Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Норны. Мойры. Парки




 

Три корня у Мирового Ясеня, который есть не что иное, как дерево путей, дерево эддической логики и истории. Имя ему – Иггдрасиль, "вечно он зелен, над источником Урд" (Под двумя другими корнями соответственно находятся источники Мимира и Хвергельмир).

 

(20, "Прорицание вельвы"[248])

там же явились

три девы провидицы,

там поселились

под древом они:

первая Урд,

Верданди тоже

(резали жребья),

а третья – Скульд:

судьбы судили,

жизни рядили,

всем, кто родится,

узел нарекали...

Перевод В. Тихомирова в данном случае нам показался значительно более магичным и близким к контексту, чем другие. Это особенно заметно по упоминанию магических "узлов норн"[249].

Ральф Блум в своей "Книге Рун" описал единение трех норн, руной WEIRD: в Старшем футарке, известном с эддических времен, 24 руны, хотя не исключено, что могла быть и 25-я руна, объединяющая именно три группы по восемь знаков – Фрейи, Хагала и Тюра. Эта руна не имеет, собственно, номера и символа. Символ ее – пустота. "Свое название берет она от нордического "WEIRD", являющегося общим именем трех сестер судьбы, всезнания и покровительниц искусства предсказания: Урдр, Скульд, Верданди, или “было”, “будет” и “есть”. Проявляясь, как непознаваемое или все во всем, WEIRD представляет довольно сложную концепцию пустоты, того, что находится "по ту сторону логики"... WEIRD показывает условность всех знаков, а также временность связанных с ними понятий... Если выпала эта руна – в вашей жизни происходит непознаваемый процесс изменения, которому можно только довериться."[250]

Имена трех сестер трактуют таким образом: Урд(р) – судьба, в смысле "история жизни", или "прошедшее, установленное"; Скульд – "долг", то, что, возможно, предстоит, но случится совсем не обязательно, если ты не сделаешь, что должен сделать; Верданди – "настоящее", "то, что есть", "присутствующее". С тремя сестрами, плетущими узлы, мы встречаемся и у кельтов.

Тут к месту будет вспомнить о древнегреческих аналогах норн. Это мойры (римские парки). У древних греков представление о будущем более тягостные, чем у древних германцев.

Есть три сестры: Дающая-Прядущая-Неотвратимая (Лахесис-Клото-Антропос). Cогласно Платону их триединство – это Неизбежность (Ананке). Лахесис вынимает, не глядя жребий, и тем определяет судьбу, которую прядет Клото, а Антропос заносит судьбу в свиток, и изменить написанного ею не сумеет даже Зевс. Узлы норн (узелковая письменность – одна из древнейших) – это отметины на нити судьбы. В этой связи интересны устойчивые выражения из современного русского языка – "ему(ей) на роду писано". Или еще: "связать две судьбы", "так судьбой предписано"!

 

 

ПРЯХИ: МАКОШЬ, ДОЛЯ и НЕДОЛЯ. УСУД-РОД и "РОЖАНИЦЫ"

 

По счастью, сохранились следы прях и в русском фольклоре, прежде всего в заговорах. В позднейшем православном переложении этого образа, пряха – Матерь Божья. Вероятно, в языческую пору она называлась бы Макошь (прядущая судьбу). В ряде заговоров "от руды или крови (от поруба, пореза, кровавой раны)"[251] упомянута только одна девица-пряха, причем в шести случаях из одиннадцати она отождествлена с Пресвятой Богородицей. Например:

"144. На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел горюч камень. На сем камне изба таволоженная, стоит стол престольный. На сем столе сидит девица. Не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица. Шьет она, вышивает золотой ниткой, ниткой шелковою. Нитка, оборвись, кровь, запекись, чтоб крови не хаживати, а тебе телу не баливати. Сему делу аминь, аминь, аминь."

"149. Ворожея прикасается рукой к месту, из которого течет кровь, и говорит: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа; аминь. На море на Окияне, на острове на Кургане стоит белая береза, вниз ветвями, вверх корнями; на той на березе Мать Пресвятая Богородица шелковые нитки мотает, кровавые раны зашивает; нитка оторвалась, руда унялась. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа; аминь..." Потом ворожея дует на рану трижды и прикладывает меди, чтобы рана не опухла."

