Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диссертация как научно-квалификационная работа




Поэтому одна из первых рекомендаций, которую можно дать потенциальному диссертанту, состоит в том, что нужно «быть в курсе», необходимо следить за изменениями в действующей нормативно-правовой базе, для того, чтобы его работа в полной мере отвечала актуальным требованиям, к диссертациям предъявляемым.

Как видим, несмотря на то, что суть понятия «диссертация» как работы, призванной подтвердить соответствие претендента определенной ученой степени, в основе своей оставалась неизменной, тем не менее, с точки зрения развернутых требований к этому жанру научного творчества, изменения происходят достаточно часто.


Диссерта́ция (от лат. dissertatio — сочинение, рассуждение, доклад)

(Википедия).

Переходя теперь к современной российской практике, еще раз вернемся к определению самого термина «диссертация». Если обратиться к современным толковым словарям и энциклопедиям, то в них дается примерно следующее определение диссертации: «Диссертация (лат. dissertatio - рассуждение, исследование) - научно-исследовательская работа, имеющая квалификационный характер, подготовленная для публичной защиты и получения ученой степени или квалификации».

Как видим, в данном случае диссертация, с одной стороны, определяется как научно-исследовательская работа, с другой, она не обязательно связывается с получением ученой степени, но может быть связанной и с получением определенной квалификацией.

Современная российская нормативно-правовая база в области образовании и науки, подходит к этому вопросу, однако, несколько иначе.

В соответствии с действующими в настоящее время (осень 2012 г.) нормативно-правовыми документами, регламентирующими получение квалификации и ученых степеней выделят, по сути, два вида диссертаций: магистерские диссертации и диссертации на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

Первый вид диссертаций, это относительно недавно вновь появившиеся магистерские диссертации, являющиеся выпускными квалификационными работами для выпускников магистратуры. Их подробный анализ не является предметом настоящего пособия, в нем, в основном идет речь о диссертациях на соискание ученых степеней, к которым сегодня степень магистра (в отличие от дореволюционной России) не относится. Тем не менее, отметим некоторые основные характеристики магистерских диссертаций.

Нормативные требования к магистерским диссертациям для различных направлений подготовки магистров изложены в соответствующих стандартах высшего профессионального образования.

Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Менеджмент» дается следующее определение:

Магистерская диссертация «представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которой готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой, аналитической)». Такое же определение дается и в ФГОС ВПО по направлению «Экономика» (за исключением видов деятельности, перечень которых, естественно, отличается) и в стандартах по другим направлениям подготовки магистров.

В стандартах изложены также требования к выполнению магистерских диссертаций. При их выполнении магистры «должны показать свою способность и умении, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения».

Как видим, акцент в этих положениях делается на самостоятельности выполнения магистерской диссертации и на том, что диссертация должна показать способность магистра решать его профессиональные задачи. Таким образом, расхожее мнение о том, что магистерская диссертация должна обязательно иметь научно-исследовательский характер, не вполне обоснованно. Даже если речь идет о том, что магистр готовится к научно-исследовательской деятельности, то и в этом случае магистерская диссертация должна показать способность к такому виду деятельности, а не быть в полном смысле научно-исследовательской работой, в результате которого возникает новое научное знание. В этом и состоит главное отличие магистерской диссертации как выпускной квалификационной работы от диссертаций на соискание ученой степени, о которых, главным образом, и пойдет речь далее.

Второе существенное различие состоит в том, что если нормативные требования к диссертациям на соискание ученой степени в рамках государственной системы квалификации научных работников исчерпывающе содержатся в документах федерального уровня, то по отношению к магистерским диссертациям это требование не является столь жестким и в разных ВУЗах могут быть приняты определенные уточнения в требованиях к ним.

