Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корреляционный анализ 20 страница




Логика развития психологии и идеология общества (после второй мировой войны люди в экстремальных ситуациях проявляли себя стойкими, достойными личностями – подвиги, героизм) привели к появлению нового, третьего пути в психологии (третьей силы после психоанализа и бихевиоризма) – гуманистической психологии.

Т.Д. Марцинковская предлагает таблицу «Теории гуманистической психологии»

Основные теории гуманистической психологии

 

Ученый Движущие силы развитияи структура личности Основные достижения
Г. Олпорт Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен Открытость системы человек - общество, опросники (например, MMPI)
А- Маслоу Иерархия потребностей, приори-тет бытийных или дефицитных потребностей Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения
К. Роджерс «Я-концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия

30. Концепция личности Гордона Олпорта (1897 - 1967)

Его концепция – альтернатива поведенческому подходу бихевиоризма и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков.

Олпорт возражал против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками на психику здорового человека.

Он считал необходимым не просто собирать и описывать факты наблюдений за здоровыми людьми, как это практиковали бихевиористы, но обязательно систематизировать факты и объяснять их. Олпорт писал: «Собирание голых фактов делает психологию «всадникам без головы»; нужно не только разрабатывать способы исследования личности, но и создавать объяснительные принципы развития личности».

Один из главных постулатов теории Олпорта таков: личность является открытой и саморазвивающейся. Он не признавал идеи психоанализа об антагонизме личности и общества; он считал человека существом социальным, который не может развиваться вне общества. Общение личности с обществом, по Олпорту, - это взаимодействие, а не стремление личности уравновеситься со средой.

Олпорт не признавал также общепринятое положение о развитии как бы адаптации человека к окружающему миру. Он доказал, что человеку свойственна потребность взорвать равновесие и достичь новых вершин. Одним их первых Олпорт заговорил об уникальности каждого человека, неповторимости, индивидуальности, о наличии в каждом своеобразного сочетания качеств и потребностей, которые он назвал trite – черта. Эти черты личности он разделил на основные и инструментальные. Основные являются врожденными, генотипическими, стимулируют поведение человека, а инструментальные черты оформляют поведение человека, формируются в течение жизни, т.е. они являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт составляет ядро личности. Олпорт разработал положение об автономности этих черт, которые развиваются со временем: у ребенка ее нет, его черты полностью еще не сформированы. А вот у взрослого эти черты уже не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества, значит, они автономны. Эта автономность черт дает человеку возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность.

Таким образом, Олпорт решает проблему идентификации – отчуждения, ставшей важной для гуманистической психологии.

Кроме теоретической концепции личности, Олпорт смог разработать методы системного исследования психики человека. Он создал многофакторные опросники, наиболее известным опросником является опросник Миннесотского университета – MMPI для анализа совместимости профпригодности и других параметров.

Кроме того, он пришел к выводу, что интервью более информативно, чем анкета. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки отличают методы Олпорта по исследованию личности от субъективных психоаналитических методик.

31. Абрахам Маслоу (1908 - 1970) и его теория

После окончания Висконсинского университета получил степень доктора психологических наук в 1934 году. Собственную теорию разработал к 50-м годам XX века как альтернативную третью силу, третье направление, кроме психоанализа и бихевиоризма. С 1951 года работает в Бренденском университете, а в последние годы жизни – президент американской психологической ассоциации.

Маслоу всегда подчеркивал, что он - не противник психоанализа и бихевиоризма, а антидоктринер, т.е. он выступает против абсолютизации опыта этих направлений.

Он считает недостатком психоанализа принижение роли сознания, рассмотрение психологии развития с точки зрения адаптации к окружающей среде, к стремлению, к равновесию с ней. Как и Г.Олпорт, Маслоу считал такое равновесие личности со средой смертью для личности.

Он был против сведения всей жизни только к поведению, т.е. не абсолютизировал бихевиоризм.

Самым ценным в психике он считал ее Самость, стремление к развитию, Самость не может быть описана только психологией поведения, она должна быть дополнена психологией сознания, психологией, которая бы исследовала «Я-концепцию личности», Самость личности.

