КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аудит логистических систем реализации продукции и услуг
Известно, что аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. В то же время практика показывает, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации их расходов и увеличения прибыли. Анализ данных, представленных на рисунке 2.32, позволяет сделать ряд принципиально важных выводов, касающихся аудита логистических систем реализации продукции и услуг: - объем выполняемых цепью поставок функций и операций и, следовательно, финансово-экономические показатели деятельности участников цепей поставок (торговых посредников) во многом определяются типом (моделью) рынка определенного вида продукции или услуги (чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии); в условиях «рынка покупателя» данные параметры целиком предопределяются требованиями (запросами) потребителей продукции и услуг (для «рынка продавца» характерен диктат поставщика со всеми негативными для потребителя последствиями, о которых шла речь ранее); - в зависимости от объема выполняемых цепью поставок функций и операций её структура может весьма значительно изменяться, как по форме, так и по содержанию; - в логистической системе реализации продукции и услуг могут осуществляться как вертикальные, так и горизонтальные контакты между участниками (торговыми посредниками), что приводит к увеличению длины цепи поставок (или к наращиванию количества её звеньев) с одновременным снижением (повышением) качества обслуживания потребителей;
- количество звеньев логистической цепи во многом определяется формой движения продукции (транзитной или складской); в каждом анализируемом случае следует сопоставлять затраты на движение ресурсов; если затраты на складирование продукции значительны, то экономически целесообразно наращивать длину цепи поставок; - существенное значение для эффективного функционирования цепи поставок играет тип используемой логистической системы реализации продукции и услуг; так при применении вертикальной системы обеспечивается контроль деятельности входящих в нее участников (торговых посредников) при одновременном росте затрат на выполнение контрольных операций, а при использовании горизонтальной системы наблюдается противоположная картина; - торговые посредники, входящие в логистическую систему реализации продукции и услуг, различаются по технико-экономическим характеристикам и осуществляемой ими политике; так, например, ряд посредников может осуществлять реализацию продукции не одного, а нескольких поставщиков; иметь определенные ограничения по выполнению ряда функций и операций, работать в различных условиях внешней среды, осуществлять противоправные действия; это существенно осложняет процесс аудита крупных систем реализации продукции и услуг и т. п. Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что аудит логистических систем реализации продукции и услуг, созданных различными предприятиями, весьма затруднен и требует разработки соответствующего теоретико-методологического аппарата. На рисунке 2.59 представлена последовательность выявления особенностей функционирования логистической системы реализации продукции и услуг, созданной отдельным предприятием (организацией).
Аудит систем реализации продукции и услуг отличается следующими характеристиками: 1) аудит проводится как внутренними подразделениями системы (в том числе на уровне подсистем), так и сторонними организациями (внешними аудиторами); 2) аудит имеет четко выраженную управленческую ориентацию и направлен на поиск резервов, позволяющих оптимизировать сбытовую политику системы реализации продукции и услуг в целом; 3) периодичность аудита целиком определяется ситуацией, складывающейся на рынке определенных видов продукции и услуг, поэтому не отличается стабильностью проверок; 4) аудит является систематизированным, ориентированным на создание «равнопрочной» системы реализации продукции и услуг, конкурентной на рынке за счет качественного удовлетворения потребностей покупателей. Для обеспечения «равнопрочности» системы реализации продукции и услуг следует учитывать то обстоятельство, что прибыль, получаемая объектом исследования: - с одной стороны ограничена затратами данного объекта на приобретение и передачу права собственности на продукт или услугу и выполнение сопутствующих им логистических операций; - с другой стороны – уровнем сложившихся на рынке цен.
Рисунок 2.59 - Последовательность выявления особенностей функционирования системы реализации продукции и услуг, созданной отдельным предприятием (организацией)
Поэтому для контроля деятельности логистической системы реализации продукции и услуг следует использовать формулу (2.93). В самом первом приближении (∆Si ≈ 0, r1 = r2 … = rn = Const) формула (2.93) может быть представлена в виде формулы (2.90), что, в свою очередь, позволяет определить число уровней логистической системы распределения продукции и услуг по формуле (2.91). Анализ формулы (2.91) показывает, что снижение рыночной цены С при одновременном росте себестоимости S1 и завышении рентабельности продаж r хотя бы одним уровнем системы реализации продукции и услуг (как правило, первыми ее уровнями) приводит к уменьшению показателя n, либо к снижению общей для всех уровней системы рентабельности продаж r. Эта особенность должна постоянно учитываться аудитором во время проверки системы реализации продукции и услуг;
5) аудит проводится по инициативе высшего менеджмента крупных звеньев системы реализации (в первую очередь предприятия, создавшего и использующего данную систему) и распространяется на всю сферу реализации продукции и услуг (напомним, что в отличии от сбыта и поставки под реализацией мы понимаем процесс, включающий распределение, заключение договоров и передачу права собственности на все виды продукции и услуг рассматриваемого предприятия); 6) аудит, как правило, является ступенчатым; на первом этапе осуществляется проверка деятельности всех звеньев системы реализации с целью выявления «узких мест» данной системы; далее аудит распространяется на «узкие места» (звенья системы) с целью создания целостного представления о причинах их низкой эффективности и разработки соответствующих мероприятий по устранению имеющихся проблем. Один из вариантов подготовки и последовательности аудита системы реализации представлен на рисунке 2.60; 7) звенья системы реализации должны осуществлять аудит по каждому виду продукции и услуг с ориентацией на их поставщиков и потребителей, что в итоге позволяет дифференцировать потоки ресурсов и разграничить различные системы реализации продукции и услуг, в том числе конкурирующие между собой и др. Методика проведения аудита базируется на двух основных подходах: - на отраслевом подходе, поскольку звенья системы реализации за исключением субподрядчиков относятся к сфере торговли; - на специальном подходе, который требует разработки методик проверки групп хозяйствующих субъектов, обладающих общими специальными признаками; в нашем случае – это реализуемая системой (цепью или эшелоном) реализации продукция и услуги. При разработке методики следует учитывать тип исследуемого объекта. Как видно на рисунке 2.60, типовыми объектами аудита являются: - хозяйствующий субъект (предприятие) как элемент логистической системы реализации продукции и услуг (далее – ХС);
- уровень цепи или эшелона как элемент системы реализации продукции и услуг (далее – УЦ); - канал или цепь как элементы логистической системы реализации продукции и услуг (далее - КЦ); - фронт или эшелон как компоненты системы реализации продукции и услуг (далее – ФЭ); - система реализации продукции и услуг (далее – СР). Методики аудита систем реализации можно разделить на два вида: - экспресс-методики, позволяющие получить оперативные данные о состоянии систем реализации продукции и услуг; - комплексные методики, целью которых является получение подробной информации для разработки стратегии реализации продукции и услуг. Представленные выше признаки позволяют выделить десять типовых методик, используемых для аудита системы распределения продукции и услуг (рисунок 2.61). Анализируя данные, представленные на рисунке 2.61, можно отметить:
Рисунок 2.60 – Последовательность подготовки и проведения аудита логистической системы реализации продукции и услуг
- значительное многообразие используемых для аудита систем распределения продукции и услуг методик; - сложность разграничения данных методик для достижения целей хозяйствующих субъектов и их объединений;
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |