Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курсовых и дипломных работ




ОТВЕТЫ

 

Первый уровень

 

1. Ответ: 2, 5.

2. Ответ: 1, 3, 5.

3. Ответ: контроль знаний по предложенной

выше трехуровневой рейтинговой системе.

 

Второй уровень

 

1. 2) возрастная;

5) история педагогики.

2. Ответ: 2, 4.

3. Ответ: контроль знаний по предложенной

выше трехуровневой рейтинговой системе.

 

 

Третий уровень

1. Ответ: 4, 5.

2. Ответ: 1, 2, 5.

3. Ответ: контроль знаний по предложенной

выше трехуровневой рейтинговой системе.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ

ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

Проверку текущих знаний студентов, диагностику хода и качества усвоения учебного материала рекомендуется проводить в ходе семинарских и самостоятельных занятий. С этой целью разработаны темы самостоятельных и контрольных работ по вариантам, педагогические ситуации.

В качестве контрольно-измерительных материалов в этих работах также используется рейтинговая система оценки знаний, умений студентов.

Самостоятельная работа №1.

 

Вариант 1.

1. Раскрыть государственно-общественный характер обучения системы образования в РФ.

2. Дать определения понятиям: государственный образовательный стандарт в образовании, контроль, самооценка, взаимооценка.

 

Вариант 2.

1. Гуманизация и гуманитаризация обучения – сущность и пути осуществления.

2. Дать определения понятиям: базовый компонент содержания образования, продвинутый компонент образования, мониторинг качества обучения.

 

 

Вариант 3.

1. Двусторонний характер и структура обучения.

2. Дать определения понятиям: контроль, оценка, отметка.

 

Вариант 4.

1. Функции обучения.

2. Дать определения понятиям: знания, умения, навыки.

 

Вариант 5.

1. В чем заключается логика процесса обучения школы.

2. Дать определения понятиям: мотив, познавательный интерес, отношение к учению, оценка качества.

 

Самостоятельная работа №2.

 

В микрогруппах (по 3 человека) студенты выполняют проектно – исследовательские задания:

1. Разработайте таблицу, отражающую взаимосвязь закона познания, актов процесса познания и этапов процесса обучения [1, С. 131].

2. Разработайте перечень последовательности этапов в логике организации поискового учебного процесса [1, С. 132].

3. Разработайте образец деятельности учителя и обучающихся в проблемном обучении [1, С. 147]. В соответствии с основными элементами отбора содержания образования разработайте дидактический механизм конструирования содержания учебного материала по определенной теме занятия. Укажите изучаемый предмет, раздел курса, тему урока, класс.

4. Разработайте форму письменного контроля и способов обеспечения ученической самооценки на основе идей педагогов-новаторов: Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова и других.

5. Проведите анализ используемых в педагогической практике форм проведения зачетов, экзаменов.

6. Разработайте положение о неудовлетворительной отметке, кто имеет право ее ставить, после какой системы мер, при каком качестве ответа и т.д.

7. Разработайте модель успешного обучения и условия ее эффективного функционирования.

8. Разработайте перечень идей зарубежных ученых о путях повышения эффективности обучения.

9. Разработайте материалы по обмену опытом работы на тему: «Оценочная деятельность учителя в период перехода к развивающему обучению: задачи и этапы их развития».

10. В соответствии с требованиями организации развивающего обучения выполните творческое задание: выберите раздел (тему, урок) и представьте на содержательном материале все компоненты, в соответствии с которыми возможно организовать развивающее обучение на уроке. Покажите образцы выполнения задания.

 

 

Самостоятельная работа №3.

 

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1).Отрасль педагогической науки, которая занимается вопросами обучения и образования – это…(дидактика, гносеология, аксиология).

2). Последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач – это…(система контроля, педагогическая технология, система управления).

3).Определенная система проверки эффективности его функционирования называется… (планированием, систематизацией, контролем).

4). Разработка преподавателями методов и средств обучения применительно к своему предмету на основе анализа содержания обучения и цели образования называется... (методической работой преподавателя, анализом деятельности, проверкой результатов).

5).Однозначное отражение определенной связи, отношения называется … (контролем, аттестацией, законом).

6). Результат совокупного действия множества законов - это... (регулирование, коррекция, закономерность).

7). Исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности - это… (централизация, условие, принцип).

8). Система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных фундаментальным взглядом, ведущей идеей - это… (группа, концепция, программа).

9). Процесс движения от незнания к знанию, от неполного знания к более полному – это…(обучение, планирование, регулирование)

10). Процесс…………….. выполняет три функции: образовательную, воспитательную, развивающую (воспитания, обучения, развития).

11). Отражение объективной реальности в сознании человека – это… (умения, знания, навыки).

12). Практические действия, которые совершает ученик на основе осознанных знаний - это… (цель, умения, методы).

13). Автоматические действия, которые выполняет человек при использовании знаний – это...(отчет, навыки, знания).

14). Система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков и способов мышления – это... (категория образование, категория управление, категория развитие).