Его пилотажные исследования подтвердили эти теоретические рассуждения. Так он подошел к исследованию самоактуализации – первого из центральных понятий своей концепции. В отличие от психоаналитиков, интересовавшихся отклоняющимся поведением, Маслоу считает, что изучать человеческую природу надо, «изучая ее лучших представителей». Только так можно понять границы человеческих возможностей, истинную природу человека, которая недостаточно полно представлена в менее одаренных людях. Маслоу выбрал в группу для своего исследования 18 выдающихся личностей, 9 из которых были его современниками, а 9 – историческими личностями: А. Линкольн, Б.Спиноза, В. Джеймс, А. Эйнштейн и другие. Он пришел к мысли, что существует определенная иерархия потребностей человека:

1) физиологические потребности – в пище, еде, сне и др; 5

2) потребность в безопасности – т.е. в стабильности, порядке; 4

3) потребность в любви и принадлежности – в семье, дружбе; 3

4) потребность в уважении – самоуважение и признание; 2

5) потребность в самоактуализации, т.е. развитии способностей. 1

Слабым местом теории Маслоу является утверждение о том, что эти потребности находятся в навсегда заданной жесткой иерархии, т.е. более высокие возникают после того, как удовлетворяются более элементарные. Критики и последователи Маслоу считали, что часто потребности в самоуважении и самоактуализации доминировали и определяли поведение человека, несмотря на неудовлетворенность его, например, физиологических потребностей, т.е. потребностей низшего уровня.

Несколько позже Маслоу отказался от этой «жесткой конструкции» и объединил все потребности человека в два класса:

потребности нужды или дефицита;

потребности развития или самоактуализации.

Большинство представителей гуманистической психологии приняли термин «самоактуализация» и описание самоактуализирующейся личности.

Самоактуализация связана с умением понять свою внутреннюю природу и научить «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, исходить из нее в своем поведении. Это не одномоментный акт, это процесс, не имеющий конца, это способ «проживания, работы, отношения с миром, а не единичное достижение».

Маслоу выделил в этом длительном процессе наиболее значимые моменты, стимулирующие рост личности. Это может быть мгновенное переживание – «пик-переживание» или длительное переживание – «плато-переживание».

Самоактуализирующаяся личность – это, как правило, человек, адекватно и эффективно воспринимающий ситуацию, центрированный на задаче, а не на себе. Ему свойственно стремление к уединению, автономии, независимости от окружающей среды. В теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, но полностью эти механизмы не раскрыты им.

Маслоу считал, что осознание стремления и мотивы – суть человеческой личности. Невротики - люди с неразвитой или с неосознаваемой потребностью в самоактуализации. Оптимальными, по Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, т.е. в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, т.е. в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и - одновременно - оставаться самим собой.

Такая позиция Маслоу сделала его теорию очень популярной среди интеллектуалов, т.к. во многом она отражала взгляды этой социальной группы на связь между личностью и обществом. А.Маслоу одним из первых исследовал достижения личностного роста, личного опыта и раскрыл пути для саморазвития любого человека.

32.Теория личности Карла Роджерса (1902 – 1087)

Окончил Висконсинский университет и отказался от карьеры священника, о которой мечтал с юности. В первой его книге - «Клиническая работа с проблемными детьми» (1939) - отражена работа практикующего психолога в Центре помощи детям. Его приглашали на должность профессора в университет Огайо. В 1945 году он открывает в Чигагском университете консультационных центр, работая в котором он описал основы своей индирективной терапии, «терапии центрированной на клиенте». В 1957 году пишет книгу «Свобода учиться», в которой описывает право студентов на самостоятельность в учебной деятельности. Конфликт с администрацией Чикагского университета по поводу слишком большой свободы для студентов привел к уходу К.Роджерса из госуниверситета и к организации Центра для изучения личности: свободное объединение представителей терапевтических профессий, где он работал до конца жизни.

В теории личности К.Роджерса дается система понятий, в которой человек может создавать, изменять свои представления о себе и близких. В этой же системе развернута терапия, помогающая человеку изменить себя и отношения с другими. Как и у других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человека – центральная у К.Роджерса.

Он считает, что опыт человека, который он называл «феноменальным полем», индивидуален, уникален. Этот мир человека может совпадать с реальностью, а может и не совпадать, т.к. не все предметы осознаются субъектом. Степень тождественности этого феноменального поля с реальной действительностью К.Роджерс назвал конгруэнтностью. Высокая ее степень означает, что то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности ведет к росту напряженности, тревожности, к невротизации личности. К невротизации приводит и отказ от самоактуализации, которую и К.Роджерс и А.Маслоу считали важнейшей потребностью личности.

