Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировая железорудная промышленность




Добыча железных руд – одна из крупных подотраслей горнодобывающей промышленности. Но поскольку железные руды используют в черной металлургии, организационно это производство во многих странах, включая Россию, обычно рассматривают в ее составе. Правильнее было бы отнести его к обеим этим отраслям.

Рис. 77. Динамика мировой добычи железных руд, млн т

Мировое производство железных руд зависит прежде всего от спроса, который предъявляет на них металлургическая промышленность. Рисунок 77, показывающий динамику мировой добычи товарных железных руд, свидетельствует о том, что этот спрос не всегда был одинаково высоким. Спад добычи в первой половине 1980-х гг. явился прямым следствием общего замедления развития мировой экономики, в том числе и под воздействием энергетического и сырьевого кризисов. В 1990-х гг., напротив, рост добычи, хотя и не быстрый, происходил без сильных нарушений, и в 1995 г. уровень ее впервые превысил 1 млрд т.

Рассматривая количественные показатели мировой железорудной промышленности, нужно учитывать и качественные изменения, происходящие в этой отрасли. Хотя содержание железа в рудах большей частью колеблется в пределах от 40 до 60 % (а в Либерии достигает даже 67 %), тенденция к еще большему улучшению качества товарной продукции прослеживается достаточно отчетливо. Она выражается не только в преимущественном потреблении агломерата и концентрата железных руд, но и в переходе на использование металлизированных окатышей с еще более высоким содержанием железа. Растет и употребление промышленного и амортизационного лома. Поэтому теперь часто говорят не просто о железных рудах, а о железосодержащем сырье. Важным технологическим новшеством стал также переход к открытой добыче железных руд.

В географическом распределении мировой железорудной промышленности за последнее время также произошли очень существенные изменения. Еще в 50—60-х гг. XX в. главными производителями железных руд для своей же черной металлургии были страны Западной Европы, США, Канада и СССР, но затем началась все ускоряющаяся «миграция» предприятий этой отрасли в развивающиеся страны, а также в Австралию при одновременном снижении роли старых рудодобывающих районов. За этими географическими сдвигами стоит прежде всего деятельность ТНК, направленная на перенос «грязных» производств в страны Азии, Африки и Латинской Америки. На средства ТНК в них и создается большинство новых предприятий.

Более детально этот процесс можно проследить на примере 1990-х гг. (табл. 103).

Из анализа таблицы 103 вытекают следующие выводы географического характера. Во-первых, несмотря на то что железные руды в наши дни добывают в 43 странах, примерно 9/10 их мирового производства приходится на 12 стран – Китай, Бразилию, Австралию, Индию, Россию, США, Украину, Канаду, ЮАР, Швецию, Венесуэлу, Казахстан. Во-вторых, из-за длительного экономического кризиса, затронувшего и черную металлургию, в 1990-х гг. заметно уменьшились как общие размеры, так и доля железорудной промышленности СНГ в мире. То же относится и к зарубежной Европе, которая все больше переходит с собственного сырья на привозное. В последние годы фактически прекратилась и без того небольшая добыча железных руд во Франции, в Великобритании, Германии, Норвегии, Испании, Португалии, Финляндии, Австрии. В-третьих, в США и Канаде уровень добычи железных руд более или менее стабилизировался. В-четвертых, в остальных регионах этот уровень продолжает расти, причем особенно заметно в зарубежной Азии, Латинской Америке и Австралии. Согласно прогнозам, в начале ХХI в. основного прироста добычи можно ожидать в Австралии, Бразилии, Индии и Венесуэле.

Таблица 103

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МИРОВОЙ ДОБЫЧИ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД ПО ГЛАВНЫМ РЕГИОНАМ И СТРАНАМ В 1990 И 2005 гг.

* Без стран СНГ.

В такой ситуации не могли не измениться и объем, и география международной торговли железосодержащим сырьем. Все большая переориентация черной металлургии экономически развитых стран Запада на дальнепривозное сырье увеличивает территориальный разрыв между основными районами добычи и потребления железных руд. Уже в 1993 г. мировой экспорт их превысил 400 млн т, к концу 1990-х гг. он возрос до 450 млн т, а в 2005 г. до 650 млн т. Это означает, что в каналы международной торговли ныне поступает около 1/2 всех добываемых в мире железных руд.

В целом четко выявились и главные экспортеры и импортеры железных руд (табл. 104).

Таблица 104

ГЛАВНЫЕ СТРАНЫ-ЭКСПОРТЕРЫ И СТРАНЫ-ИМПОРТЕРЫ ЖЕЛЕЗНЫХ РУД В 2003 г.

Из данных, приведенных в таблице 104, следует, что на десять ведущих стран – экспортеров железных руд (с объемом экспорта каждой более 8 млн т) приходится более 9/10 всего экспорта. В ближайшей перспективе состав стран-экспортеров вряд ли изменится, а позиции первой пятерки лидеров, по-видимому, еще более укрепятся. Трудно предположить, что существенно изменится и состав ведущих стран-импортеров. (Что касается Китая, то импорт им значительного количества заморских железных руд объясняется просто: половину добываемых в стране руд считают непригодными для использования в черной металлургии.)

То обстоятельство, что более 90 % всех экспортно-импортных перевозок железосодержащего сырья ныне осуществляется морским транспортом, привело к формированию одиннадцати достаточно мощных и устойчивых «железорудных мостов»:

Австралия – Восточная Азия;

Австралия – Западная Европа;

Бразилия – Восточная Азия;

Бразилия – Западная Европа;

Бразилия – США;

США – Западная Европа;

ЮАР – Восточная Азия;

ЮАР – Западная Европа;

Индия – Восточная Азия;

Индия – Западная Европа;

Венесуэла – США.

В России максимальный уровень добычи железных руд (109 млн т) был достигнут в 1988 г. С тех пор он заметно снизился, в первую очередь из-за сокращения выплавки черных металлов. В еще большей мере сократился экспорт. Во многом это объясняется тем, что черная металлургия стран Восточной Европы, до начала 1990-х гг. полностью ориентировавшаяся на советские поставки железосодержащего сырья, затем стала использовать преимущественно другие источники снабжения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.