Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства внимания. 1 страница




Рассмотрим следующие свойства внимания.

Объем внимания - это количество объектов, которое может быть охвачено вниманием в ограниченный отрезок времени.

Для определения объема внимания группу объектов экспонируют 1/10 секунды. Объем внимания взрослого человека - 4-6 объектов, не связанных между собой, а объем внимания детей - 2-4 объекта. Vвним.= 7 2 (по Г.Миллеру).

Распределение внимания - способность человека одновременно выполнять несколько разнородных операций, одновременно удерживать в центре внимания несколько объектов. Так, учитель на уроке, опрашивая ученика, заполняет журнал и поддерживает дисциплину в классе.

Концентрация внимания - это степень сосредоточенности внимания на объекте, интенсивность внимания. Ф.Н.Гоноболин в книге «Внимание и его воспитание» приводит пример на концентрацию внимания. Древняя Греция, осада Сиракуз, в которых жил Архимед. Ученый сосредоточенно чертил геометрические фигуры на песке во дворе своего дома. Чужеземному солдату, убившему его, Архимед успел крикнуть: «Не трогай моих фигур!»

Устойчивость внимания - это длительность сосредоточения на объекте. Исследования психолога Н.Ф.Добрынина доказывают, что ученики 9-11 лет обладают довольно продолжительной устойчивостью внимания: их внимание более или менее устойчиво может быть привлечено к работе в течение 40 минут. Устойчивость внимания связана с динамическими особенностями внимания, например, с флуктуациями – колебаниями внимания (непроизвольные кратковременные изменения степени интенсивности внимания): слушаем часы - то слышим, то не слышим тиканья.

Переключение внимания - это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Многим выдающимся ученым поддерживать внимание удавалось следующим образом: они разнообразили свою работу. Н.П.Бехтерева в одном из своих выступлений отметила, что переключение внимания важнее и существеннее отдыха для человека.

Отвлечение внимания - неосознанный перенос внимания, потеря цели внимания, объекта. У школьников, особенно в младшем школьном возрасте, отвлечение внимания проявляется довольно часто. Учитель должен наблюдать и за чрезмерной подвижностью внимания и за его инертностью.

16. Развитие внимания школьников.

В обучении следует учитывать особенности всех видов внимания. К.Д.Ушинский в «Родном слове» писал: «Сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям... Приучите ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия, исполнить свою обязанность». В романе А.Франса «Преступление Сильверста Бонара» на первых же страницах есть мысль: «Учиться нужно только весело...» Но что же необходимо учесть, чтобы внимание детей не рассеивалось? У младших школьников очень нестойкая доминанта. Проявляется у них и сильный рефлекс на всё новое. Интересный, но маловажный материал дети часто воспринимают как главный. Существует ошибочное мнение, что дети более наблюдательны, чем взрослые. Учитель должен ставить перед детьми цель, «вести за собой» в нужном направлении. Задача учителя - развивать в детях привычку к ориентированию в мире важных и неважных предметов. Непроизвольное внимание младших школьников связано с впечатлениями от преподносимого им материала. При формировании произвольного внимания следует снимать напряжение, ведь произвольное внимание учащихся 1-3 классов активно и в большей степени связано с возбуждением, чем с торможением. Исследования советских психологов Л.В.Занкова, Н.А.Менчинской, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова доказали: ученики начальных классов могут заинтересоваться логическими задачами, отвлеченным материалом. У младших школьников велика концентрация внимания, но распределяют внимание они с трудом. Н.Ф.Добрынин пришел к выводу, что распределению внимания младших школьников можно научить в результате многократных упражнений. Таким образом, учителю важно правильно организовать урок, учитывать индивидуальные и возрастные характеристики внимания учеников.

17. Ощущение как источник познания. Рефлекторная природа ощущений.

По определению А.Р.Лурии, основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Это каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, и это дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. Иначе сознательная жизнь не была бы возможной.

Опыты физиологов и психологов доказали, что нарушение притока информации, связанное с глухотой или потерей зрения, вызывает задержки в психическом развитии. Таким образом, следует говорить о чрезвычайной значимости ощущения как психического процесса в жизни человека.

