Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корреляционный анализ 10 страница




Телевидение – средство в установлении связи учебного материала с жизнью, расширением кругозора школьников.


РАЗДЕЛ VI. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Предмет социальной психологии

Словосочетание социальная психология уже указывает на специфичность места этой науки в системе других наук. Социальная психология имеет две родительские дисциплины – социологию и психологию. Неоднозначность ее положения связана с несколькими причинами, главная из которых в том, что вокруг нас существуют факты, которые могут быть исследованы усилиями двух наук сразу (психологией и социологией) и в отдельности, потому что всякое общественное явление будет иметь психологический аспект, и наоборот. Еще одна причина в том, что история возникновения и становления социальной психологии происходила на стыке двух наук. В связи с тем, что во всех сферах общественной жизни, особенно на стыке столетий происходят значительные изменения, потребность в развитии социальной психологии – налицо.

Задачи социальной психологии актуальны, но две из них наиболее важны:

1. Выработка практических рекомендаций как выводов из прикладных исследований и – одновременно –

2. Достраивание собственно социальной психологии как самостоятельной науки с уточнением предмета и методологии.

Из задач уточняется и круг изучаемых проблем. Например, изучение законов поведения и деятельности людей, обусловленных их включенностью в социальные группы; психологическая характеристика самих этих групп. Такое понимание предмета СП возникло в ходе дискуссий в 20-х годах XX века и 50 – 60 годах XX века.

В 1924 году русский психолог Г.И.Челпанов предложил разделить психологию на две части: социальную психологию (на основе марксистской психологии исследования масс) и собственно психологию (не зависит ни от каких мировоззрений).

В результате этой дискуссии предметомсоциальной психологии стали считать социальную детерминацию психики, а вторая мысль о том, что предметом должно быть поведение личности в коллективе, не стала официальной в науке.

Построение социальной психологии на протяжении многих лет разрабатывается в педагогике (теория коллектива Макаренко) и ряд проблем – в философии (психология групп и классов).

Понятно, что российские психологи затрагивали в своих исследованиях вопросы общей психологии, возрастной психологии, педагогической психологии и вопросы социальной психологии. Например, в работах Л.С.Выготского это соединение очевидно.

Рассматривается вопрос о высших психических функциях (ВПФ), детерминированных социально, от идеи об историческом происхождении высших психический функций он приходит к мысли о культурно-историческом происхождении всех психических процессов. Один из выводов Л.С.Выготскогобыл таков: главный механизм развития психики – механизм освоения социально-исторических форм деятельности. Эта трактовка проблем общей психологии стала основой решения социально-психологических задач. Л.С.Выготскийне был согласен с тем, что дело социальной психологии – это изучение психики некоей собирательной личности. Он считал, что психика отдельной социальной личности - социальна, она и должна стать предметом социальной психологии.

В 50 – 60 годы XX века в дискуссии рассматриваются и запросы практики, и происходящие в самой науке изменения. Поэтому к вопросу о предмете социальной психологии возникает 3 подхода:

1. Социальная психология - наука о «массовидных явлениях психики» (психология классов, традиции, нравы, обычаи и др.);

2. Главный предмет исследования – личность. Строится типология личности, изучается личность в межличностных отношениях;

3. Синтез 1 и 2 подходов, т.е. рекомендовалось изучать и массовые явления, и личность в группе.

Полную схему предмета социальной психологии предлагали Б.Д.Парыгин, В.Н.Мясищев. Ими был сформулирован круг проблем социальной психологии. Но все еще было различным понимание соотношения психологии и социологии в социальной психологии, т.е. не были определены границы этих наук.

К 60-м годам XX века все подходы к предмету социальной психологии можно было свести к двум позициям. Макдэвид, Харрари назвали их:

1. Интрадисциплинарный подход, по которому место социальной психология предполагалось внутри одной из родительских наук;

2. Интердисциплинарный подход – место социальной психологии – на границе этих наук.

Основные задачи социальной психологии можно определить следующим образом:

1. Динамика развития межличностных отношений в группах, природа совместной деятельности людей в группах.

2. Деятельность личности в разных социальных группах.

3. В какой мере мотивы, потребности, установки личности зависят от группы, в которой она действует.

