Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корреляционный анализ 5 страница




Особенности новой социальной ситуации развития проявляется в новых видах деятельности в сюжетно-ролевой игре, которая и становится ведущим видом деятельности.

Именно в ней вызываются качественные изменения в психике ребенка. В ролевой игре ребенок совместно с кем-то трудится, обучает или учится, руководит или подчиняется, т.е. проигрывает какую-либо ситуацию, известную ему. А то, что он учится согласовывать свои действия с действиями других людей, формирует у него качества товарища.

Структуру игры составляют:

- роли, которые берут на себя дети (например, машинист, продавец, пассажир, доктор, мама, дочка и т.д.);

- игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

- игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещены игровыми предметами (например, стул – поезд, куклы – дети, бумажки деньги и т.д.);

- реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется весь ход игры.

Сюжетом в детских играх является та действительность, в которой они сталкиваются. Младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, а у старшего дошкольника они чрезвычайно разнообразны (космические полеты, арктические экспедиции). С усложнением сюжетов увеличивается и продолжительности игры – от 10 – 15 мин до 1 – 2 часов. Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Для младших дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий взрослых; для среднего – отношения между людьми; для старшего – подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится в поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие:

1. Начинает формироваться произвольность психических процессов;

2. Развивается мышление;

3. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли;

4. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых;

5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет – знак – его наименование);

6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями;

7. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

Кроме всех этих изменений в личности ребенка, в игре обязательно проявляется потребность ребенка в признании его окружающими. Появляются первые притязания на определенное положение в группе сверстников. К 6 годам ждать сотрудничества в игре нельзя, т.к. идет конкуренция, и только позже – содействие и соучастие.

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются соподчинение мотивов (преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу»), развитие самооценки; усвоение этических норм поведения.

Познавательная сфера личности дошкольника включает развитие всех «высших функций».

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

- усвоение преставлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений;

- овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир.

Произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребёнка.

Игра в большой мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. К концу дошкольного возраста у детей способность к произвольному вниманию начинает интенсивно развиваться.

Приёмы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам, их в той или иной форме подсказывают ему взрослые.

Ребёнок постепенно учится повторять, осмысливать, структурировать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре.

Развитие речи в дошкольном возрасте идёт в нескольких направлениях:

- Происходит овладение речью как средством общения;

- Совершенствуется практическое употребление речи в общении с другими людьми;

- Речь становится основой развития психических процессов, орудием мышления;

- Ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение;

- Происходит активное формирование словаря и грамматического строя речи.

Речь как средство общения несёт в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию (обмен эмоциями).

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребёнка. Во-первых, ребёнок постепенно овладеет умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от 3-летнего, 5 – 6- летний дошкольник может сдержать слёзы, скрыть страх и т. п. Во-вторых, он усваивает «язык чувств» – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций.

Сознательное управление поведением начинает складываться в дошкольном детстве.

Ребёнок знает нормы поведения: а) знает свои обязанности; б) понимает их значение; в) может объяснить.

6. Особенности развития шестилеток и готовность ребенка к обучению в школе

Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя следующие компоненты: мотивационный – желание учиться; волевой – произвольность; интеллектуальный – сформированность познавательных процессов; коммуникативный – умение общаться.

Мотивационная готовность – ребенок должен стремиться к новой школьной жизни, на появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень. У ребенка формируется «внутренняя позиция школьника» (Л.И.Божович). Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни, и лишь затем появляется желание учиться, стремление к новому социальному положению. Кроме отношения к учению в целом, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.

Содержание нравственно-волевой готовности к школе определяется требованием к личности (самостоятельность, выполнение ученых заданий, дисциплинированность, аккуратность, нормы поведения), произвольностью поведения, формирующейся к концу дошкольного возраста, иерархии мотивов, их соподчинения, когда мотив «я должен», перевешивает «я хочу»

Интеллектуальная готовность к школьному обучению – это развитие мыслительных процессов, познавательной деятельности – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать, определять причинно-следственные зависимости (по И.Ю.Кулагиной).

7. Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности учебной деятельности младших школьников

Младший школьный возраст принято считать “вершиной детства”: в ребенке еще много детских черт (легкомысленность, взгляд на взрослого снизу вверх). Но детская непосредственность постепенно утрачивается, т.к. меняются ценности, ориентиры, интересы в связи с новой значимой деятельностью – учением. Меняется весь уклад жизни. Кризис 7 лет характеризуется перестройкой эмоционально-волевой сферы, возникновением так называемого аффективного комплекса (по Л.С.Выготскому, “обобщение переживаний”). Внутренняя и внешняя жизнь младшего школьника дифференцируется, характерными становятся кривляние, манерничанье, склонность к капризам, к конфликтам, но приблизительно к 7-8 годам этот комплекс изживает себя.