Ощущение - это психический процесс отражения отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В современной психологии принято представление об ощущения как об активном процессе. Это представление и лежит в основе рефлекторной теории ощущений. Известно, что животные активно выделяют из воздействий внешнего мира только те, которые имеют для них биологически важное значение. Этот факт указывает на избирательный, активный характер ощущений. Кроме того, доказано, что в состав каждого ощущения входит движение (сужение сосудов, мышечные реакции, поворот глаз и движение руки). Еще И.М.Сеченов указывал, что для зрительного восприятия предмета необходимо, чтобы глаз «ощупал» его.

Таким образом, ощущения носят активный характер и могут быть как элементарным рефлекторным процессом (мышечное напряжение на каждое раздражение), так и сложным процессом активной рецепторной деятельности (при разглядывании сложного изображения).

Чтобы иметь представление о физиологических основах ощущений, необходимо вспомнить строение анализатора. Анализатор – ответственен за возникновение ощущений. Он состоит из 3-х частей:

1) периферического отдела – рецептор – воспринимающая часть, основная функция – трансформация внешней энергии в нервный процесс, рецепторы называют органами чувств. Органы чувств отличаются повышенной чувствительностью и приспосабливаются для восприятия определенных раздражителей;

2) чувствительных нервов (афферентных или центростремительных, проводящих нервных путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора;

3) корковых отделов анализатора (центральные отделы анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Раздражение, влияя на рецептор, вызывает возникновение нервного импульса, который по центростремительному (афферентному) нерву идет в определенные участки коры больших полушарий головного мозга. Ответная реакция передается по двигательному центробежному (эфферентному) нерву.

Рецептор, проводящие нервные пути и участки в коре головного мозга - это единая морфологическая и функциональная структура. И.П.Павлов назвал ее анализатором. Для возникновения ощущения необходима сохранность всех частей анализатора.

Отрезок времени от нанесения раздражения до возникновения ответной реакции называется латентным (скрытым). Для тактильных ощущений он равен 130 миллисекундам, для болевых ощущений -370, для вкусовых - 50 миллисекундам. Следует помнить, что чувствительность как способность иметь ощущения в элементарном проявлении имеет, безусловно, рефлекторный характер (реакция новорожденного на звук, свет), но все богатство человеческих ощущений в ходе жизни на основе работы анализаторов носит условнорефлекторный характер.

18. Виды ощущений. Классификации ощущений.

Существуют различные походы к классификации ощущений.

По модальностям, т.е. видам, ощущения бывают такими: обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. А.Р.Лурия предлагает: «Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные». Атлас по психологии объясняет, что интероцепторы - рецепторы, расположенные на внутренних органах, передают сигналы из внутренней среды организма; проприоцепторы сигнализируют о положении различных частей тела и их движении, а экстероцепторы сигнализируют о различных характеристиках внешнего мира.

Рассмотрим систематическую классификацию ощущений. Данная классификация была предложена английским физиологом Чарльзом Шеррингтоном (см. схему).

интероцептивные ощущения -

проприоцептивные ощущения,

экстероцептивные ощущения:

Контактные Дистантные
Вкус Обоняние
Осязание Слух
  Зрение

19. Свойства ощущений.

Общие свойства ощущений. Эти свойства будут характерны для любого анализатора. Ощущение – это форма отражения адекватных раздражителей.

Модальность – (разновидность) – качественное своеобразие, все ощущения отличаются модальностью. Основное качество соответствующего ощущения (обоняние, вкус, осязание, слух и зрение). Внутри некоторых из модальностей можно выделить субмодальности, например, вкусовая (вкусовые ощущения) – 4 субмодальности: соленое, горькое, кислое, сладкое.

Инерционность - ощущение не возникает в тот момент, когда действует раздражитель (это мили секунды, но их можно измерить) – возникшее в анализаторе также не исчезает мгновенно, оно сохраняется – последовательные образы. Длительность ощущения – временная характеристика возникшего ощущения.

Интенсивность – является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора (например, при насморке интенсивность ощущения запахов может быть искажена)

Пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать откуда падает свет, идет тепло.

Степень чувствительности – количественные параметры основных характеристик ощущений. 2 вида чувствительности: абсолютная чувствительность и чувствительность к различию.

Человеческие органы чувств - удивительно тонкие аппараты. Так, человеческий глаз может различить световой сигнал в I/1000 свечи на расстоянии 1 км. Но - одновременно - мы можем не услышать звука с частотой выше 20 000 герц.

В психофизиологии различают два вида порогов - порог абсолютной чувствительности и порог различения.