С 60-х годов до наших дней все еще дискутируется вопрос о предмете социальной психологии. Наиболее общие позиции уже определены. Но такова участь всех стыковых наук.

У нас сложился компромисс, т.к. сосуществуют две социальных психологии: первая связана с социологической проблематикой, а вторая с - психологической.

Сходная ситуация с предметом социальной психологии и в США, т.к. и на западе, и у нас социальная психология включена в жизнь общества. Это касается следующих проблем социальной психологии: социолого-психологическая характеристика больших социальных групп, массовые движения, традиции, исследования малых групп, проблемы социализации, социальные установки личности и др.

Следует учитывать, что социальная психология сама в определенном смысле слова – часть культуры общества. Кроме общетеоретических задач, социальная психология решает и конкретные прикладные задачи, связанные с изменениями в массовом сознании по поводу кардинальных социальных преобразований в обществе.

Курс социальной психологии включает следующие разделы: введение (задачи, методы), закономерности общения и взаимодействия, социальная психология групп (малые, большие), социальная психология личности, практические приложения социальной психологии.

2. Краткий экскурс в историю социальной психологии

Один из современных американских социальных психологов Т.Шибутани иронично заметил, что социальная психология стала независимой наукой потому, что возникла потребность раскрыть ряд вопросов, недоступных другим наукам (языкознанию, политологии и др.).

К середине XIX века самостоятельной стала социология, и наметилось встречное движение к психологии.

Первые социально-психологические теории были по складу философскими: теория народов, теория психологии масс, теория инстинктов социального поведения.

В каждой вырисовывалась доминанта личности или общества. Теория народов сложилась к середине XIX века в Германии и утверждала, что главная сила истории народов – «дух целого». Теория масс возникла во второй половине XIX века на основе теории подражания, лежащего в истоке поведения масс. Теория инстинктов социального поведения возникла в США в начале XX века (Макдугалл). Основной тезис теории: причины социального поведения надо искать во врожденных инстинктах.

Эти теории не сыграли ведущей роли в истории социальной психологии, но положительное их значение заключалось в том, что были поставлены вопросы о соотношении сознания индивида и сознания группы; возникли на стыке двух наук, но не опирались на практику жизни и ограничивались только философскими рассуждениями.

Следующий этап развития социальной психологии - экспериментальный период. Экспериментальная психология возникала в борьбе двух подходов – марксистского и буржуазного (буржуазные теории общественного развития). К началу XX века экспериментальная практика складывалась вне марксистской традиции.

Программа превращения социальной психологии в экспериментальную науку была предложена в Европе (Ф.Олпорт).

К началу XX века явно обозначились три подхода: психоаналитический, бихевиористический, гештальтпсихологический.

Особенно активно социальная психология развивалась в русле бихевиоризма. Объектом исследований стала малая группа (к началу XX века методики изучения социальных процессов были подготовлены только для малых групп). Одновременно обозначился сильный крен в эксперимент и отлучение социальной психологии от теоретических исследований.

К середине XX века, кроме 3-х основных направлений, в социальной психологии возникает новое социологическое течение – интеракционизм, а прежние три переросли в «нео»направления: неофрейдизм (Э.Фромм, Салливан); необихевиоризм; психоанализ дал толчок новому течению – гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу), которая опиралась на работу тренинговых групп. Когнитивизм начался с гештальтпсихологии – «теории поля» Курта Левина.

Социальные психологи резко не разграничивают все эти направления. Подобный эклектизм свойственен и социальной психологии США, и социальной психологии Европы.

3. Методологические проблемы социально-психологического исследования

Термин «методология» имеет три значения:

1) общая методология, т.е. общий философский подход, методология познания;

2) частная методология – совокупность определенных принципов, используемых в одной из отраслей знаний;

3) методология как совокупность конкретных методик исследования (методика – конкретные методические приемы психологического исследования).

Сегодня в социальной психологии принято учитывать такие черты научного исследования: объект исследования, задачи исследования (эмпирические, логические, теоретические), четкое разграничение фактов и гипотез, наличие гипотезы обязательно, целью исследования должно быть не только объяснение фактов и процессов, но и их предвидение, предсказание.

