Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Владимир 1 страница




Педагогических вузов

В вопросах и ответах

Краткий курс психологии

Н.Г.АБРАМЯН

 

 

Учебное пособие для неспециальных факультетов

 


 

ББК 88 я 73 А 16

УДК 15

 

 

Абрамян Нина Георгиевна

 

Краткий курс психологии в вопросах и ответах. Учебное пособие для неспециальных факультетов педагогических вузов. – Владимир, 2005. – 277с.

 

Рецензент: доктор психологических наук профессор В.А. Зобков

 

Учебное пособие для неспециальных факультетов вузов в соответствии с Госстандартом ВО РФ по курсу психологии включает следующие разделы: общая психология, экспериментальная психология, возрастная психология, практическая психология, педагогическая психология, социальная психология, история психологии.

Пособие предназначено для студентов всех форм обучения неспециальных факультетов.

 

 

ГОУ ВПО «Владимирский государственный педагогический университет»

Факультет психологии

Кафедра общей и педагогической психологии

 

© Абрамян Н.Г., 2005.

 

Посвящается

моим родителям –

Седе Леонтьевне и

Георгию Григорьевичу

 

 

От автора

 

Идею написать пособие, в котором были бы собраны ответы на основные вопросы курсов психологии, изучаемых на неспециальных факультетах педагогических вузов, подали мне студенты факультета коррекционной педагогики ВГПУ, на котором я работала с его основания.

По всем курсам в течение трёх лет обучения они сдавали зачёты и экзамены. В процессе нашего общения студенты факультета обычно составляли собственные схемы ответов на все экзаменационные вопросы, т.е. создавали индивидуальные пособия для подготовки к зачетам и экзаменам.

А вот такого сборника «семь в одном» (общая, возрастная, экспериментальная, практическая, педагогическая, социальная, история психологии) у них пока не было. Хотелось создать некое «руководство к действию» по любому из курсов, входящих в программу обучения психологии в вузе.

Выношу признательность организатору факультета – проректору по научной работе профессору А.Е.Пальтову и нынешнему его декану – доценту В.А.Калябину за доброе отношение и поощрение моих методических начинаний. Особая благодарность за помощь в работе – старшему преподавателю кафедры психологии – кандидату психологических наук Е.В.Прониной.

 

 

Н.Абрамян


РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Предмет психологии как науки

«Когда один древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, он не ошибся», - писал российский психолог М.С. Роговин в одной из своих книг в 60-е годы. Мудрец правильно определил то, что лежит в основе психологии. Постоянно растущий интерес к психологии сегодня – общепризнанный факт. Более того, социологи, политологи прогнозируют, что XXI век будет веком наук, связанных с изучением человека, и прежде всего, его психологии.

Осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, спорте без понимания закономерностей человеческой психики невозможно.

Для человека нет большего источника интереса, чем он сам. Благодаря этому развивается психология житейская и научная.

Ежегодно издается более 10 тысяч работ по психологии. Человеческий интеллект не в состоянии переработать такого количества информации. Это затрудняет постижение научной психологии.

Всякая наука и ее возникновение связано с жизненными потребностями. Возникновение психологии было обусловлено, в первую очередь, потребностями людей, и в этом история психологии связана с историей других наук. Но, несмотря на возможные аналогии с возникновением других наук, психология имеет специфические особенности. Психолог XIX века Герман Эббингауз афористично заметил, что у психологии “огромная предыстория и очень короткая история”. Действительно,

1 этап существования психологии – так называемый донаучный; психология возникла с возникновением человека и сконцентрировала в себе знания в виде религии, художественной литературы, фольклора («семь раз отмерь - один отрежь», «чужая душа - потемки»).

2 этап - развитие психологии в недрах философии т.к. каждый философ рассматривал особенности психики человека. (см. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. – М., 1996. – С.23. – Лекция №2).

Если делать краткий исторический экскурс, следует назвать ряд имен выдающихся философов, внесших вклад в становление психологии как самостоятельной науки.

Известно, что еще в античные времена в русле антагонизма двух начал – идеалистического и материалистического – философы спорили о происхождении души. Так, основы естественнонаучного материалистического подхода к психике заложены Аристотелем в трактате “О душе”; в нем упоминалась неделимость души и тела, главной функцией души признавалась реализация биологического существования организма. Идеалистическое же понимание души мы находим в работах Платона и его учителя Сократа, для которых душа отражает идеальное, метафизическое, этическое. Платон постулирует изначальное существование мира вне материи и индивидуального сознания. Сократ же признавал душу самым высоким, что есть в человеке, и завещал заботиться о ней больше, чем о здоровье тела. Идеи античных философов оставили значительный след в истории развития психологии.

