Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюциясферывнешнеэкономическое деятельностиРоссии




Позитивная тенденция стабилизации экономически! а

ации в России. В период плановой экономики до 90-х гг. пропг: летия условия ВЭД страны и деятельности ее таможенных о^~ рактеризовались относительной стабильностью, некоторой ста и детерминированностью.

Приоритеты качественных изменений в политике и экс дарства, в сфере его внешнеэкономической деятельности 6ь в 1986-1991 гг. Смена приоритетов, выбранные направления трции российской экономики, общемировые экономические про:_. это вызвало необходимость в принципиальной модернизации ческой модели и способствовало поступательному развитию строев

Начиная с 1999 г. проявляется позитивная тенденция в стабкх экономической ситуации, что подтверждает, например, полотжг динамика показателей объема ВВП в период с 1999 по 2006 и I: и объема внешнеторгового оборота в этот же период (рис. 2). В тк Россия получает статус страны с рыночной экономикой, рас интенсифицируются ее внешнеэкономические связи, наб чивый рост.стоимостных объемов внешнеторгового обо, опережающими темпами растет импорт; увеличение эксп вует сохранению благоприятной конъюнктуры и стреми, цен на рынках энергоносителей.

30000,00 25000,00


Ж'


 



Рис. 2. Динамикаобъемавнешнеторговогооборотавстоимостномвыражении в 1996-2006 гг. 2007 г. стал очередным этапом поступательного развития российскойэкономики. Ее внешнеторговый оборот в 2007 г. составил 552,2 млрд. долл. США и по сравнению с 2006 г. увеличился на 25,8%, в том числе по странам дальнего зарубежья - 469,8 млрд. долл. США (рост на 25,5%), со странами СНГ - 82,4 млрд. долл. США (рост на 27,4%). В рассматриваемый период резко увеличивается сальдо торгового ба­ланса - в 2,4 раза: в 2000 г. данный показатель составлял 69 млрд. долл. США, в 2006 г. - 163,4 млрд. долл. США (рис. 3). Сальдо в нешнеторгово­го оборота в 2007 г. составило 152,8 млрд. долл. США.

164,4

138,93 142,8

Сальдо торгового баланса

15,

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Период Рис. 3. ДинамикасальдоторговогобалансаРоссиив 2000-2006 гг.

 

 


В числе крупнейших экономических партнеров России главным на протяжении многих лет остается Европейский союз. На его долю в рас­сматриваемый период приходится более 50% российского товарооборота. Объемы внешнеторгового оборота со странами СНГ остаются относи­тельно стабильными, что обусловлено, прежде всего, исторически сло­жившимися устойчивыми связями.

На рис. 4 представлена динамика доли стран дальнего и ближнего за­рубежья (СНГ) в общем объеме внешнеторгового оборота России (в про­центном соотношении). Объемы внешней торговли России с основными торговыми партнерами в 2007 г. представлены в табл. 1.



 


Таблица 1


Товарная структура экспорта Российской Федерации1 в 2007 г. пред­ставлена на рис 5. Основной фактор роста стоимостного объема экспорта России - высокие мировые цены на минеральное сырье и топливо (в пер­вую очередь на нефть). Удельный вес топливно-энергетических товаров в 2007 г. составил 64,3%, рост стоимостного объема экспорта этой группы увеличился на 13,7%.


 


Машины, оборудование

итранспортныесредства - 5,3%

л

Металлыиизделияизних -14,3%

Древесина ицеллюлозно-бумажные изделия - 3,6%

Продукцияхимической промышленности, каучук - 5,8%


товаРы " 3'5%

Продовольственныетовары

исельскохозяйственноесырье (крометекстильного) - 2,5%

Минеральные продукты - 65,0%


Рис. 5. ТоварнаяструктураэкспортаРоссийскойФедерациив 2007 г.

Для импорта России в 2007 г. (рис. 6) характерной особенностью остается устойчивый рост. Так, российский импорт в 2007 г. составил 199,7 млрд. долл. США и по сравнению с 2006 г. вырос на 44,9%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 169,9 млрд. долл. США, из стран СНГ - 29,8 млрд. долл. США. При этом рост импорта из стран дальнего зарубежья составил 47,2%, из стран СНГ - 33,4%.