Для социальной психологии эти требования к исследованию специфичны. В ней существует проблема надежности полученных данных, а качество информации обеспечивается принципом репрезентативности (представленности). Надежность обеспечивается следующими характеристиками:

- валидностью (обоснованность, способность инструмента исследования измерять необходимые характеристики объекта);

- устойчивостью информации (= достоверность). Способностью быть однозначной в разных условиях исследования. Информация идентична при повторном измерении;

- точностью – соответствие результатов к истинному значению существующего качества личности.

В социальной психологии человек является источником информации. Он должен:

1. Понять вопрос и инструкцию;

2. Обладать информацией;

3. Вспомнить все, что относится к полноте информации;

4. Согласиться выдать информацию.

Репрезентативность обеспечивается представленностью определенной выборки испытуемых. Выборки могут быть – случайными (часть), типичными, генеральной совокупностью (все студенты ВГПУ). Чем больше выборка, тем репрезентативнее результаты.

Весь набор методов социальной психологии можно условно разделить на две группы: методы исследования и методы воздействия.

В первую группу входят две подгруппы:

1. Методы сбора информации (наблюдение, опросы и т.д.);

2. Методы обработки информации.

Контент-анализ в социальной психологии используется при исследовании масс, коммуникаций. Чаще всего, из опросов используется интервью и анкеты. Тесты, чаще всего, личностные. Эксперимент требует введения так называемых независимых переменных и контроль за ними, контроля за зависимыми переменными, выделение экспериментальной и контрольной группы. В социально-психологических исследованиях всегда учитывается такая переменная, как «взаимодействие испытуемого и исследователя».

Ко второй группе методов относятся все приемы статистики (корреляционный анализ, построение типологий и классификаций).

Таким образом, на методологической базе исследования (принципы, цели, задачи, методы, методики, гипотезы) выявляются необходимые параметры социально-психологического исследования (объект, предмет, актуальность, структура, блоки методик и др.), т.е. составляется программа исследования.

4. Общественные и межличностные отношения

Социальная психология сталкивается при изучении группы с фактом общения и взаимодействия людей. Она пытается объяснить, каков механизм вхождения индивида в группу, индивида в социум, т.е. исследование отдельной личности, получается как бы другой стороной исследования общества. В российской психологии проблемой взаимоотношений занимался В.Н.Мясищев. Фиксация отношений – это фиксация связи объектов природы с окружающим миром. Все многообразие отношений он разделил на два вида: общественные отношения и психологические отношения личности. Общественные отношения безличны по характеру, их сущность – во взаимодействии социальных ролей, а не личностей. Каждый индивид выполняет несколько социальных ролей, но ряд из них он получает от рождения (пол). В силу индивидуальности каждый человек обладает своим «стилем исполнения роли». Этот стиль заставляет внутри безличных общественных отношений появляться межличностным отношениям (тем, которые В.Н.Мясищев назвал психологическими). Образно, как предлагает Г.М. Андреева, соотношение общественных и мехличностных отношений можно представить в виде «пирога с прослойкой»:

экономические _

межличностные отношения

общественные отношения политические _

межличностные отношения

идеологические и другие, а между ними

межличностные отношения,

т.е. межличностные отношения лежат в основе, «находятся внутри» общественных, опосредуют их.

Межличностная роль – это не положение человека в общественных отношениях, а всего лишь его положение в групповых связях («свой парень» или «козел отпущения»); значит, главной чертой, отличающей общественные отношения от межличностных, является эмоциональная основа межличностных отношений.

В социальной психологии чаще обращают внимание не на эмоции, а на чувства и делят их на 2 группы:

1. Конъюктивные (объединяющие людей);

2. Дизъюнктивные (разъединяющие людей).

Средством анализа двух рядов отношений в группах (межличностных и общественных) является социометрия. Но без выявления мотивов межличностных отношений картина их будет неполной.

Общение в социальной психологии – реализация всей системы отношений человека, т.е. это реальность и межличностных отношений, и общественных.

Если в социологии в большей степени изучается общение между группами, то в социальной психологии – межличностные отношения.

По А.Н.Леонтьеву, следует говорить о единстве общения и деятельности, любые формы общения включены в виды деятельности.