Эпоха Просвещения была отмечена такими вехами, как открытие рефлекса, объяснение природы поведения (требование изучения состояния и содержания сознания Р.Декарта, закон ассоциации Джона Локка).

Философы-материалисты, в отличие от идеалистов, в XIX веке указали на особенности психического отражения по сравнению с отражением в неживой природе, например, в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» даны такие признаки психического отражения:

1. Психика отражает не только настоящее, но и прошлое и будущее.

2. Психика способна активно давать не точную копию отражения объекта, а “субъективный образ объективного мира”, т.е. быть пристрастной. Материалистическое понимание психики можно выразить в следующих положениях:

психика – вторичное, производное от материи явление, а материя – первичное, носитель психики;

психика – свойство особым образом организованной материи – мозга, она возникает как свойство мозга отражать материальный мир.

3 этапистории психологии как науки – развитие психологии как самостоятельной науки.

«Отцом психологии» принято считать Вильгельма Вундта. В 1879 г. был изобретен метод психологии и основана 1 экспериментальная лаборатория. Психология, благодаря эксперименту, оторвалась от философии и стала изучать скорости психических реакций, ощущения, эмоции. Заслуга В.Вундта в создании интернациональной школы психологов.

Из школы Вундта в полемике с ней из-за неудовлетворенности методом самонаблюдения вышли и отмежевались целые направления в психологии. Одним из них стал бихевиоризм (поведенческая психология). Эдвард Торндайк, Джон Уотсон (основоположники) считали, что предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т.е. факты поведения, а не факты сознания. Дж.Уотсон в работе “Психология с точки зрения бихевиориста” (1913г.) писал: “Поведение – это система реакций”.

S R

А у всякой реакции всегда должен быть некий стимул. Поэтому единицей поведения бихевиористы признали формулу:

 

стимул реакция

Бихевиористы проводили опыты на крысах, поощряя или наказывая их, при этом отказывались от изучения человеческого сознания, затем механически переносили выводы о поведении животных на поведение человека. Один из законов бихевиоризма – закон эффекта – гласит: “Эффект удовлетворения закрепляет связь между стимулом и реакцией, а разочарование разрушает эту связь”. Бихевиоризм основывался на рефлекторной теории И.П.Павлова. Берхауз Скиннер «придумал» постулат: “Нужно управлять поведением через организацию внешней среды”. Его идеи используются в современных теориях обучения.

Следующее течение в психологии возникло в противовес бихевиоризму, это психоанализ (фрейдизм). Основоположник – Зигмунд Фрейд. Его труды – “Толкование сновидений”, “Психопатология обыденной жизни”, “Лекции о бессознательном”.

Фрейд считал, что опроверг Вундта своим учением о бессознательном: по Вундту, психика – это то, что открывается человеку в самонаблюдении, а по Фрейду, – это, всего лишь, надземная часть айсберга.

Толчком к подобным наблюдениям Фрейда стал эпизод, когда человек под гипнозом выполнил его задание, но пытался объяснить это другими причинами. Ключом к изучению бессознательного Фрейд считал анализ снов, потому что у ребенка сны часто носят характер исполнения желаний, а у взрослого символистский характер снов маскирует его глубокие желания, о которых он не знает. Другой путь – толкование свободных ассоциаций или ошибочных действий. Большое значение Фрейд придавал ошибочным действиям, т.к. они часто выдают желание человека (оговорка, забывание). Особая заслуга Фрейда – обнаружение ранее не исследованного пласта психики человека – бессознательного. В человеке, по Фрейду, соседствует “принцип удовольствия” и “принцип реальности”. Подавленный “принцип удовольствия” отходит в сферу бессознательного и оттуда управляет поведением человека. Свою теорию о структуре личности Фрейд превращает в общее учение о человеке, которое господствует в науке долгие десятилетия.

 
 

 


сверх я –

моральный цензор

 
 


Я –

сознание

оно –

бессознательное (сфера комплексов, рефлексов, половой

инстинкт, стремление к власти, агрессии).

 

Именно сфера бессознательного, по Фрейду, - основа деятельности человека.