Однако в других заговорах "от руды или крови"[252], несомненно, более древних, все еще действуют три пряхи, все сестры, а одна из сестер (старшая) – Богородица. В них угадываются богини судьбы, тождественные скандинавским норнам.

"150.... сидит Матерь Божия с двумя сестрицами, прядет и сучит шелковую кудельку. Я ей, раб Божий, покорюся и помолюся: "Мати Божия, Пресвятая Дева Мария и с двумя сестрицами, бери Ты шелковую нитку и булатную иголку, зашей и запри, и уйми, и зажми порезанную рану и посечную рану!" Как нет из Латыря камня воды ни капли, так же бы у раба Божия не было руды и краски...."

"151.... Проговорив раз, дунуть и плюнуть и затем дважды повторить:

На море на Окияне, на острове на Буяне стоит светлица, во светлице три девицы: первая иголочки держит, другая девица ниточки делает, а третья девица – кровавую рану зашивает. Ты конь рыж, ты, кровь, не брыжь; ты конь карь, а ты, кровь, не кань."

У прозорливого Пушкина находим образ трех девиц, что под окном прядут поздно вечерком, а прядут они, если вникнуть, судьбу царю Салтану. В этом нет ничего удивительного, Александр Сергеевич частенько использовал древнюю традицию. Вспомнить, хотя бы о именах Гвидона и Додона, о петушке Золотой Гребешок (Гуллинкамби, "Прорицание вельвы", 43) или о белке, живущей на Мировом дереве и поющей песенки ("растекашеся мысию по древу"):

"В ветвях Иггдрасиля живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфельнир. Белка, по имени Грызозуб, снует веерх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхегг." [253]

Возможно, на вершине Мирового Дуба славян сидел в образе сокола Род, а мысь со скоростью мысли приносила ему послания Ящера и прочие вести.

Тут интересно мнение А. Афанасьева[254], который, анализируя русские пословицы (скажем, "от Роду и в воду") и ряд иных источников, приходит к выводу, что богини судьбы столь же древни, сколь и Род, за неимением лучшего слова он идентифицирует этих богинь, как рожаниц: "В древне-славянском переводе хроник Малалы и Амартола, греч. "имармения", означающее судьбу, объясняется словом "рождение": Имармению же сделавшiи прелесть некоую, глаголемую рожденiе, ея-же разве ничесожъ пострадати, ли творити могуще комоу-любо, знаменословять, и в таковоую прелесть и нечестiе въпадаютъ; мневъ бо некый, яко разве рожденiя – кроме Имарменiи никто жь ни сътворити, ни пострадати власть имать". Затем Афанасьев указывает на то, что санскритское bhaga – "счастье" является одним из имен Солнца, которое есть всевидящее (или всеведующее) око небес. В славянских сказках солнце часто бывает отождествлено с дедом-Всеведом, мать которого пряха-судица. "На Руси уцелела старинная поговорка: "дожидайся солнцевой матери божья суда". Солнцева мать упоминается во многих сказках, и везде о ней говорится как о вещей пряхе, она дает странствующим героям мудрые советы и на золотой прялке прядет золотую кудель."

В этой связи нельзя не вспомнить "светлое и ТРЕсветлое солнце" да "суда божия не минути" из "Слова о полку Игореве".

Такое отношение к солнцу вдвойне интересно тем, что оно соответствует отношению к нему древнего хеттского народа (индоевропейского по языку). Приведем несколько примеров из хеттских текстов.

К богине Солнца города Арины иногда обращались как к мужскому божеству:

“Ты вдохновенный вершитель справедливости, и неутомим ты в своем судилище”.

Приведем молитву богу Солнца царя Муваталли (относящаяся к XIV—XIII столетиям до нашей эры)[255]:

Господин мой, бог небесный Солнца, Человечества пастух! Из моря Ты приходишь в вышину, небесный Солнца бог.

Или:

Вступаешь ты на небо!