15). Ряд этапов: восприятие, понимание, закрепление и применение составляют ….

(акт усвоения, акт контроля, акт развития).

 

Контрольная работа № 1.

 

 

Вариант 1.

1. Допишите понятия:

1)Дидактика – это часть педагогики изучающая…(умственное воспитание, образовательную подготовку учащихся).

2) Обучение – самый важный…(и надежный способ получения систематического образования).

2. Подчеркните правильные ответы. Функциями дидактики являются:

1) Образовательная

2) Формирование личности в коллективе

3) Воспитывающая

4) Внеклассная работа

5) Развивающая

3.Подчеркните методы обучения согласно традиционной классификации:

1) Словесные

2) Активные

3) Наглядные

4) Практические

5) Демонстрационные

6) Математические

7) Изучение школьной документации

4.Установите соответствие между законами диалектики и подходами в дидактике:

1) Отрицание отрицания

2) Закон категории меры

3) Закон категории случайностей

4) Закон категории части и целого

5) Закон категории необходимости

 

А) Требует построения учебного процесса в соответствии с закономерностями обучения, возрастного и индивидуального развития.

Б) Переход от одного возрастного этапа к другому.

В) Вводит в теорию и практику обучения принцип оптимальности в отборе методов и форм педагогических воздействий.

Г) Предполагает вариативность ответных реакций обучающихся.

Д) Ориентируется на преодоление функционализма в обучении.

Ответы: 1)б, 2)в, 3)г, 4)д, 5)а.

 

Вариант 2.

1. Допишите понятия.

1) Исходные дидактические положения, которые отражают протекание или ход объективных законов или закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности – это…(принципы обучения).

2) С чем связано возникновение дидактики как всеобщей теории обучения? (С появлением в 17 веке «Великой дидактики» Я.А.Коменского).

3) Что означает оптимальный выбор методов обучения? (Учёт метода с возрастными и индивидуальными особенностями школьников).

4) Самый важный и надёжный способ получения систематического образования – это…(обучение).

5) Что является «золотым правилом» дидактики по Я.А.Коменскому? (Принцип наглядности в обучении).

6) Как взаимосвязаны между собой методы и приемы педагогической деятельности? (Каждый метод состоит из некоторого количества приёмов).

 

Вариант 3.

1. Допишите понятия:

1)Содержание образования представляет собой систему…(знаний, умений, навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека).

2)Методы обучения - важнейшие структурные…(компоненты целостного педагогического процесса, включающие в себя цели и задачи обучения, формы организации обучения и его результаты).

 

2. Установите соответствие.

1) Словесные методы а) Рассказ г) Плакат ж) Цитирование

2) Наглядные методы б) Опыт д) Конспект з) Схемы

3) Практические методы в) беседа е) Лабораторная и) Фильм

 

Ответы: 1)а,в,ж 2)г,д,з,и 3)б,е.

 

3. Подчеркните правильный ответ.

Теория, сводящая изучение человека к физиологическому процессу усвоения организмом определённых стимулов -

1) Прагматизм 2) Бихевиоризм

3) Экзистенционализм 4) Неотомизм

 

4. Подчеркните пункты, относящиеся к образовательной функции обучения:

А) Овладение знаниями о природе

Б) Воспитание культуры чувств

Г) Развитие речи

Д) Синтез

Е) Миропонимание

Ж) Общие и специальные умения и навыки

З) Воспитание трудолюбия

 

 

Вариант 4.

1.Дайте определения обучения (не менее 2-х).

1) Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования.

2) Обучение – есть ни что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.

3) Обучение – двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагог и обучающийся.

 

2. Покажите взаимосвязь между методами обучения и приёмами обучения.

(Например: метод работы с книгой состоит из ряда приёмов последовательных шагов: составление плана, пересказ текста, выделение главного и т.д.)

 

3. Напишите 3 любых принципа развивающего обучения по Л.В. Занкову:

(а) обучение на высоком уровне трудности; б) быстрые темпы в изучении материала; в) ведущая роль теоретических знаний.

 

4.В чём состоит суть прагматической теории обучения?

(В расширении личного опыта школьника с целью его приспособления к существующим условиям.)

 

5. Поясните, в чём заключается особенность проблемного обучения?

(Создание проблемной ситуации, её решение).

 

Вариант 5.

1) Дайте определение дидактики.

(Дидактика – часть педагогики, изучающая умственное воспитание, образовательную подготовку учащихся.)

 

2) Покажите взаимосвязь между законами диалектики и принципами обучения (на примере 2-х любых законов).

а) отрицание отрицания – переход от одного возрастного этапа к другому;

б) закон единства и борьбы противоположностей – несоответствие традиционных законов и инновационных законов обучения.

3) Напишите основные принципы обучения по Д.Б. Эльконину и

В.В. Давыдову.

а) создание необходимых элементов ближайшего развития;

б) развитие у обучающихся рефлексивного типа мышления;

в) реализация урока в форме диспута.

 

4. Приведите традиционную классификацию методов обучения (с примерами).

а) словесные (лекция, рассказ, беседа); б) наглядные (рисунок, схема, таблица); в) практические (опыт, лабораторная работа).

 

5. Поясните, в чём заключается сущность понятия «педагогика сотрудничества»? В противовес чему и когда она возникла?

(Озабоченность жизнью ребёнка, его проблемами и трудностями, обращённость к подлинному, реальному «Я» - ребёнка; возникла в противовес административно – командной педагогике в 80-е гг. XX в.)

 

Вариант 6.

1. Дополните ответ:

1) Принцип изучения материала быстрыми темпами по Л.В. Занкову предполагает - …(раскрытие духовных сил ребёнка, простор и направленность мысли).

2) Суть проблемного обучения заключается в …(создании проблемной ситуации).

3) Главной целью учебного процесса по Л.М.Фридману является…(воспитание всесторонне развитой и социально зрелой личности).

 

2. Установите соответствие:

1) Концепция Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова.

2) Концепция П.Я. Гальперина и Н.Ф.Талызиной.

3) Концепция Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой.

А) Создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе…

Б) Гуманистический подход, озабоченность жизнью ребёнка, его проблемами, трудностями, переживаниями и стремлениями.

В) Обучение должно быть направлено на создание необходимых элементов ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические новообразования.

Ответ: 1)в 2)а 3)б

 

3. Установите соответствие:

Авторы концепции Название концепции

1) Эльконин Д.Б. А) Педагогика сотрудничества

Давыдов В.В.

2) Занков Л.В. Б) Концепция развивающего обучения

3) Гальперин П.Я.

Толызина Н.Ф. В) Концепция проблемного обучения

4) Кудрявцев Т.В.

Матюшкин А.М. Г) Концепция содержательного обучения

5) Амоношвилли Ш.А.

Шаталов В.Ф. Д) Концепция поэтапного формирования

Ильин Е.Н. умственных действий

 

Ответ: 1)г 2)б 3)д 4)в 5)а

 

4. Подчеркните правильный ответ:

1) Концепция, основанная на принципе обучения, на высоком уровне трудности (Л.М.Фридмана или Л.В. Занкова)?

2) Каким этапом является этап осознания выбранной деятельности в концепции поэтапного формирования умственных действий (1 или 2)

3) Основное в проблемном обучении – это (создание или решение) проблемной ситуации?

 

Контрольная работа № 2.

 

 

Текущий контроль знаний, умений и навыков студентов проводится в ходе изучения раздела педагогики «Дидактика и педагогические технологии».

В качестве заданий по текущему контролю знаний студентов предлагается контрольная работа №2, которая предполагает рейтинговую систему оценки знаний, умений студентов, включающую три уровня оценки знаний, умений и навыков - первый, второй, третий, обозначенные выше.

 

Вариант 1.

 

1. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания

образования.

2. В чем состоит сущность гуманизации и гуманитаризации обучения?

 

Вариант 2.

 

1. Как понимал дидактику Я.А.Коменский?

2. Современные модели организации обучения.

 

Вариант 3.

 

1.Обучение как сотворчество учителя и ученика.

2. Цель и задачи дидактики.

 

Вариант 4.

 

1. Содержание образования в современной школе.

2. Сущность гуманистического подхода образования.

 

Вариант 5.

 

1. Демократизация деятельности учителя.

2. Стандарт в образовании.

 

Вариант 6.

 

1. Контроль и корректировка плана педагогического процесса.

2. Инновационные образовательные процессы.

 

Вариант 7.

 

11. Классификация средств обучения.

12. Авторские школы, их особенности.

 

Вариант 8.

 

1. Принципы и активные методы обучения.

2. Подготовка и проведение нетрадиционных уроков.

 

Вариант 9.

 

1.Роль учителя в процессе образования.

2. Программа личностного и профессионального роста учителя.

 

Вариант 10.

 

1. Показатели оценки работы школы.

2. Охарактеризуйте виды, формы и методы контроля.

 

Вариант 11.

 

1.Типичные недостатки в осуществлении контроля в школе.

2.Требования к профессиональной этике учителя.

 

Вариант 12.

 

1.Оценка качества и результативности процесса обучения.

2.Понятие педагогических технологий.

 

Вариант 13.

1. Понятие педагогических задач.

2. Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные.

Вариант 14.

 

1. Процесс решения педагогических задач.

2.Технология контроля образовательного процесса.

Вариант 15.

1.Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии.

2. Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса.

 

Одной из форм текущего контроля знаний студентов является решение на семинарских занятиях педагогических ситуаций (устно). В данных учебно-методических рекомендациях предлагаются ситуации из сборника А.Г.Афониной, Л.В.Кондрашова, В.Л. Филлиповой, для решения которых необходимы знания из разных разделов педагогики: введение в педагогическую деятельность, включая общие основы педагогики, дидактика и педагогические технологии.

