Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства внимания. 2 страница




По наличию или отсутствию цели различают произвольную и непроизвольную память.

В зависимости от ведущей модальности память может быть осязательной, обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, кинестезической.

По степени обработки материала она бывает механической и смысловой.

26. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти.

Запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание - процессы памяти. Эти процессы рассматриваются, как правило, на основе функции, выполняемой памятью в жизни и деятельности.

Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно, то есть запоминается всегда то, что значимо для субъекта, определяется его целями, мотивами и способами деятельности. Запоминание протекает в следующих формах: запечатление (прочное и точное сохранение событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд), непроизвольное запоминание (сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения), произвольное запоминание (связано с необходимостью сохранить знания, навыки важные в трудовой деятельности), заучивание (запоминание с целью сохранить определенный материал). Запоминание может быть механическим и смысловым.

Следующий процесс памяти - сохранение.

Сохранение - это более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание.

Сохранение - процесс динамичный, так как ранее полученные знания взаимодействуют с новыми, обобщаются.

Забывается же, прежде всего, то, что перестает быть существенным для индивида. Психологи считают, что больший процент забывания приходится на первые 48 часов после заучивания материала. Немецкий психолог Г.Эббингауз отмечал: забывание наиболее интенсивно сразу после заучивания, а потом – замедляется (см. кривую забывания Эббингауза). Причем, чем более осознан материал, тем медленнее он забывается, поэтому рекомендуется повторение материала. Главное же средство борьбы с забыванием - использование знаний в практике.

Воспроизведение - следующий процесс памяти - это воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Уровни воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Здесь следует ввести понятие реминисценции. Это отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

Каковы же типичные особенности памяти? Учебник психологии под редакцией В.В.Богословского называет четыре группы этих особенностей (см. «Общая психология». – М., 1981. – С.230). Обратимся к параметрам индивидуальных особенностей памяти.

Объем памяти указывает на количество единиц информации, которое люди обычно удерживают в памяти. Объем памяти равен «магическому числу Миллера» 7 + 2. Его нужно учитывать в обучении.

Точность памяти - это способность без искажения воспроизвести информацию.

Мобилизационная готовность памяти - это умение припомнить нужный в данный момент материал, этому способствуют, например, опорные сигналы В.Ф.Шаталова.

Во многих работах ученых об особенностях человеческой памяти приводятся примеры возможностей памяти, ее индивидуальных особенностей, например, известна феноменальная память Михаила Куни. Александр Македонский знал по имени несколько десятков тысяч своих солдат, ходят легенды о памяти на лица Наполеона и Суворова. Интересный пример о том, как В.-А.Моцарт с одного прослушивания запомнил и сыграл всю мессу, ноты которой хранились в тайне, приводит в своем исследовании Л.А.Куприянович. Исключительной музыкальной памятью обладали композиторы И.Глазунов и С.Рахманинов. И. Левитан писал по памяти пейзажи.

27. Общее понятие о мышлении. Основные особенности мышления

По А.Н.Леонтьеву, мышление долгое время изучалось философией и логикой и не было предметом изучения психологии.

К нашему времени сформировались различные точки зрения на мышление.

Марксизм утверждает, что мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний (А.Н.Лентьев. Мышление). На протяжении почти всего ХIХ века представления о мышлении развивались под влиянием теории ассоцианизма, не признававшей мышление самостоятельным процессом и сводившей его к сочетанию образов памяти (Г.Спенсер, И.Гербардт, Г.Эббингауз, А. Вундт, И.Тэн). Гештальтпсихологи считали: мышление совершается в замкнутой сфере сознания.

В современной психологии под мышлением понимается психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности человеком в ее существенных связях и отношениях при участии речи.

Исходя из этого, следует учитывать три основные особенности мышления: опосредованный характер мышления, его обобщенность и связь с речью. Они отмечены в определениях мышления как психического процесса А.Н.Леонтьева, А.В. Брушлинского и др. российских психологов.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что мышление отражает не только то, что непосредственно воздействует на человека, но и то, что непосредственного действия не оказывает. То, что не поддается непосредственному познанию, можно познать опосредованным путем. Например, невозможно непосредственно изучить рельеф, атмосферу планет, на которых человек пока еще не побывал, а опосредствованно это достигается.

