Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смежные права: условия их возникновения и реализации. Объекты и субъекты смежных прав




Авторский договор

Объекты и субъекты авторского права

АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Произведение становится объектом авторского права только при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. Пока мысли и образы автора существуют только в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми и, следовательно, нет потребности в их правовой охране (на практике это и невозможно). На основании ст. 992 Гражданского кодекса (ГК) РБ общественную значимость приобретают творческие результаты, которые воплощены в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и др.), устной (публичное произнесение, публичное исполнение и др.), звуко- или видеозаписи (механическая, магнитная, цифровая и т.д.), изображения (рисунок, эскиз, картина, план, фотокадр), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение) и в других формах.

Объектом авторского права являются произведения науки, литературы и искусства. Ученые расходятся во мнении по вопросу определения понятия произведения как объекта авторского права, они приписывают произведению, выступающему в этом качестве, следующие обязательные признаки:

– оно является продуктом духовного творчества, духовной деятельности человека, исключающей возможность труда без участия психических сил. Произведение – нематериальный объект;

– произведение должно быть результатом творческой деятельности автора.

Перечень объектов авторского права является открытым. Это значит, что любое выраженное в какой-либо объективной форме произведение науки, литературы, искусства, являющееся результатом интеллектуальной творческой деятельности, охраняется авторским правом.

Авторское право возникает в силу факта создания произведения. На основании п. 2 ст. 9 Закона «Об авторском праве и смежных правах» обладателю авторского права предоставляется охрана его исключительных имущественных прав. При этом на каждом экземпляре произведения необходимо проставлять знак охраны, который состоит из следующих элементов:

1) латинской буквы «С» в окружности - ©;

2) имени (наименования) обладателя исключительных прав;

3) года первого опубликования произведения.

Знак охраны авторского права служит для оповещения третьих лиц о наличии у автора исключительных имущественных прав на произведение.

Субъектами авторского права являются:

– авторы (граждане Республики Беларусь и иностранцы), их наследники и иные правопреемники;

– само государство – Республика Беларусь. Наша республика является субъектом авторского права только на те произведения, которые перешли
к государству в соответствии с Гражданским кодексом БССР 1964 г. (На основании его авторское право переходило в собственность государства в следующих случаях: 1) при объявлении произведения, в отношении которого истек срок авторского права, достоянием государства; 2) выкупа у автора или его наследников. Положения ГК БССР были отменены Законом от
16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах»).

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах», под автором понимается физическое лицо, творческим трудом которого было создано произведение. Автором может являться любое лицо, независимо от его возраста и дееспособности (недееспособные лица и лица ограниченной правоспособности). Термин «автор» не применяется ни к юридическим лицам, ни к наследникам, ни к иным правопреемникам автора.

Авторское право может принадлежать нескольким лицам-соавторам. Соавторство может заключаться как в выполнении соавторами однородного по своему характеру труда, например, в совместном написании учебника, так и в выполнении несколькими лицами труда, различного по своему творческому характеру (например, музыку балета пишет композитор, а постановку осуществляет хореограф).

Соавторство бывает двух видов: раздельным и нераздельным:

 

Соавторство раздельное Соавторство нераздельное
При этом виде соавторства произведение состоит из отдельных частей, имеющих самостоятельное значение, причем известно, кем из соавторов эти части созданы. Согласно ст.10 Закона «Об авторском праве и смежных правах», авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение Оно возникает в отношении произведения, которое представляет собой одно неразрывное целое произведение. При таком соавторстве выделить долю каждого автора в произведении невозможно, по этой причине все соавторы пользуются неделимым авторским правом на все произведение в целом и на каждую его часть. С авторами-создате-лями такого произведения заключается один авторский договор. В случае нарушения кем-либо из соавторов обязательств, связанных с созданием произведения, весь авторский коллектив несет за это ответственность

 

Не все субъекты авторского права пользуются одинаковыми правами на одно и то же произведение. Одни субъекты обладают авторским правом на произведение в силу факта его создания, другие приобретают определенные авторские правомочия в порядке наследования, по авторскому договору или иным основаниям. В связи с этим различают субъектов первоначального авторского права (это физическое лицо, создавшее оригинальное произведение, осуществившее перевод, аранжировку или иную переработку оригинального произведения, т.е. являющееся его автором) и производного авторского права (т.е. авторское право, перешедшее от автора к его правопреемникам). Так как Беларусь, входящая в состав СССР, присоединилась ко Всемирной конвенции об авторском праве, в обиход, начиная с 1974 г., вошел термин «правопреемники», которыми признавались лица, имеющие право на переуступку отдельных авторских правомочий.

Закон устанавливает сроки охраны авторского права [23]:

1) право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора произведения (т.е. личные неимущественные права) охраняются бессрочно;

2) имущественные права на произведение, созданное одним автором, действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти;

3) имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни авторов и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

По истечении срока действия имущественных прав на объекты авторского права эти объекты становятся общественным достоянием и могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения автору, создавшему его[24], но при условии соблюдения всех личных неимущественных прав.