 

Критерии оценки знаний студентов при решении педагогических ситуаций

 

Правильный самостоятельный ответ студента по предложенным ниже критериям -3балла;

Ответ с помощью вопросов преподавателя, студентов - 2 балла;

Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов.

 

Кроме этого, педагогические ситуации анализируется также по следующим критериям:

- опора на педагогическую терминологию – 1 балл;

- полнота, грамотность, точность, логичность ответа – 4 балла;

- возможность воспроизведения аналогичных педагогических ситуаций и вариативность их решения – 2 балла.

Соответственно первый уровень знаний, умений и навыков студентов составит 10 - 8 баллов. По 5-балльной системе этот уровень соответствует оценке 5 баллов.

Второй уровень знаний, умений и навыков составит 7 - 5 баллов. По 5-балльной системе этот уровень соответствует оценке 4 балла.

Третий уровень знаний, умений и навыков студентов составит 4 - 2 балла. По 5-балльной системе этот уровень соответствует оценке 3 балла.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПО РАЗДЕЛУ ПЕДАГОГИКИ «ДИДАКТИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Задание 1.

Перед изучением новой темы «0бъем усеченной пирамиды» учитель математики накануне урока дает ученикам задание — найти в окружающей жизни применение усеченной пирамиды и попытаться определить ее объем.

На другой день урок начинается с того, что ученики в качестве примеров приводят формы железнодорожных путей, траншеи, фундаменты, детали машин и т. д., рассказывают о своих попытках найти способ измерения объема тел и фигур этой формы. При дальнейшем затруднении детей, учитель объясняет теорему.

Определите метод обучения и укажите средства повышения его эффективности.

 

Задание 2.

Усвоение начальных геометрических понятий организуется следующим образом. Ученики предварительно знакомятся с учебным материалом. Им объясняется признак понятия и важность проверки наличия всех признаков. Затем им предлагаются реальные предметы и геометрические модели. Признаки изучаемого понятия выписываются на карточку. Кроме того, ученикам даются модели этих признаков (модель угла и т.п.) или инструменты, с помощью которых устанавливается наличие признаков понятия в данном предмете. Школьниками выполняются действия по определению признаков понятия, порядок действий записывается на карточке.

После 5-8 заданий признаки понятия и действия по определению их наличия запоминаются учениками, каждая выполняемая операция проговаривается вслух, без опоры на карточки. При затруднении им разрешается обращаться к карточкам. После 5-6 заданий предлагается проговаривать порядок действий про себя. На всех этапах учителем контролируется правильность выполнения операций, а на последнем этапе проверяется только результат действия. Действие становится все более сокращенным и автоматизированным.

Назовите метод и прием обучения.

Задание 3.

На уроке ботаники учителем организуется восприятие нового материала следующим образом: ученики слушают объяснение, которое сопровождается демонстрацией рисунка стебля, затем школьники делают зарисовки в тетрадях, после чего учитель показывает растение в натуре.

У другого учителя урок на эту же тему был построен иначе: учащимся предлагаются стебли разных растений, они видят их перед собой, знакомятся с формой, окраской, запахом различных стеблей, затем рассматривают плакаты и гербарии развития побегов по стадиям, а на дом получают задание изготовить гербарий.

Определите метод обучения и укажите средства повышения его эффективности.

Задание 4.

В 7-м классе на уроке истории учитель предлагает прочитать в учебнике текст исторического документа.

— Что мы узнали из этого документа об общественном строе восточных славян?

Ученики пересказывают прочитанное. Педагог ставит уточняющий вопрос:

— Что сохранилось от родового строя?

Школьники отвечают: рабство, вече.

— Найдите подтверждение этому в тексте?

Ученики снова читают текст и аргументируют свой ответ.

Педагог дает задание найти свидетельства о распаде родового строя.

На этот вопрос ответа не последовало.

Тогда школьникам задаются следующие вопросы:

— Вспомните, когда стал распадаться родовой строй.

— Когда появилось неравенство и частная собственность.

—Теперь найдите свидетельства об этом в тексте. Ученики еще раз читают текст.

Назовите метод и прием обучения.

Задание 5.

В 5-м классе учительница предлагает написать характеристику своего друга.

Учащиеся вспоминают, в каких произведениях они встречали описание портрета действующего лица и как он изображен. Учительница дает определение, что такое портрет, и в качестве примера предлагает устно описать портрет своей мамы.

Коллективно выясняется, что может включать в себя портрет: описание волос, глаз, цвета лица, очертания носа, подбородка и т. п. Школьники вспоминают, что глаза у мамы бывают ласковые, добрые, грустные, внимательные, строгие, а руки — ласковые, заботливые, трудолюбивые, нежные.

Учительница отмечает: «В человеке важна не внешность, а его внутреннее содержание. Внешность может быть и не особенно привлекательная, но поведение человека, поступки его заслуживают похвалы, одобрения, уважения. Поэтому о человеке судят по его делам. Когда будете писать о своем товарище, отметьте, за что вы его любите, что цените в нем».