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение - это нижний абсолютный порог чувствительности. Наибольшая cилa раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, - верхний абсолютный порог чувствительности. Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к конкретному виду раздражителя (в монографии А.Р.Лурии «Ощущение и восприятие» приведена таблица зон чувствительности, которая может заинтересовать студентов). Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога - обратная зависимость.

Формула Е=1/р показывает, что чем меньше величина порога (р), тем выше чувствительность анализатора (Е). Для вызова вкусовых ощущений нужно в 25000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения (8 молекул).

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом. Немецкий физиолог Э.Вебер (1795-1878) утверждал, что порог различения относителен, а не абсолютен.

Следует учитывать, что для данного анализатора порог различения - величина постоянная: для зрительного анализатора - 1/100, для слухового - 1/10, для тактильного - 1/30. Немецкий ученый Густав Фехнер (1801-1837) выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя:

S = K Lg J + C,

где S - интенсивность ощущения,

К - коэффициент пропорциональности,

J - сила раздражителя,

С - константа.

Эта формула показывает, что при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее). Так звучит формулировка основного психофизического закона Вебера-Фехнера.

К свойствам ощущений относится и адаптация - приспособление, изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Всем известно, что человек, перешедший из ярко освещенного помещения в темное, сначала ничего не видит; необходимо определенное время, чтобы начать хорошо ориентироваться в темноте. Существует негативная адаптация - притупление ощущения под влиянием сильного раздражителя и позитивная - повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя.

Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием другой. Известны такие формы взаимодействия ощущений:

- с одинаковой модальностью (в пределах одной модальности) - контраст ощущений (например, на синем белый лист), гармония и дисгармония ощущений;

- с разной модальностью - сенсибилизация и синестезия.

Сенсибилизация - это повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов. Так, изменение чувствительности может быть вызвано воздействием речи: при словах «кислый, как лимон» наблюдаются факты изменения чувствительности глаз и языка. Оказалось, что сенсибилизация может быть достигнута с помощью упражнений: например, у детей, занимающихся музыкой, можно развить звуковысотный слух.

Синестезия - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора (вспомним о лимоне - это зрительно-вкусовая синестезия). Известные случаи синестезии - способность цветного слуха у композиторов Н.А.Римского-Корсакова, А.Н.Скрябина, М.Чюрлёниса.

В жизненной практике можно говорить о совершенствовании многих свойств наших ощущений в результате упражнений: остроты зрения у шлифовальщиков, слухового различения шумов в сердце - у врачей-кардиологов. Миру известны имена слепоглухонемой О.И.Скороходовой, ученого, описавшего воспринимаемый ею мир; Лины По, скульптора, лишенного зрения и создавшего лучший бюст А.П.Чехова, слепоглухого доктора психологических наук А.В.Суворова.

20. Восприятие как перцептивная деятельность

Восприятие - качественно новая ступень чувственного познания, это психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

В работе А.В.Запорожца «Развитие восприятия и деятельность» отмечено, что восприятие зависит от условий и характера деятельности человека; что соответствие образа восприятия внешнему объекту - не врожденное свойство, а формируется в практической деятельности.

В восприятии всегда сказываются особенности личности, ее отношение к воспринимаемому объекту, потребности и интересы. Следует учитывать (при рассмотрении восприятия как перцептивной деятельности) зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности. Эту зависимость в психологии принято называть апперцепцией.

Восприятие - это не просто беспристрастное копирование воздействующих на сознание объектов, а активная, личностно обусловленная перцептивная деятельность, имеющая свою структуру.

Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов.

В основе восприятия могут лежать внутрианализаторные нервные связи, например, при восприятии человеческой речи, вокального произведения на слуховой анализатор влияет комплекс слуховых сигналов. Межанализаторные связи обусловливают целостность восприятия.

И.П.Павловым установлен так называемый «рефлекс на отношение», ведь при восприятии сигнальное значение имеют не столько сами раздражители, сколько особенности отношений между ними. По И.П.Павлову, физиологической основой восприятия является этот «рефлекс на отношение».

21. Эмпирические характеристики восприятия. Классификации восприятия

Традиционно в психологии рассматриваются следующие свойства восприятия.

Модальность - это вид восприятия; деление на виды основано на преобладающей роли того или иного анализатора в отражении объекта. Например, слуховое восприятие будет обеспечено при доминировании слухового анализатора в ходе восприятия. Следует учитывать, что восприятие любой модальности возможно при взаимосвязанной работе ряда анализаторов.

