Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Краткий исторический обзор развития теоретический идей сурдопсихологии в России




Психологические особенности людей с недостатками слуха при­влекали внимание педагогов и врачей-психиатров уже с середины XIX в. Развитие российской сурдопедагогики того времени связано с педагогической деятельностью и исследованиями таких извест­ных ученых, как В.И.Флери, А. Ф. Остроградский, Н.М.Лагов-ский, Ф. A. Pay. В их работах содержится немало тонких наблюдений и определений психологических особенностей людей с нарушени­ями слуха. Так, В. И. Флери описывал особенности развития дви­жений глухих, указывая на неточную координацию, неуверенность движений. Н.М.Лаговский писал о наличии у глухих детей остат­ков слуха, которые могут быть активизированы и развиты. Ему принадлежит одна из первых попыток создания классификации людей, имеющих нарушения слуха. В компенсации нарушенного психического развития при глухоте Н. М. Лаговский отмечал боль­шую роль зрительного восприятия.

Отечественная сурдопедагогика на всех этапах своего развития придавала большое значение изучению психологических особен­ностей детей с нарушениями слуха для обоснования методов пе­дагогического воздействия.

В 20-е гг. XX в. систематическая разработка проблем специаль­ной психологии (и в частности сурдопсихологии) проходила под руководством Л. С. Выготского и под влиянием его идей. В началь­ный период своей научной деятельности Л. С. Выготский столк­нулся с проблемами обучения детей, имеющих различные нару­шения — глухоту, слепоту, умственную отсталость; с необходи­мостью выявления их потенциальных возможностей и оказания им помощи. В 1924—1926 гг. появляются первые работы по этим проблемам (например, в 1925 г. — статья «Принципы социального воспитания глухонемых детей»).

Л. С. Выготский создает лабораторию аномального детства при Медико-педагогической станции Наркомпроса РСФСР, на базе которой в 1929 г. организуется Экспериментально-дефектологичес­кий институт Наркомпроса.

На основе генетического принципа анализа особенностей разви­тия детей разных категорий Л. С. Выготский показал наличие в их психическом развитии как общих, так и специфических законо­мерностей. Он отстаивал тезис о единстве биологических и соци­альных факторов, определяющих стадиальный характер развития, согласно которому каждую стадию отличают специфические отно­шения между ребенком и социальной средой, в результате чего его развитие поднимается на качественно новый уровень. Своеобразная социальная ситуация развития глухого ребенка обуславливает иные сроки появления психологических новообразований, но не отменя­ет характерной для нормального развития их последовательности.

Практика работы в сфере специальной психологии стала для Л. С. Выготского опорой при формулировании основных положе­ний созданной им культурно-исторической теории развития, таких, как представление о знаке как психологическом орудии, о мотива­ции поведения, о соотношении обучения и развития, о зоне бли­жайшего развития ребенка. Взгляды Л. С. Выготского оказали большое влияние на специальную педагогику, позволили по-новому взглянуть на проблемы специального дифференцированного обу­чения детей с отклонениями в развитии. Его теоретические поло­жения стимулировали экспериментально-психологические иссле­дования, в которых изучались компенсаторные возможности глу­хих детей.

Последователи Л.С.Выготского Л.В.Занков и И.М.Соловьев разработали экспериментально-психологические методики изу­чения детей с отклонениями в развитии, в том числе детей с нарушениями слуха, провели исследования развития восприятия и памяти, мышления и речи таких детей и обобщили результаты этих исследований в первой в нашей стране монографии по сурдопсихологии — «Очерки психологии глухонемого ребенка», вышед­шей в 1940 г. Эта книга сохранила свою значимость до настоящего времени.

В 1930—1940 гг. было проведено много психологических иссле­дований особенностей развития глухих детей, в основном изуче­нию подвергались познавательные процессы. Так, К.И.Вересотская рассмотрела процесс узнавания глухими детьми изображений предметов в зависимости от положения в пространстве; Л. В. Занков и Д. М. Маянц исследовали особенности произвольного запо­минания наглядного материала; М. М. Нудельман — изменения зрительных представлений глухих школьников при забывании; Э. С. Бейн — константность зрительного восприятия; Ж. И. Шиф изучала особенности сравнения объектов и установления сходства глухими детьми, восприятие ими цвета; М.Е.Хватцев — развитие письменной речи и чтения у глухих школьников. Многие исследо­вания этого времени имели сравнительный характер — особенно­сти глухих детей рассматривались в сравнении со слышащими или умственно отсталыми сверстниками. Такой подход давал авторам возможность формулировать рекомендации, позволяющие эффек­тивно работать с детьми всех категорий.

И.М.Соловьев с 1930 г. занимался исследованиями особенно­стей познавательной сферы глухих детей. Совместно со своими со­трудниками А. П. Гозовой и Е. Н. Обозовой он провел сравнитель­ные исследования зрительного и осязательного восприятия глухих детей, на основании которых удалось установить закономерности развития этих видов восприятия. Важное значение для становле­ния сурдопсихологии имела монография И. М. Соловьева «Позна­вательная деятельность нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений» (1966), в которой анализировались осо­бенности познания различий и сходства, обусловленные уровнем психического развития человека. Под руководством И. М. Соловь­ева был осуществлен синтез результатов экспериментальных ис­следований психического развития глухих детей, который нашел свое отражение в коллективном труде — «Психология глухих детей» (1971). В этой работе изложены и обобщены многоплановые исследования, позволяющие охарактеризовать различные сторо­ны психики глухих детей в сравнении со слышащими. В книге по­казано, как под влиянием специального обучения достигается ком­пенсаторное развитие психики детей с нарушениями слуха.