Затем дается примерный план характеристики: кто мой друг, его внешность, мое отношение к другу, что я ценю в своем друге.

 

На уроке учительница читает две характеристики, написанные на одного и того же человека, и предлагает учащимся указать, какую черту мальчика отмечают его товарищи:

«У меня есть товарищ. Его зовут Юра, мы с ним учимся в одном классе. Юра среднего роста. У него темные волосы, проницательные серые глаза с веселыми искорками. Нос у Юры курносый, походка быстрая. Я люблю своего товарища. В трудную минуту он всегда за меня заступится». (Сережа X.)

«Моего товарища зовут Юра. Подружились мы во 2-м классе. Юра среднего роста. Волосы у него темные, глаза серые, веселые, курносый нос, легкая походка. Я очень люблю Юру. С ним всегда весело, некогда скучать. Он — мастер на все руки. Юра никогда не бросит товарища в беде». (Володя Б.)

Назовите метод обучения и представьте методику организации данного метода в последовательности действий учителя на уроке.

 

Задание 6. Два урока истории на тему «Возникновение религии». В одном классе учитель, не объясняя темы, предлагает решить задачу: «Археологи нашли могильник, в котором были останки человека, похороненного сорок тысяч лет назад. Более ранних могильников не найдено. Человек лежал на боку в позе спящего, он был одет в повседневную одежду, рядом с ним лежали оружие, утварь и т. п.»

- О зарождении каких взглядов людей свидетельствует этот могильник?

В ходе обсуждения разных предположений ученики приходят к выводу: «Люди стали думать, что человек после смерти продолжает жить на земле». Такой могильник говорит о том, что уже возникла религия. Затем учитель объясняет причины возникновения религии, сущность религиозных взглядов и их признаки.

В другом классе учитель объявляет тему, излагает ее, указывает основные признаки религии, а затем ставит вопрос: «К какому времени относится могильник — к дорелигиозному или религия уже существовала?» Ученики отвечают, что могильник относится к тому времени, когда религия уже возникла: «Люди думали, что умерший спит и продолжает где-то жить».

1. Назовите метод обучения и группу, к которой он относится.

2.Каким еще методом возможно изучение этого материала?

 

Учитель рассказывает: «Вы уже знаете, что все тела природы имеют вес. Имеет ли вес воздух? Долгое время люди думали, что воздух не имеет веса, ведь если набрать в пригоршню воздух, то никакой тяжести не почувствуешь.

Один ученый проделал опыт: взял металлический шар с краном и взвесил его — узнал вес шара вместе с находящимся в нем воздухом. Затем он с помощью насоса выкачал из шара воздух и снова взвесил шар — теперь шар стал весить меньше. Ученый высчитал эту разницу и узнал, сколько весил воздух, находившийся в шаре. Проведение подобных неоднократных опытов позволило определить, что 1 м3 воздуха весит 1 кг 293 г. Оказалось, что воздух в 773 раза легче воды. Хорошо бы и нам сделать такой опыт».

Затем учитель демонстрирует стеклянную колбу, закрывает ее пробкой, взвешивает, вынимает пробку, подогревает колбу на спиртовке. Ученики вспоминают, что на прошлых уроках природоведения они узнали, что воздух при нагревании расширяется и предполагают, что часть его должна выйти из колбы. Затем снова колба взвешивается, и они убеждаются, что она стала легче.

1.Измените условие задачи так, чтобы в ней можно было использовать другой метод обучения.

2. Сравните по эффективности Ваш и предложенный выше метод.

 

На уроке географии в 6-м классе по теме «Вулканы и гейзеры» учительница рассказывает о наличии действующих вулканов подземных источников и задает следующие вопросы:

— Какие изменения происходят с водой? — Вода нагревается, если находится близко к вулкану.

— Что происходит потом? — Образуется пар.

— Верно, а после парообразования?

Школьники задумываются и вспоминают: когда чайник кипит, из него выход пар. Другой ученик высказывает предположение, что из земли тоже должен выходить пар. Горячая вода, смешанная с паром, выбрасывается с силой наружу. Учительница подтверждает правильность вывода школьников и показывает картину «Гейзеры»...

1. Назовите метод обучения и группу, к которой он относится.

2. Каким еще методом возможно изучение этого материала?

3.Измените ситуацию так, чтобы в ней применялся другой метод обучения.

4. Сравните по эффективности Ваш метод с примененным в предложенной ситуации.

Задание 7.

В школах США широко распространена работа учащихся над проектами («ЮНИТ»), при выборе темы за основу принимаются интересы школьника. Например, при изучении системы кровообращения учитель биологии выясняет вопросы, интересующие учеников. Поданные в письменном виде, они группируются по нескольким разделам: болезни сердца (чем вызывается высокое или низкое давление крови, бывает ли рак сердца и др.); первая помощь при сердечных заболеваниях (что нужно делать в случае обморока, сердечного приступа и др.). После этого школьники делятся на группы в соответствии с интересующим их содержанием разделов. Они работают в библиотеке, встречаются со специалистами, готовят сообщения и выступают с ними перед одноклассниками.