Предметность - следующая характеристика восприятия - родовой признак восприятия. Каждый воспринимаемый предмет мы относим к классу подобных ему предметов.

Целостность - это такое свойство восприятия, благодаря которому мы опознаем предмет по его отдельным признакам. Увидев скрывшийся за поворотом, вдруг мелькнувший вдалеке пионерский красный галстук, мы не сомневаемся, что это был школьник пионерского возраста.

Константностью восприятия называется относительное постоянство воспринимаемых свойств предметов при измерении условий их восприятия. Константность - относительное постоянство свойств предметов потому, что, например, значительное удаление объекта проводит к исчезновению константности величины. Константность восприятия формы предмета - в том, что квадрат, например, мы воспринимаем квадратом, даже если он расположен под углом.

Константности восприятия противоположна иллюзия, ведь не всегда предметы воспринимаются в точном соответствии с объективно существующими признаками, например, часто в этом случае упоминают железнодорожные рельсы, кажущиеся сходящимися в одной точке, хотя всем известно, что они параллельны.

Р.М.Грановская в книге «Элементы практической психологии» (М., 1988, с.30) приводит сведения о том, что все свойства восприятия не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Так, у ребенка 2-3 лет константность несовершенна, а к 10 годам - уже как у взрослого человека. Психолог Ж.Пиаже утверждал, что константность восприятия величины и расстояния развивается уже в младенчестве, но только по отношению к ближнему пространству, в котором ребенок непосредственно действует.

В соответствии с тем, какой анализатор играет доминирующую роль в восприятии, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Основой другого типа классификации восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. Собственно различают восприятие пространства, восприятие времени и движения.

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения предметов, их удаленности, направленности.

Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие движения - это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве.

22. Сравнительная характеристика форм чувственного познания - ощущения и восприятия

Ощущение (от лат.sensus – чувство, ощущение сенсорика) Восприятие (от лат.perceptio – восприятие перцепция)
Познавательные психические процессы чувственного познания
Чувственное отображение объективной реальности; отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств. Эволюционно самая элементарная форма психического отражения. Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физ. раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. (в виде целостных образов)
Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, т.к. любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызывать ощущение.
Ощущением обладают все животные, живые существа Только высшие. Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, помимо ощущений задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются память и мышление. Перцептивная система человека
Ощущения находятся в нас самих Воспринимаемые свойства предметов и их образы локализованы в пространстве.
Итогом возникновения ощущений является некоторое чувство (ощущение яркости, громкости) В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению.
Для появления ощущений активность не требуется Чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо проявить встречную активность, направленную на его исследование.
  Качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность.
Единство: приощущении и восприятии - непосредственное воздействие на органы чувств, следствие воздействия.

23. Понятие о памяти. Теории памяти. Память и деятельность личности

Память - всеобщее свойство живых организмов. В работе А.Н.Леонтьева «Проблемы развития психики» указывается, что переход от биологических примитивных форм памяти к высшим, специфически человеческим ее формам является результатом «длительного и сложного процесса культурного, исторического развития».

Память - основа психической жизни личности, ведь человек перестал бы ориентироваться в окружающей среде, если бы не сохранял следы воздействия окружающих его предметов в памяти.

Память – это психический процесс запоминания, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта (обстоятельств жизни и деятельности личности.

Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

И.М.Сеченов называл память краеугольным камнем психического развития.

Память связывает воедино наш прошлый опыт с настоящим, ориентируя на деятельность в будущем.

Особенности памяти как процесса:

1. Она связана со всеми психическими структурами;

2. Она не направлена на непосредственное отражение мира, а имеет дело со вторичными образами и понятиями, оперирует тем, что осталось в ней. Эти способности называют мнемическими, т.е. способностями запоминанию.