Вторая особенность мышления - его обобщенность, то есть объединение предметов на основе их общих свойств одновременным обозначением их одним словесным знаком (Например, в слове стол обобщены все предметы этого рода, независимо от их размеров, формы, цвета, функций и т.д.: письменный, журнальный, квадратный, круглый). По словам В.И.Ленина, всякое слово уже обобщает.

Третья особенность мышления – его связь с речью. В словесно-логическое мышление всегда входит как составной компонент чувственный образ, любая мысль - это и образ, и слово. Человеческое мышление опирается на вторую сигнальную систему, речь.

28. Мышление и решение задач

Мышление всегда целенаправленно и произвольно, т.к. любой акт мышления является ответом на вопрос, возникающий в сознании.

Мышление - такая целенаправленная интеллектуальная деятельность, которая может быть представлена как решение теоретических или практических задач, но при этом следует отличать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация возникает тогда, когда в ходе деятельности человек столкнулся с чем-то неизвестным. А.В.Петровский приводит в «Общей психологии» следующий пример: лётчик обнаружил что-то «непонятное» с мотором. Когда он выяснит, что именно происходит, в какой части мотора и почему, тогда, после анализа проблемной ситуации, возникает и формулируется задача.

Хотя мышление нельзя сводить к решению задач, лучше всего формировать мышление именно в ходе решения задач, когда человек наталкивается на посильные для него проблемы и формулирует их. В последнее время активно разрабатываются методы обучения, направленные на то, чтобы поставить ученика в положение исследователя. Какие этапы определяют ход решения задачи?

1 этап - формулировка вопроса задачи на основе анализа проблемной ситуации.

2 этап - поиск возможных путей решения вопроса, выдвижение гипотез.

3 этап - собственно решение задачи после отбрасывания гипотез, не соответствующих вопросу.

На этом этапе необходимо получить новую информацию, уточнить вопрос, определить последовательность действия (использовать алгоритм). Может возникнуть и инсайт-решение - внезапное, интуитивное решение.

4 этап - этап проверки решения задачи.

В зависимости от доступности содержания задачи решение осуществляется разными способами: наиболее типичен для человека способ проб и ошибок, но развивающие интеллект способы задачи таковы: использование алгоритма, трансформация условий задачи, эвристические способы решения задачи (Например, брейн-ринг, метод мозговой атаки).

В решении задач желательно использовать такие свойства ума как: самостоятельность, критичность, оригинальность, гибкость, логичность, глубину.

29. Операции мышления.

Традиционно выделяются следующие операции или процессы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация.

Анализ - мысленное расчленение целого на составляющие его части, обнаружение существенных признаков, отдельных сторон предмета или явления. Анализировать можно теоретически и практически. Генетически теоретический анализ появляется позже практического, ведь если бы, допустим, не было практических знаний о составе какого-либо предмета, мы (до опыта) не могли бы расчленить его теоретически. Например, когда мы съедим яблоко, и рассмотрим, из чего оно состоит, теоретически его можно разложить на отдельные части: кожуру, мякоть, семечки.

Синтез - объединение частей в целое на основе установленных между ними связей. Анализ и синтез протекают одновременно, взаимодействуют.

Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Любое качество или количество выявляется через сравнение.

Абстрагирование - выделение одних признаков и отвлечение от других.

Обобщение - объединение предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

Классификация - это разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация - разделение и последующее объединение, но не отдельных предметов, как при классификации, а их групп или классов.

Каждая их этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится во взаимодействии с другими операциями.

30. Формы мышления

Мышление протекает в трех формах: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений.

Например, мы говорим «яблоня», имеем в виду ствол, ветви, плоды именно яблоневого дерева, хотя ему присущи и характеристики любого дерева вообще. Такая форма мышления называется понятием.

Понятие выражается словом.

Виды понятий: житейские (отображают случайные несущественные свойства предметов) и научные.

Понятия могут быть конкретными и абстрактными. Наиболее абстрактные понятия называют категориями.

В суждении человек всегда утверждает или отрицает наличие определенной связи между называемыми предметами или их состояниями. Суждение – это утверждение или отрицание чего-либо о чем-либо.

Суждение выражается в предложении. Суждение может быть общим (Все металлы электропроводны), частным (некоторые ученые говорят на испанском языке), единичным (А.С.Пушкин - великий русский поэт). Суждение может быть истинным или ложным.

Умозаключение - это такая связь между мыслями, в результате которой из двух или нескольких суждений выводится новое суждение. Иначе говоря, умозаключение - это вывод из нескольких суждений. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные.

Индуктивное - это умозаключение от частных случаев к общему положению, выводу, суждению.

Дедуктивное - умозаключение от общего положения к частному случаю. Вспомним знаменитого Шерлока Холмса, неизменно приходящего в своих расследованиях к верному выводу на основе дедуктивных умозаключений.

Один из наиболее распространенных видов дедуктивного умозаключения - силлогизм. М.Вертгеймер в книге «Продуктивное мышление» дает такой пример силлогизма: Все люди смертны.

Сократ - человек.

Сократ смертен.

31. Виды мышления

Если исходить из того, какое место в мыслительном процессе отводится слову, образу и действию, то следует принимать следующую классификацию видов мышления: наглядно-действенное (практически-действенное, сенсомоторное), наглядно-образное, отвлеченное (словесно-логическое или абстрактное).

М.В.Гамезо и И.А.Домашенко предлагают в «Атласе по психологии» выделение видов мышления по разным основаниям:

по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое;

по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое;

по степени развернутости: дискурсивное (т.е. основанное на предшествующем суждении) и интуитивное;

по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее – мышление на обнове образов и представлений, почерпнутых из каких-либо источников) и продуктивное (творческое – на основе творческого воображения);

конвергентное (логическое, последовательное, линейное) и дивергентное (творческое, разноплановое – быстрота, гибкость, оригинальность, точность – по Гилфорду).

Остановимся на видах мышления по форме.

Первый вид мышления - практически-действенное (наглядно-действенное) - характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Это наиболее ранний - исторически и онтогенетически - вид мышления. Определяя мышление ребенка, решающего задачи, непосредственно манипулирующего предметом, И.М.Сеченов назвал этот период «стадией предметного мышления». Ребенок решает мыслительную задачу, непосредственно манипулируя предметом, разбирая игрушку, например.

Сегодня с помощью практически-действенного мышления решаются сложнейшие технические задачи, например, определяются оптимальные формы кораблей, автомобилей, самолетов.

Второй вид мышления - наглядно-образное. Возникает у дошкольников примерно от 4 до 7 лет. Дети мыслят наглядными образами, еще не владея понятиями. Детский психолог Жан Пиаже экспериментально доказал, что такое мышление детей подчинено восприятию.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи основано на образном материале: человек обобщает, сравнивает в ходе этого мышления предметы и явления, их образы. Здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Человек стремится обобщить, сравнить различные образы предметов, явлений, событий.

Многим, наверное, приходилось слышать «Блоху» Мусоргского в исполнении Е.Нестеренко, народного артиста СССР, солиста Большого театра. Какой незабываемый, яркий образ создали композитор Мусоргский и певец Нестеренко! В учебнике психологии под редакцией В.В.Богословского приводится пример литературного и музыкального образов ленинградской блокады, созданных в романе А.Чаковского «Блокада», стихах Ольги Берггольц и седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. В этих образах проявилось своеобразие, индивидуальность их творцов.

Третий вид мышления - словесно-логическое мышление. При преобладании такого вида мышления задачи решаются в вербальной форме. Этот вид мышления характерен для людей, занимающихся техническим творчеством, философов, логиков. На основе практического и наглядного мышления в подростковом возрасте активно развивается абстрактное (словесно-логическое) мышление.