1.Какие методы и приемы изложения материала использует учитель? (метод устного изложения материала, прием активизации школьников…).

2.Чем вызвана активизация познавательной деятельности школьников? (активность вызвана увлекательным характером изложения материала…).

Задание 8.

Тема урока — «Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые Казахстана». Изучение нового материала учительница начинает чтением наизусть отрывка из поэмы Джамбула «Казахстан». Во время чтения отмечаются на карте упоминаемые объекты.

Посмотри —

Озарен, осиян

Встал одетый в лучи Казахстан.

От Тянь-Шаня его простор —

До Уральских яшмовых гор...

Каратау дает свинец,

Кокчетаву гонит овец.

Тянет с золотом руки Алтай,

Медь обильно дает Карсакпай.

Белый хлопок дарит Чимкент,

Шерсть овечью дает Джаркент.

Золотые, как в сказке, хлеба

Для народа дарит Актюба...

Ребята в восторге: «Вот здорово! По каждой бы республике так!»

1.Какие методы и приемы изложения материала использует учитель? (метод устного изложения материала, прием активизации школьников).

2.Чем вызвана активизация познавательной деятельности школьников? (активность вызвана увлекательным характером изложения материала).

 

Задание 9.

Начиная объяснение темы «Кавказ», учительница географии приглашает учеников совершить воображаемое путешествие в горы. По мере «восхождения» ученики слушают стихи Пушкина и Лермонтова о Кавказе, рассматривают репродукции, фотографии, слайды... Воспетый поэтами и художниками Кавказ предстает величественным, гордым. На «вершине», как бы обобщая все увиденное и услышанное, учительница читает:

Кавказ подо мною...

Один в вышине стою над снегами у края стремнины.

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне...

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье...

 

1.Как поставлена учителем тема урока? (четкая постановка темы урока).

2.Форма работы на уроке? (не просто изложение темы, пересказ учебника, а интересная форма работы - воображаемое путешествие в горы).

3. Какая наглядность использована на уроке? (использованы репродукции, слайды, фотографии, позволяющие получить яркое представление о Кавказе).

4. Что еще способствует активизации восприятия материала? (привлекаются к восприятию темы слух, зрение, эмоции школьников).

Задание 10.

На доске написано предложение: «Никто не пришел». Учитель спрашивает:

— Каким может быть этот вид предложения, вспомните другие виды, которые мы изучали. — Оно может быть определенно-личным или назывным.

— Что надо сделать, чтобы распознать вид? — Сначала нужно проверить, не является ли оно определенно-личным.

— Как это проверить? Что нужно для этого сделать? — Надо проверить, есть ли в этом предложении признаки определенно-личного предложения.

— Предположим, что оно определенно-личным не окажется. Что надо делать дальше? — Тогда проверим, не является ли оно назывным.

— Что надо для этого сделать? — Надо проверить, есть ли у него признаки назывного.

— Является ли наше предположение определенно личным? — Надо проверить, есть ли у него первый признак определенно-личного предложения — подлежащее. Здесь подлежащее «никто».

— Как действуем дальше? — Ищем второй признак — сказуемое «не пришел».

— Налицо оба признака. Какой вывод? — Раз оба признака есть, значит, оно определенно-личное.

— Следовательно, как определить вид предложения? Надо научится видеть признаки: сначала главный признак; если он есть, искать другие; если его нет, надо искать признаки другого предложения.

Назовите метод обучения и укажите, какие правила его применения выполнены.

Задание 11.

1. В 8-м классе учительница биологии перед объяснением свертывания крови задает вопрос: «Почему у нас кровь в сосудах не свертывается? Почему после укуса пиявки кровь долго течет из ранки?» На эти вопросы ученики сразу ответить не могут, они узнают об этом, выслушав объяснение учительницы.

2. Изучение нового материала по теме «Состав и строение костей» учительница начинает с рассказа о том, как однажды в начале XX века на одной из уральских каменоломен гранитная глыба весом около полутора тонн придавила рабочему ногу. Врач был уверен, что кости раздроблены на мелкие части и приготовил все необходимое, чтобы отнять ногу. Каково же было его удивление, когда оказалось, что у пострадавшего все кости целы.

- Чем вообще объясняется прочность материалов? — обращается учительница к классу.

В ходе беседы выяснилось, что прочность любого строения обычно обеспечивается структурой материала, его химическим составом и особенностями строения.

— А чем объясняется такая прочность костей?

Для получения ответа ученикам предлагается самостоятельная работа. Они получают карточки с алгоритмическими предписаниями (с подробным планом последовательно выполняемых действий) и после короткой инструкции учителя приступают к самостоятельному добыванию необходимых знаний (Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. / Л.В.Кондрашова.— М.: Просвещение, 1987. – 141 с.).