В 1950—1960 гг. были проведены многочисленные исследова­ния, направленные на изучение различных аспектов психического развития глухих детей. Большое влияние на исследования этого периода оказали теоретические подходы С. Л. Рубинштейна, а имен­но его представления о том, что человек и его психика формиру­ются и проявляются в практической деятельности и потому долж­ны изучаться через их проявления в разных видах деятельности (игре, учении, труде, познании). Основными особенностями дея­тельности С. Л. Рубинштейн считал социальность, предметный ха­рактер, творчество и самостоятельность. Объекты деятельности характеризуют ее не прямо, а опосредованно — через внутренние условия — цели, мотивы и т.д.

К этому же периоду относятся работы Т. А. Власовой о влия­нии нарушений слуха на психическое развитие детей, Н.Г.Мо­розовой об особенностях мотивации речи и о психологических условиях формирования познавательных интересов глухих детей. Г.Л.Выгодская рассмотрела особенности сюжетно-ролевой игры глухих дошкольников, выявив условия, обеспечивающие успеш­ное их обучение разным видам игр. А. П. Гозова исследовала зри­тельное и осязательное восприятия, специфику формирования двигательных навыков, а позже — психологические аспекты тру­дового обучения глухих и совершенствование познавательной деятельности взрослых глухих в процессе обучения. Ж. И. Шиф раскрыла роль речи в развитии мышления глухих детей, мотива-ционную сторону усвоения языка, выявив закономерности овла­дения его грамматическим строем, специфику формирования обобщений. В. Г. Петрова изучала особенности запоминания и вос­произведения глухими школьниками словесного материала. Н. В.Яш-кова проанализировала особенности развития наглядных форм мышления у глухих детей.

В эти годы известный сурдопедагог С. А. Зыков с коллективом сотрудников разработал и предложил новый психологически об­основанный подход к организации освоения глухими детьми словес­ной речи — коммуникационную систему. Этот подход основывал­ся на учете социальной сущности и коммуникативной функции речи, материальной природы языка. Формирование и развитие речи глухих детей должно было осуществляться в условиях предметно-практической деятельности, при постоянной и целенаправленной работе по развитию мышления.

В последующие годы положения теории деятельности А. Н.Ле­онтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, представления В.В.Давыдова о структуре учеб­ной деятельности послужили теоретической базой для исследова­ния особенностей психического развития глухих детей.

М.М.Нудельман изучил особенности развития у глухих де­тей воссоздающего и творческого воображения, разработал ряд методик целенаправленного исследования воображения. Эти ра­боты легли в основу учебного пособия «Особенности психи­ческого развития глухого ребенка» (1975), написанного им со­вместно с В.А. Синяком. Л.И.Тигранова исследовала психоло­гические основы формирования логического мышления сла­бослышащих детей, особенности и условия формирования у них обобщений.

Т.В.Розановой принадлежат многие исследования особен­ностей восприятия, образной и словесной памяти, наглядно-образ­ного и словесно-логического мышления глухих детей, в которых раскрываются не только особенности психического развития глу­хих детей, обусловленные нарушением слуха и недоразвитием речи, но и потенциальные возможности развития их познавательной сфе­ры в условиях адекватного обучения и воспитания. Особое внима­ние Т. В. Розанова уделяет клинико-психолого-педагогическому изу­чению глухих детей со сложным дефектом, которое позволяет глубже понять особенности этих детей, выявить условия их пси­хического развития и на этой основе строить адекватное обуче­ние. Большое место в работах Т. В. Розановой занимают поиск ме­тодов исследования особенностей психического развития глухих детей, разработка принципов диагностики. Под ее руководством были проведены исследования развития эмоциональной сферы глухих детей, самооценки и уровня притязаний, межличностных отношений.

Работы А. А. Венгер отражают психологические особенности формирования перцептивных обобщений у глухих дошкольников, специфику становления наглядных форм мышления, основные направления и особенности психодиагностической работы с деть­ми данной группы.

Таким образом, на современном этапе развития сурдопсихо-логии наблюдается перенос акцентов в исследованиях: все боль­шее внимание уделяется внутренним регуляторам социального поведения — потребностям, мотивам, ценностям, становлению самосознания, механизмам межличностного восприятия. Имен­но на эти фундаментальные и многоплановые научные работы, раскрывающие своеобразие развития у детей с нарушениями слуха восприятия, памяти, мышления и других психических процес­сов, опирается организация обучения и воспитания в специаль­ных детских садах и школах. Для отечественной сурдопсихологии на всех этапах ее развития характерна ориентация на реальную педагогическую практику.

Вопросы и задания

1.Определите предмет и задачи сурдопсихологии.

2.Какое влияние оказывает сурдопсихология на организацию процес­
са обучения и воспитания детей с нарушениями слуха?

3.Назовите причины нарушений слуха.

4.На основании каких критериев проведена психолого-педагогическая
классификация детей с нарушениями слуха?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.