Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Велес и Ярила. Один и Бальдр. Навий и Явий




 

Скандинавский аналог Велеса — Один имел прекрасного сына Бальдра, он, как и Ярила, погибающий и возрождающийся бог с теми же функциями. И Ярила, и Бальдр в позднюю эпоху стали культурными героями, воплощающими бога типа Одина-Велеса. В своей работе Арно д'Апремон[557], известный французский автор, практикующий одинизм, приводит убедительные доводы в пользу рассмотрения Бальдра как воплощения Одина, он отмечает, что "множество элементов помимо их кровного родства, служат сближению образов отца и сына". Перескажем лишь некоторые из них.

Один в речах Гримнира "лучший из асов", Бальдр у Снорри Стурлуссона: "о нем можно сказать только хорошее, он самый лучший и все его восхваляют". Бальдр “столь прекрасен и сиятелен, что излучает свет", Один "прекрасен и благороден лицом". Бальдр — "самый мудрый и красноречивый из асов". В мудрости Одина вряд ли усомнится даже скептик. Один покровительствует поэзии и обладает несомненным даром красноречия ("Речи Вафтруднира", "Песнь о Харбарде").

Второй ат футарка начинается с руны Хагал — это руна и Одина, и Бальдра (особенно если руна в одной из своих форм — шестилучевая звезда, фактически это "кириллическая" Жизнь). Руна эта также означает град. Град обращается в воду и происходит из воды, прямая аналогия с реинкарнацией Бальдра. Град — лед — инеистые великаны — Имир — первооснова мира. И Один и Бальдр оказываются пронзенными насквозь, чтобы добиться некой новой Формы бытия. Наконец, Один на погребальном костре не только дарит сыну кольцо, символ реинкарнации, но и шепчет заклятие Перехода. “Один-старец есть реальный порядок вещей” — заключает Арно д'Апремон, Бальдр-юноша — это тот же Один, но уже как идеальный порядок вещей. Они сменяют друг друга.

О том, что и сам Один покровительствовал земледельцам свидетельствует Снорри Стурлуссон в "Саге об Инглингах"[558]: "В начале зимы надо было приносить жертвы богам за урожайный год, в середине зимы — за весеннее прорастание, а летом — за победу. По всей Швеции люди платили Одину подать, по деньге с человека, а он должен был защищать страну и приносить жертвы за урожайный год".

Речь здесь идет, конечно, о реальном земном правителе, который был воплощением небесного Одина на земле и имел все основания быть услышанным. Благополучие и богатство бондов зависело от повторяемости урожайного года, т.е. от возрождения Бальдра из "мертвых". Известен также обычай скандинавов оставлять Одинову коню нескошенным клочок поля, славяне же оставляли нескошенным клочок поля "скотьему богу" — Велесу.

 

1. Смертный, но возрождающийся Ярила, вероятно, есть одно из многих воплощений более древнего и более всеобъемлющего бога — бессмертного Велеса.

2. Ярила есть ипостась Велеса, как земледельческого и "скотьего" бога, как бога, покровительствующего нарождению новых поколений людей и возрождению природы, как подателя естественных благ, т.е. он есть Молодой, Новый Велес в новую эпоху или в определенное время года — Велес Вешний. Мороз-Сивый есть ипостась Велеса, как навьего бога, бога смерти, бога древнего знания, свойственного старости, и подателя богатства, т.е. он есть Старый. Прежний Велес в прошедшую эпоху или в определенное время года — Велес Зимний. Ярила-Явь и Мороз-Навь есть две из многих сторон Велеса-Прави. Весной Молодой Ярила сменяет Сивого Мороза, а Новый Велес меняет Старого Велеса. Затем цикл повторяется. Соотношение Велеса, св. Николая и Мороза мы рассмотрели выше. А у южных славян на Коляду молодой Божич заменял состарившегося змеевидного Бадняка, к которого и сам превращался по истечении года.

3. Ярила не есть бог полностью тождественный Велесу, но и не всякий сын полностью повторяет отца. Возможно, под именем Яра-Ярилы Велеса почитали именно на южной Руси, а на Северной — как собственно Велеса (это могло быть обусловлено тем, что Велес еще и покровитель лесов и охоты в лесах, а южная Русь преимущественно степная). На Западе, вероятно, Ярило выступал как Яровит, а еще западнее у Ругов — как Руевит.

4. Мороз противостоит Яриле, один умиротворяет природу, а второй — возрождает ее. Яриле противостоит и другой бог смерти — Кощей. Вероятно, это календарное отражение противостояния Черного и Белого Богов, "Вия" и Ивана Быковича "на калиновом мосту". Поскольку Велес в каждом из этих случаев оказывается противником самого себя (в этом смысле он самодостаточен и гармоничен), а Ярила — одно из воплощений Его сути.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.