1Без учета торговли России с Республикой Беларусь.


Удельный вес продукции машиностроения в структуре российского импорта за рассматриваемый период достиг 51,4%, что превысило уро­вень 2006 г. на 3,3 процентных пункта. Увеличению общих объемов им­порта машин и оборудования способствовала тенденция роста поставок технологического оборудования, средств наземного транспорта, электро­оборудования, инструментов и оптических аппаратов.

Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства в общем импорте в 2007 г. составил 13,7%, снизившись на 1,9 процентных пункта, при этом стоимостные объемы ввоза этой продукции увеличились на 28,2%. В 2007 г. по сравнению с прошлым годом увеличились закупки про­дукции химической промышленности в стоимостном выражении на 26,2%. Доля этой продукции составила 14,0% против 16,2% в предыдущем году.


Металлыиизделия изних - 7,8%

Продукцияхимической промышленности, каучук -

14,0%

Другиетовары - 9%

Продовольственныетовары исельскохозяйственноесырье (крометекстильного) - 13,7%


Текстиль, текстильные изделияиобувь - 4,1%

Машины, оборудование итранспортныесредства - 51,4%


Рис. 6. ТоварнаяструктураимпортаРоссийскойФедерациив 2007 г.

Рост импорта в 2007 г. металлов и изделий из них составил 53,6%, а удельный вес этих товаров - 7,8% против 7,4% в 2006 г., текстиля, текс­тильных изделий и обуви - 62,3% (4,1% против 3,7%).

Рост объемов и структурные изменения внешнеторгового оборо­та в 2001-2007 гг. сопровождаются увеличением и усложнением общей нагрузки на таможенные органы. На рис. 7 представлена динамика ос­новных показателей, характеризующих возрастающую напряженность их деятельности в рассматриваемый период (здесь: Кгтд - количество оформленных ГТД; Кгтди - количество оформленных импортных ГТД; Кгтдэ - количество оформленных экспортных ГТД; Кт - количество офор­мленного товара; Ктд - количество оформленных транзитных деклара-


щий: Кфл - количество оформленных физических лиц; Ктпо - количество оформленных ТПО; Кптс - количество оформленных ПТС; Кд - количест­во оформленных ДКД и книжек МДП).

Наблюдается значительный рост такого показателя, как количество оформленного товара. Общий тренд показателя количества оформленныхГТД (импорт и экспорт) также характеризуется устойчивым ростом. Менее стабильна ситуация с остальными показателями. Так, общий тренд коли-%?ства оформленных физических лиц становится возрастающим с 2005 г. Такие показатели, как количество ТПО и ПТС, постепенно сокращаются шэтиная с 2002 г. В 2004 г. наблюдается резкий спад и некоторая стабилиза-31Я количества оформленных ДКД и МДП на новом, более низком уровне.

 

16000000л 14000000-              
12000000-              
10000000-              
8000000 -              
6000000 -              
4000000 -              
2000000 -              
0 - ■ц, щ,----------------- *—■ 2001 2002            
               
  —Кгтд-^- Кгтди            

Рис. 7. Динамикапоказателей, характеризующихизменениенагрузки натаможенныеорганывпериод 2001-2006 гг.

Таким образом, в период с 1996 по 2007 гг. качественно модифициро-шались условия деятельности таможенных органов, усложнились стоящие перед ними задачи, значительно возросли общая нагрузка и напряжен­ность работы кадрового состава. Все это актуализировало и существенно Шйдоизменило роль таможенной службы как государственного института таможенного администрирования ВЭД.

Ведущая роль ФТС России в регулировании ВЭД. Ключевая роль в непосредственной реализации идей, целей, задач таможенного регу-


:зш: Кфл - количество оформленных физических лиц; Ктпо - количество оформленных ТПО; Кптс - количество оформленных ПТС; Кд - количест­ве оформленных ДКД и книжек МДП).