Что общего в методах обучения на уроках?

 

Задание 12.

Урок природоведения в 4-м классе, у доски отвечающий, все слушают, но при заминке школьника тут же возникает лес рук. Наиболее нетерпеливые даже трясут обеими руками: очень хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают товарища и готовы поправить его сию же минуту. Вначале учитель сопротивляется этому желанию, но, затем разрешает нетерпеливым исправлять и дополнять ответ товарища. Теперь отвечающий занят не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он запутывается в ответе, начинает тянуть слова и окончательно расстроенный, замолкает.

— Что же, ты так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал? Ребята тебе так помогали... Опять недоучил!

И очередная тройка ложится на страничку журнала.

Урок биологии в 9-м классе. Отвечает ученица, в классе тихо. Одни школьники готовятся к очередному вопросу и листают учебник. Несколько человек устремили свои взоры в окно, на лицах глубокая задумчивость и мечтательность. Другие тихонько открывают историю и начинают готовиться к следующему уроку. Большинство учащихся класса, присутствуя, отсутствует. Школьница допускает ошибки, но нет желающих ее поправить. Никто в классе не желает высказаться по ответу одноклассницы.

1.Сопоставьте фрагменты опроса в 4-м и 9-м классах.

2. Почему скомкан ответ одного и прошел незамеченным для большинства ответ другой?

3. Какие методы и приемы следует использовать учителю, чтобы активизировать учащихся на этом этапе урока?

4.Приведите примеры из практики передовых учителей.

 

Задание 13.

«У меня была любимая учительница, которая свой предмет — химию — знала хорошо и постоянно стремилась сообщить нам что-то новое. К этому предмету я относилась безразлично, но радость общения с учительницей, охватывающая всех нас перед ее уроком, сделала то, что я и многие другие стали посещать химический кружок.

У нее были любимые ученики, но это чувствовалось только в повышенной требовательности к ним. Все чувствовали, что она неравнодушна к каждому. В 7-8 классах мы позволяли себе спорить с нею. Это были хорошие споры. Она выходила победительницей в любом случае: и если последнее слово оставалось за ней, и если оно оставалось за нами, так как она радовалась, если ученики заставляли ее поднимать «руки вверх» — так она всегда говорила».

1. Проанализируйте рассказ ученицы о своей учительнице.

2. В чем причина успеха преподавателя химии?

3. Какие методы использовались ею в процессе преподавания химии?

 

Задание 14.

На уроке химии учитель вовлекает класс в живое общение. Обсуждению она придает остроту, коллективному решению — всесторонность. Множество вопросов по всякому поводу: а это почему? а это отчего? каким образом?

— Пытаемся решить проблему как математики. А как химики-теоретики? Станем экспериментаторами! Теперь отправимся на производство. Вы, технологи, не забывайте, что цех — не лаборатория. Решите проблему технически!

Работать на уроках химии радостно, учитель вносит в атмосферу урока творчество, напряженность мысли и юмор.

1. Какие методы на уроке использует учитель? Какие задачи с их помощью решает?

2. Юмор — это метод или средство решения поставленных учителем задач на уроке?

 

Задание 15.

В практике обучения широко используется метод беседы. Вот примеры беседы учителя с младшими школьниками:

— Что мы проходили на прошлом уроке? Скажи, Вася. — Мы говорили о воде, она бывает туманом, льдом.

— Дети, кто дополнит ответ Васи? Лена! — Он не сказал, что вода бывает паром и снегом.

— Правильно, Лена, садись. Только снег — это тоже лед. Обобщите теперь все, что сказали ваши одноклассники, кто расскажет?

 

Но вот другая беседа по той же теме:

— Вспомните основные состояния воды. Скажите, без каких из них люди не могут жить, а без каких могут. (Дети уже знают о жарких странах, где живут без снега и льда.)

— Может ли лед превращаться в пар, не тая и не превращаясь в воду? (Дети видели, как зимой сушат выстиранное белье, как оно вначале «стоит коробом», а потом полощется на ветру, словно летом.)

— Какого цвета пар? Какого цвета туман? (Здесь нужно задуматься: пар бесцветен и прозрачен, а туман может оказаться семицветным — в виде радуги.)

— Теперь поднимите руку, у кого в парте есть пар? — провокационный вопрос. Никто не сознается, что в парте пар. Но тут-то и случай объяснить: там, где находятся люди, немного пара всегда имеется в воздухе. Значит, и в парте пар, и над партой, и под партой.

 

1. Сопоставьте два типа бесед, приведенных выше.

2. Какие из них результативнее?

3.Какие требования предъявляются к каждой из них?

4.От чего зависит их результативность на уроке?

 

Задание 16.

Ниже приводится несколько методов контроля над состоянием уровня знаний и навыков учащихся.

1. Еженедельная проверка классных журналов.

2. Просмотр ученических тетрадей и письменных работ (домашних и классных).

3. Организация личной проверки знаний учащихся путем: а) устного опроса на уроке; б) проведения кон­трольных работ по указанию руководителей школ; в) анкетного опроса.