Младший школьный возраст наиболее подробно в российской возрастной психологии описан Д.Б.Элькониным, В.В. Давыдовым и их сотрудниками, А.К. Марковой, А.К. Дусавицким, Г.А. Цукерман и др.

По Д.Б.Эльконину, происходит перестройка всех отношений ребенка с действительностью, а новая социальная ситуация развития представлена тем, что отношение в системе “ребенок - учитель” становится отношением “ребенок - общество”, т.к. именно в учителе воплощены все требования общества, а в школе – новая система общения, жизненные эталоны, одинаковые меры оценки.

Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. Главное, что изменяется во взаимоотношениях ребенка – это новая система требований, предъявляемых к ребенку в связи с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и его семьи, но и для общества.

Ребенок заинтересовано относится к совершенно новым для него правилам: пытается разобраться в них, хочет выяснить, какие правила действительно обязательны, какие можно обойти, обсуждает правила со своими одноклассниками и дома.

Все дети испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически - эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу.

Ведущая деятельность младшего школьника – учебная. В книге “Психология обучения младшего школьника” (М., 1974, с. 18) Д.Б.Эльконин писал: “Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности – той, в результате которой происходят изменения в самом ученике, это деятельность по самоопределению”.

Известно, что сущность – учения в присвоении научных знаний и оперировании научными понятиями. Цель учения – не только в приобщении к новым знаниям, но и научению способам добывания знаний и, в целом, в обогащении личности ученика.

Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте заключаются в том, что содержание составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач; цель и результат деятельности совпадают.

В течении младшего школьного возраста в личности ученика происходят следующие изменения: изменения в уровне обученности, изменения в уровне сформированности отдельных сторон учебной деятельности; изменения в умственном развитии, изменение целей учебной деятельности, появление новых мотивов учения: получить высокую отметку, необходимость хорошо учиться, познавательный интерес, мотивация по достижению успехов.

Рост самосознания, возникновения чувства компетентности, выработка самооценки также характерны для этого возраста.

Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов называют следующие компоненты учебной деятельности младшего школьника:

1. Учебные познавательные мотивы,

2. Учебную задачу (важно вместе с учителем открыть способ ее решения, тогда легче перенести его на решение подобных задач, работа становится более продуктивной);

3. Учебные операции или действия (см. теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина);

4. Контроль (пооперационный контроль, промежуточный, итоговый, перспективный);

5. Самооценку и оценку педагогом деятельности ученика (важна содержательная оценка учителя ответа ученика, указание на плюсы и минусы, указание критериев оценки; обязательна аргументация оценки).

Психолог А.И. Липкина занималась проблемой формирования правильной самооценки у младшего школьника. Она считает, что самооценка оказывает положительное влияние на успеваемость: дети младшего школьного возраста, как правило, оценивают свою работу по количеству времени, потраченного на работу, поэтому так важно объяснить им, какая оценка правильна.

С учебной деятельностью связана трудовая деятельность. Л.И. Божович писала о ее значении для формирования личности ребенка; особенно важна трудовая деятельность для формирования нравственных качеств (это может быть помощь по дому, уборка в классе, сбор макулатуры, реставрация игрушек и т.д.).

В книге И.П. Волкова “Приобщение школьника к творчеству” описана система выработки трудовых навыков у школьников. Волков ведет трудовую книжку школьников с 1-10 класс, вписывая сумму дел, произведенных школьниками.

8. Развитие познавательных процессов и эмоциональное волевой сферы младших школьников

Активно перестраиваются процессы мышления, идет переход от наглядно-образного к словесно-логическому. Но рассуждать гипотетически младший школьник пока не может, он осуществляет операции только на наглядном конкретном материале, и только ко второму классу опора на наглядность преобразуется, перерастая в качество логического мышления. К концу младшего школьного возраста учеников можно разделить условно на: теоретиков (мыслителей) – мыслят в словесной форме; практиков (все еще опора на наглядность); художников (обладают ярким образным мышлением).

К концу начальной школы наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Формирование научных понятий происходит при выработке умений соотносить понятия, сравнивать их содержание.

В начальной школе происходит закладывание основ понятийного (теоретического) мышления, которое позволяет детям ориентироваться при решении задач не на внешние связи явлений, а на внутренние и существенные.

В начальной школе используются различные типы развивающего обучения, дающие эффект в развитии интеллекта (система Л.И.Занкова, система Д.Д.Давыдова).