Бог небесный Солнца, господин мой,

Ты над человеком, над собакой,

Над свиньей, да и над зверем диким,

Ежедневно суд вершить, бог Солнца!

 

Или:

 

Солнцу – слава! В сердце человеку Смотришь, Солнце, прямо с высоты, Сердца ж твоего никто не видит. Если кто-нибудь поступит дурно, Ты вверху увидишь и осудишь. Я иду своей дорогой правды. Кто б ни поступил со мною дурно, Солнце, пусть увидишь ты его!

 

Связь с Солнцем вдвойне интересна, как ответственность матери бога за урожай, т.е. за подание благ. Последнее подтверждает расшифровку Б.А.Рыбакова имени Мокуши-Макоши, как "мать хорошего урожая" (одно из женских изображений Збручского кумира с рогом в руке соотносится с Макошью). Им же указаны другие эквивалентные переводы имени: "мать жребия (кош)", "мать судьбы". Рыбаков отделяет по времени возникновения и по смыслу группу – Доля, Удел, У-часть, С-часть-е – от другой группы понятий – Судьба и Рок. "Слово "судьба" в древних памятниках иногда означает "суд", "приговор", "решение". Таково же значение слова "рок" (...."срок", "мера")"[256].

"Суда Влеса не убежать" и "суда божия не минути" идентично современному "от Судьбы не уйдешь". Судьба-Макошь – главная из трех прях - примиряет и судит-рядит двух своих сестер.

В "сербскихъ приповедкахъ Караджича напечатан превосходный рассказъ о Судьбе и двухъ Доляхъ". Счастливая Доля (Съряшта, Среча), описана как прекрасная девица, прядущая золотую нить, Несчастливая Доля – старуха (зла Несъряшта, Несреча), которая "танко преде". Но счастливую долю или убогую недолю дает Судьба (Усуд!). Это и в самом деле напоминает триумвират Рода, суда которого также не избежать никому, и двух рожаниц, тем более пара "Усуд и Съряшта" встречаются во многих сербских сказаниях и пословицах. Вот одна из них: "Когда Съряшта отделена от Несъряшты – темная ночь (отделена) от белого дня".

"В основе сообщенных нами преданий, – заключает А. Афанасьев – кроется мысль, что Доля и Недоля – не просто олицетворение отвлеченных понятий, не имеющих объективного значения, а напротив – живые мифические лица, тождественные девам судьбы (рожаницам)".

Для более полного понимания того, чем была Судьба для славянина, приведем семантический анализ фонетических смыслов понятий, связанных с судьбой в русском языке, проведенный одним из авторов данной книги А.Е. Наговицыным. (о сути данного метода мы писали в разделе 4).

 

1) Рок – действие, рождение (Р) всеобщего (О) направления (К).

Иными словами Рок определяет судьбы космоса и всего сущего, его закон не ведом никому. Приведем пословицу – “Пути Господни неисповедимы”, – это о Роке. Рок – космический закон для всех. Рокотать – голос неба (гром). Это голос верховного бога, у индоарийцев, как правило, громовника.

2) Доля, недоля. Доля – счастливая, недоля – несчастливая судьба.

Доля – дар (Д) всеобщего (О) луча (Л) Я (персоне).

Недоля – отсутствие дара, накрывание (Н) естества (Е) дара (Д) всеобщего (О) луча (Л) для Я. Доля и недоля достаются при рождении человеку.

Учитывая общие индоевропейские корни, можно считать, что доля и недоля – это кармическое воздаяние за прошлые жизни. Одновременно с этим два этих понятия образуют бинарную оппозицию, свойственную индоевропейскому шаманизму. Например: жизнь – смерть, мужчина – женщина, левое – правое, добро – зло и т.д.

3) Судьба – данное слово близко к понятию Суд – соединение (С) с духовным (У) даром (Д), берегущая (Б) изначальное (А).

Судьба – воздаяние в этой конкретной жизни. Она результат конкретных действий человека – своеобразный суд над ним в этой жизни. Ее можно изменить сейчас: “изменилась судьба”. Есть сказки об “отмывании” и “приручении” злой судьбы.

Лихо – луч (архетип) (Л) единого (И), священного (Х), всеобщ его, локально охватывающее (О).