Все виды мышления взаимосвязаны. Например, при решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы.

32. Способы активизации мышления.

Для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность явлений. Обратимся к вопросу о том, как можно активизировать и развивать мышление.

Важна самоорганизация, осознание приемов и правил умственной деятельности. В частности, при решении задач необходимо уметь:

1) управлять этапами;

2) регулировать ассоциации;

3) включать образные компоненты (например, В.Н.Пушкин в статье «Эвристическая деятельность человека» пишет о так называемых систематических (алгоритм) и эвристических (за счет догадки) планах решения мыслительных задач)

Стимулировать мышление может и создание определенной мотивации (причем ведущий мотив может быть самым разным: от жизненной необходимости до интеллектуального удовольствия). В «Элементах практической психологии» Р.М.Грановской по этому поводу приводится интересный пример из жизни ученых. Резерфорд высоко ценил в учениках самостоятельность мышления, инициативу и делал все для того, чтобы выявить у человека его индивидуальность. Однажды Резерфорду сказали, что один из его учеников работает над безнадежной задачей и напрасно тратит время и деньги на приборы. П.Л.Капица вспоминал, что на это заявление Резерфорд ответил: «Я знаю, что он работает над безнадежной проблемой, но зато эта проблема его собственная, и если работа у него не выйдет, то она научит его самостоятельно мыслить и приведет к другой задаче, которая будет уже иметь решение». Именно такое отношение к ученикам способствовало тому, что Резерфорд создал мощную научную школу.

Существуют специальные приемы стимулирования мыслительной деятельности путем решения различного рода задач. Так, для развития способности к абстрактному мышлению, отвлечения главного от второстепенного, используют задачи с избыточными данными, уводящими от правильного ответа.

Следующий способ активизации мышления - подсказка - сообщение очередного хода решения, дополнительных данных, аналогий. Учителю рекомендуется не подсказывать, когда ответ почти найден учеником, иначе может возникнуть «эффект запирания», когда ученик умолкает. С.И.Самыгин и Л.Д.Столяренко называют такие способы активизации мышления, как «мозговой штурм» (автор брейнсторминга – А.Осборн), синектика (У.Гордон), метод фокальных объектов и другие (см. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на Дону, 2000. – С 101.)

Используют также и специальные тесты, направленные на развитие мышления и памяти, их можно найти в специальной литературе.

33. Понятие о воображении.

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий и представлений.

Действия животных при видимой разумности шаблонны, инстинктивны. Инстинкт устойчив, неизменен. Человеческий же опыт постоянно меняется, совершенствуется.

Воображение связано со всеми процессами, протекающими в организме, с самочувствием человека. Некоторые психологи-идеалисты считают воображение вредным свойством, а другие извращают суть воображения, неправильно объясняя его корни. Например, французский психиатр и психолог Дюбуа считал воображение вредным свойством, ведущим к помешательству.

Психолог Ч.Ломброзо в книге «Гений и помешательство» доказывает, что воображение получает наивысший расцвет в момент сумасшествия. То есть, согласно этим ученым, воображение - один из источников душевного расстройства.

Некоторые ученые пытаются доказать, что воображение можно искусственно вызвать, стимулировать наркотиками. Сторонники этой концепции тенденциозно выбирают «темные пятна» биографий великих людей, прибегавших к наркотикам. Чаще всего они упоминают Э.По, Ги де Мопассана, Ш.Бодлера.

Главное назначение воображения как психического процесса - в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, и не только его конечный результат, но и промежуточные продукты, детали. Часто одна и та же задача может решаться и с помощью воображения, и с помощью мышления.

Психологи считают, что необходимость действовать в среде с неполной информацией и вызвала возникновение у человека воображения.

Образы фантазии - результат работы человеческого мозга. Воображение - функция коры больших полушарий. В процессе воображения образовавшиеся в ходе жизни человека системы связей как бы распадаются (диссоциируются) и объединяются в новые системы. Объединение это является результатом возникновения в коре головного мозга сильного очага возбуждения, вызванного потребностью или каким-либо впечатлением. Возникает новизна образов воображения по сравнению с уже известными образами памяти.