Российская психология особенно интенсивно стала развиваться с начала XX века и представлена именами таких выдающихся психологов, как Лев Семенович Выготский («Моцарт психологии»), создатель культурно-исторической теории («человека нельзя понять не обращаясь к реальным условиям его жизни»); Александр Романович Лурия, Петр Яковлевич Гальперин, Алексей Николаевич Леонтьев, которые в своих исследованиях по-разному определяли предмет науки, круг изучаемых ею вопросов. Этапы становления психологии как науки подробно освещены в «Атласе по психологии» М.В. Гамезо, И.А.Домашенко.

Таким образом, следует говорить о том, что предмет психологии на протяжении ее существования менялся, об этом свидетельствуют многочисленные подходы к нему, представленные выше в направлениях развития науки.

После экскурса в историю психологии, обратимся к ее предмету. Более 200 лет назад немецкий философ Х.Вольф ввел в научный обиход термин «психология»: «псюхе» - душа, «логос» - учение. Любая наука имеет предмет изучения (круг изучаемых вопросов.)

Предмет психологии един для всей науки психологии, но уточняется в каждой отрасли. Психология изучает психическую деятельность человека. Это наука о закономерностях возникновения, развития и проявлений психики. Психология – наука о психических процессах (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь), психических свойствах (гибкость ума, настойчивость, наблюдение, характер, способности) и психических состояниях (например, гнев, радость, восторг).

Таким образом, по мысли Ю.Б. Гиппенрейтер, «психология – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству, – о самом человеке”.

2. Естественнонаучные основы психологии

Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств, специализация у высших животных выражена в появлении клеток, единственной функцией которых становится восприятие сигналов.

Почти все части нервной системы имеют исключительное сложное строение, изучением и описанием которого занимается анатомия.

По современным научным представлениям, спинной мозг и мозговой ствол осуществляют, главным образом, те формы рефлекторной деятельности, которые являются прирожденными, т.е. безусловные рефлексы, а кора больших полушарий – орган приобретенных при жизни форм поведения, регулируемых психикой.

Каждая чувствующая поверхность (кожа и т.д.) и каждый орган движения имеют в мозгу свое собственное представительство.

Выяснилось, что “конечные” станции чувствительных и двигательных нервов расположены в определенном порядке, причем не все части организма представлены в мозгу одинаково.

В коре больших полушарий человека наиболее широко представлены те органы движений, которым принадлежит основная функция в труде и общении.

Общие законы работы больших полушарий были установлены И.П. Павловым.

Закономерности высшей нервной деятельности обнаруживаются в активном поведении животных.

Ряд отделов мозгового ствола служит источником энергии для вышележащих отделов мозга.

Возникающие в мозгу волны представляют собой электромагнитные колебания различной частоты.

В мозгу имеются биотоки, которые можно записать с помощью усилителей. По характеру записи биотоков можно судить о сне и бодрствовании человека, об уровнях активности его сознания.

Мозговые механизмы психических процессов человека имеют много общего с механизмами психики животного. Но есть и различия (труд).

В психической жизни человека особая роль принадлежит лобным долям коры головного мозга. Поражение лобных долей влечет за собой ряд нарушений в личностной сфере, в характере.

Для человеческого мозга внешний мир – это не просто биологическая среда, а мир явлений и предметов, созданных людьми в ходе их общественной истории.

Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.

Структура сознания включает в себя совокупность знаний об окружающем мире (память, воображение, мышление); закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта; обеспечение целеполагающей деятельности человека; включение в его состав определенного отношения.

Обязательным условием формирования качеств сознания является язык.

Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку.

Низший уровень психики образует бессознательное (сновидение, галлюцинации и т.д.).

Бессознательное – это человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека.

Только понимая, как возникло, развивалось, изменялось на разных ступенях эволюционной лестницы психическое отражение, как возникло человеческое сознание можно установить важнейшие закономерности психики и выявить существенные психологические факты.

Чтобы понять природу психики вообще или специфику психики человека, необходимо дать ответы на такие вопросы, как, когда и почему возникла психика или как развивалась и усложнялась психика.

Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу о ее объективном критерии – такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.

Поэтому если будут найдены такие свойства внешнего поведения животного, которые связаны с психикой, то можно будет сказать, где находится граница, разделяющая непсихические и психические формы существования материи.

Практически все животные обнаруживают сигнальное поведение – у них есть психика.

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия.

Чувствительность – это способность живых организмов отражать воздействия биологически нейтральные, но связанные с биотическими свойствами. Отражение, по Леонтьеву, имеет 2 аспекта:

1) объективный (реагировать двигательно на данный аспект);

2) субъективный (внутренние переживания, ощущения).