Характер связи общения и деятельности может быть понят по-разному:

1. Как 2 стороны жизни человека;

2. Общение как сторона деятельности;

3. Деятельность как условие общения;

4. Общение как самостоятельный вид деятельности.

По А.Я.Харашу (1987), иногда разводят понятия ролевого и личностного общения. Но личностное общение может выглядеть как ролевое, деловое, предметно-проблемное.

Согласование деятельностей отдельных ее участников происходит благодаря функции общения – воздействию, в котором сильно и обратное влияние общения на деятельность.

По структуре общение делят на три стороны:

1. Коммуникативную (передача информации);

2. Интерактивную (межличностное взаимодействие);

3. Перцептивную (восприятие и понимание человека человеком).

Эти стороны общения выявляются, как правило, в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта людей.

5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона)

Прежде всего, следует иметь в виду специфику этой стороны общения.

Общение нельзя рассматривать только как работу двух систем - передающей и воспринимающей, т.к. оба субъекта активны и подают друг другу новую информацию. Это возможно только при понимании информации: суть коммуникации – в совместном постижении предмета общения.

Характер обмена информацией состоит в том, что с помощью обмена системой знаков партнеры могут влиять на поведение друг друга. Эффективность коммуникации состоит в том, насколько удалось воздействие партнеров друг на друга, т.е. при обмене информацией может меняться тип отношений между партнерами.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно, когда коммуникатор и реципиент обладают единой системой кодификации и декодификации, т.е. важно, чтобы знаки одинаково объяснялись партнерами. По Л.С. Выготскому, мысль партнеров должна быть идентична лексически, синтаксически, но главное, партнеры должны одинаково понимать ситуацию общения.

Возможны в общении коммуникативные барьеры, носящие социальный (например, политический) и психологический характер (застенчивость, хамство).

Информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов:

1. Побудительная (выражена приказом, просьбой, советом, направлена на стимуляцию деятельности – его активизацию, интердикцию – запрет, дестабилизацию);

2. Констатирующая (в форме сообщения, не изменяющая поведение партнеров).

Существуют разные знаковые системы. Коммуникация делится на вербальную и невербальную.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы речь (систему фонетических знаков на основе лексических и синтаксических приемов). Речь считается универсальным средством коммуникации. 1991 году И.А.Зимняяввела для обозначения психологических компонентов речи термины «говорение» и «слушание». Смена коммуникативных ролей представлена в диалоге. А.А.Леонтьевпредложил обозначить две задачи в ориентации партнеров так:

1. Личностно-речевая ориентация;

2. Социально-речевая ориентация.

Они отражают содержание коммуникации. Меры, направленные на улучшение эффекта общения, называются убеждающей коммуникацией. Американский журналист Лассуэл для изучения убеждающего воздействия средств массовой коммуникации предложил пятикомпонентную модель коммуникативного процесса:

1. Кто передает сообщение – коммуникатор.

2. Что передается – сообщение.

3. Как передается – канал.

4. Кому (направлено сообщение) – аудитория.

5. С каким эффектом – эффективность.

По каждой из этих частей выявлены самые эффективные позиции. Например, позиции коммуникатора могут быть:

1. Открытая – дает свою позицию;

2. Отстраненная – сравнивает чужие позиции, но умалчивает о своей;

3. Закрытая (не сообщает свою позицию).

Здесь дана лишь структура, но нет содержания общения. Эффективность вербального общения зависит от факторов:

- ситуативных;

- субъективных (психологическое состояние партнеров, стиль подачи информации);

- характеристик речи как вербальных средств (смысл, содержание, логичность, точность, ясность).

Невербальная коммуникация включает следующие знаковые системы: оптико-кинетическую; паралингвистическую; экстралингвистическую; проксемику; визуальный контакт (по В.А.Лабунской).

Совокупность этих средств выполняет функции: дополнение речи; замещение речи; представление эмоционального состояния партнеров.

Оптико- кинетическая система включает жесты, мимику, пантомимику. Известно, что общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. В последние годы разрабатывается область – кинесика, изучающая, например, частоту и силу артикуляции в разных культурах (пантомимика финнов – 1 жест, мексиканцы – 180 жестов в час).