Исследования последних лет показывают сложность структуры воображения, вызывают предположения, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре больших полушарий, но и в глубоких отделах мозга - гипоталамо-лимбической системе.

Образование новых ассоциаций из имеющихся в памяти представлений и есть физиологическая основа воображения.

34. Способы создания образов воображения.

Существуют следующие наиболее известные способы создания образов воображения:

синтезирование - объединение двух (и более) образов в один или два - в новую комбинацию;

агглютинация - разновидность синтезирования - объединение частей образов в один: козлообразный мужчина - черт, женщина-рыба – русалка, части трактора, косилки и веялки объединяются в тракторе;

акцентуирование - прием, когда в реальном образе либо сильно преуменьшены, либо сильно преувеличены какие-либо детали, т.е. делается акцент, заостряются, подчеркиваются какие-либо отдельные признаки (карикатура - в живописи, лилипуты - в литературе);

гиперболизацияхарактеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей (великаны, мальчик-с-пальчик);

аналогия - прием, когда стоится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие (локатор - аналогия с органами ориентации летучей мыши);

типизация - наиболее сложный прием творческого воображения - это выявление много раз повторяющегося, наиболее распространенного, типичного в явлении (характерен для литературы, искусства).

35. Виды воображения.

Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.

Воображение бывает активным и пассивным.

Активное, в свою очередь, делится на воссоздающее и творческое, а пассивное - на преднамеренное и непреднамеренное.

Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию (при чтении художественной литературы, географических карт, исторических описаний).

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Пассивное воображение - создание образов, которые не воплощаются в жизнь, не осуществляются. Примером непреднамеренного пассивного воображения могут служить сновидения. Во сне есть элемент предсказания, характер сновидений зависит от впечатлений, не контролируется сознанием человека. Поэтому возникающие образы называют пассивными. Самое длительное сновидение длится три минуты.

Примером преднамеренного пассивного воображения могут служить грезы. Это образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Человек предается грезам в момент отдыха, благодушия. Грезы не контролируются полностью.

Особая форма воображения - мечта. Человек без мечты и без воли - одно и то же. Мечта - это возможное и желаемое, представляемое в воображении. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

Мечтательность (вспомним гоголевского Манилова) и грезы принято считать отрицательными качествами.

36. Понятие о чувствах

Человек не только познает окружающий мир, но так или иначе относится к нему: одни явления его радуют, другие - печалят, третьи - восхищают, четвертые - возмущают. Радость, грусть, восторг, отчаяние - различные виды чувств.

Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Чувства неразрывно связаны с потребностями, они - показатель того, как удовлетворяются потребности.

Эмоции и чувства развились в ходе эволюции. «Ранние» виды чувств - положительные (приятные) и отрицательные (неприятные), кроме них существуют и так называемые амбивалентные чувства (примером могут служить чувства спортсмена, друг которого победил в соревновании, а он и рад победе друга, и сожалеет о собственном поражении).

Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, стрессы, страсть, настроение и др.) образуют эмоциональную сферу личности.

Эмоции имеют несколько функций: регулятивную, сигнальную, приспособительную. Эмоциональная сторона жизни человека отлична от животных: чувства и эмоции человека не существуют вне познания и деятельности.

Существуют различия между эмоциями и чувствами. Так, эмоция - это конкретная форма, в которой протекает чувство; более сложные явления любовь, долг, патриотизм – могут выражаться в радости, тревоге, гневе и т.д. Далее, эмоции относительно кратковременны, а чувства - длительнее и характеризуют личность. Эмоции более древние психические явления, чем чувства, есть они и у животных, а чувства формировались у человека на основе эмоций.