На Лихо в отличие от судьбы и доли, недоли ни в этой ни в следующих жизнях воздействовать нельзя – оно слепо, одноглазо (“Не буди Лихо, пока оно тихо”). Отсюда – лихость, бесшабашность, т.е. обладающие этим качеством следуют фатуму. Вспомним знаменитый рассказ М.Ю. Лермонтова “Фаталист”, где офицер стрелялся из револьвера и возможность погибнуть была очень велика. Он выжил, но буквально через полчаса его зарубил пьяный казак. Как говорит народная пословица: “Кому суждено быть повешенным, тот не утонет”. Отсюда и неумолимость Лиха, ни отмолить, ни изменить его нельзя. Есть сказка о лихе, где говорится, что передать его можно другому, что является приемом симпатической магии. Лихо сродни Року, только в отличие от него оно несет негативный характер возмездия и в отличие от Рока, который относится к целым странам и народам, оно персонифицировано. На отрицательный, хтонический характер Лиха указывает его одноглазость, а иногда и одноногость. Вообще указание на полную или частичную слепоту свойственно хтоническим богам. Однако у сибирских народов существуют предания об одноногих и одноглазых злых духах, вторая часть которых – глаз и нога с рукой - находятся в Загробном мире. Они как бы присутствуют одновременно в двух мирах. Возможно, представления о таких существах и Лихе одноглазом имеют общее происхождение.

Рассмотрим следующие понятия: удача, беда, горе.

Удача – духовный (или приносящая)(У) дар (Д) изначальный (А), изменяющий (Ч) первоопределенное (А). Данное определение полностью соответствует общепринятому определению удачи, как неожиданной радости.

Беда – берегущая (берущая для себя) (Б) естественный (Е) дар (Д) изначальный (А). Беда противоположна удаче по тому же принципу бинарных оппозиций. Определение соответствует общепринятому смыслу.

Горе – глагол (нечто проявленное) (Г) всеохватывающего (О) действия (Р) над естеством (Е) (в значении смерти и лиха). Возможно, воздействие на естественный порядок вещей, тем более всеохватывающий, рассматривался как зло, тем более, в данном понятии отсутствует значение божественного дара (фонема “Д” как в словах “удача” и “доля”. Отметим, что римские авторы рассматривали славян и их предков как фаталистов. Подобное понимание близко к действительности, так как ряд понятий, связанных с судьбой, в русском языке имеет оттенок неизбежности, фатальности.

Упомянем про символику судьбы в традиционном кастовом обществе, которое наиболее явно сохранилось в традициях индуизма.

Для традиционной ведической культуры: вайшья (крестьянин, бонд и/или карл), кшатрий (воин, ярл), брахман (маг, жрец, годи, скальд, эриль). Для людей, принадлежащих каждой из этих трех классических каст, понятие Доли разнится; однако гораздо важнее то, что три эти социальные ступени (касты) являются символическим отражением трех ступеней внутреннего развития человека вообще.

“Доля, таким образом, оказывается понятием довольно условным, меняющимся при изменении самого человека. Есть, однако, более глобальное нордическое понятие, интегрирующее представления об Удаче и Доле. Это – славянский Рок, древне-скандинавский и древне-англосаксонский Wyrd, балтская Laima.

Нет смысла говорить об этом – есть смысл только ощущать. Нордический Вирд, или Рок, похож на восточное Дао. “ Предопределенного судьбой не может избежать даже бог”, – это слова Геродота. Нет Удачи вне Доли человека, нет ничего вне Рока. Рок, Вирд – это не божество, не закон, даже не предопределение, это просто – Все-Что-Есть...

От основы – “рок” - происходят фундаментальные понятия и определения традиционной культуры. Урок – то, что уречено; смысл существования, определяемый Роком; причастность к Року; овладевание способностью следовать Року. Пророк – человек, провидящий, осознающий Рок. Отрок – тот, кто еще не прошел должного кастового посвящения; отреченный, еще не причастившийся Року, не осознавший свой Урок...

...Есть такой древнерусский глагол – (а)р(ъ)кать, имеющий два значения:

1) "говорить" (см. в Слове о Полку Игореве и в летописях – рекоста, рекучи, аркаючи, совр. рус. рыкать, изрекать, речь и т.д.)

