Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВЕЛЕС и ШУТ




 

А сейчас, давайте, обратимся к прекрасной старой сказке "По колено в серебре, по локоть в золоте". В работе замечательного советского писателя-фольклориста Александра Николаевича Нечаева она называется "Иван, вдовий сын"[435]. Как водится, ее герой – Иван, хоть и не дурак, и не царского роду, но у него злой отчим-купец. Желая отделаться от парня, он увозит его с собой в чужую сторону, где затевает ссору, обвиняет в пропаже товара:

"- Съел пряники, да еще и отпирается, чтоб тебя шут, такого-сякого, взял!

Только успел сказать, как в ту же минуту ельник-березник зашумел, затрещал, все кругом потемнело, и показался из лесной чащи старик, страшенный-престрашенный: голова как сенная копна, глазищи будто чашищи, в плечах косая сажень, и сам вровень с лесом.

— За то, что отдал ты мне, шуту, парня, получай свой короб заедок!"

Весьма характерно, что этот обучающий миф иногда преломляется так, что вместо колдуна-шута, обещавшего научить пасынка уму-разуму (черта в диалекте), выступает сам св.Николай[436]. По сути дела перед нами все тот же миф о прохождении молодым героем посвящения в Ином мире, властвует в котором бог Нави.

Прозвище "шут", близкое к слову "скоморох", также указывает на связь с Велесом (а скандинавский аналог Велеса, трикстер Локи, как было рассмотрено выше, - кривое отражение Одина). Значимость трикстера в том, что он проверяет героя и, в первую очередь, так ли обоснованы его претензии на Силу. Предоставление сына али пасынка, парня некоему сверхсуществу возможно: есть обряд посвящения, точно такой, какой проходила Василиса, поступая в услужение к праматери – бабе-яге.

"Шут парня похваливает:

— Ну, молодец! Есть у тебя сноровка и руки, видать, золотые, только сила ребячья, да то дело поправимое.

Достал с полки кувшин:

— Выпей три глотка.

Иван выпил и чует – сила у него утроилась."

Затем, по ходу сказки, чтобы убежать от Хозяина, Иван пьет волшебные напитки шута: зеленый, красный, белый, и в каком бы "избитом до полусмерти" состоянии он ни был – оживает. Тут же на память приходит эпизод с каликами, перехожими да переброжими дервишами Руси, да и "самый главный калека" – св. Николай, как мы уже видели, вельми магии учен. Не они ли, эти калики, напоили да заговорили Илью Муромца так, что обрел Илья силы, достаточные для повседневных крестьянских работ. И кто такие калики, как не наследие великого прошлого русичей, бродячие нищие сказители, служители языческого бога мудрости? Для получения богатырской силы Илье понадобилось вдуновение Силы самим Святогором, кстати сыном некоего хтонического темного Старика типа Вия.

"- Вот теперь тебе легче будет с хозяйством управляться:

Поели, попили. Поднялся старик из-за стола:

— Пойдем, я тебе все обзаведение покажу.

Взял связку ключей и повел Ивана по горницам да кладовым:

— Вот в этой клети золото, а в той, что напротив, серебро.

В третью кладовую зашли – там каменья самоцветные и жемчуг скатный. В четвертой - дорогие меха: лисицы, куницы да черные соболя. После того вниз спустились. Тут вин, меда и разных напитков двенадцать подвалов бочками заставлено. Потом снова наверх поднялись. Отворил старик дверь. Иван через порог переступил, да так и ахнул. По стенам развешаны богатырские доспехи и конская сбруя. Все червонным золотом и дорогими каменьями изукрашено, как огонь горит, переливается на солнышке."

Нам и ранее было известно, что "скотий" Велес, бог достатка и богатства, - это хозяйственный бог. В дальнейшем Иван, вдовий сын, с помощью вещего коня, что томился в неволе у шута, выкапывает из земли схороненные шутом сокровища. Как опустил в то золото руки – стали они по локоть золотые, как опустил в серебро ноги - они до колен посеребрились.

Именно у шута похищает Иван волшебные вещи и диковинки (гребень – лес, мыло – каменную гору, полотенце – огненную реку). Есть у Хозяина в закромах золотые скороспелые яблоки и топор-самосек. Откуда взялись они? Не иначе – созданы собственными магическими трудами мастеровитого Велеса-шута.

Не все ж ему людей в коней оборачивать, хоть и близок Велес к сверхсуществам нижнего мира, если вообще сам не является Чернобогом. Возле реки Смородинной, по дороге в Киев-град, Илья Муромец побивает стрелою (образ молнии) велетообразного Соловья-разбойника, который, по мнению В. Шуклина, наделен чертами первозданного хтонического существа: "Разбойник не только свищет по-соловьиному и кричит по-звериному (прим авт. ст.: т.е. рычит, как рыкарь), но и "зашипит, проклятый, по-змеиному". Иногда говорится, что дети Соловья-разбойника оборачиваются воронами с железными клювами, а в подвалах его обнаруживается золотая казна. Все это отражает традиционную схему при описании мифопоэтических персонажей: связь с богатством и близость к "скотьему богу" Велесу, а также со змееподобными существами". В распоряжении нашем был изустный вариант былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник", записанный А.Ф.Гильфердингом[437] в 1871 году, в котором не упоминается змеиное шипение (хотя в прозаическом пересказе И.В.Карнауховой 1949 года шипение и еще ряд змеиных атрибутов присутствуют). Более того, Илья не изничтожает змеиного потомства, а едет мимо. Зятья Соловья вооружены рогатинами. По версии Б.А.Рыбакова, Соловей не столько придорожный грабитель, сколько "представитель тех косных сил родоплеменного строя, которые были чужды государственности, боролись за свою обособленность, противодействовали "дорогам прямоезжим" через их лесные земли - дороги, которые особенно понадобились для связи юга с землями Вятичей и Кривичей"[438].

Однако, несомненно, что в ряде других былин отражен типичный мотив индоевропейской мифологии – противоборство громовержца (Индра-Тор-Перун, а у православных Илья Пророк - Муромец) и хтонического сверхсущества. Тор ловил Мидгарского змея, потчевал его своим Мьеллниером. Но боги уступили место поколению богатырей, измельчали и их противники.

В пользу родственных связей Велеса и Соловья-разбойника говорит то, что птица-соловей поет. Поет и играет на золотых гусельках и другой Соловей, Будимирович, богатый торговец, соблазнивший Забаву Путятишну своими песнями. Гусляр Садко обретает богатство и становится купцом, равно как богат торговый гость киевский – песняр Ставр Годинович. Это ли не двойной след Велесов? Видно в представлениях русского народа не оставлены были былинные богатыри вниманием бога Велеса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.