В середине 30-х годов прошлого века было обращено внимание на зависимость чувств и позы человека (в момент личной трагедии человек ходит не так, как в радости). Предполагали, что, заняв определенную позу, можно вызвать соответствующее чувство. Этот факт был теоретически представлен в периферической теории эмоций американского ученого Джеймса и датского психолога Ланге. У.Джеймс считал, что «мы опечалены, потому что плачем, боимся, потому что дрожим», то есть он доказывает первичность физиологических изменений организма по отношению к эмоциям. Ланге также считал, что эмоциональные переживания есть ощущения изменений, происходящих в теле животных или человека. И хотя, как считают современные психологи (П.К.Анохин, например), причина и следствие поменялись местами в этой теории, теория Джеймса-Ланге просуществовала полвека. Еще Л.С.Выготский, выступая против положений этой теории, считал, что нельзя классифицировать эмоции по телесным проявлениям (слезы могут появиться и от радости, и от грусти, и от ненависти); при жаре или переохлаждении имеются все телесные проявления эмоций, но сами эмоции отсутствуют.

Таким образом, вопросы, связанные с эмоциональной сферой личности, продолжают оставаться значимыми в исследованиях психологов.

37. Физиологические основы чувств

Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны с условными и безусловными рефлексами. Условные рефлексы закрепляются в коре больших полушарий, безусловные осуществляются через подкорку - к вегетативной нервной системе. Значит, переживание чувств - результат совместной «работы» коры и подкорковых центров.

Физиологическая картина возникновения чувств такова: человек видит объект и реагирует на него. Первая реакция - оценочная (положительная или отрицательная), в ней участвует кора головного мозга. Если «оценка» отрицательная, то информация идет в подкорковую часть, которая посылает сигнал вегетативной нервной системе об отрицательном явлении, изменяется работа печени, сердца, легких. Органы как бы принимают сигнал «принять оборону» или «обратиться в бегство». Кроме того, отрицательные чувства вызывают химическое изменение крови и подавляюще влияют на организм.

Если же объект «положительный», то из надпочечников в кровь посылается адреналин, возникает хорошее расположение духа.

Важные данные были получены при изучении функциональной асимметрии мозга: левое полушарие связано с возникновением положительных эмоций, а правое - отрицательных.

Итак, физиологической основой чувств является взаимосвязанная работа коры, подкорки и вегетативной нервной системы.

38. Формы переживания чувств.

Прежде всего, следует сказать об астенических чувствах - переживаниях, снижающих активность личности, и стенических чувствах - переживаниях, повышающих жизненный тонус, активность личности (примеры: «ноги подкашиваются» - человек готов «горы свернуть»).

Существуют следующие формы переживания чувств.

Эмоции (в узком смысле) - «душевное волнение, душевное движение» - это непосредственное, временное переживание какого-либо более постоянного чувства. Это может быть состояние наслаждения, восхищения, возмущения, страха. К.Изард называет такие эмоциональные состояния: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и другие.

Настроение - наиболее длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние человека, которое окрашивает все поведение человека в определенный тон: минорный или мажорный. По длительности настроение сохраняется от часа до недели, иногда - месяц. Всегда можно найти причину хорошего или плохого настроения, даже регулировать его, создавать искусственно.

Аффект - бурно протекающее кратковременное состояние человека, которое снижает контроль сознания над поступком. Примеры аффекта - ярость, ужас, восторг, ревность.

Страсть - наиболее устойчивое, длительное, сильное состояние, которое покоряет всего человека. Страсть может быть положительной (к чтению, работе) и отрицательной (к азартным играм, алкоголю). Страсть возникает и отмирает очень медленно. Физиолог В.М.Бехтерев отмечал, что психология зарождения страсти равна психологии завершения.

Стресс - особая форма переживания, близкая по психологическим характеристикам аффекту, а по длительности - настроению. Стресс возникает в ситуациях обиды, опасности, стыда, угрозы. Состояние стресса характеризуется или беспорядочной активностью, или бездеятельностью, пассивностью там, где необходимо действовать.

Фрустрация - эмоциональное состояние, связанное с неудовлетворением жизненно важных потребностей (в общении, признании), ощущение «непреодолимости» препятствия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.