Психика возникла в ходе биологической эволюции, потому что она обеспечивает более эффективное приспособление к среде.

Появлению психического отражения мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов (А.Н.Леонтьев).

 

Существуют следующие стадии эволюционного развития психики:

1) усложнение форм поведения;

2) совершенствование способности к индивидуальному научению;

3) усложнение форм психического отражения. Каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающей средой. Также имеет место несовпадение линий биологического и психического развития.

А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики 3 стадии:

1) элементарная сенсорная психика;

2) перцептивная психика;

3) интеллект.

Основу всех форм поведения животных составляют инстинкты – генетически фиксированные наследственные элементы поведения. Инстинкты обусловлены действием как внешних, так и внутренних факторов.

Внешние факторы – специальные раздражители – “ключевые стимулы” (цвета, запахи, звуки, движения). Внутренние факторы – эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, которая приводит к понижению порога их возбуждения. Многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития.

Факультативное научение – процесс освоения новых, сугубо индивидуальных форм поведения. Поведенческая традиция – передача нового, известного каким-либо животным способа поведения другим особям популяции, а затем и последующим поколениям.

Вся активность животных определяется биологическими мотивами; деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций, они не способны планировать свои действия; основа поведения животных – наследственные, видовые программы. Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта.

Особенности психики человека возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием было возникновение сознания. Ведущие факторы возникновения сознания – труд и язык. Смысловые и языковые значения являются основными образующими человеческого сознания (А.Н. Леонтьев).

Смысл – отражение отношения цели действия к мотиву.

Дискуссии о природе человеческой психики продолжаются до сих пор.

Человек – существо биологическое, т.к. он возник в ходе эволюции животного мира.

Но современный человек есть продукт культурно-исторического процесса.

Культурно-историческая теория психики человека представлена в 30-е гг. XX в. Л.С.Выготским.

3. Психология на современно этапе и ее связь с другими науками

Современная психология существует на стыке наук: между философскими, естественными и социальными. Так, естественные науки помогают ей в изучении физиологических, биологических процессов мозга, лежащих в основе психики.

В основе изучений процессов саморегуляции ей помогает кибернетика.

В изучении роли психологии в социальном прогрессе ей помогает социология.

В разрешении вопросов обучения и воспитания – педагогика.

В разработке технических средств – технические науки.

Чтобы определить место ее в системе других наук, можно обратиться к мыслям ученых. В своем выступлении на Международном психологическом конгрессе (1966) “Психология, междисциплинарные связи и система наук” швейцарский психолог Ж. Пиаже предположил, что связи психологии с другими науками обнаруживаются в их развитии по спирали и предлагал поставить психологию в центре, сделать ее “осью галактики наук”. В рассуждении он шел от гносеологии (теоретическое познание) к психологии.

В российской науке классификацию наук предлагал академик Б.М.Кедров. Он считал, что место психологии должно быть в основании некоего равнобедренного треугольника ближе к правому его углу, где он расположил философию, в левом углу – социальные науки, а в вершине – естественные. Между социальными и естественными науками по левому катету Кедров располагает технические науки.

Естественные науки

(физика, математика)

 

философия,

логика,

гносеология

социальные науки

Определяя место психологии в системе наук, следует помнить о ее взаимосвязи с другими науками.

4. Принципы, задачи и структура современной психологии.

Кроме предмета, психология, как и всякая наука, имеет свои принципы, цели, задачи, методы, категориальный аппарат (блок понятий).

Принцип - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки. В основе психологии как науки лежит ряд принципов, существенных и для всех общественных наук. Например, это принципы детерминизма, принцип связи сознания с деятельностью, принцип развития психики в деятельности и другие.

Эти принципы были сформулированы в 30-е годы XX века в советской психологии.

Принцип детерминизма – принцип причинно-следственной обусловленности явлений психики окружающей реальностью (психика человека определяется его образом жизни, окружающим миром): я пишу, потому что мне надо; мне надо, поэтому я пишу.

Принцип связи сознания с деятельностью и деятельности с сознанием введен С.Л. Рубинштейном; сознание регулирует поведение и деятельность человека. Оно образует внутренний план деятельности, ее программу, а деятельность – условие возникновения и формирования сознания.

Принцип развития психики в деятельности утверждает, что психику можно правильно объяснить, если рассматривать ее как продукт и результат деятельности. Вспомним И.-В. Гете: «Начни действовать, и ты поймешь кто ты”.