4. Ведение директорского дневника — журнала уче­та неудовлетворительных оценок, полученных учащи­мися в течение каждого дня.

5. Индивидуальная беседа с учащимися, получив­шими за неделю неудовлетворительные оценки.

6. Ведение списков отстающих и нуждающихся в особой помощи с составлением на них характеристик отставания.

7. Дайте мотивированную оценку каждому из этих ме­тодов и определите их значение в общей системе кон­троля за качеством знаний учащихся.

 

Задание 17.

Педагогами школы разработаны и обсуждены «Единые требования к учащимся в ходе процесса обучения», затем утверждены на педагогиче­ском совете и представлены для ознакомления школьникам.

Продумайте систему контроля над соблюдением «Единых требований в обучении» на примере любого предмета.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Проверка знаний, умений и навыков студентов проводится после завершения изучения раздела педагогики «Дидактика и педагогические технологии».

В качестве практических заданий по итоговому контролю знаний студентам предлагается защита рефератов, курсовых работ и в перспективе дипломных работ.

 

Предлагаем критерии, разработанные для оценки рефератов,

курсовых и дипломных работ.

 

Критерии оценки научной работы студентов:

 

- объем – реферат – 10 - 20 страниц, курсовая работа - 20-30 страниц, дипломная работа – 50 -70 страниц – 3 балла;

 

- оформление научной работы - титульный лист, оглавление (содержание), нумерация и параметры страниц, оформление на бумаге формата А-4 в текстовом редакторе Microsoft Word через полтора интервала, поля на титульном листе и в содержании: справа - 10мм, слева и снизу - 25мм, сверху – 20мм, страницы считаются с титульного листа, но проставляются с введения; текст пишется на одной стороне листа, каждые глава, параграф оформляются с новой страницы, соблюдается красная строка, титульный лист оформляется по одинаковому образцу для реферата, курсовой, дипломной работы (Приложение) – 3 балла;

 

- структура содержания научной работы – введение, основная часть, заключение, литература (библиография), приложения – 3 балла;

 

- структура введения научной работы:

реферат – актуальность, проблема, тема, объект, предмет, методы и методологическая основа исследования (3 балла);

курсовая и дипломная работы - к вышеназванным элементам структуры реферата добавляется: цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, научная и практическая новизна, значимость исследования (3 балла);

 

- структура основной части научной работы:

реферат - необходимо наличие двух – трех глав, разделенных на параграфы и имеющие заголовок. В конце главы формулируются краткие выводы, а в конце всей работы – заключение (3 балла);

аналогичны по структуре курсовая и дипломная работы, но отличие от реферата курсовой работы в том, что это конкретный результат, включающий самостоятельную творческую работу студента, содержащую практическую часть, выполненную под руково­дством преподавателя (3 балла).

Отличие курсовой работы от дипломной в том, что это научное исследование студента, в котором представляется конкретная разработка спецкурса, семинара, программы обучения и по возможности реализация их на практике (3 балла);

 

- содержание научной работы - логичность, научность, грамотность, ссылка на первоисточники, наличие своей точки зрения, использование психолого - педагогической терминологии (6 баллов);

 

- структура заключения научной работы - формулируются основные выводы по работе, отмечаются решенные проблемы и вопросы решения на перспективу(3 балла);

 

-приложения – каждое приложение нумеруется по порядку и начинается с новой страницы. Все приложения располагаются после заключения, перед списком литературы (3 балла);

 

- грамотное оформление литературы – см. Приложение (3 балла).

 

 

Максимальное количество баллов при оценке рефератов, курсовых и дипломных работ составляет 30.

Соответственно первый уровень знаний, умений и навыков студентов составляет 30 - 25 баллов. По 5-балльной системе этот уровень соответствует оценке 5 баллов.

 

Второй уровень знаний, умений и навыков составляет 24 - 15 баллов. По 5-балльной системе этот уровень соответствует оценке 4 балла.

 

Третий уровень знаний, умений и навыков студентов -14 - 10 баллов. По 5-балльной системе этот уровень соответствует оценке 3 балла.

 

Разрабатывая критерии оценки рефератов, курсовых и дипломных работ мы опирались на публикации ученых по данной проблеме (В.А.Сластенин, О.А.Козырева, Ефимова М.Р.) [6,7, 12,13, 15,16, 17].

 

 


Требования к оформлению титульного листа рефератов,

 

Титульный лист рефератов, курсовых и дипломных работ оформляется одинаково, по образцу, предложенному ниже:

 

   
    Министерство образования Российской Федерации
  Кузбасская государственная педагогическая академия
  Кафедра педагогики
    Реферат    
  Современные технологии образования 10  
    Выполнил: студент ФМФ 2курса, 5 группы Иванов И.И.
  Научный руководитель:
  канд. пед. наук, доцент Михальцова Л.Ф.
    г. Новокузнецк, 2004
     
   

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.392 сек.