Наблюдается значительный рост такого показателя, как количество оформленного товара. Общий тренд показателя количества оформленныхГТД (импорт и экспорт) также характеризуется устойчивым ростом. Менее стабильна ситуация с остальными показателями. Так, общий тренд коли-1§ества оформленных физических лиц становится возрастающим с 2005 г. Такие показатели, как количество ТПО и ПТС, постепенно сокращаютсязачиная с 2002 г. В 2004 г. наблюдается резкий спад и некоторая стабилиза­ция количества оформленных ДКД и МДП на новом, более низком уровне.


16000000



 


 
—Кгтд-*♦- Кгтди

14000000 +

10000000 --

= 8000000 --

6000000 -

4000000 -

2000000 --



2003 2004

Период -«- Кт (ед.)

-*- Кфл (чел.)



-- 100000000
- 80000000
--60000000
-40000000
-- 20000000
---- 0

Ктпо Кптс КД


Рис. 7. Динамикапоказателей, характеризующихизменениенагрузки натаможенныеорганывпериод 2001-2006 гг.

Таким образом, в период с 1996 по 2007 гг. качественно модифициро­вались условия деятельности таможенных органов, усложнились стоящие перед ними задачи, значительно возросли общая нагрузка и напряжен­ность работы кадрового состава. Все это актуализировало и существенно видоизменило роль таможенной службы как государственного института таможенного администрирования ВЭД.

Ведущая роль ФТС России в регулировании ВЭД. Ключевая роль з непосредственной реализации идей, целей, задач таможенного регу-




лирования, организации таможенного контроля и таможенной практики принадлежит ФТС России1. ФТС России является уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти. Основные цели ее деятельности:

• обеспечение экономической безопасности страны, защита здоровья
и безопасности граждан России таможенными методами и средствами;

• таможенное регулирование и таможенный контроль в сфере ВЭД
России;

• содействие интегрированию участников ВЭД, бизнес-сообщества
в мировую финансово-экономическую систему;

• предоставление качественных таможенных услуг, обеспечение безо­
пасности поставок, защита от терроризма, риска в процессе реализации
таможенных процедур и технологий.

В 2006 г. Президентом РФ и Правительством РФ были приняты ре­шения принципиального характера по совершенствованию деятельнос­ти ФТС России; расширены ее функции и полномочия. В дополнение к контрольным функциям ФТС России наделена функциями формирова­ния государственной политики и нормативного правового регулирования в области таможенного дела. В настоящее время ФТС России осуществля­ет общегосударственные функции:

• выработку государственной политики в области таможенного дела;

• нормативное правовое регулирования в области таможенного дела;

контроль и надзор в области таможенного дела;

• валютный контроль',

специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

За время существования российских таможенных органов, начиная с 1991 г., в доход федерального бюджета перечислено таможенных пла­тежей на сумму более 356,8 млрд. долл. США. Ежегодное поступление таможенных платежей за это время увеличилось более чем в 1393 раза: с 75,6 млн. долл. США в 1991 г. до 105,3 млрд. долл. США в 2006 г.2. По итогам 2007 г. в доход федерального бюджета перечислено 3253,8 млрд. руб., что составляет 102,11% от установленного таможенным органам за­дания.

1 См.: постановление Правительства РФ от 26.06.2006 № 459 «О Федеральной таможен­
ной службе».

2 См.: Федеральная таможенная служба в 2006 году: справочные материалы к коллегии
ФТС России 2 марта 2007 г.


[толнение таможенной службой России функции контроля в облас-зженного дела, характеризуемое динамикой таможенных платежей, сленных в федеральный бюджет, графически отражено на рис. 8. м за рассматриваемый период устанавливаемое плановое задание дялось в полном объеме. При этом уровень перевыполнения зада-1996 и в 2001 гг. составил ИЗ и 110% соответственно, а в 1997 гг. этот показатель вырос до отметки более чем 130%.


 

.руб.


138,7


101,6



134,1 1

103,3/


Процент 140 выполнения

□ План


104,2 101,3 Ю3,4 102,6

80 -^Выполнение

планового 60 задания

ш



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.