2) "течь" (сравн. совр. река).

Лингвистическое единство двух понятий – течения и речи – лишь отражает невероятно древнее индоевропейское представление о том, что речь (говорение) суть истекание воли, намерения – отсюда современные выражения типа "речь текла".

Не является ли термин Рок отглагольным существительным от той же основы р(ъ)кать? Если это так, то значение его – просто "течение", "истекание высшей Воли", – предполагает Антон Платов[257].

Выразительницей этой Высшей Силы выступает уже упомянутая Баба-Яга[258] – древнейшая Богиня Праматерь. Подчас в русских сказках мы встречаем еще ее двух сестер. Характерно, что герой или героиня получают от них в подарок путеводный клубок, сродни нити Ариадны. Вот известный миф в переложении А. Афанасьева под названием "Перышко Финиста ясна сокола". В поисках суженого приходит краса девица к избушке и стучится:

- Хозяин с хозяюшкой! Укройте от темныя ночи.

Отвечает старушка:

— Милости просим, красная девица! Куда идешь, голубушка?

— Ах, бабушка! Ищу Финиста ясна сокола.

— Ну, красная девица, далеко же тебе искать будет!

Наутро говорит старуха:

–Ступай теперь к моей средней сестре, она тебя добру научит; а вот тебе мой подарок: серебряное донце, золотое веретенце; станешь кудель прясть – золотая нитка потянется.

Потом взяла клубочек, покатила по дороге и наказала вслед за ним идти, куда клубочек покатится, туда и путь держи!"

Если же "взять серебряное донце да золотое веретенце и сесть прясть – из кудели нитка тянется, нитка не простая, а чиста золота".

У третьей – старшей сестры, которая ведает поболе двух первых, красна девица узнает, где искать Финиста. На этот раз она получает в подарок "золотое пялечко да иголочку: ты только пялечко держи, а иголочка сама вышивать будет".

Тут не мудрено, что следы докириллической письменности на Руси сохранились в виде узелков, вспомним выражение “завязать узелок на память”, что может быть указанием на узелковую письменность (подобная письменность существовала даже у инков и называлась “кипу”), рунических узоров и в рисунках, представленных на ширинках и скатертях.

Нередко клубочек герою дает именно Старый Старик, за которым угадывается всеведающий Велес. Чтобы еще раз подчеркнуть наш взгляд на Макощ-Ягу как на жену или женскую ипостась Велеса, приведем такой пример:

"Ректор Апиц во утверждение сего (Д.Г. – что новгородцы пришли из Вандалии) приводит, якобы новагородцы древле герб имели воловью голову, как и мекленбургский; токмо я сего нигде не нахожу, токмо что ИДОЛА МОКОСА ИМЕЛИ С ВОЛОВЬЕЮ ГЛАВОЮ." [259]

Речь конечно же идет о Велесе. Нам известно еще несколько источников, поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде, и мы вернемся к этому в разделе, посвященном Макоши. А прежде Татищева о МОКОСЕ-МАКОЩИ, но уже в женском роде, с рогатой головой писал Георг Андреас Шлейзинг в своей "Древней и современной религии московитов"[260]. Со ссылкой на сведения некоего еврея-купца, бывшего в Киеве во времена до Шлейзинга, автор описывает действующий еще в 16 или 17 веках храм язычников и четырех идолов: Pioruni, Mokossi, Chorsi, Stribi. На изображении – существо, покрытое густой шерстью, имеющее четыре рога и козлиные ноги.

Напомним о колесе Фортуны, в скандинавской традиции – колесе, вращаемом Фригг, женою Одина (у нас пряжу судьбы прядет, понятно, Яга-Мокошь, ипостась Велеса-Мокоса). Того самого Одина, который в мифе о Сигурде уколол валькирию шипом (а в поздней традиции колют веретеном). Таким образом, Усуд-Велес-Мокос с двумя рожаницами-судиницами с одной строны, Макош и две ее сестры – с другой стороны – все это единая Традиция, отражающая триумвират Судьбы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.