У младшего школьника появляется осознание своих действий, способствующих решению задач, и анализ результатов. Для начальной школы чрезвычайно важна и форма, в которой проходит учебная деятельность. Особый эффект приносит совместное (в микрогруппах) решение мыслительных задач или минимальное руководство учителя.

Развитие всех остальных психических формирований зависит от развития мышления.

Восприятие недостаточно дифференцированно, ребенок может путать написание букв и цифр, обращать внимание на новизну раздражителя, видеть главное только в бросающихся в глаза свойствах предмета (яркий цвет, необычная форма).

Учителю необходимо научить ребенка целенаправленному и синтезирующему восприятию, так как до 9 лет восприятие не целостное, дети, например, описывают картину стадийно, а не в целом.

К концу 8-го года исчезает «феномен Пиаже»: главный аргумент в отстаивании своего мнения “я это видел” переходит к интеллектуальным операциям (анализ, синтез, сравнение, аналогия и т.д.).

Память развивается в 2-х направлениях – произвольности и осмысленности. Хорошая механическая память превалирует над смысловой.

Задача учителя – совершенствовать приемы смыслового и рационального запоминания, выработать умение контролировать заучивание, осмысленно следить за содержанием текста, дробить текст на смысловые куски, фразы.

Внимание непроизвольное, объем небольшой, устойчивость от 10-20 минут, очень трудное распределение и переключение. Учитель обязан сформировать концентрацию, переключение, устойчивость.

Таким образом, в младшем школьном возрасте идет дальнейшее формирование произвольности психических процессов и всей познавательной сферы.

Что касается развития воли, то она проявляется в умении совершать или сдерживать действия, преодолевая внутренние и внешние препятствия.

В волевых поступках младшего школьника чувства становятся часто мотивами поведения, иногда способствуя развитию воли, а иногда тормозя. Так, нравственное чувство – долг товарища – к 3 классу становятся мотивом волевых поступков.

Сначала эмоциональное побуждение исходит из личных мотивов (1 класс - не пошел гулять, т.к. мама будет ругать, 3 класс - не пойду гулять, чтобы урок выучить; не подвести класс, т.е. к 3 классу чувства становятся социальными).

В формировании воли важно, чтобы цель была доступна, чтобы были условия для объективной возможности успеха, заставляющие ребенка проявить терпение, настойчивость. Учитель обязан четко назвать цель, начало, конец задания, дать задание оптимальной сложности.

Ребенок должен видеть свое продвижение к цели, для него важны указания учителя, как двигаться к цели.

В начальной школе формируются следующие волевые черты характера: самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость (до 3 класса путают с упрямством), сдержанность, выдержка.

Руководить детьми надо без чрезмерной опеки.

Надо научить детей, как правильно сдержаться, на сдержанности основана вся школьная жизнь.

Дети до 3 класса думают, что упрямство – это настойчивость.

К концу 3 класса дети целеустремленнее, решительнее, настойчивее, смелее, выдержаннее, дисциплинированнее.

Новообразования периода проявляются в следующем.

В процессе учебной деятельности происходит овладение системой научных понятий, что служит основой для формирования понятийного или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние наглядные признаки и связи объекта, а на внутренние свойства и отношения. Это способствует дальнейшему развитию рефлексии, т.е. осознанию детьми своих действий, точнее, результатов и способов своего анализа условий задачи. Развивается самооценка; самоконтроль, который зависит от самооценки (чем выше человек себя оценивает, тем самоконтроль будет выше); формируется внутренних план действий, более произвольными становятся психические процессы. В младшем школьном возрасте формируются и обновы мировоззрения.

9. Биологические и социальные факторы развития подростка

Возраст парадоксов, переломный возраст, переходный, критический, трудный, пубертатный кризис, затянувшийся кризис, период “бури и натиска”, по точному определению С. Холла, – вот неполный перечень наименований подросткового возраста.

Границы его от 11-12 лет до 14-15 лет, но переходы к другому возрасту могут быть на год раньше или позже.

Специфика, сущность этого возраста заключается в переходе от детства к взрослости.

По М.В. Гамезо, своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения, занимает новое место среди окружающих, выполняя новые для него функции.

Л.И. Божович считает главным изменением в социальном развитии ту роль, которую он выполняет в группе.

У подростка возникают новые интересы, которые Л.С.Выготский назвал “доминантами” возраста:

1. Эгоцентрическая доминанта;

2. Доминанта дали - установка подростка на обширные дальние цели, а не на текущие, сегодняшние;

3. Доминанта усилия – тяга к сопротивлению, упрямство, протест, борьба с учительским авторитетом;

4. Доминанта романтики – стремление к риску, к неизвестности, к героизму.

