индийской ветви традиционализма непосредственным предшественником Тримурти выступает Трилока[220]. Это есть представление о трехчленной Вселенной, состоящей из неба (и воды), земли (и воды), подземного мира (и воды). При этом каждый раз подразумеваются разные воды: небесная вода выпадает в качестве дождя и оплодотворяет косную землю, можно сказать, что она “божественное семя”; земные воды несут в себе как благую небесную, так и страшную хтоническую природу (обратим внимание на семантическое сочетание таких слов, как мор, смерть и море); и, наконец, подземные воды, одной из ипостасей которых являются Первоводы – некая всё растворяющая в себе хтоническая среда. В греческой мифологии это воды забвения: реки Стикс и Лето в водах которых души теряют свои личностные характеристики, становятся неприкаянными тенями). "Вода" в некотором смысле выпадает из триады по причине универсальной сущности и связует все три части Вселенной.

Сохранилось изображение Лока-Пуруша – древнеиндийский образ Вселенной в виде человеческого существа с женским лицом, нижняя часть тела соответствует подземному миру (семи подземным сферам), средняя часть тела – земному миру, верхняя часть тела – это десять небесных сфер. В йогическом учении о чакрах как раз три ядра сознания (верхнее-среднее-нижнее), так и устроен Лока-Пуруша.

 

 

Тримурти, как и любой другой Триглав – явление традиционное (языческое), и уже потому древнее всяких якобы христианских Троиц.

Тримурти – тройственный образ единого бога Вселенной, в каждом из составляющих троицу преобладают в свою очередь свои гуны (качества, принципы).

Брахма есть творец мира, и его гуна – страстность, активность, действенность, и потому он воплощает принцип Раджас.

Вишну есть хранитель мира – ясность, уравновешенность, сознательность,- он есть принцип Саттва.

Шива, как разрушитель мира в раннем Тримурти – это пассивность, бессознательность и инертность, – он являет собой принцип Тамас.

В шиваизме, который ближе авторам этой книги, все они – воплощения Единого, именуемого Шивой или Рудрой, а в традициях брахманизма – Брахмой.

"Любое действие реально выполняется гунами. Человек, ослепленный эгоизмом, думает: "Я сделал это!" Но тот, кто действительно видит творение гун и разнообразных функций, знает, что когда чувства привлекаются к объекту, это лишь привлечение гун к гунам."

Бхагават Гита есть не просто разговор между Кришной-колесничим – духовным учителем и Арджуной – вроде бы могущественным полководцем, но по сути – Учеником Божественной мудрости, которому говорится перед битвой на поле Куру принцип неприложности активного действия для совершенствования Мира: “И если Ты Воин – то бейся как воин”. Бхагават Гита – это, вероятно, самый первый и наиболее удачный учебник по йоге:

"Саттва, Раджас, Тамас – свет, огонь и тьма, – три составляющих природы. Они ограничены в конечных телах и свободны в бесконечном духе. Из них Саттва, благодаря своей чистоте, дающая свет и здоровье жизни, связывается с земным счастьем и низшим знанием. Раджас принадлежит природе страсти, источнику жажды и привлечения. Он привязывает душу человека к действию. Тамас, рожденный невежеством, затемняет души всех людей, он привязывает их к сонливой тупости, и они не бодрствуют и не работают. Саттва привязывает к счастью. Раджас – к действию. Тамас, скрывающий мудрость, привязывает к небодрствованию."

Из Упанишад нам становится известна еще одна триада, проистекающая из триединства брахмана – это Его состояния Чит-Сат-Ананда, трактуемые как "чистое существование"-"чистое сознание"-"чистое блаженство" (Первопричина бытия – Сознание – Восторг). Поскольку Упанишады по сути приравнивают атман (Я) к брахману (Это, высшая реальность), то триада является состояниями и атмана.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.