Паралингвистика и экстралингвистика - так называемые добавки к речи. Паралингвистика - система вокализации, т.е. диапазон, тональность и др. качества голоса. Экстралингвистика – вкрапления в речь: паузы, кашель, смех, плач, темп речи.

Проксемика - специальная область, которая занимается нормами времени и пространства в общении. Основоположник «пространственной психологии» американский психолог Стэнли Холл. Нормы для американской культуры таковы: 0 – 45 см – интимная зона, 45 – 120см – персональное расстояние, 120 – 400см – социальное, 400 – 750см – публичная зона. Специфические наборы констант пространства и времени, констант коммуникативных ситуаций называют хронотопами (А.А.Ухтомский).

Контакт глаз. Важны частота обмена взглядами, длительность взглядов, статика и динамика взгляда, их смена, избегание взгляда, (дошкольники, как правило, фиксируют внимание на лице).

Все эти 5 систем рассматриваются как коды коммуникации.

6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Эта сторона общения (интерактивная) позволяет проанализировать организацию совместной деятельности.

Нельзя путать понятия взаимодействие и коммуникация. Коммуникация организуется по поводу совместной деятельности для обмена информацией. Существуют описания структуры взаимодействия партнеров. Одно из них представлено в трансактном анализе – направлении, предлагающем регуляцию действий участников взаимодействия через:

1) регуляцию их позиции;

2) учет характера ситуации;

3) стиля взаимодействия.

С позиции теории трансактного анализа каждый партнер может занимать первую из трех позиций, которые условно обозначены «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Названия не связаны с социальной ролью, а лишь психологически описывают стратегию поведения, взаимодействия:

Позиция «ребенок» =позиции «хочу!»

Позиция «родитель» =позиции «надо!»

Позиция «взрослый» =позиции «хочу!»+ «надо!»

Автор теории трансактного анализа – американский социальный психолог Эрик Берн; в основе его теории – различные «эго – состояния» («родитель – я», «ребенок – я», «взрослый – я»). В каждый момент времени человек пребывает в 1 из 3 «эго – состояний», что и определяет его поведение. Каждое «эго – состояние» состоит из последовательностей: мысль ® переживание®действие. «Эго – состояние» - «Я - родитель» может быть критическим (родитель хранит запреты, нормы, совокупность предрассудков), а может быть кормящее – заботливое. Оно характеризуется следующими качествами: тепло, ободрение, готовность помочь, забота.

Тот, кто здраво оценивает реальность, - «взрослый - Я».

Кто чувствует себя, как в детстве, может пребывать в трех состояниях «Я -ребенок»:

1. Приспосабливающееся состояние (ребенок повинуется, замыкается в себе, дуется, боится);

2. Бунтарское состояние (на него оказывают влияние требования окружения, которые не соответствуют желаниям ребенка).

3. Свободное состояние (ребенок естественен, нет следов влияния на него, он ни о чем не заботится, радуется, сердится, исследует мир)

Трансакт включает стимул и реакцию между двумя эго-состояниями, т.е. это любое общение минимум двух людей. Если человек грамотно прочитывает трансакт межличностного общения, то легко понимает пути конструктивного диалога и причины помех.

Формы трансантов:

Параллельный трансакт (возникает между любыми парами эго-состояний) - 1

Перекрестный трансакт - 2

Скрытые трансакты - 3

Различают три основные стиля деятельности: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Ритуальный стиль задан определенной культурой. Акт взаимодействия делится на компоненты: позиции участников, ситуации, стиль общения.

Все виды взаимодействия делятся попарно на два противоположных вида:

1. кооперация;

2. конкуренция;

согласие – конфликты;

приспособление – оппозиция.

Кооперация – это упорядочивание, суммирование сил участников. Средство соединения сил – это отношения между участниками, их вклад в степень включения во взаимодействие. Самая яркая форма конкуренции – конфликт. Схема конфликтов в социальной психологии включает следующие характеристики (по Л.А.Петровской):

1) структура конфликта;

2) динамика;

3) функции;

4) типология.

1. Структура конфликта состоит из конфликтной ситуации, позиции оппонентов, объект конфликта, инцидент как пусковой механизм, развитие, разрешение конфликта.