К.Роджерс соединяет в своей теории идею конгруэнтности с самоактуализацией. В структуре «Я» особое значение он придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его Самость. По К.Роджерсу, самооценка должна быть не просто адекватной, а гибкой, меняющейся в зависимости от ситуаций.

Его теория связана с концепцией «творческого Я» А.Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. К. Роджерс говорит о влиянии опыта на самооценку и о необходимости быть открытым навстречу опыту.

В отличие от большинства других концепций личности, которые настаивали на ценности будущего для человека (Адлер) или на влиянии на жизнь человека его прошлого (Фрейд, Юнг), К. Роджерс подчеркивал значение настоящего: люди должны жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент жизни. Только тогда можно будет говорить о полной реализации или, как говорил К.Роджерс, «полном функционировании личности».

Соответственно у К.Роджерса был свой подход к психокоррекции: психотерапевт не должен навязывать пациенту свое решение, должен подводить к правильному решению, которое тот примет самостоятельно. В ходе психотерапии пациент должен учиться больше доверять себе, своей интуиции, ощущениям. Тогда он лучше сможет понять других и будет иметь «озарение», который поможет ему изменить его самооценку или, как говорил К. Роджерс, «переструктурировать гештальт» (это выражение Вертгеймера и Келера). Умение изменять гештальт повышает конгруэнтность, позволяет принять себя и других, снижает тревожность и напряжение.

Терапия идет как встреча терапевтом с клиентом (с клиентами – в групповой терапии). К. Роджерс создал «группы встречи» или энкаунтер-группы, сегодня это одна из самых распространенных технологий психокоррекции и обучения.

33. Логотерапия Виктора Франкла

Стала одной из самых популярных видов психотерапии. В.Франкл – австрийский психолог, положения его экзистенциальной теории роднят его с гуманистической психологией. С конца 30-х годов XX века работает (после активного увлечения психоанализом) над собственной концепцией, которая окончательно оформилась у него, когда он был узником фашистских концлагерей (1942 - 1945). После Второй мировой войны стал директором неврологической клиники в Вене и одновременно читал лекции в Венском университете.

Его теория представлена в нескольких книгах, но самой популярной стала вышедшая в 50-е годы «Человек в поисках смысла».

Его теория включает три части:

Учение о стремлении к смыслу;

Учение о смысле жизни;

Учение о свободе воли.

Стремление к осознанию смысла жизни В.Франкл считает врожденным, а этот мотив должен быть ведущей силой развития личности. Причем смыслы жизни не универсальны, смысл жизни уникален для каждого человека в каждой момент его жизни.

Смысл жизни всегда связан с реализацией человеком своих возможностей (очень близко к понятию самоактуализации Маслоу). Особенностью теории является то, что обретение смысла жизни он всегда связывает с внешним миром, творческой активностью, с его достижениями.

В.Франкл, как другие экзистенциалисты, считал, что отсутствие смысла жизни или невозможность реализовать его ведет к неврозу, к состоянию экзистенциального вакуума, фрустрации.

В центре концепции В.Франкла – учение о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле наиболее типичных жизненных ситуаций. В.Франкл считает, что есть три класса ценностей, которые делают жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд); ценности переживания (например, воображение); ценности сознательного отношения к критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не может изменить.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей или в любом из обстоятельств, порождаемых этими ценностями. Вывод В.Франкла: нет таких ситуаций жизни, в которых бы жизнь человека утратила смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации, он называл осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации.

На это осознание и направлена вся логотерапия В.Франкла, она помогает человеку увидеть целый спектр, большое количество потенциальных смыслов, альтернативных выходов, содержащихся в ситуациях, и выбрать тот, который соответствовал бы совести человека. При этом смысл должен быть не просто найден, реализация смысла этой ситуации должна быть реализацией человеком самого себя, при этом деятельность человека должна быть абсолютно свободной. В.Франкл стремится вывести человека из-под влияния биологических законов. Если философы обращались к разуму, творчеству, нравственности, писали о всеобщем детерминизме, то В.Франкл вводит понятие о ноэтическом уровне существования человека. Он считал, что наследственность и внешние обстоятельства ограничивают возможности поведения человека. В.Франкл выделил три уровня существования человека: биологический, психологический, ноэтический (духовный). Именно в духовном уровне заключены смыслы и ценности, которые доминируют над лежащими ниже уровнями:

ноэтический

психологический

биологический

Таким образом, Франкл сформулировал идею о возможности самодетерминации, связанной с духовным миром и существованием человека в нем.