Первые попытки объяснения механизмов памяти на психологическом уровне связаны с теорией ассоцианизма. Запоминание, по этой теории, - это связывание впечатлений прошлого с настоящим. Условием проявления связи между впечатлениями является одновременность их появления. Одно из проявлений ограниченности теории ассоцианизма состоит в том, что смежность объектов во времени и пространстве считается достаточным условием для запоминания их как имеющих связь. Такая трактовка механизмов памяти не учитывает избирательного характера связей между впечатлениями в процессе запоминания. Понятие ассоциации закрепилось в психологии. «Краткий словарь системы психологических понятий» К.К.Платонова дает следующее определение: «Ассоциации - это отражение в сознании связей познаваемых феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом». Психологами было выделено несколько видов ассоциаций: по смежности во времени, по смежности в пространстве, по сходству, по контрасту. Ассоциации - механизм запоминания и воспроизведения, но всех явлений памяти они не исчерпывают. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти. Например, закон забывания Германа Эббингауза. В соответствии с этим законом (выведенным на основе опытов с запоминанием 3-х буквенных слогов) забывание вначале идет довольно быстро, в течение 1 часа – до 60% забывается, чрез 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

На основе критики ассоцианизма возникли новые теории. Одна из них - теория гештальтизма (от немецкого «гештальт» - структура). В отличие от элементарного подхода к явлениям ассоцианистов, гештальтисты учитывают, прежде всего, принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу подобия по форме (изоморфизм). В «Общей психологии» под редакцией А.В.Петровского отмечено, что определенная организация материала играет большую роль в запоминании, но ее функция может быть реализована только в деятельности субъекта. А у гештальтпсихологов принцип целостности действует вне и помимо деятельности субъекта.

Бихевиоризм подчеркивал роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделял изучению того, как работает память в процессе научения.

Психоанализ З.Фрейда выяснял роль положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала, описал механизмы подсознательного забывания материала.

В начале 20 века возникла смысловая теория памяти (А.Бине, К. Бюлер) На 1-ый план при запоминании и воспроизведении материала выдвигается смысловое содержание материала. Смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое.

В отечественной психологии развивается в настоящее время теория деятельностного опосредования всех психических процессов, доказывающая, что запоминание зависит от того, какую роль играет данный материал в деятельности человека. В контексте этой теории память выступает как особый вид психической деятельности, включающий систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов).

24. Физиологические основы памяти.

Если исходить из тезиса теории деятельностного опосредования психических процессов о том, что образование связей между представлениями определяется тем, что с запоминаемым материалом делает субъект, то такое понимание механизмов памяти соответствует положениям физиологической теории И.П.Павлова. Образование условно-рефлекторных связей между имеющимся опытом и новыми впечатлениями является физиологической основой памяти (См. «Общая психология» под ред. А.В.Петровского. - М. - 1970. - С. 261.).

Как известно, открытие И.П.Павловым условного рефлекса явилось предпосылкой создания универсального принципа для обучения человека и животных. Впоследствии установлено, что, например, запоминание - это процесс, в результате которого происходит образование и дальнейшее сохранение временных нервных связей, образующихся в мозгу.

Временные нервные связи, образовавшиеся после тренировки, сохраняются в течение значительного периода времени и даже на протяжении всей жизни человека. Например, в пожилом возрасте люди помнят иностранные слова, заученные в детстве, хотя всю жизнь говорили на другом языке. При извлечении из хранилища памяти часть временных связей не оживляется, а затормаживается, устраняя помехи для образования условного рефлекса. Когда под воздействием предмета и явления оживляется нужная временная связь, происходит узнавание. Подобные примеры приведены в работе Л.И.Куприяновича «Резервы улучшения памяти».

25. Виды памяти.

Виды памяти таковы: словесно-логическая, образная, эмоциональная, двигательная.

Словесно-логическая память - это память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику. Словесно-логический вид памяти связан со складом ума человека, склонного к философским обобщениям, теоретическим рассуждениям.

Образная память - память на представления. Представление - это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Уровень развития образной памяти неодинаков для разных модальностей, поэтому различают зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, двигательную память. Очень высок уровень развития зрительной памяти, например, у шахматистов.

При эмоциональном виде памяти, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства. Эмоциональная память хорошо развита у актеров.

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Таким видом памяти обладают спортсмены, танцовщики. Достаточно вспомнить такой впечатляющий пример: М.М.Плисецкая, народная артистка СССР, выучила свою партию в балете «Гибель розы» (постановка M.Бежapa) всего за несколько дней.

Существуют несколько критериев для классификаций видов памяти.

По временной характеристике различают мгновенную (или иконическая, следовая), существует она долю секунды; кратковременную (или первичную). Действует до 20 – 30 сек. Кратковременную память характеризует объем 5 – 9 ед. информации; оперативную (рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, от нескольких секунд до нескольких дней); долговременную (вторичная) – способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока; вечную (третичная) – информация, которая держится на протяжении всей жизни (например, лица родственников).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.