Так, в одном из ВУЗов требования к магистерским диссертациям сформулированы так: «Магистерская диссертация является квалификационной работой, в которой студент должен показать профессиональное владение теорией и практикой предметной области, умение решать конкретные задачи в сфере своей профессиональной деятельности». В другом ВУЗе определение существенно шире, а требования более обширны: «Магистерская диссертация представляет собой выполненную под руководством опытного ученого квалификационную работу исследовательского характера, посвященную решению актуальной задачи, имеющей теоретическое или практическое значение для современной науки и техники. Диссертация должна содержать совокупность результатов: научных положений или научно-технических решений, которые выдвигаются автором для публичной защиты. По структуре и содержанию работа должна свидетельствовать о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные исследования или разработки, используя теоретические знания и практические навыки»

Как видим, в последнем случае требования к магистру находятся практически на том же уровне, что и государственные требования к диссертациям, представляемым на соискание ученой степени кандидата наук (даже формулировки почти совпадают). Возможно, в отдельных случаях магистерские диссертации и могут достигать сформулированных требований, однако, вряд ли в общем случае можно требовать от выпускника ВУЗа, что бы его работа им соответствовала в полной мере. Другое дело, что магистерская диссертация должна свидетельствовать о профессионализме автора, понимании им предмета его деятельности, умении применять полученные знания в избранной области деятельности.

Второй вид диссертаций, о котором, в основном, пойдет речь далее – это диссертации на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

Прежде всего, остановимся на самом понятии «ученая степень». В общем смысле, ученая степень, это понятие, отражающее научную квалификацию в определенной отрасли знаний, присуждаемое на основании публичной защиты научной работы (совокупности работ) соответствующего уровня. В нашей стране ученые степени кандидата и доктора наук входят в систему государственной квалификации научных работников. В последнее время, правда, появляются доктора наук, получающие эту степень в разного рода негосударственных организациях (ВУЗах, ассоциациях, академиях и пр.), но все же именно государственная система присуждения ученых степеней является сегодня единственной официально признанной квалификацией научных кадров в нашей стране.

Стоит напомнить, что наряду с понятием «ученая степень» есть другое понятие - «ученое звание» (доцент, профессор), между которыми есть и связь и различия. Ученая степень кандидата или доктора наук присуждается на основании публичной защиты диссертации, а ученое звание присваивается преподавателям ВУЗов и научным работникам, как правило, обладающим ученой степенью (кандидат наук – доцент, доктор наук – профессор) и отвечающим определенным дополнительным требованиям (наличие определенного количества публикаций, научно-педагогического стажа, в том числе в должности, соответствующей ученому званию).

Ученая степень в современной России присуждается соответствующим диссертационным советом и утверждается Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК РФ) на основании представления диссертационного совета. Ученое звание присваивается Министерством науки и образования на основании представления ВАК. (Различия между учеными степенями и званиями существовало и в дореволюционной России, где, как уже отмечалось, существовали учёные степени действительного студента, кандидата (точнее, кандидата университета), магистра и доктора, учёные звания адъюнкта, приват-доцента, доцента, адъюнкт-профессора, экстраординарного профессора, ординарного профессора, заслуженного профессора).

Можно дополнить также, что в ВУЗах существуют также должности «доцент кафедры», «профессор кафедры», которые можно занимать и не имея ни ученой степени, ни ученого звания, однако, это – лишь должность и при уходе из ВУЗа она автоматически теряется, в то время как ученая степень и ученое звание принадлежат их носителю и их лишить может только присвоивший их орган. (Именно об этом и говорится в поговорке: «..доцент – он и в Африке доцент»).

Обратимся теперь к нормативным документам, определяющим требования, предъявляемые к диссертациям.

Основными документами, регламентирующими порядок присуждения ученых степеней и, так или иначе, определяющих процесс подготовки и защиты диссертации и присуждения ученой степени, в настоящее время являются:

· «Положение о порядке присуждения ученых степеней».

В настоящее время действует Положение, принятое Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. N 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней», в которое, к настоящему времени внесено достаточно большое количество поправок (последние в июне 2011 г.), так что руководствоваться необходимо, конечно, последней версией документа [9].