Итак, разработчики гуманистической психологии впервые писали не только об отклонениях, трудностях и негативных явлениях в поведении человека, наконец, обратили внимание на позитивные стороны развития личности, раскрыли механизмы формирования личности, пути ее саморазвития и самосовершенствования.

Гуманистическая психология более широко распространена в странах Европы, а не в США, т.к. в Европе более сильны традиции философии экзистенциализма и феноменологии. Их идеи не были популярны среди американских интеллигентов, ориентированных на психологию У.Джеймса, его прагматизм, а в Европе жили Сартр, Камю, Антониони, чьи идеи были чрезвычайно популярны.

 


СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 4

1. Предмет психологии как науки .. 4

2. Естественнонаучные основы психологии .. 7

3. Психология на современно этапе и ее связь с другими науками .. 10

4. Принципы, задачи и структура современной психологии. 10

5. Методы психологических исследований. 12

6. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности .. 15

7. Освоение деятельности .. 18

8. Основные виды деятельности .. 19

9. Понятие о личности .. 20

10. Структура личности .. 21

11. Активность, направленность и самосознание личности .. 23

12. Внимание как общий компонент всех психических процессов. 27

13. Физиологические основы внимания. 27

14. Виды внимания. 28

16. Развитие внимания школьников. 29

17. Ощущение как источник познания. Рефлекторная природа ощущений. 30

18. Виды ощущений. Классификации ощущений. 31

19. Свойства ощущений. 31

20. Восприятие как перцептивная деятельность. 33

21. Эмпирические характеристики восприятия. Классификации восприятия. 34

22. Сравнительная характеристика форм чувственного познания - ощущения и восприятия. 35

23. Понятие о памяти. Теории памяти. Память и деятельность личности .. 36

24. Физиологические основы памяти. 38

25. Виды памяти. 38

26. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти. 39

27. Общее понятие о мышлении. Основные особенности мышления. 40

28. Мышление и решение задач .. 41

29. Операции мышления. 42

30. Формы мышления. 42

31. Виды мышления. 43

32. Способы активизации мышления. 44

33. Понятие о воображении. 45

34. Способы создания образов воображения. 46

35. Виды воображения. 46

36. Понятие о чувствах .. 47

37. Физиологические основы чувств. 48

38. Формы переживания чувств. 48

39. Виды чувств. Высшие чувства. 49

40. Понятие о характере. Типы характеров. 50

41. Структура характера. 50

 

РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 53

1. Экспериментальная психология как наука, ее связь с другими науками .. 53

2. Методология экспериментального исследования. 53

3. Понятие о методе, методике в русле психологической методологии. Классификация методов исследования. 56

4. Эксперимент как основной метод научного исследования; классификация экспериментов. 61

5. Характеристика основных понятий статистики .. 63

6. Описательная статистика. 64

7. Индуктивная статистика. 65

8. Корреляционный анализ. 67

 

РАЗДЕЛ III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 68

1.Краткая история психодиагностики как науки .. 68

2. Психодиагностика как наука. Методология получения данных .. 72

3.Основные методы исследования и диагностики (по Н.И.Шевандрину). 73

4. Психологическая информация в психодиагностической работе. 75

5. Использование психодиагностических данных при оказании психологической помощи. 77

6. Применение данных психодиагностики в педагогической и социальной практике 78

7. Критерии эффективности практической работы психодиагноста. 79

8. Что такое психологическая коррекция. 80

9. Общие сведения о написании психолого-педагогической характеристики .. 82

10. Задачи и содержание психологической профилактики .. 85

11. Психолого-педагогическое консультирование. 88

12. Цели и задачи психологической службы образования. 90

13. .......................................................... Содержание работы практического психолога. 91

14. Права и обязанности психолога. Критерии деятельности. Документация. Этика психолога. 93

 

РАЗДЕЛ IV. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 95

1.Предмет и задачи возрастной психологии .. 95

2. Закономерности, динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе. Периодизации психического развития. 96

3. Периодизация психического развития дошкольника. 103

4. Особенности психического развития в младенческом и раннем возрасте. 104

5. Психическое развитие в дошкольном детстве. 109

6. Особенности развития шестилеток и готовность ребенка к обучению в школе 111

7. Общая характеристика младшего школьного возраста. Особенности учебной деятельности младших школьников. 112

8. Развитие познавательных процессов и эмоциональное волевой сферы младших школьников. 114