Соотношение понятий «психика» и «сознание» можно изобразить так, как это предлагает В.В.Заботин в своем исследовании.

 
 

 


 

 

Задача – цель, поставленная в конкретных условиях. Задачи психологии имеют следующую иерархию:

1. Понять сущность психических явлений и их закономерности;

2. Научиться управлять ими;

3. Использовать полученные знания на практике для повышения эффективности и качества изучения явления.

Авторы известного учебника психологии 60-х годов А.А. Смирнов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и Б.М.Теплов так сформулировали задачи современной науки:

1. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии;

2. Вскрывать физиологические механизмы отражения внешних воздействий на человека;

3. Исследовать пути и средства формирования свойств и черт личности.

Современная психология – широко разветвленная область знаний. Общая психология – фундамент развития ее отраслей, которых более 100. Систему отраслей общей психологии условно можно разделить по трем направлениям:

1. Отрасли по видам человеческой деятельности - от самых широких до узкопрофессиональных (психология религии, искусства, политики, труда, инженерная, медицинская, спорта и др.).

2. Отрасли, рассматривающие психику в развитии (возрастная психология, зоопсихология, патопсихология и др.).

3. Объединено названием “социальная психология”и изучает человека в группе (пара, бригада, нация и др.).

Общая психология – это особое наименование для характеристики наиболее общих закономерностей, методов, понятий. Общая психология включает следующие разделы:

1. Введение в психологию. Методологические основы психологии.

2. Развитие психики животных и человека (в филогенезе [развитие человеческого рода] и онтогенезе [развитие организма от момента рождения до смерти]).

3. Деятельность.

4. Личность и коллектив.

5. Познавательная сфера личности (внимание и все психические процессы.).

6. Эмоционально-волевая сфера личности (воля, чувства и эмоции).

7. Индивидуально-типологические особенности личности (темперамент, характер, способности).

Результаты исследования общей психологии – основа развития всех ее отраслей. Остановимся на некоторых ее отраслях:

1. Психология труда изучает проблемы профессиональной пригодности, профессионального отбора, профессиональной ориентации, условия научной организации труда (НОТ);

2. Из психологии труда вышла инженерная, которая интересуется проблемами «человек – машина», АСУ (автоматизированными системами управления);

3. Юридическая психология изучает вопросы, связанные с обвиняемыми и свидетелями. Более узкие отрасли юридической психологии – это судебная психология и пенитенциарная, которая занимается вопросами формирования групп преступников в заключении;

4. Космическая психология (ей чуть более полувека). Основы ее заложены в СССР. Занимается эта отрасль, например, проблемами поведения человека в невесомости, совместимости людей в условиях космического полета. Известен синдром “гибели мира”. В процессе изучения психики космонавтов были выявлены закономерности положительного влияния друг на друга; оказалось, что более 5 дней мало кто выдерживал в замкнутом пространстве; человеку необходимо быть то в обществе других, то в одиночестве;

5. Библиотечная психология изучает проблемы спроса на литературу, читабельности книг, их оформления (например, поля существуют для разворота глаз).

6. Социальная психология рассматривает проблемы поведения человека среди ему подобных, массовые явления (психоз), зависимость позиций разных групп людей.

5. Методы психологических исследований.

С.Л. Рубинштейн писал: “Метод – путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки”.

Обратимся к этапам психологического исследования:

1. Подготовительный. Он включает изучение предмета исследования, определения задач исследования, разработки гипотез исследования и планирование использования конкретных методик (приемы и способы исследования) исследования.

2. Сбор фактических данных об интересующем нас психическом явлении. Мы наблюдаем или проводим эксперимент и записываем в дневники факты, обнаруженные в ходе исследования. Затем мы делим испытуемых на группы с равными качественными показателями для дальнейшего эксперимента, а материалы и факты – на серии или этапы.

3. Количественная обработка данных, построение графиков, таблиц (частных и итоговых).

4. Интерпретация данных и формулирование выводов.

В отечественной психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г.Ананьеву):

I. Организационные методы.Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психическим и социальным развитием личности).

II. Эмпирические(основанные на опыте) методы,включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

III. Методы обработки данных,включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV. Интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

До возникновения научной психологии и первым научным методом принять считать интроспекцию (метод самонаблюдения).

Нужно помнить: этот метод “работает” только в совокупности с другими методами.

Главными же методами всех естественных и общественных наук является наблюдение и эксперимент. Наблюдение - метод целенаправленного изучения явления на основе восприятия действий и поступков личности в различных естественных ситуациях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.418 сек.