2. Существуют две разновидности (Мортон Дойч) конфликтов – деструктивные, разрушающие отношения, и продуктивные.

В деструктивных конфликтах постоянно расширяется число участников, усиливаются негативные установки.

Продуктивные конфликты не касаются несовместимых личностей, являются следствием разных позиций на одну проблему и способствуют выработке одинакового понимания проблемы.

Важность интерактивной стороны общения обусловила появление в социальной психологии нового направления – «символический интеракционизм» (М.Мид). Моделью взаимодействия признается игра, в которой человек выбирает «значимого другого» и ориентируется на то, как сам воспринимается этим «другим».

Стратегия взаимоотношений определяется характером общественных отношений, а тактика – представлением о партнере.

7. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Термин «социальная перцепция» введен в 1977 году Дж.Брунером. Это взаимопонимание, причем, истолковывается он как:

1. Понимание целей, установок и мотивов партнеров;

2. Не только понимание, но и принятие партнера, разделение его целей и установок.

Обычно социальной перцепцией называют восприятие социальных объектов – людей, групп, а восприятие человека человеком – всего лишь часть социальной перцепции.

Механизмы взаимопонимания таковы: по внешним данным мы «прочитываем» другого человека и «расшифровываем его внешние данные» (С.Л.Рубинштейн)

Осознание себя через другого имеет две стороны:

1. Идентификацию (уподобление);

2. Рефлексию (осознание того, как ты воспринимаешься другим)

По механизму сходна с идентификацией эмпатия – умение сочувствовать, но при этом поступать по-своему.

Особая отрасль социальной психологии – каузальная (причина) атрибуция. Авторы Г.Келли, Э.Джонс. Отрасль направлена на изучение попыток человека понять причину и следствие успешного или неуспешного события, участником или наблюдателем которого он является, т.е. интерпретировать свое и чужое поведение. Если считать атрибуцию способом приписывания целого класса характеристик (намерений, чувств), то следует сказать, что этот феномен приписывания черт в межличностном восприятии зависит от:

1. Уникальности или типичности поступка;

2. Социальной желательности или нежелательности.

Г.Келливыделил 3 типа атрибуции:

1. Личностная (причина приписывается человеку, совершившему поступок);

2. Объективная (причина приписывается объекту, на который действие направлено);

3. Обстоятельственная.

Еще одна область исследования межличностного восприятия это выделение различных эффектов:

1. Эффект ореола (общее положительное впечатление ведет к постоянной положительной оценке и наоборот);

2. Эффект новизны и первичности (учитывается значимость и порядок предъявления информации);

3. Эффект стереотипизации. Термин «социальный стереотип» введен в 20-е годы XX века Липпманом. Термин связан с неточностью представлений. Эффект стереотипизации ведет к упрощению восприятия, к неприятию или принятию. При восприятии важна точность, а стереотипы мешают, сужают степень восприятия.

Межличностная аттракция – это область исследований по выявлению механизмов образования эмоциональных отношений к воспринимаемому субъекту.

Аттракция – это формирование привлекательности к личности человека для воспринимающего его. Продукт отношения – определенное качество отношения.

Аттракция – особый вид социальной установки на другого человека, основанный на эмоциональном восприятии.

Уровни аттракции: симпатия; дружба; любовь (мало изучена в социальной психологии).

8. Проблема группы в социальной психологии

Реальность общественных отношений – это и есть реальность отношений между социальными группами.

Очень важно найти критерий, по которому можно было бы вычленить группы в классы.

Группа – это реально существующее образование, в котором люди собраны вместе и объединены общим признаком – совместной деятельностью. Они осознают свою принадлежность к этому образованию. (Г.М.Андреева) Выполняя социальные функции, человек является одновременно членом многих групп, он формируется как бы на пересечении этих групп.

Предметом анализа социальной психологии становится содержательная характеристика групп и специфика их воздействия на личность (а не только механизмы воздействия)

Группа – субъект социальной деятельности. К психологическим характеристикам группы как субъекта социальной деятельности относятся интересы группы, групповые ценности, потребности, мнение, цели.

Шерковин Ю.А.(1975) дает определение группы: «... это общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, объективно выступающая как субъект деятельности».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.