9. Биологические и социальные факторы развития подростка. 115

10. Психологические новообразования подросткового возраста. 117

11. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте. 118

12. Понятие юности и ее возрастные границы .. 119

13. Развитие самосознания и особенности интеллектуальной деятельности в юношеском возрасте. 119

14. Общение в жизни старшеклассников. 120

15. Самоопределение как центральное новообразование ранней юности .. 121

 

РАЗДЕЛ V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 123

1. Общенаучная характеристика педагогической психологии .. 123

2. История становления педагогической психологии .. 124

3. Принципы, задачи и структура педагогической психологии .. 126

4. Методы исследования в педагогической психологии .. 127

5. Многоаспектность образования. Образование в контексте культуры .. 128

6. Образование как система. Тенденции развития современного образования. 129

7. Основные направления обучения. 131

8. Популярные концепции обучения. 133

9. Личностно-деятельностный подход в организации образования. 136

10. Общая характеристика учебной деятельности .. 138

11. Предметное содержание учебной деятельности .. 139

12. Внешняя структура учебной деятельности .. 140

13. Учебная мотивация. 144

14. Общая характеристика усвоения как центрального звена учебной деятельности 146

15. Навык в процессе усвоения. 148

16. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности .. 149

17. Соотношение обучения и развития. 151

18. Цели воспитания. 155

19. Средства и методы воспитания. 156

20. Институты воспитания. 158

21. Место и роль ТСО в учебно-воспитательном процессе. 159

22. Учебное кино и учебное телевидение. 161

 

РАЗДЕЛ VI. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.. 165

1. Предмет социальной психологии .. 165

2. Краткий экскурс в историю социальной психологии .. 167

3. Методологические проблемы социально-психологического исследования. 168

4. Общественные и межличностные отношения. 169

5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона). 170

6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). 172

7. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) 174

8. Проблема группы в социальной психологии .. 175

9. Проблема больших социальных групп .. 176

10. Общие проблемы малой группы в социальной психологии .. 179

11. Психология межгрупповых отношений .. 184

 

РАЗДЕЛ VII. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ.. 186

1. Факторы и методологические принципы развития истории психологии .. 186

2. Предмет и задачи истории психологии .. 189

3. Общая характеристика античной психологической мысли .. 190

4. Начало античной психологии .. 193

5. Классический период античной психологии .. 195

6. Эллинистический период развития античной психологии .. 199

7. Арабская психология в Средние века. 202

8. Психологические идеи средневековой Европы .. 203

9. Развитие психологии в эпоху Возрождения. 204

10. Психологическая мысль в XVII веке. 205

11. Психологические идем эпохи Просвещения. 209

12.Зарождение психологии как науки .. 212

13. Экспериментальная психология. 215

14. Развитие отраслей психологии. Дифференциальная психология. 218

15. Психология развития. 220

16. Основные психологические школы. Структурализм .. 223

17. Вюрцбургская школа. 225

18. Функционализм в американской психологии .. 226

19. Бихевиоризм как направление современной психологии .. 229

20. Необихевиоризм .. 233

21. Социальный бихевиоризм .. 236

22. Гештальтпсихология. Основные исследования. 238

23. Курт Левин. Теория поля. 242

24. Генетическая психология Ж.Пиаже. 245

25. Психоанализ (глубинная психология). Зигмунд Фрейд и его учение. 248

26. Карл Густав Юнг и его аналитическая психология. 253

27. Альфред Адлер. Индивидуальная психология. 256

28. Неофрейдизм (Карен Хорни: образ «Я», Эрик Фромм: «бегство от свободы»; Гарри Салливан: межличностные отношения; Эрик Эриксон: эго-психология). 258

29. Основы гуманистической психологии .. 265

30. Концепция личности Гордона Олпорта (1897 - 1967). 266

31. Абрахам Маслоу (1908 - 1970) и его теория. 267

32.Теория личности Карла Роджерса (1902 – 1087). 269

33. Логотерапия Виктора Франкла. 270

РАЗДЕЛ VIII. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ.......................

1. Особенности усвоения психологических знаний.

2. Предмет методики преподавания психологии.

3. Цели и задачи курса МПП.

4. Особенности современной вузовской лекции.

5. Познавательные функции лекции.

6. Подготовка содержания лекции.

7. Методика чтения лекции.

8. Вводная часть, основная часть, заключение и их «методическое оснащение».

9. Ошибки лектора и советы лектору.

10. Лекция в системе профессионального обучения.

11. Проблемная лекция.

12. Популярная лекция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.