КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюциясферывнешнеэкономическое деятельностиРоссии
Позитивная тенденция стабилизации экономически! а ации в России. В период плановой экономики до 90-х гг. пропг: летия условия ВЭД страны и деятельности ее таможенных о^~ рактеризовались относительной стабильностью, некоторой ста и детерминированностью. Приоритеты качественных изменений в политике и экс дарства, в сфере его внешнеэкономической деятельности 6ь в 1986-1991 гг. Смена приоритетов, выбранные направления трции российской экономики, общемировые экономические про:_. это вызвало необходимость в принципиальной модернизации ческой модели и способствовало поступательному развитию строев Начиная с 1999 г. проявляется позитивная тенденция в стабкх экономической ситуации, что подтверждает, например, полотжг динамика показателей объема ВВП в период с 1999 по 2006 и I: и объема внешнеторгового оборота в этот же период (рис. 2). В тк Россия получает статус страны с рыночной экономикой, рас интенсифицируются ее внешнеэкономические связи, наб чивый рост.стоимостных объемов внешнеторгового обо, опережающими темпами растет импорт; увеличение эксп вует сохранению благоприятной конъюнктуры и стреми, цен на рынках энергоносителей. 30000,00 25000,00 Ж'
В числе крупнейших экономических партнеров России главным на протяжении многих лет остается Европейский союз. На его долю в рассматриваемый период приходится более 50% российского товарооборота. Объемы внешнеторгового оборота со странами СНГ остаются относительно стабильными, что обусловлено, прежде всего, исторически сложившимися устойчивыми связями. На рис. 4 представлена динамика доли стран дальнего и ближнего зарубежья (СНГ) в общем объеме внешнеторгового оборота России (в процентном соотношении). Объемы внешней торговли России с основными торговыми партнерами в 2007 г. представлены в табл. 1.
Таблица 1 Товарная структура экспорта Российской Федерации1 в 2007 г. представлена на рис 5. Основной фактор роста стоимостного объема экспорта России - высокие мировые цены на минеральное сырье и топливо (в первую очередь на нефть). Удельный вес топливно-энергетических товаров в 2007 г. составил 64,3%, рост стоимостного объема экспорта этой группы увеличился на 13,7%.
Машины, оборудование итранспортныесредства - 5,3% л Металлыиизделияизних -14,3% Древесина ицеллюлозно-бумажные изделия - 3,6% Продукцияхимической промышленности, каучук - 5,8% товаРы " 3'5% Продовольственныетовары исельскохозяйственноесырье (крометекстильного) - 2,5% Минеральные продукты - 65,0% Рис. 5. ТоварнаяструктураэкспортаРоссийскойФедерациив 2007 г. Для импорта России в 2007 г. (рис. 6) характерной особенностью остается устойчивый рост. Так, российский импорт в 2007 г. составил 199,7 млрд. долл. США и по сравнению с 2006 г. вырос на 44,9%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 169,9 млрд. долл. США, из стран СНГ - 29,8 млрд. долл. США. При этом рост импорта из стран дальнего зарубежья составил 47,2%, из стран СНГ - 33,4%.
1Без учета торговли России с Республикой Беларусь. Удельный вес продукции машиностроения в структуре российского импорта за рассматриваемый период достиг 51,4%, что превысило уровень 2006 г. на 3,3 процентных пункта. Увеличению общих объемов импорта машин и оборудования способствовала тенденция роста поставок технологического оборудования, средств наземного транспорта, электрооборудования, инструментов и оптических аппаратов. Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства в общем импорте в 2007 г. составил 13,7%, снизившись на 1,9 процентных пункта, при этом стоимостные объемы ввоза этой продукции увеличились на 28,2%. В 2007 г. по сравнению с прошлым годом увеличились закупки продукции химической промышленности в стоимостном выражении на 26,2%. Доля этой продукции составила 14,0% против 16,2% в предыдущем году.
Продукцияхимической промышленности, каучук - 14,0%
Продовольственныетовары исельскохозяйственноесырье (крометекстильного) - 13,7% Текстиль, текстильные изделияиобувь - 4,1% Машины, оборудование итранспортныесредства - 51,4% Рис. 6. ТоварнаяструктураимпортаРоссийскойФедерациив 2007 г. Рост импорта в 2007 г. металлов и изделий из них составил 53,6%, а удельный вес этих товаров - 7,8% против 7,4% в 2006 г., текстиля, текстильных изделий и обуви - 62,3% (4,1% против 3,7%). Рост объемов и структурные изменения внешнеторгового оборота в 2001-2007 гг. сопровождаются увеличением и усложнением общей нагрузки на таможенные органы. На рис. 7 представлена динамика основных показателей, характеризующих возрастающую напряженность их деятельности в рассматриваемый период (здесь: Кгтд - количество оформленных ГТД; Кгтди - количество оформленных импортных ГТД; Кгтдэ - количество оформленных экспортных ГТД; Кт - количество оформленного товара; Ктд - количество оформленных транзитных деклара- щий: Кфл - количество оформленных физических лиц; Ктпо - количество оформленных ТПО; Кптс - количество оформленных ПТС; Кд - количество оформленных ДКД и книжек МДП).