· «Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук».

В настоящее время действует Положение, утвержденное Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 декабря 2011 г. № 2817 «Об утверждении положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук».

· Номенклатура научных специальностей

В настоящее время действует номенклатура научных специальностей, утвержденная Приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г. N 59. В соответствии с ним Номенклатура научных специальностей включает в себя 25 отраслей науки, каждая из которых включает в себя несколько групп специальностей. Так, например, отрасль «Экономические науки» включает в себя шесть специальностей (групп специальностей), а внутри последних также может быть выделено несколько специальностей и специализаций. Например, специальность 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством включает в себя 15 специальностей, а также специализации.

Приведенная триада является своеобразным остовом системы присуждения ученых степеней в Российской Федерации, хотя, помимо указанных, есть еще ряд документов, знание которых необходимо при подготовке и защите диссертации. Так, следует иметь виду, что для каждой из специальностей, указанной в Номенклатуре научных специальностей, существует паспорт специальности, которому и должна соответствовать диссертация.

Рассмотрим более подробно содержание указанных выше документов, прежде всего, с точки зрения требований к диссертации, которые из них вытекают. (О других аспектах этих документов, например, о порядке защиты и оформлении ее результатов, речь пойдет в соответствующих разделах пособия).

Базовым среди указанных документов является «Положение о порядке присуждения ученых степеней» (далее, «Положение о порядке присуждения…») в котором устанавливаются «требования к квалификации соискателей ученых степеней и критерии, которым должны отвечать диссертации - научно-квалификационные работы, представленные на соискание ученой степени, а также порядок присуждения ученой степени».

«Положение о порядке присуждения…» устанавливает целый ряд как сущностных, так и формальных требований к порядку присуждения ученых степеней. Так, например, в нем указывается, что соискателями степени кандидата наук могут быть лишь лица, имеющие высшее образование, соискателями степени доктора наук – лица, являющиеся кандидатами наук (правда, известны редкие случаи, когда по результатам защиты кандидатской диссертации диссертационные советы ходатайствовали перед ВАК (высшей аттестационной комиссией) о присуждение степени доктора наук, но сейчас о таких ситуациях что-то не слышно), что результаты диссертационного исследования должны быть пробированы и опубликованы, что диссертант должен представить в совет мотивированное заключение организации, где выполнялась диссертация и т.д., но, что для нас сейчас главное – в нем содержится перечень критериев (требований), которым должна отвечать диссертация.

В пункте Положении (пункт 7[10]) даются следующие определения:

«Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны».

Как видим, прежде всего, диссертация определяется как научно-квалификационная работа, т.е. она должна иметь научную и квалификационную составляющие: быть научной работой и свидетельствовать об уровне научной квалификации автора.

Из сказанного вытекает и важнейшее требование, которому должны удовлетворять и докторские, и кандидатские диссертации: как в тех, так и в других, должны присутствовать: а) научное знание и б) научная методология. Вопрос в том, как, в какой мере и форме в диссертации должны присутствовать эти базовые характеристики.

Как видно из текста Положения, в требованиях, предъявляемым к диссертации, представляемой на соискание ученой степени доктора наук указывается, что в ней должно содержаться:

· либо «научное достижение» (как совокупность теоретических положений);

· либо решение «научной проблемы, имеющей важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение»;

· либо изложение «научно обоснованных технических, технологических или иных решений, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны».

Таким образом, можно говорить о трех разновидностях квалификационных признаков докторской диссертации. При этом, если говорить о диссертациях по экономико-управленческой тематике, то речь, как представляется, в основанном идет о соответствии диссертации первым двум требованиям. Косвенно это подтверждается и тем, что в ныне действующей редакции «Положения о порядке присуждения…», в последнем квалификационном признаке отсутствуют упоминавшиеся в предыдущих версиях экономические решения.

Исходя из сформулированных выше требований, можно сказать, что докторские диссертации в области экономики и управления относятся либо к категории фундаментальных работ, либо к категории фундаментально-прикладных работ.