Таким образом, личные неимущественные права принадлежат и сохраняются за автором произведения, независимо от того, передал ли он (уступил) свои имущественные права на использование произведения. Под использованием произведения понимается его воспроизведение, распространение, которым, как правило, сам автор не занимается, а с этой целью обращается к специальным организациям-киностудиям, издательствам, театрам, галереям и т.д. Основанием для передачи имущественных прав от автора к лицам, использующим его произведение (пользователям), является авторский договор.

 

Авторский договор представляет собой самостоятельный вид гражданско-правового договора, который регламентируется нормами, закрепленными в положениях ГК РБ о договорах[25].

Сторонами авторского договора являются автор или его правопреемник, с одной стороны, и пользователь – с другой стороны.

Авторские договоры на использование произведений, созданных коллективом авторов, заключаются со всеми соавторами. При подготовке сборника произведений соответствующие договоры должны заключаться не только с его составителем, но и с авторами охраняемых законом произведений, включаемых в сборник. После смерти автора договор об использовании произведения заключается с его наследниками.

Другой стороной авторского договора является пользователь. Чаще всего в его роли выступают организации, специализирующиеся на использовании произведений. В течение всего срока действия авторского договора о передаче исключительных прав автор не имеет права без согласия другой стороны передавать третьим лицам указанное в договоре произведение для использования в установленных договором пределах.

Пользователь, приобретя права на использование произведения, должен выплатить автору и (или) его правопреемнику вознаграждение.

Предметом авторского договора считается произведение, по поводу использования которого стороны заключают договор.

Форма договора – письменная, за исключением договоров об использовании произведений в периодической печати, которые могут быть заключены и в устной форме[26].

Авторский договор должен содержать следующие основные положения:

1) способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору);

2) срок, на который передается право. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке передачи прав договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения при условии, что пользователь будет письменно уведомлен об этом как минимум за 6 месяцев до расторжения договора;

3) территорию, на которую распространяется действие этого права.При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую распространяется действие этого права на указанный срок, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Республики Беларусь;

4) размер вознаграждения и порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.Вознаграждение определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или в виде твердо зафиксированной суммы (в этом случае должен быть установлен максимальный тираж экземпляров произведения). При этом ставки авторского вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь[27] (см. прилож. 1);

5) другие (дополнительные) условия, которые стороны, заключающие авторский договор, сочтут необходимыми.

 

 

Интересы артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания получили правовую защиту во многих странах мира в рамках нового правового института так называемых «смежных прав». Природу и назначение этих прав объясняют следующим образом: словосочетание «смежные права» означает невещественные права, которые, являясь отличными от авторских, связаны с последними в двух отношениях: 1) они распространяются на охраняемые авторским правом произведения; 2) имеют ряд общих с авторским правом особенностей, так как включают (с определенными исключениями) личные права, право на вознаграждение и международную охрану в том числе, как и в международных авторско-правовых конвенциях норму, согласно которой иностранцам предоставляется такой же уровень минимальной охраны, как и гражданам данной страны. Применению непосредственно норм авторского права для регулирования отношений в сфере исполнительного творчества, производства и использования фонограмм и деятельности организаций эфирного и кабельного вещания мешает тот факт, что результаты деятельности субъектов смежных прав имеют свои специфические черты и не относятся к произведениям науки, литературы и искусства.

Отличительной чертой смежных прав является их зависимость от прав авторов творческих произведений. Самостоятельный характер смежных прав проявляется только в том случае, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю неохраняемое произведение.

Отношение в сфере исполнительского творчества, производства и использования фонограмм и деятельности организаций эфирного и кабельного вещания в Республике Беларусь регулируется ст. 994–995 ГК РБ и разделом III «Смежные права» Закона РБ от 11 августа 1998 г. «Об авторском праве и смежных правах». В Законе определены четыре категории смежных прав:

– исполнительские права;

– права на фонограммы;

– права на передачи эфирного вещания;

– права на передачи кабельного вещания.

Права на передачи эфирного вещания и права на передачи кабельного вещания одинаковы по своему содержанию, поэтому их обычно объединяют в одну категорию смежных прав – прав организаций вещания. Все категории смежных прав отличаются друг от друга субъектным составом, содержанием, основанием возникновения охраны. Поэтому говорят не
о едином смежном праве, а о смежных правах во множественном числе.
В соответствии со ст. 29 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» производители фонограмм и организации вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения. На исполнителя названный закон возлагает обязанность соблюдать права автора исполняемого произведения.

 

Объекты смежных прав:

– исполнения – это действия, с помощью которых произведения литературы, искусства, народного творчества доводятся до восприятия публики через пение, игру на музыкальном инструменте, танец и т.д.;

– фонограммы – это любая звуковая запись (исключительно) звуков либо исполнений;

– передачи эфирного и кабельного вещания – это передачи, созданные организацией эфирного или кабельного вещания либо по их заказу и за счет их финансовых средств другой организацией.

 

Субъекты смежных прав:

– к субъектам исполнительских прав относят актеров, певцов, музыкантов, танцоров и иных лиц, которые исполняют произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, игры на музыкальных инструментах, танца или каким-либо иным образом;

к субъектам прав производителей фонограмм относятся физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или отображения звуков;

к субъектам права передачи эфирного и кабельного вещания относятся организации эфирного и кабельного вещания.

Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих имущественных правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из следующих элементов:

1) латинской буквы «R» в окружности – ®;

2) имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;

3) года первого опубликования фонограммы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.