Учение остается главной деятельностью, но все новые новообразования связаны с общественно-полезной деятельностью, т.к. доминирующая потребность – в самоутверждении, в общении именно со сверстниками.

Подросток живет интересами малой группы (друзья, компания), и хотя он включен во множество диффузных групп, важнее всего для него его референтная группа. Ради признания своего места среди сверстников, он готов и на аморальные поступки.

Подросток всегда ищет друзей, но не всегда находит. Чаще всего малые группы в классе, в которых дружат подростки, создают трудности в их воспитании. Потому учителя должны доверять подростку, отвечать на все вопросы и создавать благоприятные условия для развития.

Проблема биологического фактора обусловлена кардинальными изменениями его организма. Наступает биологическая зрелость, идет перестройка организма, изменения в эндокринной системе обуславливают “скачок роста”, у девочек – 10-11 лет, у мальчиков 12-13 лет, идет рост тела в длину, увеличение веса, окружности грудной клетки, увеличивается и мышечная сила, неумение владеть собственным телом, обилие лишних движений, угловатость. Девочки-подростки – это «еще не лебеди, но уже не гадкие утята». Это – одновременно – возраст оптимального совершенствования функций организма: популярны у подростков занятие спортом; у них быстро растет сердце и часты нарушения сердечно-сосудистой деятельности.

На основе физического развития возможны неуравновешенность, возбудимость, раздражение, двигательная активность, вялость, апатия.

Особый интерес к противоположному полу – пробуждение первых романтических чувств – норма развития.

По последним исследованиям, у феминных мальчиков 13-14 лет наблюдается устойчивый интереса к мускулинным девочкам, и наоборот (Т.Араканцева).

10. Психологические новообразования подросткового возраста

Новообразования в личностной сфере таковы:

1. Социальная мимикрия – желание слиться с группой, оно отвечает потребности в эмоциональной безопасности, психологической защите. Подражание взрослым акцентируется. Повышенная тревожность, неуверенность;

2. Стремление ко взрослости, чувство взрослости – отношение подростка к себе как ко взрослому, отказ от контроля взрослых. Сензитивность к самостоятельному обучению (зависит от того, насколько успешна учебная деятельность в младшем школьном возрасте);

3. Потребность в самоутверждении;

4. Стремление к самостоятельным поступкам;

5. «Я концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» («Я реальное» и «Я идеальное»);

6. Усложнение и углубление самопознания, подросток открывает для себя свой внутренний мир;

7. Развитие личностной рефлексии;

8. Самооценка;

9. Самовоспитание, саморегуляция;

10. Формирование средств самовыражения;

11. Потребность в межличностном общении;

12. Физиологические изменения;

13. Половое влечение, половая идентификация достигает более высокого уровня;

14. Поиски друга, того, кто поймет,

По концепции Д.Б.Эльконина особенности развития подростка проявляются в таких симптомах: трудности в отношениях со взрослыми, изменение в эмоциональной сфере.

Во всех симптомах вопрос – “кто я?” Потребность быть и казаться взрослее – главная.

По Т.В. Драгуновой, она проявляется в:

1) подражании внешним признакам взрослых (курение, карты, вино, лексика, косметика, мода, ухаживание, “низкой культуре”);

2) равнение мальчиков на качества “настоящего мужчины” – смелость, выносливость, дружба;

3) социальная зрелость – забота о близких, овладение взрослыми умениями (шить, готовить, фотографировать);

4) интеллектуальная взрослость – умение что-то знать и уметь по-настоящему. Учение приобретает личностный смысл.

В отношении с взрослыми подросток пытается расширить свои и ограничить права взрослых, что вызывает противоречия в 3-х вариантах: длительный конфликт, эпизодический конфликт, постепенный.

Бурно развивается самосознание, самооценка носит устойчивый характер, ребенок выделяет идеал, составляет свою программу воспитания. Если самооценка неадекватна, то подросток либо самоуверен, либо обладает комплексом неполноценности. Самооценка формируется в общении при сравнении себя с другими. Но и оценка окружающих должна быть положительной, оптимистичной.

Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере. Часто подросток не доводит до конца дело, но одновременно может быть настойчив и выдержан. Мнение коллектива – закон для подростка. Он не прощает замечаний при людях. Новый характер приобретает дружба, к ней предъявляются высокие требования.

Взрослые должны знать, с кем дружит их ребенок, чтобы избежать плохого влияния. Роль взрослых еще очень велика, т.к. именно они, в целом, влияют на все новообразования периода.

11. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте

По В.А. Крутецкому, перестаивается и существо учебной деятельности, интерес к учению более всего основан на содержании учебного материала, его связи с жизнью. Подростку нравятся проблемный характер, эмоциональность изложения, поисковая деятельность на уроке, обучение рациональным мыслительным приемам. Более всего совершенствуется мышление (операции), растет способность к абстрагированию. Подросток склонен анализировать действия при решении задачи.

Идет процесс интеллектуализации восприятия, воображения, памяти. Они становятся плановыми, всесторонними. Часто варьируется личное отношение подростка ко всему.

Л.С.Выготский писал, что игра ребенка перерастает в фантазию подростка.

А сближение воображения с теоретическим мышлением становится импульсом к творчеству. Все процессы уже достаточно произвольны, но при этом на «любимом» уроке подросток сосредоточен, а на «нелюбимом» – рассеян. Речь становится контролируемой, подросток любит говорить красиво, грамотно, умно.

Учитель должен создавать благоприятные условия в процессе обучения.

Новообразования в интеллектуальной сфере таковы:

1. Развитие теоретического, рефлексивного мышления, операции становятся формально-логическими, умеет оперировать гипотезами, развиваются операции классификации, аналогии, обобщения;

2. Интеллектуализация психических функций – восприятия, памяти;

3. Развитие воображения (II сензитивный период)

Заметно развиваются волевые черты, т.к. подросток ставит цель и может планировать действия. Более устойчивым становятся характер, но нарушение дисциплины и эмоциональные срывы еще возможны.

Бодрость, жизнерадостность, инициативность, импульсивность характера для подростка, особенно развиваются познавательные интересы к разным отраслям знаний, спорту.

Раньше других проявляются музыкальные, художественные и литературные способности, позже математические и технические.

“В стремлении подростка нет ничего устойчивого, окончательного. Центральным новообразованием становится “Я” – концепция”, - считал Л.С. Выготский.

12. Понятие юности и ее возрастные границы

Петровский А.В. определяет юность как стадию развития от полового созревания до наступления взрослости.

Таким образом, первой границей он считает физиологическую, а второй – социальную, т.е. юность – явление специфическое, это и этап развития организма, и этап изменения социальных ролей.

В связи с акселерацией границы подросткового возраста сдвинулись, и юность может начинаться в 14-15 лет.

Считается, что ранняя юность продолжается до 17 лет. Содержание этого возраста определяется, прежде всего, социальными характеристиками, ведь юноша занимает промежуточное положение между ребенком м взрослым.

С 1997 года 14-летние получают паспорта, а в 18 лет – избирательное право и право вступать в брак (в отдельных регионах с 14-16 лет), одновременно юноша несет ответственность и за уголовное преступление. И хотя он серьезно задумывается о выборе профессии, зависимость от родителей (финансовая) сохраняется.

Неопределенность положения и – одновременно – возросшие требования, несомненно, преломляются в юношеской психологии, поэтому это возраст тревожности, особой остроты восприятия мира, значимости собственных ценностей, словом, весьма неоднозначный период жизни человека.

13. Развитие самосознания и особенности интеллектуальной деятельности в юношеском возрасте

В юности резко активизируется ценностно-ориентационная деятельность, т.е. наиболее значима для юноши оценка со стороны и построение своей жизни по социальным нормам, это проявляется в самосознании, которое, по В.С. Мерлину, представлено следующей психологической структурой:

1. Сознание своей тождественности (от рождения до 3 лет),

2. Сознание собственного “Я” как активного начала (от 3 лет),

3. Осознание своих психических свойств и качеств,

4. Создание системы социально-нравственных самооценок.

Есть 2 способа самооценки:

1. Умение соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом,

2. Сопоставление мнений окружающих о себе.

Образы собственного “Я” неоднозначны, в них сочетаются “идеальное я” и противоречия, а это ведет к повышенному интересу к себе (ведение дневника), сильно чувство одиночества, непонятости окружающими. Но эти трудности успешно преодолеваются, ведь, в целом, это счастливый возраст.

В юности сильна потребность в рефлексии, самоанализе, а это признак развитой личности. Кроме самооценки, идет формирование и самоуважения – обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности.

Уровень самоуверенности устойчив, хотя длительные удачи или неудачи могут повышать или понижать его. Кроме того, на него влияют такие факторы, как отношение родителей, положение среди сверстников.

В юности часто меняются ценностные стереотипы. Часта переоценка способностей, самоуверенность, но жизнь расставляет все по своим местам. Другая крайность – самоуничижение, неверие в свои силы, поэтому важно почаще создавать ситуации, в которых он бы видел, что он медленно, но движется к достижению его цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.