В связи с упоминанием этих понятий, укажем на различия между ними. Цель фундаментального исследования — знание как таковое, получение максимально объективного, полного и точного отражения реальности. Цель прикладного исследования — получение инструментального знания, позволяющего эффективно решать ту или иную конкретную практическую задачу.

Таким образом, фундаментальный или прикладной характер исследования определяется его направленностью: либо оно нацелено на выявление новых явлений, законов и закономерностей функционирования и развития той или иной сферы объективной реальности; либо на разработку методов, способов, инструментов решения определенных практических задач.

Если возвратиться к работам экономико-управленческой направленности, то фундаментальные исследования здесь направлены на получение объективного знания о закономерностях функционирования развития экономики и управления, а фундаментально-прикладные - на получение нового знания и раскрытие возможностей его использования для решения экономических и управленческих задач.

В любом случае, однако, докторская диссертация должна содержать разрешение определенного противоречия между достигнутым уровнем научного знания в той или иной конкретной области и новыми объективными фактами, не получившими научного обоснования и раскрытия в существующих исследованиях. Иначе говоря, в докторской диссертации должны раскрываться закономерности существования и развития определенной сферы природы или человеческой деятельности, должно содержаться новое научное знание об определенной сфере природы или общества.

Как следует из этого, докторская диссертация не может не затрагивать теоретические проблемы, и в ней должно присутствовать новое теоретическое знание. Поэтому в докторской диссертации недостаточно показать, что диссертант знает уже известные науке закономерности функционирования и развития природы, техники или общества, в ней должно быть раскрыты новые неизвестные еще закономерности. Иное дело, что эти закономерности не обязательно должны иметь характер новой научной парадигмы, отрицающей достигнутое знание на принципиальном уровне. Речь может идти, например, о выявлении особенностей проявления общих экономических закономерностей в новых исторических условиях, или о раскрытии закономерностей развития экономики на основе методологических подходов, сформулированных в рамках иных отраслей знания (например, понятие синергетики изначально зародилось в рамках естественно-научного знания, но оно должным образом интерпретированное может служить в качестве определенного методологического подхода использовано и в изучении явлений экономической жизни общества). Однако, в любом случае, докторская диссертация должна содержать новое научное теоретическое знание либо фундаментального, либо фундаментально-прикладного характера.

Рассматривая требования к кандидатской диссертации, видно, что в данном случае они сформулированы более мягко:

· либо «решение задачи, имеющее существенное значение для отрасли знаний...»;

· либо «изложение научно обоснованных решений и разработок... имеющих существенное значение».

Здесь ключевое значение придается слову «существенное», синонимами к которому, как известно, являются такие прилагательные как «важный, главный», а в новом словаре русского языка под ред. Т.Ф. Ефремовой оно определяется таким образом: «1) имеющий крайне важное, первостепенное значение, 2) представляющий истинную ценность.»[11].

Заметим также, что прилагательное «существенное» тесно связано с таким понятием как «сущность», под которым понимается внутреннее, глубинное содержание предмета.

Таким образом, кандидатская диссертация может и не содержать новых научных открытий, но она должна содержать разработки, обеспечивающие научный подход к решению определенного класса задач, в том числе, на основе уже имеющихся научных подходов. Иначе говоря, соискатель степени кандидата наук должен показать, что он обладает необходимыми научными знаниями (следовательно, ему известны достижения науки в избранной области знания), он умеет ими оперировать и применять для решения теоретических и прикладных проблем с использованием научных методов.

При этом диссертация не может ограничиваться только описанием явлений и процессов окружающего мира, она должна содержать раскрытие внутреннего содержания изучаемых в ней процессов и явлений, обобщения и выводы, относящиеся к определенному классу явлений, а предлагаемые в ней решения должны быть обоснованы знанием достигнутого уровня научных достижений и применением научной методологии.