Наблюдается значительный рост такого показателя, как количество оформленного товара. Общий тренд показателя количества оформленныхГТД (импорт и экспорт) также характеризуется устойчивым ростом. Менее стабильна ситуация с остальными показателями. Так, общий тренд коли-%?ства оформленных физических лиц становится возрастающим с 2005 г. Такие показатели, как количество ТПО и ПТС, постепенно сокращаются шэтиная с 2002 г. В 2004 г. наблюдается резкий спад и некоторая стабилиза-31Я количества оформленных ДКД и МДП на новом, более низком уровне.
Рис. 7. Динамикапоказателей, характеризующихизменениенагрузки натаможенныеорганывпериод 2001-2006 гг. Таким образом, в период с 1996 по 2007 гг. качественно модифициро-шались условия деятельности таможенных органов, усложнились стоящие перед ними задачи, значительно возросли общая нагрузка и напряженность работы кадрового состава. Все это актуализировало и существенно Шйдоизменило роль таможенной службы как государственного института таможенного администрирования ВЭД. Ведущая роль ФТС России в регулировании ВЭД. Ключевая роль в непосредственной реализации идей, целей, задач таможенного регу- :зш: Кфл - количество оформленных физических лиц; Ктпо - количество оформленных ТПО; Кптс - количество оформленных ПТС; Кд - количестве оформленных ДКД и книжек МДП). Наблюдается значительный рост такого показателя, как количество оформленного товара. Общий тренд показателя количества оформленныхГТД (импорт и экспорт) также характеризуется устойчивым ростом. Менее стабильна ситуация с остальными показателями. Так, общий тренд коли-1§ества оформленных физических лиц становится возрастающим с 2005 г. Такие показатели, как количество ТПО и ПТС, постепенно сокращаютсязачиная с 2002 г. В 2004 г. наблюдается резкий спад и некоторая стабилизация количества оформленных ДКД и МДП на новом, более низком уровне.
16000000
14000000 + 10000000 -- = 8000000 -- 6000000 - 4000000 - 2000000 -- 2003 2004 Период -«- Кт (ед.) -*- Кфл (чел.) -- 100000000 Ктпо Кптс КД Рис. 7. Динамикапоказателей, характеризующихизменениенагрузки натаможенныеорганывпериод 2001-2006 гг. Таким образом, в период с 1996 по 2007 гг. качественно модифицировались условия деятельности таможенных органов, усложнились стоящие перед ними задачи, значительно возросли общая нагрузка и напряженность работы кадрового состава. Все это актуализировало и существенно видоизменило роль таможенной службы как государственного института таможенного администрирования ВЭД. Ведущая роль ФТС России в регулировании ВЭД. Ключевая роль з непосредственной реализации идей, целей, задач таможенного регу- лирования, организации таможенного контроля и таможенной практики принадлежит ФТС России1. ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Основные цели ее деятельности: • обеспечение экономической безопасности страны, защита здоровья • таможенное регулирование и таможенный контроль в сфере ВЭД • содействие интегрированию участников ВЭД, бизнес-сообщества • предоставление качественных таможенных услуг, обеспечение безо В 2006 г. Президентом РФ и Правительством РФ были приняты решения принципиального характера по совершенствованию деятельности ФТС России; расширены ее функции и полномочия. В дополнение к контрольным функциям ФТС России наделена функциями формирования государственной политики и нормативного правового регулирования в области таможенного дела. В настоящее время ФТС России осуществляет общегосударственные функции: • выработку государственной политики в области таможенного дела; • нормативное правовое регулирования в области таможенного дела; • контроль и надзор в области таможенного дела; • валютный контроль', • специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. За время существования российских таможенных органов, начиная с 1991 г., в доход федерального бюджета перечислено таможенных платежей на сумму более 356,8 млрд. долл. США. Ежегодное поступление таможенных платежей за это время увеличилось более чем в 1393 раза: с 75,6 млн. долл. США в 1991 г. до 105,3 млрд. долл. США в 2006 г.2. По итогам 2007 г. в доход федерального бюджета перечислено 3253,8 млрд. руб., что составляет 102,11% от установленного таможенным органам задания. 1 См.: постановление Правительства РФ от 26.06.2006 № 459 «О Федеральной таможен 2 См.: Федеральная таможенная служба в 2006 году: справочные материалы к коллегии [толнение таможенной службой России функции контроля в облас-зженного дела, характеризуемое динамикой таможенных платежей, сленных в федеральный бюджет, графически отражено на рис. 8. м за рассматриваемый период устанавливаемое плановое задание дялось в полном объеме. При этом уровень перевыполнения зада-1996 и в 2001 гг. составил ИЗ и 110% соответственно, а в 1997 гг. этот показатель вырос до отметки более чем 130%. .руб. 138,7 101,6 134,1 1 103,3/ Процент 140 выполнения □ План 104,2 101,3 Ю3,4 102,6 80 -^Выполнение планового 60 задания
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |