Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамичноразвивающаясясистема




Таможенноедело - открытая,

Вопросы

3.1. Таможенное дело - открытая, динамично развивающаяся система.

3.2. Таможенный менеджмент как теория управления таможенным делом. Ба­
зовые понятия и определения.

3.3. Объект и предмет таможенного менеджмента и особенности их изучения.
Выводы.

Контрольные вопросы.

Рекомендуемаялитература

1. Общий и специальный менеджмент: учебник / под общ.ред. А. Л. Гапоненко,
А. П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2000.

2. Макрусев В. В. Основы системного анализа: учебник. - М.: РИО РТА, 2006.


Таможенное дело - специфическое социально-экономическое явление, развивающийся институт, представляющий собой, с одной стороны, боль­шой, сложный, недостаточно структурированный объект управления -систему1, а с другой - особый специальный предмет изучения.

Одной из наиболее характерных особенностей таможенного дела яв­ляется то, что оно содержит в себе все признаки управляемой и управля­ющей систем. В первом случае речь идет об управлении таможенным де­лом, о системе управления таможенным делом. Во втором - о таможенном деле как институте управления, о системе таможенных методов и средств, о таможенных органах России как инструменте таможенного регулирова­ния и контроля (рис. 15).

Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Первичность целого - основной постулат теории систем. Предположение, что системы существуют как целое, которое затем можно членить на компоненты, является исходным онтологическим моментом теории.


Система управления таможенным делом (СУТД) представляется в данном случае органами управления - субъектом управления и собст­венно таможенным делом как объектом управления.

Таможенное дело, как объект управления - это система таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельнос­ти таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала. Соответственно управление таможенным делом - это управление данны­ми объектами.

В силу сложной природы такого явления, как таможенное дело, нали­чия различного рода факторов воздействия, синергетических эффектов, процессов самоорганизации и саморазвития, сложно однозначно опре­делить субъект - структуру органов управления таможенным делом. В зависимости от выбираемого подхода к структурированию собственно таможенного дела проявляется и адекватная структура органов управле­ния. Если рассматривать процесс структуризации начиная с этапа форми­рования таможенных институтов и идентифицировать факторы и условия формирования институциональной среды с уровня международных орга­низаций, что и происходит на практике в настоящее время, то в соответст­вующей иерархии выстраиваются и субъекты управления таможенным делом. Например, начиная с государственного уровня формируется сле­дующая иерархия: президент, исполнительные, законодательные и судеб­ные органы власти России; ЦА ФТС России; РТУ, таможни, таможенные посты, структурные подразделения таможенных органов России.

Таможенное дело как система управления также имеет в своем со­ставе две базовые подсистемы: собственно таможенное дело как управля­ющую подсистему и сферу ВЭД как объект управления.

Таможенное дело, как субъект управления - это система управления сферой внешнеэкономической деятельности, участниками ВЭД, товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную грани­цу - объектами управления. Такое управление осуществляется в форме таможенного регулирования и контроля; шире - это система таможенного администрирования (СТА).

С позиции теории систем управление таможенным делом является вложенной системой по отношению к системе таможенного администри­рования. Поэтому, по большому счету, управляя таможенным делом, мы регулируем процессы в сфере ВЭД и по каналам обратной связи контро­лируем полученные результаты. Далее, анализируя их, по мере необходи­мости принимаем решения по изменениям собственно в таможенном деле и или в сфере ВЭД.


В такой постановке речь идет об управлении таможенным админис­трированием, которое начинается с международного уровня, например, с уровня ВТО, содержание которого, в частности, раскрывают такие ключевые документы, как Киотские протоколы и Рамочные стандарты безопасности и содействия торговле. В них отражены единые принци­пы и процедуры организации и реализации таможенного администриро­вания для всех администраций мира, подписавших данные документы. Заканчивается такое управление на уровне таможенного инспектора, принимающего в ходе взаимодействия с участниками ВЭД конкретные решения по таможенным вопросам в объеме своих должностных обя­занностей.

Таможенное дело находится в процессе непрерывного развития. Это гармонизированный процесс концептуальных, правовых, организацион­ных, технологических и иных динамических изменений системно-эволю­ционного характера.

Основные факторы развития: интеграция российской экономики в мирохозяйственные связи, перспектива вступления России во Все­мирную торговую организацию, масштабы и характер деятельности хозяйствующих субъектов, идеология всемерного содействия разви­тию торговой деятельности. Все это объективно выдвигает в число приоритетных направлений практическую реализацию новой фило­софии таможенного дела- «контроль-сервис», предполагающей раз­витие таможенной службы РФ для повышения качества таможенных услуг, предоставляемых государству, обществу и участникам внешне­торговой деятельности.

Стратегической целью развития таможенных органов является повы­шение уровня экономической безопасности РФ, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных то­варопроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе по­вышения качества и результативности таможенного администрирования. Она сводится к нескольким основным параметрам:

• повышению уровня соблюдения таможенного законодательства РФ,
обеспечению полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин,
налогов и таможенных сборов;

• повышению качества предоставления государственных таможенных
услуг, сокращению издержек участников ВЭД и государства, связанных
с таможенным оформлением и таможенным контролем;


• повышению эффективности работы таможенных органов по выявле­нию и пресечению контрабанды, в том числе незаконного вывоза товаров и ценностей.

Перспектива развития ФТС России определяет и существенные изме­нения в содержании таможенных услуг, в организации и технологиях та­моженной деятельности. Наряду с исторически сложившимися традицион­ными процедурами таможенного регулирования и контроля, формируются и внедряются новые таможенные технологии и инструменты: управления рисками, таможенного аудита, информационного взаимодействия с госу­дарственными структурами России и с таможенными администрациями других стран, системного анализа внешнеэкономической и таможенной деятельности, управления таможенными услугами в международной цепи поставки товаров, таможенной логистики.

Сегодня разработаны и введены в действие новые формы грузовой и транзитной таможенных деклараций, гармонизированные с документа­ми, принимаемыми в странах Европейского союза. Внедряются система предварительного информирования таможенных органов и технология электронных способов обмена информацией с участниками внешнеэко­номической деятельности, таможенный аудит. В ближайшее десятиле­тие будут реализованы требования Рамочных стандартов безопасности и обеспечения мировой торговли, протоколов Киотской конвенции, про­граммные положения Концепции развития таможенных органов России до 2010 г. и других органических институтообразующих решений.

В целом таможенное дело и как объект, и как субъект управления явля­ется открытой, динамично развивающейся системой, представляет собой сложный предмет для изучения и требует соответствующего уровня под­готовки специалиста по таможенному делу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.