Обобщая сформулированные выше положения, можно сказать следующим образом: докторская диссертация должна соответствовать научно-методологическому уровню (поскольку методология предполагает развитие теории, базируется на выявление новых закономерностей), а кандидатская диссертация – научно-методическому уровню (поскольку методика представляет собой определенный алгоритм применения известных теоретических знаний для решения определенной задачи).

Разумеется, указанное разделение носит условный характер и во многом содержание диссертации зависит от того, к каким наукам она тяготеет, к фундаментальным или прикладным, однако, оно показывает, как должны быть расставлены акценты при подготовке диссертации.

Помимо определения докторской и кандидатской диссертации, «Положение о порядке присуждения…» содержит и ряд других требований, в основном, содержащихся в п. 8 Положения: обладание научной новизной, самостоятельность подготовки работы, аргументированность и обоснованность положений диссертации, о чем более подробно пойдет речь в следующей главе.

Как научно-квалификационная работа, диссертация имеет как содержательные, так и жанровые особенности от иных форм представления результатов научного творчества, таких, например, как монография, учебника или статья.

Прежде всего, необходимо отметить, что монография, несмотря на то, что само понятие образовано из слов monos - один, grapho - пишу, тем не менее, означает, согласно Государственному стандарту по издательскому делу (ГОСТ 7.60-2003) «научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам». (Таким образом, вполне допустимо, хотя и кажется чем-то несуразным, понятие «коллективная монография»). Автор или авторы монографии вправе излагать как результаты, полученные лично ими, так и другими исследователями. Более того, монография может содержать только обзор и обобщение результатов исследований других авторов, обеспечивающих в совокупности полное освещение рассматриваемой проблемы. Важно лишь, что и при этом должны быть соблюдены правила использования заимствованных материалов. В отличие от этого, диссертация, как это отмечается и в Положении, это результат самостоятельного исследования, описание результатов, полученных лично автором. Не менее важен и другой аспект вопроса. В монографии ее автор(ы) вправе выбирать любую последовательность, любую логику в изложении материалов, руководствуясь своими предпочтениями и соображениями. При этом довольно часто логика исследования и логика изложения могут отличаться друг от друга, а выводы быть всесторонне обоснованы.

В отличие от монографии, диссертация должна отражать процесс самостоятельного научного исследования автора и полученные результаты, при этом как сам ход исследования, так и его результаты должны быть аргументированы и обоснованы. В связи с этим к структуре диссертации предъявляются более жесткие требования, чем к монографии.

Учебник, в отличие от монографии, как указано в ГОСТ 7.60-2003, это «учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания».

В общем случае учебник, в еще большей степени, чем монография, может содержать изложение результатов научных исследований, не только авторов, но и других ученых и педагогов. Более того, учебник по своей сути должен отражать уже устоявшееся, признанное знание и предполагает соответствующий нормативно-позитивный стиль изложения, более позитивное, нежели дискуссионное изложение материала.

Результаты научного исследования могут быть представлены также в научных статьях и тезисах, которые могут быть названы «малыми формами» научных произведений. Подробнее об особенностях и видах научных статей см. главу 5 настоящего пособия, здесь же отметим главное: статья – это развернутое раскрытие одной проблемы, решение одной задачи. В диссертации же ставится и решается ряд задач.

Тезисы – это краткое изложение основных положений, главных мыслей доклада, статьи, монографии и т.д. Тезисы в утвердительной форме излагают основное содержание представляемого материала, как правило, без развернутого обоснования, которое подразумевается в основном тексте.

Итак, подведем некоторые итоги.

Главное отличие диссертации как жанра научного творчества состоит в том, что диссертация является научно-квалификационной работой, а потому должна содержать в себе:

· элементы нового научного знания в виде выявленных закономерностей, тенденций, методов, методик, иных возможностей применения известного знания в новых областях,

· подтверждение знания автором научных достижений в исследуемой области знания, знания и умения практически применять научную методологию для получения нового знания.

Для того, чтобы диссертация отвечала этим требованиям, она должна обладать определенными неотъемлемыми характеристиками, определенными атрибутами.

Анекдот в тему:

-«Почему кандидатские диссертации лучше докторских? - Да потому что докторские пишут кандидаты, а кандидатские – доктора».


Атрибут (лат. attribuo — придаю, наделяю) —

необходимое, существенное свойство объекта.

Философская энциклопедия

Глава 3. Атрибуты диссертации

 

Как научно-квалификационная работа, диссертация должна соответствовать определенным критериям, набором определенных атрибутов (необходимых свойств). Перечень этих атрибутов, в основном, приводится в п.п. 7 и 8 «Положения о порядке присуждения ученых степеней».

Так, в п. 7 Положения, приведенном в предыдущей главе, указывается, что диссертация должна иметь существенное значение для развития страны, теории и практики, следовательно, должна быть написана на актуальную, значимую тему.

В п. 8 Положения приводятся ряд других требований к диссертации:

«Диссертация должна быть написана автором самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

Предложенные автором решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.

В диссертации, имеющей прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретический характер, - рекомендации по использованию научных выводов.

Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, устанавливаемым Министерством образования и науки Российской Федерации».

 

Помимо этого, следует обратить внимание на требования, которые содержатся в некоторых других пунктах Положения, где помимо уже перечисленных упоминаются и дополнительные позиции. Так, в п. 12 Положения, в котором речь идет о заключении по диссертации, которое дает организация, где выполнялось исследование или к которой был прикреплен соискатель, указывается на такую позицию, как степень достоверности результатов проведенных исследований, а также соответствие диссертации определенной научной специальности. Указание на достоверность полученных результатов, как на необходимую характеристику диссертации содержится также в п.22, в котором излагаются требования к отзыву оппонента, и в п. 29 Положения, где формулируются требования, которым должно отвечать заключение диссертационного совета.

Суммируя выделенные в Положении требования, можно сформулировать их следующий перечень:

· актуальность: диссертация должна быть написана на актуальную, значимую для развития страны, теории и практики, тему;

· самостоятельность: диссертация должна быть оригинальной самостоятельной работой и ее авторство должно принадлежать лично претенденту;

· целостность: диссертация должна представлять собой единое целое и ее части должны быть органически связаны друг с другом;

· научная новизна: диссертация должна содержать новые научные положения и результаты;

· наличие личного вклада: диссертация должна свидетельствовать о личном вкладе автора в науку, в ней должны содержаться научные результаты, полученные лично автором;

· аргументированность, обоснованность и достоверность: выдвигаемые в диссертации положения, предлагаемые решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с известными решениями, должна быть обеспечена достоверность полученных результатов;

· теоретическая и практическая значимость: выдвигаемые в работе положения должны иметь теоретическое и практическое значение;

· соответствие научной специальности: диссертация должна соответствовать определенной научной специальности либо нескольким специальностям (быть «на стыке» специальностей);

· надлежащее оформление: оформление диссертации должно соответствовать требованиям Минобрнауки РФ.

В совокупности перечисленные требования и образуют то, что можно назвать необходимыми для ее защиты атрибутами.

Перечень, как видим, достаточно солидный и в нем могут быть с известной долей условности, выделены содержательные и формальные атрибуты диссертации, (что не означает, заметим, «важные» и «менее важные», все они необходимы для успешной защиты: содержание должно иметь надлежащую форму).

В настоящей главе остановимся на тех параметрах, которые в большей степени относятся к сущностной стороне диссертации как научно-квалификационной работе.

В числе таких параметров, на наш взгляд, прежде всего, следует выделить такие, как самостоятельность выполненной работы, ее научная новизна и наличие личного вклада автора в полученные результаты, аргументированность, обоснованность и достоверность полученных автором результатов.


«Я самый умный, самый красивый, самый….. и все это я сам придумал»

(Фольклор)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.